Комментарий к федеральному закону


Скачать 10.12 Mb.
НазваниеКомментарий к федеральному закону
страница1/64
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   64
Документ предоставлен КонсультантПлюс


Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 273-ФЗ

"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 27 мая 2014 года
Н.В. ЛАСКИНА, Н.А. НОВИКОВА, Н.С. ЛЕЖНЕВА,

Н.Ю. ТИМОФЕЕВА, С.А. СЛЕСАРЕВ, Ю.Н. ВАХРУШЕВА
Авторы
Ласкина Н.В. - кандидат юридических наук, начальник юридического отдела Саратовского государственного социально-экономического университета, автор комментариев к федеральным законам;

Новикова Н.А. - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Уральской государственной юридической академии, доцент кафедры европейских исследований Уральского федерального университета имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина;

Лежнева Н.С. - практикующий юрист, автор комментариев к Федеральным законам "О негосударственных пенсионных фондах", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" и ряду других;

Тимофеева Н.Ю. - практикующий юрист, преподаватель юридических дисциплин, автор комментариев к ряду федеральных законов;

Слесарев С.А. - практикующий юрист, консультант Центра правовой информации при ЦБС г. Мценска;

Вахрушева Ю.Н. - практикующий юрист с опытом работы в области государственного и муниципального управления, в том числе в сфере образования.
Настоящий комментарий к Федеральному закону "Об образовании", вступившему в силу с 1 сентября 2013 г., подготовлен с учетом самых последних изменений в законодательстве об образовании. Анализ нормативных положений Закона производится с учетом часто возникающих на практике вопросов его применения, подготовленных уполномоченными органами разъяснений и рекомендаций, привлечением судебной практики.

Комментарий будет полезен широкому кругу читателей: как специалистам, занятым в системе образования (сотрудникам уполномоченных органов и организаций, осуществляющих образовательную деятельность), так и самим обучающимся и их родителям. Также материалы данного комментария могут быть использованы при подготовке студентов, аспирантов, изучающих вопросы государственного управления в сфере образования.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 27 мая 2014 г.
Список сокращений
БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ;

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. N 141-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ);

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ;

ЕГЭ - Единый государственный экзамен;

ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ;

ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ;

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;

Конституция РФ - Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ);

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ;

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ.


29 декабря 2012 года

N 273-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ,

от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ,

от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ,

от 03.02.2014 N 11-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ,

от 05.05.2014 N 84-ФЗ, от 27.05.2014 N 135-ФЗ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. Рассматриваемая статья является вполне традиционной для российского законодательства. Она посвящена определению предмета регулирования комментируемого Закона. Напомним, что под предметом правового регулирования традиционно понимают круг правоотношений, подпадающих под сферу действия того или иного законодательного (нормативного) акта.

Напомним, что предмет правового регулирования представляет собой фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании <1>. Такие отношения будут признаваться предметом правового регулирования в том случае, если они будут отвечать следующим признакам: быть жизненно важными для общества, иметь волевой и направленный характер, обладать определенной степенью устойчивости.

--------------------------------

<1> Теория государства и права / Отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. М.: Норма, 2006. С. 461.
Предметом любой отрасли права являются отношения, регулируемые соответствующими нормами права. В нашем случае это общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Поскольку под регулированием принято понимать функцию управления, воздействие на что-либо с целью организации, упорядочения, то процесс регулирования деятельности в сфере образования будет представлять собой налаживание, упорядочивание, направление и развитие процессов, отношений, возникающих по факту предоставления, получения, оказания образовательных услуг.

С точки зрения ч. 1 рассматриваемой статьи можно констатировать, что при определении предмета правового регулирования законодатель пошел по пути простого перечисления тех или иных сфер общественных отношений, входящих в целевую направленность комментируемого Закона.

Забегая вперед, сразу можно отметить, что круг регулируемых отношений определен чрезвычайно широко, что позволит в будущем произвести качественное наполнение комментируемого Закона адекватными правовыми нормами, регулирующими правоотношения в сфере образовательного процесса. Вместе с тем включение большого круга норм, относящихся фактически к разным сферам правового регулирования, в один правовой акт позволяет констатировать, что фактически комментируемый Закон носит кодифицирующий характер, в нем систематизируются ключевые нормы различных отраслей законодательства, регламентирующие деятельность образовательных учреждений в частности и всего образовательного процесса в целом.

Предметом правового регулирования обусловлена и структура комментируемого Закона. Он состоит из пятнадцати глав, содержащих положения об основных задачах и организации образовательной деятельности, правовом статусе образовательных учреждений и иных участников образовательного процесса. Отдельная глава комментируемого Закона посвящена международному сотрудничеству в сфере образования.

2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи к предмету правового регулирования комментируемого Закона относятся общественные отношения, возникающие в связи с образованием. Образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Таким образом, правоотношения, входящие в предмет правового регулирования комментируемого Закона, предполагаются возникающими в сфере образования в связи с:

1) реализацией права на образование, т.е. осуществлением реальной деятельности, направленной на получение субъектами соответствующих правоотношений качественных образовательных услуг;

2) обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования. Как представляется, в круг данных правоотношений входят отношения по установлению (закреплению) таких гарантий и их практической реализации;

3) созданием условий для реализации права на образование, т.е. определением оптимальных моделей и механизмов, а также их практической реализацией в целях соблюдения гарантий реализации конституционного права на образование.

3. В рамках ч. 2 комментируемой статьи фактически определены основные направления правового регулирования комментируемого Закона. Итак, комментируемый правовой акт направлен на установление следующих аспектов образовательного процесса:

1) установление правовых основ образования в Российской Федерации. Данная норма означает, что комментируемый Закон фактически выступает основой всех правовых (нормативных) источников российской системы образования. Как указывает ст. 4 комментируемого Закона, отношения в сфере образования регулируются, помимо него самого, Конституцией РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. При этом целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования;

2) установление организационных основ образования в Российской Федерации, что предполагает закрепление правил и порядка осуществления управления образовательной организацией в частности и образовательной системой в целом;

3) установление экономических основ образования в Российской Федерации: в частности, это происходит путем закрепления в комментируемом Законе норм об экономической деятельности и финансовом обеспечении системы образования (см. комментарий к главе 13);

4) установление основных принципов государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Общий перечень принципов государственной политики в сфере образования представлен в ст. 3 комментируемого Закона (см. комментарий к статье 3);

5) установление общих правил функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, в том числе правил создания образовательных организаций, организации образовательного процесса в рамках общеобязательных стандартов и правил;

6) определение правового положения участников отношений в сфере образования: в рамках комментируемого Закона представлены подробные перечни, отражающие особенности правового статуса каждого из участников сложного образовательного правоотношения, а именно образовательной организации, педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, а также государственных органов и организаций, осуществляющих специальный контроль за деятельностью образовательных учреждений.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 2
Статья 2 закрепляет на правовом уровне основные понятия, используемые в целях регулирования образовательных отношений комментируемым Законом.

1. Образование представляет собой:

1) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства;

2) совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Раскрытие понятия сводится к перечислению двух основных составляющих образования: оно одновременно является и процессом, и результатом данного процесса в виде совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, а также обозначению цели процесса воспитания и обучения.

Образование представляет собой сложную и взаимосвязанную систему, включающую в себя множество участников и разнообразных отношений, складывающихся между ними, основанных на государственной регламентации. Система образования включает в себя:

- федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

- федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

- организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

2. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Несколько иное понятие воспитания дано Модельным законом о воспитании детей и молодежи, принятым в г. Санкт-Петербурге 14 мая 2009 г. Постановлением N 32-5 на 32-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Указанный Закон определяет воспитание как систематический процесс формирования и развития личности в соответствии с принятыми в государстве - участнике СНГ нормами в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни.

Считаем, что понятие воспитания в последнем случае раскрыто более полно, нежели в комментируемой статье. Воспитание как психологический и педагогический процесс нельзя сводить к деятельности. Деятельность - осуществление определенных действий субъектом правоотношений. Воспитание личности - это процесс ее формирования, который зависит от многих социальных, психологических, общественных факторов. Личность формируется как под влиянием целенаправленных действий членов социума (родителей, воспитателей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов, государственных служащих, законодателей и пр.), так и под влиянием окружающей среды (друзья, семья, социум, экономическое и политическое положение, уровень духовности, развития и морали окружающих людей и общества в целом). Таким образом, воспитательный процесс представляет собой не деятельность, направленную на развитие личности, а создание условий для ее формирования - материальных, духовных, организационных и пр.

Воспитание, в зависимости от его направленности, можно подразделить на социальное, эстетическое, духовное, физическое и пр.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   64

Похожие:

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону от 25. 12. 2008 n 273-фз
Фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральному закону от 25. 07. 2002 n 114-фз "О противодействии...

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Алексеев В. И. канд юрид наук, ст науч сотрудник ст ст. 12, 23 26, 34, 35, 42 (в соавторстве с А. В. Бриллиантовым)

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Борисов Александр Николаевич, юрист, специалист по налоговому праву, экономист, финансист

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Смолина Лариса Викторовна, юрист юридической консультации ООО "Юридическая помощь"

Комментарий к федеральному закону iconНазвание документа
Комментарий к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (10-е изд., испр и доп.)

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 года n 323-фз...

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-фз "О некоммерческих организациях"
Статья Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

Комментарий к федеральному закону iconСтатья Сфера применения настоящего Федерального закона
Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-фз о порядке рассмотрения обращений граждан рреклама

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону от 10 января 2002 Г
Авторы Комментария известные ученые-экологи и практики, имеющие большой опыт преподавательской работы

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Белянинова Юлия Владимировна юрист, опыт работы более 20 лет, автор многих статей, книг и комментариев

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск