Комментарий к федеральному закону


НазваниеКомментарий к федеральному закону
страница1/24
ТипЗакон
filling-form.ru > бланк доверенности > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 15.07.1995 N 103-ФЗ

"О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ

В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 15 марта 2009 года
Научные редакторы:

А.С. МИХЛИН и В.И. СЕЛИВЕРСТОВ
АВТОРЫ:
Агамов Г.Д. - ст. ст. 43 - 47, 49 - 51;

Алексеев В.И. - канд. юрид. наук, ст. науч. сотрудник - ст. ст. 12, 23 - 26, 34, 35, 42 (в соавторстве с А.В. Бриллиантовым);

Бриллиантов А.В. - докт. юрид. наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации - ст. ст. 12, 23 - 26, 34, 35, 42 (в соавторстве с В.И. Алексеевым);

Гуляев А.П. - докт. юрид. наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации - ст. ст. 2, 3, 5, 13, 14, 28, 29;

Казакова В.А., докт. юрид. наук, доцент - алфавитно-предметный указатель (не приводится);
┌───────────┐

│Михлин А.С.│ - докт. юрид. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ -

└───────────┘ ст. ст. 1, 30 - 33, 37 - 41, 53;
Пономарев П.Г. - докт. юрид. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации - ст. ст. 7 - 11, 27, 52;

Селиверстов В.И. - докт. юрид. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации - ст. ст. 4, 6, 15 - 22, 36.
Комментарий к Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" посвящен толкованию основных положений реализации такой меры государственного принуждения, какой является содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей. Он содержит разъяснения общих положений и принципов содержания под стражей, организационно-правовых вопросов деятельности мест содержания под стражей, режима и внутреннего распорядка в них. Большое внимание в комментарии уделено разъяснению правового статуса подозреваемых и обвиняемых, а также гарантиям его обеспечения.

Ко многим статьям проанализированы международные стандарты обращения с заключенными под стражу. В приложении приведены образцы актов прокурорского надзора. Это расширяет востребованность данного издания, которое будет полезно как лицам, занимающимся вопросами обеспечения и защиты прав содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых на профессиональной основе (сотрудникам уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел, следователям, адвокатам, правозащитникам, работникам дознания и прокуратуры), так и изучающим эту непростую область правоохранительной деятельности (студентам, аспирантам). Необходимые для себя сведения найдут в данной книге лица, заключенные под стражу, и их родственники.

В комментарии использованы законодательные акты по состоянию на 15 марта 2009 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вниманию читателей предлагается комментарий к Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", впервые изданный в рамках серии "Библиотека Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации". Он подготовлен авторским коллективом высококвалифицированных юристов, специализирующихся в областях уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права и работающих в Аппарате или Экспертном совете Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Необходимость издания комментария обусловливается правозащитной практикой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный), который получает обращения подозреваемых и обвиняемых о нарушении их прав во время содержания под стражей. Особенностью правового статуса российского омбудсмена является то, что он не только констатирует нарушения прав человека, но принимает меры по восстановлению нарушенных прав граждан, в том числе и в местах принудительного содержания.

Однако наиболее важной стороной деятельности Уполномоченного является предупреждение нарушений прав человека, так как лучше предостеречь, а иногда и пресечь индивидуальные и массовые нарушения прав, чем затем предпринимать длительные и дорогостоящие меры по их восстановлению.

Настоящее издание комментария следует рассматривать в качестве необходимого элемента предупредительной практики Уполномоченного. Дело в том, что анализ поступающих обращений подозреваемых и обвиняемых и их родственников, сотрудников персонала, а также непосредственное ознакомление с положением дел в изоляторах временного содержания (ИВС) и следственных изоляторах (СИЗО) выявили слабое знание персоналом норм национального законодательства, не говоря уже о международных нормах и принципах обращения с содержащимися под стражей. В библиотеках СИЗО и в ИВС нет текстов Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (Женева, 1955 г.), Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правил внутреннего распорядка и т.д. Тем самым нарушается право подозреваемого или обвиняемого на получение информации о порядке и условиях содержания под стражей, о своих правах и обязанностях, базирующееся на международных стандартах и положениях Конституции Российской Федерации.

В целях обеспечения права находящихся под стражей на получение информации о своих правах и обязанностях, а также правового просвещения персонала мест лишения свободы Уполномоченным были подготовлены и изданы: Памятка для сотрудников исправительных учреждений, Памятка для подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. В серии "Библиотека Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" издан сборник нормативных правовых актов и официальных документов "Защита права человека в местах лишения свободы" (М.: Юриспруденция, 2003), Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (М.: Юриспруденция, 2003), которые направлены в следственные изоляторы и колонии. Настоящее издание комментария - очередной шаг по разъяснению положений действующего законодательства, норм международного права, определяющих правила обращения с лицами, содержащимися под стражей. К статьям Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" даются выдержки из международных конвенций, пактов, договоров, документов ООН и Совета Европы.

Публикуемый научно-практический комментарий должен оказать необходимую помощь в уяснении практическими работниками, адвокатами, правозащитниками, самими содержащимися под стражей международных стандартов обращения с заключенными и требований законодательства России, что будет способствовать сокращению нарушений прав человека в процессе содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Уполномоченный по правам человека

в Российской Федерации

доктор исторических наук, профессор,

В.П.Лукин
ВВЕДЕНИЕ
В 1995 г. был принят Федеральный закон "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений". За прошедшие годы он в целом показал свою эффективность, поскольку, будучи направленным на достижение задач уголовного правосудия, одновременно закрепил прогрессивные идеи обеспечения прав человека при реализации государственного принуждения, каковым является содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых.

Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" пришел на смену ранее действовавшим общесоюзным Положению о предварительном заключении под стражу (Закон СССР от 11.07.1969) и Положению о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13.07.1976). Он существенно отличается от них как по объему, так и по содержанию правового регулирования общественных отношений в сфере обращения с подозреваемыми и обвиняемыми под стражей.

Так, в своем большинстве нормы Федерального закона учитывают положения межгосударственных актов об обращении с заключенными, что имеет важное значение для соблюдения стандартов ООН и Совета Европы в подзаконном нормативном регулировании и правоприменительной практике мест содержания под стражей.

Детально регламентированы общие положения, принципы и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Многие из общих положений и принципов имеют конституционный характер и корреспондируют с соответствующими статьями Конституции Российской Федерации. Это касается равенства перед законом и судом (ст. 19 Конституции Российской Федерации), презумпции невиновности (ст. 49 Конституции Российской Федерации), уважения человеческого достоинства, неприменения пыток, насилия, другого жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ст. 21), соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 15). Конституционным является право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), а также право на судебную защиту и на обжалование действий должностных лиц в суд (ст. 46).

В комментируемом Федеральном законе закреплены виды мест содержания под стражей, регламентирована компетенция нормативных актов - Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" был принят после введения в действие Конституции Российской Федерации, которая провозгласила приоритет человека и гражданина. Поэтому целая глава посвящена правам подозреваемых и обвиняемых и их обеспечению. Некоторые из этих прав закреплены впервые, другие существенно расширены по сравнению с ранее действовавшим Положением о предварительном заключении под стражу. Отменены ограничения в переписке, в приобретении по безналичному расчету продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров, расширено право на свидания с родственниками и иными лицами, на получение посылок, передач. Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ предоставлено право на телефонные переговоры.

Важное значение имеет существенное увеличение (с 2,5 до 4 кв. м) нормы санитарной площади в камере на одного человека. И хотя по объективным причинам эту норму до сих пор не удалось реализовать в полном объеме, она имеет существенное значение, так как обязывает Россию принимать соответствующие меры по сокращению применения ареста в качестве меры пресечения, строительству и реконструкции следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

Детально регламентированы меры по обеспечению изоляции и предотвращению правонарушений в местах содержания под стражей. Эти меры, с одной стороны, позволяют решать задачи, стоящие перед сотрудниками мест содержания под стражей, а с другой - четко регламентируют обязанности и охраняют права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых.

При подготовке комментария авторский коллектив учел изменения, внесенные в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в 2001 - 2008 гг., другие законодательные акты, а также положения Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

По каждой статье проанализированы международные стандарты обращения с заключенными под стражу. В приложении приведены образцы процессуальных документов. Это расширяет востребованность данного издания, которое будет полезно как лицам, занимающимся вопросами обеспечения и защиты прав содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых на профессиональной основе (сотрудникам уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел, следователям, адвокатам, правозащитникам, работникам дознания и прокуратуры), так и изучающим эту непростую область правоохранительной деятельности (студентам, аспирантам). Необходимые для себя сведения найдут в данной книге лица, заключенные под стражу, и их родственники.
Заслуженный деятель науки РФ,

доктор юридических наук, профессор

А.С.Михлин
Заслуженный деятель науки РФ,

доктор юридических наук, профессор

В.И.Селиверстов
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
УК РФ - Уголовный кодекс РФ

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс РФ

УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс РФ

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

КоАП РФ - Кодекс РФ об административных правонарушениях

ГК РФ - Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс РФ

ИУ - исправительное учреждение

ИК - исправительная колония

ВК - воспитательная колония

ИВС - изолятор временного содержания

СИЗО - следственный изолятор
15 июля 1995 года N 103-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ

И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ,

от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 15.04.2006 N 50-ФЗ,

от 05.02.2007 N 9-ФЗ, от 05.02.2007 N 10-ФЗ,

от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ,

от 30.10.2007 N 241-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 25.10.2001 N 14-П)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. Комментируемый Федеральный закон определяет задачи правового регулирования содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

2. Одна из основных задач Федерального закона - обеспечить правовую регламентацию нормального функционирования следственных изоляторов и изоляторов временного содержания - создать условия, исключающие возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, уклониться от отбывания наказания, помешать расследованию уголовного дела.

Задачи комментируемого Закона не должны противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). В соответствии с этим документом каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. Однако при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29).

Важную роль комментируемый Закон играет в деле обеспечения условий для нормальной работы органов предварительного расследования.

3. Закон должен обеспечить правопорядок и законность в работе мест предварительного содержания под стражей, безопасность подозреваемых и обвиняемых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории.

4. Одна из важнейших задач Закона - определить объем прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, создать необходимые гарантии их реализации.

5. Комментируемый Федеральный закон регламентирует порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; категории лиц, в отношении которых устанавливаются соответствующие условия и порядок пребывания в месте временного содержания; обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, содержащихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания. Под порядком и условиями содержания под стражей понимается режим следственных изоляторов (см. комментарий к ст. 8) и изоляторов временного содержания (см. комментарий к ст. 9). Он определяет правила изоляции от общества подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и осужденных, в отношении которых обвинительный приговор не вступил в законную силу (см. комментарий к ст. 2), надзор за ними; правоограничения, устанавливаемые комментируемым Федеральным законом, правила внутреннего распорядка, раздельное содержание различных категорий лиц, меры профилактического воздействия, применяемые к ним (подробно об этом см. комментарий к ст. ст. 15, 16).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону от 25. 12. 2008 n 273-фз
Фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральному закону от 25. 07. 2002 n 114-фз "О противодействии...

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Борисов Александр Николаевич, юрист, специалист по налоговому праву, экономист, финансист

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Смолина Лариса Викторовна, юрист юридической консультации ООО "Юридическая помощь"

Комментарий к федеральному закону iconНазвание документа
Комментарий к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (10-е изд., испр и доп.)

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 года n 323-фз...

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-фз "О некоммерческих организациях"
Статья Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

Комментарий к федеральному закону iconСтатья Сфера применения настоящего Федерального закона
Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-фз о порядке рассмотрения обращений граждан рреклама

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону от 10 января 2002 Г
Авторы Комментария известные ученые-экологи и практики, имеющие большой опыт преподавательской работы

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Белянинова Юлия Владимировна юрист, опыт работы более 20 лет, автор многих статей, книг и комментариев

Комментарий к федеральному закону iconКомментарий к федеральному закону
Ласкина Н. В. кандидат юридических наук, начальник юридического отдела Саратовского государственного социально-экономического университета,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск