Организация питания детей дошкольного возраста


Скачать 269.53 Kb.
НазваниеОрганизация питания детей дошкольного возраста
страница1/2
ТипДокументы
  1   2
Организация питания детей дошкольного возраста

Достаточная обеспеченность ребёнка всеми пищевыми веществами, и особенно витаминами, минеральными солями и микроэлементами, - один из основных моментов предупреждения инфекционных заболеваний, так как состояние иммунитета определяется не столько количественной стороной питания, сколько его качеством и биологической ценностью. Кроме того, рациональное полноценное питание повышает устойчивость детского организма к резким колебаниям температуры и влажности воздуха, воздействию различных вредных экологических факторов.

В наше время – время больших перегрузок, значительного потока информации, ускоренных темпов жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций – следует помнить, что правильное питание в детстве во многом содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.

Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям; рекомендуемые среднесуточные нормы питания в дошкольных организациях приведены в приложении № 1.

Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.

Под правильно сбалансированным питанием понимается питание, полностью отвечающее возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии. Интенсивный рост и развитие детей раннего и дошкольного возраста обуславливает их относительно большую по сравнению со взрослым человеком потребность во всех пищевых веществах. При этом, чем младше ребёнок, тем выше его потребность в пищевых веществах на 1 кг массы тела.

Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях предусматривает выполнение режима дня. Режим питания детей по отдельным приёмам пищи, в зависимости от их пребывания в дошкольных организациях, представлены в СанПиН 2.4.1.2660-10, таблице 5.


Время

приёма пищи

Приёмы пищи в зависимости от длительности пребывания детей в ДО

8-10 часов

11-12 часов

24 часа

8 30 - 9 00

завтрак

завтрак

завтрак

10 30 - 11 00

второй завтрак

второй завтрак

второй завтрак

12 00 - 13 00

обед

обед

обед

15 30

полдник

полдник*

полдник

18 30

-

ужин

ужин

21 00

-

-

2 ужин

  • при 12 – часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотнённого» полдника с включением блюд ужина.

Питание должно обеспечить растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. При организации питания следует соблюдать возрастные физиологические нормы суточной потребности в энергии и пищевых веществах для детей разных возрастных групп (Сан ПиН 2.4.1.2660-10, таблица 4)




Показатели (в сутки)

0-3 мес

4-6 мес

7-12 мес

1-2 года

от 2 до 3 лет

3-7 лет




1

Энергия (ккал)

115*

115*

110*

1200

1400

1800

2

Белок, г

-

-

-

36

42

54




*в т.ч.животный (%)

-

-

-

70

65




**г/кг массы тела

2,2

2,6

2,9

-

-

-

3

Жиры, г

6,5*

6*

5,5*

40

47

60

4

Углеводы, г

13*

13*

13*

174

203

261

  • потребности для детей первого года жизни в энергии, жирах, углеводах даны в расчёте на г/кг массы тела.

  • потребности для детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании.

Отклонения от расчётных суточной калорийности и содержания основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) и калорийности не должны превышать + - 10%, микронутриентов + - 15%.

Распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона питания детей на отдельные приёмы пищи в зависимости от их времени пребывания в дошкольных организациях представлены СанПиН 2.4.1.2660-10, таблице 6

Для детей с круглосуточным пребыванием в ДО

24 часа

Для детей с дневным пребыванием в ДО

8-10 часов

Для детей с дневным пребыванием в ДО

12 часов

Завтрак (20%)

2 завтрак (5%)

Обед (35%)

Полдник (15%)

Ужин (20%)

2 ужин – (до 5%)-

Дополнительный приём пищи перед сном –кисломолочный напиток с булочным или мучным кулинарным изделием

завтрак (20%)

2 завтрак (5%)

обед (35%)

полдник (15%)

завтрак (20%)

2 завтрак (5%)

обед (35%)

полдник (15%) или уплотнённый полдник (20-35%)

ужин (20%)

100%

75%

95- 100%

В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный приём пищи – второй завтрак, включающий напиток или сок и (или свежие фрукты).

Основными принципами организации рационального питания детей в ДО являются обеспечение достаточного поступления всех пищевых веществ необходимых для нормального роста и развития детского организма, и соблюдение санитарных правил приготовления пищи, гигиенических основ и эстетики питания.

Рационально разработанное меню предполагает определённое сочетание продуктов и правильное соотношение основных пищевых ингредиентов. В дошкольных организациях рекомендуется составлять примерное меню, что позволяет более точно распределить продукты с учётом их калорийности и химического состава, облегчает своевременную доставку продуктов в учреждение. На основании примерного двухнедельного меню составляется рабочее ежедневное меню.

При составлении меню следует в первую очередь позаботиться о достаточном содержании в нём белкового компонента – главного строительного материала для растущего детского организма. Основными источниками белков являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, которые содержат белки животного происхождения. Из растительных продуктов наиболее богаты белком бобовые, а также некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшённая), ржаной и пшеничный хлеб. Эти продукты должны включаться в рацион питания детей ежедневно в соответствии с суточными нормами.

Жировой компонент питания должен состоять преимущественно из жиров животного происхождения, лучше всего сливочного масла, сметаны, частично в виде жира, содержащегося в молоке, кисломолочных продуктах, а также жира в мясных продуктах. Столь же обязательны растительные жиры, так как они являются богатыми источниками полиненасыщенных жирных кислот и жирорастворимых витаминов.

Растущему организму необходимы и углеводы. Наиболее богаты углеводами сахар, варенье, повидло, различные кондитерские изделия. Однако это рафинированные углеводы, которые следует давать, как правило, в составе отдельных блюд или в виде лакомств. Основными источниками углеводов должны быть крупы, хлеб, макаронные изделия, и, самое главное, овощи и фрукты. Последние особенно желательны, так как содержат крайне необходимые ребёнку витамины, минеральные соли, а также пектины, пищевые волокна и клетчатку, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. В овощах и фруктах содержатся также ароматические вещества, эфирные масла, органические кислоты, усиливающие выработку пищеварительных соков и возбуждающие аппетит.

В дошкольных организациях необходимо проводить круглогодичную искусственную С- витаминизацию готовых блюд, использовать продукты питания обогащённые поливитаминными премиксами.

В целях профилактики йододефицита необходимо использовать в питании только йодированную поваренную соль.

Перечисленные пищевые ингредиенты должны входить в суточный рацион питания в определённых соотношениях. Оптимальное соотношение – 1:1:4. При этом белки должны составлять около 14%, жиры – 31%, углеводы – 55% общей калорийности суточного рациона.

При составлении рациона питания необходимо предусмотреть и правильное распределение продуктов в течение суток. С учётом того, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребёнка и требуют большего количества пищеварительных соков, рекомендуется блюда содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первой половине дня – на завтрак и обед. На ужин предпочтительна молочно-растительная, легкоусвояемая пища, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются.

В меню детей дошкольного возраста рекомендуется включать как можно больше салатов из сырых овощей, свежие фрукты, в качестве третьих блюд давать свежие или консервированные соки, фруктовое пюре для детского питания. Желательно, чтобы ребёнок в течение дня получал два овощных блюда и только одно крупяное. В ряде овощей имеются специальные бактерицидные вещества – фитонциды, обладающие способностью препятствовать росту болезнетворных микробов. Наиболее полезны в этом отношении чеснок, лук, зелень петрушки, укропа.

При отсутствии каких-либо продуктов, предусмотренных в меню, приходится прибегать к замене. Но используются при этом только равноценные продукты. Так, мясо, содержащее животные белки, необходимо заменять рыбой или творогом, а не крупой или мучными изделиями; натуральное молоко можно заменить сухим молоком или сгущённым. Нельзя вместо молока, кефира давать чай, кисель, компот. Не следует овощи заменять крупой, мучными изделиями. Замену продуктов надо проводить с таким расчётом, чтобы количество белка и жира в суточном рационе не менялось (приложение ).

Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе основных пищевых веществ и энергии по каждому блюду, приёму пищи, за каждый день и в целом за период его реализации.

Если вместо мяса используются мясные консервы (в исключительных случаях), пересчёт мясных продуктов в мясо производится с учётом следующих коэффициентов:

1 условная банка мясных консервов (350 г.) равнозначна 350 г. варёного мяса. ( при холодной обработке мяса на кости отходы составляют 26,4-29,5%; при тепловой обработке – 40%. Значит, для получения 350 г. варёного мяса необходимо взять от 1 до 1,16 кг сырого мяса). Мясные консервы не рекомендуется использовать часто, их включают в рацион только в случае, если по каким-либо причинам мясо не поступило на пищеблок.

Замена молока коровьего пастеризованного цельного производится с таким расчётом:

Наименование продукта

Эквивалентные количества продуктов, кг

Молоко коровье пастеризованное цельное

1,00

Молоко цельное сгущённое с сахаром

0,38

Молоко сухое

0,12

Так, например, для получения одного литра восстановленного молока берут (в зависимости от жирности) 110-130 г. просеянного молочного порошка и 900 г. кипячёной воды (60-70 о С). Смесь доводят до кипения.

Правильная организация питания требует, чтобы пища готовилась с учётом выхода готовых блюд для детей разного возраста. На основании утверждённого примерного двухнедельного меню в дошкольной организации ежедневно составляется меню-требование.

Объём пищи и выход блюд должны соответствовать возрасту ребёнка. Большой объём способствует снижению аппетита, служит причиной нарушения нормальной функции пищеварительных органов. Рекомендуемые объёмы порций для детей разного возраста представлены в СанПин 2.4.1.2660-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», приложение 12

Примерные возрастные объёмы порций для детей

Наименование блюд

Вес (масса) в граммах

от 1 года

до 3-х лет

от 3-х до 7-ми лет

Завтрак

Каша, овощное блюдо

120-200

200-250

Яичное блюдо

40-80

80-100

Творожное блюдо

70-120

120-150

Мясное, рыбное блюдо

50-70

70-80

Салат овощной

30-45

60

Напиток (какао, чай, молоко и т.п.)

150-180

180-200

Обед

Салат, закуска

30-45

60

Первое блюдо

150-200

250

Блюдо из мяса, рыбы, птицы

50-70

70-80

Гарнир

100-150

150-180

Третье блюдо (напиток)

150-180

1809-200

Полдник

Кефир, молоко

150-180

180-200

Булочка, выпечка, печенье, вафли

50-70

70-80

Блюдо из творога, круп, овощей

80-150

150-180

Свежие фрукты

40-75

75-100

Ужин

Овощное блюдо, каша

120-200

200-250

Творожное блюдо

70-120

120-150

Напиток

150-180

180-200

Свежие фрукты

40-75

75-100

Хлеб на весь день:







- пшеничный

50-70

110

- ржаной

20-30

60

Расчёты расхода сырья, выхода полуфабрикатов и готовых изделий даны в Сборнике технологических нормативов 1994 г.

Основанием для приготовления блюд должны быть технологические карты вышеназванного Сборника, но с учётом требований к организации щадящего питания.

Основным документом для приготовления пищи на пищеблоке учреждения является меню-требование, при составлении которого руководствуются:

*примерным двухнедельным меню;

*технологическими картами;

*нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей возрастных групп;

*рекомендуемыми среднесуточными нормами питания в дошкольных организациях (г, мл на 1 ребёнка);

*нормами взаимозаменяемости продуктов;

*нормами потерь при холодной и тепловой обработке продуктов и выходе готовой пищи;

* действующими сборниками технологических нормативов;

*таблицами химического состава и энергетической ценности пищевых продуктов.

Эффективность питания во многом зависит от обстановки в группе. Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой, удобными столиками и стульями. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Малышей нужно приучать к чистоте и опрятности за столом. Воспитатели должны быть спокойными, не торопить ребят, но и не заставлять их долго сидеть столом в ожидании очередных блюд. Закончившие еду, могут выйти из-за стола и заняться спокойными играми. Детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Им можно во время еды предложить небольшое количество воды, ягодного или фруктового сока. В некоторых случаях таким детям можно дать сначала второе блюдо, чтобы они в первую очередь съели более питательную, богатую белком пищу, а потом налить немного супа. Ни в коем случае нельзя отвлекать малышей во время еды игрушками, чтением сказок и т.п.

Очень важно правильно построить режим питания. Нельзя забывать о преемственности в питании детей в дошкольном учреждении и дома. С этой целью для родителей следует вывешивать в группах рекомендации по питанию ребёнка в вечернее время, в выходные и праздничные дни. При этом даются конкретные советы по составу домашних ужинов с учётом, того, какие продукты получили дети в течение дня.

В летнее время, особенно при выезде на дачу, жизнь детей связана с повышенной затратой энергии, так как они больше двигаются, гуляют, принимают участие в посильном труде. Поэтому калорийность суточного рациона должна быть повышена на 10-15% путём увеличения количества молока и молочных продуктов, а также овощей и фруктов. В летнее время в рацион следует включать побольше свежей зелени – укроп, петрушку, салат, зелёный лук, чеснок, щавель. Свежие овощи, зелень делают блюда не только более богатыми витаминами, но и придают им привлекательный вид и приятный вкус. В жаркое время у детей нередко снижается аппетит, поэтому рекомендуется несколько изменить режим питания, заменяя обед вторым завтраком (за счёт полдника). Обед при этом переносится на более позднее время и дети, отдохнувшие после дневного сна, едят с большим аппетитом.

Летом у детей повышается потребность в жидкости. Для питья может быть использована свежая кипячёная вода, а также настой шиповника или морс из ягод (не очень сладкий). Питьё следует предлагать после возвращения с прогулки перед проведением водных процедур. Во время длительной экскурсии на привале дети также должны получить какое-либо питьё. Отправляясь на экскурсию, воспитатели должны взять с собой запас кипячёной воды или морса.
  1   2

Похожие:

Организация питания детей дошкольного возраста iconО порядке приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста...
Овательного процесса в части приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного...

Организация питания детей дошкольного возраста iconПрограмма по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»

Организация питания детей дошкольного возраста iconПриема и отчисления
Настоящее Положение разработано в целях упорядочения приема и отчисления детей дошкольного возраста в доу; социальной поддержки семей,...

Организация питания детей дошкольного возраста iconТребования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН...
Инструкцией по проведению с-витаминизации, утвержденной Минздравом РФ от 18. 02. 1994 г. №06-15/3-15 с целью обеспечения сба­лансированного...

Организация питания детей дошкольного возраста iconТема: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» воспитателя мбдоу
Психическое развитие детей дошкольного возраста таково, что позволяет формировать у них представление о правах человека. Эта работа...

Организация питания детей дошкольного возраста iconРеферат по дополнительной профессиональной программе «Воспитание детей раннего возраста»
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Организация питания детей дошкольного возраста iconПроекта
На первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, организация...

Организация питания детей дошкольного возраста iconПриказ №143 от 31. 08. 2015. Новая редакция основной общеобразовательной...
Принципы и подходы к формированию Программы характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста Характеристика особенностей...

Организация питания детей дошкольного возраста iconПояснительная записка Образовательная программа дошкольного образования...
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Организация питания детей дошкольного возраста iconПрограмма по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного...
Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск