Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж»


НазваниеУдмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж»
страница1/9
ТипСамостоятельная работа
filling-form.ru > Договоры > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж»

Учебно-методическое пособие

по учебной дисциплине

«Русский язык»
Студент_________________________

Группа__________________________


Глазов 2014

Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Русский язык».- 1-е изд. – Глазов, 2014. – с. 92.
Составитель: преподаватель БОУ СПО УР «Глазовский политехнический колледж» Н.С. Дзюина

Рецензент: канд. филол. наук, доцент каф. рус. яз. ГГПИ Л.А. Калинина
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих курс русского языка. Подготовлено в соответствии с ФГОС СПО. Пособие состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть отражает основные аспекты рабочей программы по русскому языку, включает методические рекомендации. Практическая часть представлена заданиями для проверки усвоения знаний, умений в ходе внеаудиторной самостоятельной работы, указаны критерии оценок. Включены примерные экзаменационные задания по дисциплине.

Предназначено для студентов I курса отделения среднего профессионального образования.
СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ..………………………………………………………………… 5

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.………………………7

Самостоятельная работа 1. Лингвистический анализ текстов разных стилей………………………………………………………………………………………….7

Самостоятельная работа 2. Анализ тропов и фигур в произведениях русских классиков…………………………………………………………………………………….….13

Самостоятельная работа 3. Выполнение комплексной работы над текстом……………………………………………………………………………….…….17

Раздел 2. Лексика и фразеология………………….………………………..20

Самостоятельная работа 4. Работа со словарями, характеристика лексического значения слов……………………………………………………………………………...20

Самостоятельная работа 5. Выполнение упражнений на определение лексических групп…………………………………………………………………………………....24

Самостоятельная работа 6. Составление словарика фразеологизмов………………………………………………………………..…..………………….29

Самостоятельная работа 7. Редактирование предложений, определение типов ошибок……………………………………………………………………………………..…33

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, орфография…………………….…………...37

Самостоятельная работа 8. Фонетический разбор слов……………………………….37

Самостоятельная работа 9.Решение орфографических задач…………………...……41

Самостоятельная работа 10. Выполнение упражнений, связанных с анализом звуков…………………………………………………….......................................................43

Самостоятельная работа 11. Выполнение упражнений, связанных с коррекцией слов………………………………………………………………………………………46

Самостоятельная работа 12. Составление словарика орфоэпического минимума…………………………………………………………….............................................49

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография……………………51

Самостоятельная работа 13. Морфемный и словообразовательный разбор слов………………………………….................................................................................51

Самостоятельная работа 14. Выполнение упражнений, связанных с выявлением и объяснением экспрессивно-эмоциональной окраски словообразовательных форм в художественной и публицистической речи…………………………………..……....55

Самостоятельная работа 15. Выполнение упражнений, связанных с правописанием………………………………………………………………………………….……..58

Раздел 5. Морфология и орфография………………………………………..60

Самостоятельная работа 16. Практикум по правописанию и употреблению имен существительных и прилагательных……………………………………………….....60

Самостоятельная работа 17. Выполнение упражнений, связанных с правописанием и употреблением глаголов, причастий и деепричастий……………………….….……65

Самостоятельная работа 18. Выполнение упражнений, связанных с правописанием наречий…………………………………………...............................................................68

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация…………………………………………..71

Самостоятельная работа 19. Синтаксический разбор простого предложения……………………………………………………………………………….............71

Самостоятельная работа 20. Синтаксический разбор сложносочиненного и сложноподчиненного предложения……………………..……………………………………74

Самостоятельная работа 21. Синтаксический разбор бессоюзного предложения…………………………………………………………………………..…………..78

Примерные задания для подготовки к экзамену……….……………………..82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……………........................…..92

ПРЕДИСЛОВИЕ

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные,

то честные, правдивые,

то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешения,

И слово – удушения,

Есть трезвые и пьяные,

Лукавые, туманные,

Есть чистые, алмазные,

А есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить,

Другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая,

Есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести,

И самой низкой подлости...

В. Полторацкий «Слово о словах»
Учебно-методическое пособие разработано на основе рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык» для студентов СПО, созданной на основе примерной программы ФИРО. Предназначено для восполнения пробелов, имеющихся в знаниях, умениях студентов относительно вопросов практического владения нормами русского языка. Требования к знаниям и умениям предваряют комплект самостоятельных работ к разделам.

Отличительной особенностью данного пособия является то, что кроме необходимого минимума теоретического материала, изложенного в доступной форме, вопросов по ключевым теоретическим сведениям, призванным акцентировать наиболее важные моменты курса, содержится большое количество заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по освоению материала. Каждое практического задание сопровождается конкретными критериями, итоговый же результат определяется универсальной шкалой оценивания письменных работ: 100-90% - 5 «отлично», 89-80% - 4 «хорошо», 79-70% - 3 «удовлетворительно».

Содержание и структура учебно-методического пособия помогут студенту систематизировать знания и отследить степень освоения материала. Ключи к экзаменационным заданиям, помещённые в конце пособия, позволят заниматься не только под руководством преподавателя, но и самостоятельно.

В пособии представлены формы и виды самостоятельной работы обучающихся: чтение основной и дополнительной литературы, самостоятельное изучение материала по литературным источникам, работа со словарем, справочником, составление и разработка словаря, выполнение заданий практического характера, комплексная работа над текстом.

В центре внимание остаётся и совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности. С этой целью в каждой самостоятельной работе в части «Методические рекомендации» даны орфографические и пунктуационные правила, в практической же части – упражнения для выполнения. В пособии есть инструкции, которые определяют порядок анализа не только слов, но и простого и сложного предложений. Даны образцы выполнения наиболее сложных заданий. В некоторые самостоятельные работы включены в качестве текстового материала интересные сведения из истории слов, выражений.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов I курса СПО.

В результате выполнения самостоятельной работы 1, 2, 3 по разделу 1 «Язык и речь. Функциональные стили речи» осуществляется комплексная проверка знаний:

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

умений:

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Самостоятельная работа 1. Лингвистический анализ текстов разных стилей

Методические рекомендации

  1. Изучить языковые особенности научного, публицистического, официально-делового, разговорно-бытового стилей.

Языковые особенности научного стиля

Лексика

  1. Термины - это слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное понятие. Например: литературная норма, синтаксис, лексикология.

  2. Общенаучные слова встречаются в языке разных наук. Например: величина, элемент, процесс, метод.

Морфология

  1. Безличные глаголы, гл. 3 лица ед. и мн. ч. несовершенного вида в настоящем времени с «вневременным» значением. Например: литературные школы в большей мере определяют собой пути движения искусства слова.

  2. Отглагольные существительные. Например: уволить – увольнение, оформить - оформление.

Синтаксис

  1. Сложные предложения, осложнённые причастными, деепричастными оборотами, вводными конструкциями. Например: Русский язык – язык русской нации и средство межнационального общения многих народов, живущих в СНГ и других государств, входивших в состав СССР.


Языковые особенности публицистического стиля

Лексика

  1. Слова общественно-политической тематики. Например: маркетинг, менеджмент, бизнес, биржа, демократия, деколонизация, терроризм, идеология

Морфология

  1. Глаголы разного времени. Например: «здесь еще не забыли, когда фабрика, в силу разных причин, жила трудно, задолжала государству и рабочим. У главного инженера хранятся для истории справки из налоговой инспекции…»

Синтаксис

  1. Осложненные конструкции, использование непринужденной диалогов формы, восклицательные и вопросительные конструкции.


Языковые особенности официально-делового стиля

Лексика

  1. Термины. Например: приказ по основной деятельности, трудовая книжка, заявление, трудовой договор, решение, распоряжение

Морфология

  1. Инфинитив. Например: уволить, принять, решить.

  2. Краткие прилагательные. Например: должен, обязан, подотчётен.

  3. Отымённые предлоги и союзы. Например: в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что.

Синтаксис

  1. Осложнённые простые предложения.


Языковые особенности разговорно-бытового стиля

Лексика

  1. Разговорные и просторечные слова. Например: сыночек, киношка, настырный, паршивец, брюква.

Морфология

  1. Личные местоимения. Например: я, мы, он.

  2. Частицы. Например: ну, вот, ведь.

  3. Личные глаголы. Например: купаюсь, пришёл, купите.

Синтаксис

  1. Неполные предложения. Например: Ну, плачет.

  2. Вопросительные, восклицательные, побудительные предложения. Например: Сколько времени?

Ну и дела! Дай мне книгу!

  • Какие функциональные стили имеют сходные лексические черты?

  • Проанализируйте глагольные формы во всех функциональных стилях.


Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. (Макс. – 33 балла)

Текст 1. (Макс. – 10 баллов)

Исходя из результатов эксп..р..мента можно сделать заключение что объект имеет мягкую однородную структуру свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования так(же) показали что объект (не)обратимо изм..няет свою мол..кулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре (не)наблюдается.
Текст 2. (Макс. – 18 баллов)

(Не)в..роятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат заставляющий куриц н..сти золотые яйца! Тайна над которой (н..)одно (сто)летие бились величайшие алхимики мира наконец раскрыта нашим соотечествен..иком! Пока от изобретателя (ни)каких ком..ентариев (не)поступало он в данный момент находится в сильном запое однако можно однозначно сказать что открытия таких патриотов однозначно стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.
Текст 3. (Макс. – 5 баллов)

Я Иванов Иван Иванович выражаю свои искрен..юю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример» в частности Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

Текст 4. (Макс. – 10 баллов)

Ёо чувак! Если ты читаешь этот текст то врубаешься в тему. Энергия драйв и скорость вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим люблю острые ощущения люблю когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу чувак и знаю что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану скейтборд или паркур ролики или байк до тех пор пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

Количество баллов______
Задание 2. Заполните обобщающую таблицу. (Макс. – 10 баллов)

Образец выполнения задания

Текст 2. Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

Наименование стиля

текста

Лексика

Морфология

Синтаксис

примета

примеры

примета

примеры

характеристика

Разговорно-бытовой

2

разговорные и просторечные слова

Купились, зануда

Личные глаголы

Личные местоимения

задумывались

я, вы

Простые, восклицательные, вопросительные , неполные предложения



Наименование стиля

№ текста

Лексика

Морфология

Синтаксис

примета

примеры

примета

примеры

характеристика


Официально-деловой



















Разговорно-бытовой



















Научный



















Публицистический



















Количество баллов______
Задание 3. Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова. (Макс. – 29 баллов)

Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы — скр...петь перьями; раск...лить железо — раск...лоть полено; не об...жать слабых — об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство.

Количество баллов____

Общее количество баллов______

Критерии оценивания

«5» отлично

«4» хорошо

«3» удовлетвор.

«2» неудовлетвор.

82 – 74 балла

73 – 66 баллов

65 – 57 баллов

Менее 57 баллов

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж» iconРассмотрено
Настоящее Положение бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Глазовский медицинский техникум...

Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж» iconПравила приема в техникум, осуществляющего образовательную деятельность,...
Удмуртской Республики «Глазовский медицинский техникум Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»

Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж» iconПостановление от 11 марта 2008 г. №49 о реализации закона удмуртской...
В соответствии с Законом Удмуртской Республики "О звании "Ветеран труда Удмуртской Республики" Правительство Удмуртской Республики...

Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж» iconЗакон удмуртской Республики
Государственном Совете Удмуртской Республики и иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, Конституцией Удмуртской Республики,...

Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж» iconПравительство удмуртской республики постановление
В целях реализации Закона Удмуртской Республики от 17 декабря 2012 года n 70-рз "Об оказании бесплатной юридической помощи в Удмуртской...

Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж» iconПравила приёма в Воткинский медицинский колледж на 2013-2014 учебный год
Удмуртской Республики «Воткинский медицинский колледж Министерства здравоохранения Удмуртской Републики», другими нормативными правовыми...

Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж» iconЗакон удмуртской республики о государственных наградах удмуртской республики
Почетные звания Удмуртской Республики (далее почетные звания) являются высшей формой поощрения за особые заслуги, способствующие...

Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж» iconФ. А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики
Организация-разработчик: боу спо ур "Ижевский медицинский колледж имени Героя Советского Союза Ф. А. Пушиной Министерства здравоохранения...

Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж» iconЗакон удмуртской республики о мировых судьях удмуртской республики
Настоящим Законом устанавливается правовое регулирование деятельности мировых судей, отнесенное к компетенции Удмуртской Республики...

Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж» iconПравительстве Удмуртской Республики от «04» мая 2016 года №50-п
Удмуртской Республики, включая казенные предприятия, и государственным учреждениям Удмуртской Республики, расположенным на территории...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск