Скачать 235.86 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Станция юных техников им. П.В. Лосоногова.»
П Р О Г Р А М М А «КОЛЛЕКТИВНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ»
Принята на педагогическом Совете СЮТ Протокол №______ От _______________2012г. Г. Осинники СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Радиолюбительство – одно из наиболее популярных видов научно-технического движения. Конструирование простейших радиоэлектронных устройств, изучение принципов работы отдельных блоков, узлов позволяет ребятам конструировать не только звуковоспроизводящую, приемно-усилительную аппаратуру, но и делать первые шаги в освоении приемно-передающей аппаратуры. Занимаясь в «Коллективной радиостанции», ребята расширяют политехнический кругозор, получают возможность общения с радиолюбителями не только России, но и , изучив основы международного радиолюбительского языка (английский), с радиолюбителями всего мира. Особый акцент в программе сделан на участие в соревнованиях по радиосвязи, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса в объединении. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Физика», «Радиотехника», «Информатика». Курс рекомендован обучающимся 10 – 18 лет. В связи с отсутствием соответствующего государственного стандарта по курсу «Коллективная радиостанция», мы опираемся на собственный опыт и опыт радиолюбителей России. В результате прохождения программного материала обучающиеся имеют представление о : международном радиолюбительском движении особенностях распределения радиоволн правилах проведения соревнований по радиосвязи знают: виды модуляции; фонетический алфавит; LOG- журнал; виды и типы антенн; правила ТБ при работе на коллективной радиостанции; назначение и область применения Q – кодов, идентификации позывных; умеют: выполнять простейшие электромонтажные работы; проводить самостоятельно опыты по готовым схемам с частичным усовершенствованием отдельных узлов схем; производить расчет антенн; устанавливать антенное хозяйство; работать в эфире в разных режимах В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является создание оптимальных условий для изучения основ приема-передачи, распространения радиоволн, правил проведения радиосвязей и работе в эфире на коллективной радиостанции. В ходе ее достижения решаются задачи:
Программа предусматривает проведение традиционных занятий и соревнований по радиосвязи. Форма организации занятий: групповая, звеньевая, индивидуальная. Программа «Коллективная радиостанция» ориентирована на подготовку учащихся к самостоятельному конструированию несложной приемно-передающей аппаратуры и предусматривает изучение необходимых теоретических материалов по основам радиолюбительства. Полученный объем теоретических знаний дает возможность обучающимся сдать экзамены специальной комиссии при Главгоссвязь надзоре и получить разрешение на право самостоятельной работы в эфире. Основные направления практической деятельности ребят определяются самостоятельным конструированием передающих устройств, работой с измерительными приборами при настройке радиоаппаратуры, снятие частотных характеристик радиоэлектронных и усилительных устройств. Кроме того, обучающиеся работают на коллективной радиостанции с позывным RW9UWK , участвуют в соревнованиях по радиоспорту, имеют возможность по результатам соревнований выполнять нормативы спортивных разрядов. При работе на коллективной радиосвязи особое внимание уделяется соблюдению правил техники безопасности при налаживании, пайке, радиотехнических устройств, а так же во время работы в эфире и настройке антенно-фидерных устройств. Программа «Коллективная радиостанция» общим объемом 216 ч * 2 изучается в течение 2-х лет. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Радиоспорт» (1-й год обучения)
Итого 216 ч СОДЕРЖАНИЕ 1. Вводное занятие (3 ч) Комплектование групп. Знакомство с целями и задачами работы на учебный год. Ознакомление с оборудованием кабинета. Организационные вопросы.
Автоматы и электроника. Электроника в быту. Беседа «Электричество на службе связи». Электрический ток. Источники электрического тока: гальванические элементы, аккумуляторы. Проводники и изоляторы. Простейшая электрическая цепь и ее элементы. Правила сборки электрических цепей. Сила тока, напряжение, сопротивление, единицы измерения. Закон Ома для участка цепи. Расчет простых электрических цепей, графическое изображение их принципиальных схем.
Резисторы, способы их соединения. Сборка и исследование последовательных и разветвленных цепей постоянного тока. Конденсатор. Типы конденсаторов. Емкость и единицы измерения. Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления. Сборка на монтажных панелях и исследования цепей переменного тока, содержащих конденсаторы и катушки индуктивности. Полупроводниковые диоды, принцип действия и устройство, обозначение на схемах, маркировка. Реле, принцип действия, параметры и области применения. Использование в быту и промышленности.
Транзисторы, принцип действия, устройство, обозначения на схемах, маркировка. Общие сведения о процессе усиления в транзисторе. Изучение распространенных видов транзисторов. Конструирование и изготовление устройств с использованием транзисторов: реле времени, генераторы, управляемые напряжением; генераторы звуковой частоты; электронные коммутаторы и т. д. Исследовательские работы с расчетом разряда и заряда конденсатора. Знакомство с радиокубиками, составление с их помощью простейших радио конструкций. Производственная санитария и меры безопасности при выполнении электромонтажных, измерительно-наладочных и др. работ.
Практические опыты с использованием простейших радиосхем. Сборка занимательных радио конструкций с использованием радиокубиков. Чтение схем незнакомых электрических цепей. Самостоятельный подбор материалов и приборов , необходимых для составления электрических цепей по предложенным схемам. Дополнение недостающими элементами схем электрических цепей. Имеющих описание условий сборки. Решение конструкторских и ТРИЗ- задач. Тренировочные упражнения в разработке структурных схем.
Радиоволны. Распространение радиоволн, частота, длина волны. Зависимость частоты от длины волны. Зависимость от солнечной активности. Ночные и дневные диапазоны распространения радиоволн в КВ и УКВ диапазонах.
Правила проведения радиосвязей в эфире. Требования, необходимые для работы в эфире. Разрешенные темы для обсуждения в эфире. Порядок включения аппаратуры на передачу, выбор участка для работы ( с местными радиостанциями и иностранными корреспондентами). ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Радиоспорт» (2-й год обучения)
Итого: 216 часов СОДЕРЖАНИЕ
Знакомство с целями и задачами работы на год. Повторение составляющих передающей аппаратуры.
Обзор документов, регламентирующих правила и порядок открытия любительских станций. Основные положения о радиолюбительстве, регламент работы, частотный диапазон. Встречи со взрослыми радиолюбителями.
Виды антенн и антенно-фидерного хозяйства. Расчет антенн. Коммутаторы, требования к их изготовлению.
Виды помех от передатчиков. Способы защиты от помех. Способы устранения помех (заземление, согласование антенны и фидера и др.)
Распространение радиоволн, зависимость от солнечной активности, ночные и дневные диапазоны. Распространение радиоволн в КВ и УКВ диапазонах.
Любительская практика различных видов модуляции (наложение сигналов): телеграф (CW), телефон (SSB). Телеграф – международный язык радиолюбителей. Качество приема текста. Телеграфные ключи и их устройство. Множество цифровых видов связи, работа на нижней и верхней боковой полосе.
Изучение телеграфной азбуки, кодов и текста телеграфной радиосвязи. Область применения кодов в радиолюбительстве как одного из видов сокращений информации для более оперативной работы в эфире, во время соревнований или работе с телеграфом, а так же при работе с редкими или экзотическими корреспондентами. Наращивание скорости приема и передачи телеграфной азбуки.
Позывной сигнал – имя радиостанции. Идентификация позывных – это сочетание букв и цифр, позволяющих определить страну, район из которого работает корреспондент Порядок распределения и выдачи специальных позывных сигналов. Необходимость правильного и систематического распределения позывных как на территории России, так и во всем мире.
Требования , необходимые для работы в эфире. Порядок включения аппаратуры на передачу. Выбор участка для работы с местными радиостанциями и иностранными корреспондентами. Темы, которые можно обсуждать в эфире. Особенности работы на низкочастотных и высокочастотных радиолюбительских диапазонах.
Принципы формирования радиолюбительского фонетического алфавита. Расшифровка ключевых слов. Правила пользования алфавитом.
Необходимость введения данного журнала, как аппаратного, в который записываются все радиосвязи, время включения передатчика и другая служебная информация. Виды журналов: бумажные, электронные.
Наблюдение за эфиром, введение аппаратного журнала. Изучение технологии радиомонтажных работ. Самостоятельная работа в эфире . Расчет и изготовление антенного хозяйства, профилактические работы приемопередающей аппаратуры. Ремонт, установка, профилактика антенного хозяйства, а также приемопередающей аппаратуры и кабельных сетей, исходя из климатических условий, графика соревнований и других факторов влияющих на работу аппаратуры и антенного хозяйства. Участие в соревнованиях. Для закрепления практических навыков и повышения спортивного мастерства союз радиолюбителей России организует и проводит соревнования по радиоспорту.
Подводятся итоги работы за 2 года. Анализ прохождения программы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога
Для обучающегося
СПИСОК КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ Антенна Диапазон Диод Кабельные сети Конденсатор Модуляция Передатчики Позывные Позывные сигналы Приемопередающая аппаратура Радио конструкция Радиоволна Радиодетали Радиоспорт Радиостанция Реле времени Соединения электрических цепей Телеграф Транзистор Усилитель Фидер Фонетический алфавит Цифровые виды связи Электрический ток Электромонтажные работы электроника Электронные схемы Эфир (радио) |
Зональная ярмарка педагогических идей «Опираясь на собственный опыт: Коллективная творческая деятельность в дши» (далее – Ярмарка),... | Тип сми (газета, журнал, радиостанция, телекомпания, интернет-издание, информационное агентство) | ||
Краснодарская региональная просветительская общественная организация «Общество «Знание» | Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника).... | ||
Актуальные проблемы труда и капитала: коллективная монография / под ред. М. Р. Богатыревой. – Прага: Vedecko vydavatelske centrum... | Я являюсь представителем жильцов моего дома, и жалоба фактически коллективная (прил. 1), а потому рассчитываю на защиту неопределённого... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей "Мир компьютерного дизайна" имеет техническую направленность. Программа... | Используемая программа: Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. М.: Ооо «тид русское... | ||
Образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения Сангарская гимназия на 2011/ 2012 учебный год | Программа: Рабочая программа курса английского языка «Enjoy English», 2-11 классы. Программа курса английского языка, м з. Биболетова,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |