Учебные вопросы: Учебныая


НазваниеУчебные вопросы: Учебныая
страница1/22
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза» (НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»)

Сборник лекций

по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет; 0202 Право и организация социального обеспечения;080402 Товароведение; 080113 Страховое дело ;260502 Технология продукции общественного питания; 2302 Гостиничный сервис.
Разработчик: Преподаватель ОБЖ И БЖД ТКФК. Цимбал Вадим Юрьевич

Тема 1. Введение в курс БЖД
Учебные вопросы:

1.Учебныая дисциплина БЖД.;

2. Задачи БЖД;

1.Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.

Наука о БЖД изучает условия и средства достижения безопасности взаимодействия человека с внешним миром — окружающей его средой, основанные на передаче потоков Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России: 1)Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста) 2)Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения) 3)Ежегодное снижение средней общей численности населения Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо: - Увеличить рост ВВП ; - Модернизировать государственную систему защиты человека ; - Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения. Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности.




По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения человека и состояния среды обитания).

Профилактика негативных факторов:

Личное безопасное поведение (выбор места жительства, соблюдение правил и норм охраны труда., соблюдение здорового образа жизни.) Коллективные меры безопасности деятельности ( безопасные условия деятельности,
защита населения от техногенных и естественных катастроф, разработка законодательной базы в области здравоохранения.) Обеспечение качественного состояния среды обитания (рациональное использование ресурсов и отходов, соблюдение норм безопасности и экологичности)

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном взаимодействии человека с техносферой.

2. Задачи БЖД:

1.идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания; 2.предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека, защита от опасности; 3. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; 4.создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

ых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения; - прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия; - создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; - проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности; - разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; - обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях; -принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей.

Возникновение данной науки — объективная потребность современного общества.


На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

Задачи БЖД как науки сводятся к следующему: 1.теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления); 2. разработка принципов и методов защиты от опасностей; 3. разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений; 4. непрерывный контроль и мониторинг среды обитания; 5. моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций; 6. обучение населения основам защиты от опасностей; 7. разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей; 8. разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемвещества, энергии и информации, поскольку, по утверждению Ю.Н. Куражсковского, «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

Заключение:На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Тема 1 2 Отработка правил поведения при получении сигнала ЧС (по одному из вариантов предусмотренных планом образовательного учреждения).

Учебные вопросы:

1.Предупреждение пожаров .

2.Правила поведения при ЧС
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Учебные вопросы: Учебныая iconВопросы с информационного портала 273-фз
Кому надо предоставлять учебные отпуска и какова их продолжительность?

Учебные вопросы: Учебныая iconПервый день учебные вопросы
«Практические занятия по работе за автоматизированным рабочим местом оператора цов, диспетчера еддс (ддс)»

Учебные вопросы: Учебныая iconЗанятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебные вопросы: Учебныая iconВопросы: Виды учений и тренировок по го и защите от чс
Учебные материалы для самостоятельной подготовки размещены на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж

Учебные вопросы: Учебныая iconУчебные вопросы: Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), ее структура и задачи

Учебные вопросы: Учебныая iconУчебные вопросы: Классификация защитных сооружений гражданской обороны
«Защитные сооружения гражданской обороны, их оборудование. Правила содержания, обслуживания и эксплуатации»

Учебные вопросы: Учебныая iconПроблемные вопросы Даниловского мр
«Декоративно-прикладное творчество», а мбоу до дши г. Данилова занимается по направлению «Живопись», соответственно это другие предметы,...

Учебные вопросы: Учебныая iconУчебники и учебные пособия учебные иллюстрированные пособия (альбомы)
Гоу «умц ждт») осуществляет выпуск учебников, учебных пособий, учебных иллюстрированных пособий (альбомов), монографий, словарей,...

Учебные вопросы: Учебныая iconУчебные вопросы: Современные направления в химическом анализе
Материалы для промежуточной аттестации по дисциплине «Современные методы исследований в естествознании» для студентов заочной формы...

Учебные вопросы: Учебныая iconКраткий алгоритм массовой печати аттестатов для учебного коллектива текущего учебного года
Печать аттестатов" используются данные из приложений "Образовательные программы и учебные планы", "Предметы", "Учебные коллективы",...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск