Вопросы: Виды учений и тренировок по го и защите от чс


Скачать 154.76 Kb.
НазваниеВопросы: Виды учений и тренировок по го и защите от чс
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы


Учебные материалы для самостоятельной подготовки размещены на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж http://www.voronezh-city.ru/ раздел «Управление по делам ГО ЧС сообщает»

Тема. Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.

Вопросы:

  1. Виды учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.

  2. Сущность и цели объектовых тренировок (ОТ). Разработка учебно-методических документов. Методика проведения.

  3. Сущность, цели планирование и подготовка «Дня защиты детей», соревнования «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель».

Введение

Основными формами обучения и практической подготовки руководящего состава, органов управления ГОЧС всех уровней и персонала организаций (объектов) являются комплексные учения (КУ), командно-штабные учения (КШУ), штабные и объектовые тренировки (далее-комплексные и командно-штабные учения), тактико-специальные учения (ТСУ), а также специальные учения по противопожарной защите.

Командно-штабные, комплексные и тактико-специальные учения, а также тренировки по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций планируются и проводятся на основе требований Постановлений Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны» (ред. от 22.10.2008 № 770), от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 08.09.2010 № 702), Приказа МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Контроль за проведением учений и тренировок осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах предоставленных им полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

  1. Виды учений и тренировок по ГО и защите от ЧС

Проведение учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляется в комплексе с мероприятиями по мобилизационной подготовке на текущий год.

Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а так же в Лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях – 1 раз в 3года продолжительностью до 8 часов.

КУ планируются и проводятся в целях:

- достижения высокой слаженности в работе руководителей организаций, органов управления, формирований и служб при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, восстановления систем жизнеобеспечения и ведения гражданской обороны;

- совершенствования приемов и способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивого функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- проверки качества выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспортов безопасности территорий муниципальных образований, деклараций безопасности и паспортов безопасности опасных объектов, оценки состояния гражданской обороны, муниципальных и объектовых звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их фактической готовности к решению задач по предназначению, надежности систем управления, связи и оповещения.

КУ могут быть совмещены с учениями вышестоящих организаций.

Подготовка органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на командно-штабных учениях (далее - КШУ) или тактико-специальных учениях (далее - ТСУ).

КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления – 1 раз в 3 года, в организациях - 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

КШУ организовываются и проводятся для отработки вопросов организации и управления при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

КШУ планируются и проводятся в целях:

- совершенствования практических навыков руководителей и должностных лиц организаций по применению сил и средств, управления ими при решении задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- достижения согласованности в работе органов управления и сил при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ТСУ продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности – 1 раз в год.

Основными целями проведения ТСУ являются:

- совершенствование практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- проверка готовности формирований и служб к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а так же последствий применения противником современных средств поражения.

Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении штабных тренировок (далее - ШТ).

Основной целью ШТ является выработка у руководителей организаций и органов управления практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в военное время, а так же достижения слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом.

ШТ могут быть совместные и раздельные.

Совместные ШТ проводятся с привлечением органов управления и всех структурных подразделений организации с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.

Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления или отдельными структурными подразделениями организации.

Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций, за исключением организаций, указанных в пункте 3 настоящей Инструкции, по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении объектовых тренировок (далее - ОТ) продолжительностью до 8 часов.

На ОТ отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).

ОТ могут проводиться под руководством руководителя организации (объекта) или в составе групп объектов и организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.

В общеобразовательных учебных заведениях ежегодные объектовые тренировки проводятся как «День защиты детей». В силу этого они имеют свою специальную и особенности.

Практическое обучение органов управления и сил, пожарных команд, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее - СУТ).

СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов.

Целями СУТ являются:

- проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;

- проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;

- обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилами способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;

- повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов.

При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков, решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

Учения и тренировки подразделяются на:

  • плановые;

  • проверочные;

  • показные;

  • опытные;

  • исследовательские.

Плановые учения проводятся по завершению цикла обучения руководящего состава, органов управления и личного состава сил РСЧС и ГО по специальной подготовке, с целью слаживания органов управления ГОЧС, АСС и АСФ, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Проверочные учения проводятся по указанию старшего начальника в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления ГОЧС, сил РСЧС и ГО.

Показные учения проводятся в целях установления единых взглядов руководства КЧС и органов управления ГОЧС на организацию применения сил РСЧС и ГО, отработки общих методов организации работ в зоне ЧС, методики проведения учений, а также показа наиболее целесообразных приемов и способов действий по организации и проведению АСДНР.

Опытные и исследовательские учения проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки КЧС, органов управления ГОЧС, сил РСЧС и ГО, проверки положений проектов нормативных документов, регламентирующих порядок применения формирований, технологии ведения АСДНР, а также использования нештатного имущества и техники.

2. Сущность и цели объектовых тренировок (ОТ). Разработка учебно-методических документов. Методика проведения

Объектовые тренировки (далее – тренировки) являются наиболее эффективной формой обучения руководящего состава, сил РСЧС и ГО, рабочих и служащих, студентов и учащихся, а также населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, к решению задач ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Они проводятся, как правило, на тех объектах, где не проводятся комплексные учения. На тренировках обычно отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планам ГО и планами предупреждения и ликвидации ЧС.

Продолжительность проведения тренировок зависит от времени, необходимого на выполнение практических мероприятий, специфики объекта, количества обучаемых, целей и задач, поставленных перед коллективом на тренировку и обычно может составлять до 8 часов.

К участию в тренировки привлекается весь руководящий состав, силы РСЧС и ГО, рабочие и служащие объектов, студенты и учащиеся учебных заведений, население жилого сектора, попадающего в зону воздействия одинаковых с объектом поражающих факторов и не занятое в сферах производства и обслуживания.

Руководитель тренировки несет полную ответственность за подготовку, организацию и качество ее проведения.

Каждой тренировке предшествует изучение соответствующих тем программы подготовки формирований и программы подготовки персонала объекта.

Подготовка тренировки осуществляется лично руководителем объекта с учетом характера производственной (учебной) деятельности, особенностей территориального размещения, метеорологических и сейсмологических условий, степени обученности участников тренировки, состоянии ГО и звена РСЧС на объекте.

Подготовка к тренировке осуществляется на основании приказа руководителя объекта, который доводится до исполнителей не позднее, чем за полтора месяца до начала тренировки.

В период подготовки, на основании указаний руководителя тренировки, начальником отдела ГО объекта разрабатывается «план проведения тренировки», который утверждается руководителем тренировки и доводится до исполнителей не позднее чем за месяц до ее начала.

На основании «Плана проведения тренировки» заместители, помощники руководителя тренировки, начальники основных производственных (учебных) подразделений, посредники разрабатывают частные планы. Планы разрабатываются в произвольной форме и должны отражать порядок отработки учебных вопросов участниками тренировки, мероприятия по всестороннему обеспечению, соблюдению мер безопасности. Частные планы могут исполняться текстуально или графически и утверждаются руководителем тренировки.

В подготовительный период с руководящим составом, командирами формирований проводятся инструктивные занятия, в ходе которых уточняются: порядок проведения тренировки, объем и последовательность выполнения учебных мероприятий, меры безопасности, объем и участки имитации, вопросы материально-технического обеспечения и организация взаимодействия между структурными подразделениями, формированиями, а также с соседними объектами.

Качество подготовки всех участников тренировки, наличие и полноту отработанных документов, проверяет руководитель тренировки.

Тренировки проводятся на территории организации (объекта) с максимальным использованием учебно-материальной базы объекта. При этом производственная и учебная деятельность объекта не прекращается, а отработка учебных вопросов, требующих привлечения максимально возможного количества людей (например, заполнение ЗС ГО, безаварийная остановка производства, эвакуация из зоны ЧС или в загородную зону и т.д.) проводится в наиболее удобное для объекта время. Личный состав сил РСЧС и ГО привлекается для выполнения только тех мероприятий, которые определены планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планом ГО объекта, или непосредственно вытекают из сложившейся обстановки.

Если обучаемые в ходе тренировки не укладываются в установленные нормативы, а запланированные мероприятия РСЧС и ГО не выполняются в отведенное время, руководитель тренировки повторяет отработку того или иного учебного вопроса.

Возможны варианты проведения тренировок

Пример 1. Тренировка по теме «Действия руководящего состава при проведении АСДНР в ходе ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте».

Тренировка обычно начинается с момента передачи диспетчером (дежурным) информации о возникшей аварии с выливом (выбросом) АХОВ на территории объекта и продолжается путем наращивания обстановки и последующих практических действий обучаемых.

На тренировке могут отрабатываться следующие мероприятия:

  • с составом КЧС – выявление очагов и оценки обстановки на объекте при возникновении аварии с АХОВ. Принятие решения по предотвращению ЧС и (или) снижению ущерба и потерь производственного персонала. Управление АСДНР при ликвидации последствий аварии;

  • с личным составом сил РСЧС – проведение ТСУ по теме «Действия формирований при ликвидации последствий аварии и ведении АСДНР»;

  • с рабочими и служащими – действия в случае аварии с АХОВ на объекте, практическое использование средств и способов защиты, безаварийная остановка производства;

  • с населением жилого сектора, не занятого в сферах производства и обслуживания, - порядок действия при получении речевой информации об аварии, герметизация жилых помещений, использование СИЗ, порядок действий при экстренной эвакуации.

Пример 2. Тренировка по теме «Проведение мероприятий ГО при планомерном переводе объекта с мирного на военное положение».

На этой тренировке представляется возможность проверить реальность планов ГО, при этом могут отрабатываться следующие мероприятия:

  • с руководящим составом – порядок перевода объекта с мирного на военное время; выполнение практических мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время; организация и практическая выдача средств индивидуальной защиты; организация РХН и разведки; оценка обстановки в очагах химического и биологического поражения (очага поражения АХОВ); организация и руководство АСДНР в очагах поражения; проведение эвакомероприятий; организация химического и дозиметрического контроля;

  • с личным составом формирований – ТСУ по теме «Действия формирования при проведении АСДНР в очаге поражения»;

  • с рабочими и служащими, не входящими в формирования, - действия по предупредительному сигналу «Внимание всем!» и последующей речевой информации отдела ГОЧС объекта, порядок получения СИЗ, приведение в готовность и порядок заполнения ЗС ГО, порядок проведения светомаскировки и противопожарных мероприятий, оказание само- и взаимопомощи при различных поражениях, проведение специальной и санитарной обработки;

  • с населением жилого сектора, не занятого в сфере производства и обслуживания, действия по сигналу ГО «Воздушная тревога», порядок получения СИЗ и заполнения ЗС, герметизация жилых помещений, подготовка подвальных помещений под коллективные ЗС, защита продуктов питания и воды от заражения.

Помимо этих мероприятий в ходе тренировок могут отрабатываться и другие практические вопросы, перечень и порядок отработки которых зависит от содержания планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планов ГО объектов, а также местных условий и созданной обстановки.

После выполнения всех учебных вопросов, предусмотренных планом, руководитель тренировки проводит разбор, анализирует и оценивает действия обучаемых. При необходимости по результатам тренировки могут вносится уточнения в планы ГО и планы действий.

О результатах проведенной тренировки, не позднее 10 дней со времени ее окончания, докладывается в УГОЧС района (города) и вышестоящей организации.

3. Сущность, цели планирование и подготовка «Дня защиты детей», соревнования «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель»

Исходя из современных требований, основными целями «Дня защиты детей» должны быть формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие Усиление пропаганды боевых и трудовых традиций России, ее Вооруженных Сил, гражданской обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, приобретение и закрепление практических навыков для действий в экстремальных ситуациях.

Опыт последних лет подтвердил целесообразность проведения «Дня защиты детей» в школах и других образовательных учреждениях.

Примерный набор может быть таким:

  • отработка действий по сигналу «Внимание всем!» и различного рода речевым информациям;

  • укрытие в защитных сооружениях (убежище, подвал, внутренние помещения школы, на местности вблизи учебного заведения);

  • действия при возникновении стихийного бедствия, наиболее характерного для данной местности (землетрясение, наводнение, оползень, ураган, буря, смерч и т.п.);

  • правила поведения и действия при пожаре в школе, соседних зданиях, в лесу на рядом расположенном предприятии;

  • отработка действий при выбросе, разливе аварийно химически опасных веществ (АХОВ) на предприятии химии, нефтехимии, металлургии, водопроводной станции, пищевой отрасли, когда облако ядовитого вещества движется в сторону учебного заведения;

  • умение оказать первую медицинскую помощь (перевязка ран, наложение шин при переломах и жгутов для остановки кровотечения, переноска пострадавших);

  • умение ориентироваться в лесу, двигаться по азимуту, разводить костер, устанавливать палатку, преодолевать водные преграды;

  • знание правил дорожного движения и основ поведения на улице;

  • изготовление ватно-марлевой повязки для защиты от инфекционных заболеваний;

  • надевание средств индивидуальной защиты (противогаза, респиратора, дыхательных аппаратов);

  • действия при разливе ртути;

  • знание основ здорового образа жизни;

  • спортивные соревнования, военизированные игры;

  • викторины, конкурсы, сдача нормативов, тренировки.

Необходимо использовать как можно более широкий диапазон форм и методов работы с учащимися. Игровые моменты создают интерес, вызывают азарт и в конечном итоге позволяют лучше усвоить и закрепить материал, приобрести практические навыки.

Проведение «Дня защиты детей» призвано способствовать решению следующих задач: учащиеся и педагоги должны показать, как они усвоили теорию и практику действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, готовы ли они оказать помощь человеку, попавшему в беду, способствовать сплочению административно-педагогического коллектива и учащихся (чтобы они не растерялись в любой ЧС), расширению знаний истории своего государства, Российской Армии, возвеличиванию овеянных славой ее полководцев.

Одни мероприятия могут быть общешкольными, другие проводиться по отдельным классам или возрастным группам. Например, учащиеся 1-4-х классов отрабатывают одни вопросы, 5-8-х другие, а 9-11-х третьи.

Для участия в «Дне защиты детей» крайне желательно приглашать, курсантов военных училищ, солдат и офицеров воинских частей, пожарных подразделений, работников профессиональных поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб, военкоматов, РОСТО.

Подготовка

Предварительно руководитель (директор) должен внимательно изучить имеющиеся руководящие документы, знать в деталях вероятные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в той или иной мере угрожающие учебному заведению. Все это позволит правильно спланировать порядок проведения праздника-тренировки.

Подготовку педагогического коллектива и учащиеся осуществляют в соответствии с Организационными указаниями по подготовке населения и программой ОБЖ или ОВС (основы военной службы). Занятия с учащимися проводят в плановом порядке по расписанию, педагогический коллектив готовится на инструкторско-методических занятиях.

Все необходимые документы, как правило, разрабатывает преподаватель-организатор ОБЖ (или военрук) под руководством директора школы при участии учителей и учеников старших классов.

Прежде всего, готовится приказ директора, в котором обязательно указываются: цели, задачи и время проведения; состав участников, порядок их подготовки по классам и категориям; объем работ по материально-техническому обеспечению; ответственные организаторы за эстафету, викторину, соревнования, конкурсы, состязания, военизированную игру, сдачу нормативов; состав общей комиссии, подкомиссий (жюри); дата общей готовности и день проведения.

Разработала инструктор гражданской обороны курсов ГО Бевз В.В.


Похожие:

Вопросы: Виды учений и тренировок по го и защите от чс iconМетодические рекомендации по организации подготовки и проведения...
По организации подготовки и проведения объектовых тренировок по граждансой обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций

Вопросы: Виды учений и тренировок по го и защите от чс iconЛ. М. Решетникова Формирование единых военно-морских сил прикаспийских...
Прикаспии развивается в форме и организации единой флотилии, и проведения коллективных военных учений международного масштаба

Вопросы: Виды учений и тренировок по го и защите от чс iconРабочий учебный план На 2013-2014 учебный год Срок обучения: 5,5 лет (база среднего образования)
Предмет, методы и периодизация истории политических и правовых учений. Понятие и структура политических и правовых учений

Вопросы: Виды учений и тренировок по го и защите от чс iconВопросы общей риторики
...

Вопросы: Виды учений и тренировок по го и защите от чс iconЛ. Г. Петрунькина) (Н. В. Галкина к э. н.) Вопросы для подготовки...
Понятие налога. Функции налога. Элементы налога. Понятие и виды федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов. Понятие...

Вопросы: Виды учений и тренировок по го и защите от чс iconУчебно-тематический план повторного обучения №
Основные виды опасности при перевозках опасных грузов и меры по защите окружающей среды. Контроль за перевозкой отходов

Вопросы: Виды учений и тренировок по го и защите от чс iconУчебно-тематический план (первичное обучение)
Основные виды опасности при перевозках опасных грузов и меры по защите окружающей среды. Контроль за перевозкой отходов

Вопросы: Виды учений и тренировок по го и защите от чс iconПравила внутреннего служебного распорядка федерального государственного казенного
Федерации 2 – локальный нормативный акт Училища, регламентирующий режим служебного (рабочего) времени и время отдыха, основные права...

Вопросы: Виды учений и тренировок по го и защите от чс iconСоучастие в мошенничестве 4 вопросы и ответы 6 как составить договор 9
В системе международных автомобильных перевозок используют следующие виды страхования

Вопросы: Виды учений и тренировок по го и защите от чс iconСоучастие в мошенничестве 4 вопросы и ответы 6 как составить договор 9
В системе международных автомобильных перевозок используют следующие виды страхования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск