Психологический анализ урока


Скачать 192.2 Kb.
НазваниеПсихологический анализ урока
ТипУрок
Психологический анализ урока

Основной формой учебно-воспитательной работы в школе является урок. Урок - это логически законченный отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Эффективность урока во многом зависит от умения студента-практиканта или учителя анализировать свою деятельность, деятельность учащихся. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.

Кроме того, психологические компоненты находятся в единстве с дидактическими и методическими, и в структурных элементах урока, они проявляются совместно и одновременно. Поэтому студенты очень часто подменяют психологический анализ общедидактическим и методическим.

Среди многих психологических компонентов будущему учителю, прежде всего, важно видеть и управлять мобилизационным, познавательным и коммуникативным компонентами урока.

Анализ урока, таким образом, - это рефлексия, позволяющая оценить сильные и слабые стороны урока, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Все это формирует у студента-практиканта аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

В практике можно выделить три основных типа анализа урока: полный (комплексный), аспектный, краткий.

Полный анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов, а также форм организации всех аспектов урока – содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного.

Аспектный анализ предполагает более глубокое рассмотрение одной стороны урока, применяется в тех же целях, что и полный анализ, и именуется дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным анализом.

Краткий анализ урока проводится с целью общей оценки его научно-теоретического и методического уровня. Он отражает только основные дидактические категории (достигнуты ли основные цели урока, решены ли познавательные задачи, выполнен ли план урока и др.). Вопросы, взятые для анализа, зависят, прежде всего, от цели и темы внутришкольного контроля, а также от индивидуальных особенностей учителя.

Одна из задач практики студентов в школе - приобретение умения выделять, анализировать и оценивать психологические компоненты процесса обучения школьников, а также работы учителя, а затем педагогически целесообразно использовать их в проводимом уроке.

В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, С.В. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С.Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Рассмотрим предложенный Л.Т. Охитиной на основе исходных принципов и положений развивающего обучения подход к психологическому анализу урока, в соответствии с которым она определяет разветвленную структуру объектов психологического анализа урока (учитель, ученик, организация урока и т.д.). В качестве примера приведем два объекта анализа: организацию урока и организованность учеников.

В организацию урока Л.Т. Охитина включает:

  1. самоорганизацию учителя: творческое рабочее самочувствие, психологический контакт с классом;

  2. организацию учителем познавательной деятельности учащихся: организацию восприятия и наблюдения, организацию внимания, тренировку памяти, формирование понятий, развитие мышления, воспитание воображения, формирование умений и навыков.

Другой объект структуры анализа, по Л.Т. Охитиной, – организованность самих учащихся:

  1. уровень умственного развития учащихся;

  2. отношение учащихся к учению;

  3. самоорганизация умственного труда;

  4. обучаемость.

 Автор справедливо подчеркивает, что обучение должно вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в развитие его личности. Обучение будет развивающим, если ученик действует по собственному побуждению. В общем плане проведения анализа урока автором выделяются следующие опорные пункты: 

  1. психологическая цель урока,

  2. стиль урока, точнее, стиль деятельности педагога,

  3. организация познавательной деятельности учащихся,

  4. организованность учащихся, учет возрастных особенностей учащихся.

По этим пунктам учитель может проводить полный или частичный анализ урока, т.е. анализ наиболее значимых для конкретной ситуации его частей.
Схема психологического анализа урока (по Л.Т.Охитиной)

Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого- педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;

- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

- выполнение учителем проблемно- эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся

- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

- подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

- педагогический такт (случаи, проявления);

- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

- использование установок в форме убеждения, внушения;

- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению),

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно- чувственных представлений, понятий, обобщающих образов "открытий", формулирования выводов);

- опора на психологические закономерности формирования представлений понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) закрепление результатов работы:

- формирование навыков путем упражнений,

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Схема психологического анализа урока

1. Общие сведения об уроке

  • дата проведения урока, школа, класс;

  • фамилия, имя, отчество учителя (практиканта);

  • учебный предмет;

  • тема урока, его место в общей системе по разделу программы;

  • тип и структура урока.


2. Цели и задачи урока

- правильность и обоснованность постановки цели и задач урока (образовательной, воспитательной, развивающей) с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей школьников;

  • постановка и доведение целей и задач урока до учащихся, в какой мере учитывалось при этом развитие познавательных процессов учеников и их возрастные особенности;

  • степень достижения целей урока;

-насколько отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной цели и соответствуют возрастным особенностям учащихся;

  • воспитательная направленность урока.

3. Структура урока

  • соответствие структуры урока его целям;

  • логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока;

  • целесообразность распределения времени урока между структурными частями урока;

  • наличие плана урока и организация его выполнения учителем;

  • рациональность выбора типа урока;


4. Методика проведения урока

  • обоснованность отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям и задачам урока;

- соответствие методов специфике учебного предмета;

  • эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения с точки зрения особенностей восприятия;

  • использование интерактивных методов на уроке (дискуссионные, игровые, тренинговые, смешанные); целесообразность их применения на данном уроке;

  • индивидуализация и дифференциация заданий для учащихся;

  • объективность оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер;

  • осуществление межпредметных связей;

  • эмоциональность подачи материала;

-организация самостоятельной учебной работы учащихся;

-организация групповой работы школьников на уроке.
5. Соблюдение принципов обучения

  • соблюдение основных принципов дидактики (наглядности, сознательности и активности в работе учителя и учащихся, доступности, последовательности, научности, связи теории с практикой и др.);

- соблюдение принципов развивающего обучения:

а) соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;

б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя,
учебника, пособия и т.д.) и самостоятельного поиска;

г) кто – учитель или ученик - ставит проблему, кто формирует ее, кто решает;

д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников,
осуществляемых учителем, и самоконтроля учеников.

е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии,
вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, уста-
новки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и
т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации);

ж) педагогический такт учителя;

з) психологический климат в классе (умение поддержать атмосферу
радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие на-
строения);

-оборудование урока.
6.Самоорганизация учителя

-подготовленность к уроку (владение содержанием и струк-
турными компонентами урока, степень осознания психологической цели и
внутренней готовности к ее осуществлению);


-рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществле-
ния (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока,
энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптими-
стический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая наход-
чивость и др.)
7. Анализ содержания урока

  • соответствие содержания урока требованиям государственных программ;

  • полнота, достоверность, доступность изложения;

  • научный уровень излагаемого материала;

  • полнота и четкость определения понятий, выделение главного объекта прочного усвоения;

  • степень усвоения нового материала (эффективность);

  • связь нового материала с ранее изученным, повторение (организация, формы, приемы, объем);

  • организация самостоятельной работы учащихся, виды самостоятельных работ;

  • характер тренировочных упражнений, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса;

  • инструктаж и помощь учителя;

  • реализация развивающих возможностей урока для формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного материала, связь с жизнью.


8. Анализ организации познавательной деятельности учащихся

  • подготовка и организация восприятия материала на уроке (как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала);

  • приемы организации и поддержания сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся;

-виды памяти, используемые на уроке; организация запоминания изученного материала; какие формы работы использовались для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по
повторению и др.).

  • мотивация мыслительной деятельности, использование приемов активизации мышления учащихся: постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, обсуждение, дискуссия, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.;

- на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-
чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий",
выведения формул и т.д.);

- какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

-подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения;

  • активизация познавательной деятельности на различных этапах урока;

  • использование индивидуального и дифференцированного подхода в процессе активизации познавательной деятельности учащихся.

-Закрепление результатов работы:

а) формирование навыков с помощью упражнений;

б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных навыков на новые условия работы.

9.Анализ деятельности учащихся

- общая оценка работы класса, подготовленность класса к уроку;

- внимательность, активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока, интерес к предмету;

- отношение к уроку и к учителю;

- глубина, осознанность и прочность знаний;

- степень овладения практическими навыками;

- реакции учащихся на успехи и неудачи товарищей;

- дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины;
10.Анализ деятельности учителя

-встреча учителя с классом, общая эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке;

-общая культура и эрудиция педагога, знание своего предмета;

-уровень педагогического и методического мастерства;

-учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития,

-стиль и темп работы учителя, их влияние на деятельность учащихся;

-культура речи учителя: грамотность, темп, дикция, эмоциональность;

-степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися;

-внешний вид педагога, мимика, жесты, поведение, манеры.

-как сочетает учитель фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами;

-как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления.
11.Анализ взаимодействия учителя и учащихся на уроке

-соблюдение учителем норм педагогической этики и такта;

-речевое взаимодействие на уроке: тон, стиль отношений;

-индивидуальный подход к учащимся на уроке;

-реплики оценочного характера, аргументация оценок;

-характер и тон дисциплинарных замечаний;

- реакции на допускаемые учениками ошибки;

- организация учителем обратной связи.
12. Выводы и предложения

- достижение цели урока, подведение итогов урока;

- краткая характеристика основных достоинств и недостатков;

-предложения по закреплению и совершенствованию положительных качеств урока и преодолению недостатков.

(См. приложение 7)
Психологический анализ урока аспект педагогического общения

(по А.Э.Штейнмецу) []
Социально-психологическая компетентность педагога проявляется прежде всего в ситуации педагогического общения. Целью аспектного психологического анализа урока является воспитание исследовательской культуры анализа коммуникативной деятельности коллег, культуры педагогической рефлексии.

Задачи:

- операционализировать понятие «педагогическое общение»;

- расширить и углубить знания о педагогическом общении;

- выявить степень соответствия деятельности педагога выделенным единицам анализа педагогического общения.

Позиции анализа

  1. «Освежите» и углубьте свои представления о понятии «педагогическое общение», его структуре и особенностях.

  2. Проведите наблюдение урока по 8 позициям анализа педагогического общения, выдвинутым Н.Фландерсом.



Позиции анализа

Проявления

Этапы урока

I

II

III



1

Акцентирование мыслей обучающихся

Учитель внимателен к высказываниям школьников: демонстрирует согласие с ними, комментирует, развивает их представления и мысли, дополняет; тактично опровергает в случаях несогласия, не упуская возможности отметить позитивные моменты.

+


++


++


++

+






2

Принятие чувств обучающихся

Учитель обращает внимание на эмоциональное состояние обучающихся, способен к сопереживанию, эмпатии (н-р, утешает школьника, у которого что-то не получается, выражает одобрение, хвалит слабого ученика за предельно скромный результат, смеется вместе с детьми, если это никого не обижает, учитывает возрастные особенности эмоционального развития)

+




+




3

Выражение удовлетворенности

Педагог одобряет, хвалит или как-то иначе эмоционально поощряет школьников за удачную мысль, хорошо выполненную работу. Диапазон педагогических реакций широкий: невербальные (кивание, интонация одобрения, одобрительные междометия «угу», «гм») и вербальные (высказывания о действиях обучающихся, похвала, оценки).













4

Обращение к мнению учащихся (соучаствующее управление)

Учитель стимулирует инициативу, вызывает обучающихся для ответа по желанию, интересуется мнением учащихся по некоторым аспектам совместной работы, вносит коррективы в урок по просьбе учеников, предлагает задания на выбор и т.д. возможно он приобщает учеников к формулированию целей урока или его фрагментов, к пересмотру этих целей под влиянием тех или иных обстоятельств.













5

Указания, распоряжения

Они связаны с ведением урока, организацией работы учеников, в том числе это вызовы школьников для ответа без проявления желания с их стороны. Учитель использует свою власть адекватно: для установления временных границ выполнения задания, перехода от одного вида деятельности к другому.













6

Выражение недовольства

Наличие адекватной реакции педагога на невыполнение или недостаточно качественное выполнение заданий учеником (использование я-сообщений для выражения своих чувств и требований).













7

Дисциплинирующие воздействия

Вербальные (призывы, требования к учащимся прервать формы поведения, мешающие ведению урока; замечания в связи с нарушением дисциплины, предупреждения и угрозы по этому поводу);

Невербальные (паузы для установления тишины, повышение или понижении тона голоса, темпа речи для привлечения внимания).

Действия (наказание, предупреждающие или устраняющие действия для нарушителей – пересаживание, изъятие предметов)













8

Конфликтные взаимодействия

Такие ситуации столкновения интересов возникают между учителем и обучающимися и проявляются в форме неподчинения требованиям педагога, в препирательствах, взаимной грубости














Методические рекомендации к анализу урока


  1. Упражняйтесь анализировать коммуникативное содержание урока по ключевым позициям до тех пор, пока не выработается навык оперативно использовать эти средства психологической оценки взаимодействия.

  2. Для наглядности рекомендуется вести запись урока в левой части листа, а в правой – помечать анализируемые позиции (см.таблицу ниже).

Поведение, действия

Позиции анализа

учителя

обучающихся

1-АМ

2-ПЧ

3-ВУ

4-ОМ

5-УР

6-ВН

7-ДВ

8-КВ


































  1. Обработайте результаты, подсчитайте количество эмоционально положительных (1-5) и эмоционально напряженных или отрицательных взаимодействий (пп.6,7,8), выявите их соотношение.

  2. Для анализа п.7 можно использовать методику наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке (составитель Л.А.Регуш), представленную в Приложении данного пособия.

  3. Сформулируйте выводы относительно эффективности педагога в общении. Предложите рекомендации для развития его коммуникативной компетентности.

Похожие:

Психологический анализ урока iconС труктурный анализ урока
Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразности, обеспечивающей...

Психологический анализ урока iconАнализ урока английского языка
Содержание урока соответствует поставленным целям и задачам. Цели урока достигнуты

Психологический анализ урока iconСамоанализ и анализ урока в контексте фгос
Аннотация: авторы представляют опыт школы по сопровождению урока в контексте фгос, важным инструментом совершенствования урока может...

Психологический анализ урока iconМетодика проведения урока Подготовка и проведение урока Виды анализа...
Каждый урок занимает определенное место в методике темы. Соответственно его организация определяется задачами всей темы и конкретного...

Психологический анализ урока iconПсихологи москвы
Психологический институт рао международный образовательный и психологический колледж

Психологический анализ урока icon«свобода»
Психологический Институт рао, Международный образовательный и психологический колледж. Москва,1997

Психологический анализ урока iconШаблон самоанализа
Уважаемые коллеги, я хотела бы представить вам самоанализ урока. Структура и терминология опирается на монографию Юрия Анатольевича...

Психологический анализ урока icon1. Анализ цели урока. Вопросы для анализа
Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений...

Психологический анализ урока iconПрослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения...

Психологический анализ урока iconФормы анализа и самоанализа урока
Краткий (оценочный) анализ это общая оценка образовательно воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск