Формы анализа и самоанализа урока


Скачать 473.16 Kb.
НазваниеФормы анализа и самоанализа урока
страница1/5
ТипУрок
  1   2   3   4   5


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 62

Схемы анализа урока
Степанова Е.В.

заместитель директора по УВР,

МАОУ СОШ № 62

города Тюмени

Формы анализа и самоанализа урока



1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.
3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.
4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.
5. Структурно- временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.
7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).
8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)
9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:

  • реализация учителем триединой задачи урока;

  • использование развивающих методов на уроке;

  • пути развития познавательного интереса;

  • формирование общеучебных умений и навыков;

  • проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.


10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)

Схема анализа урока

(по Т. И. Шамовой и Ю. И. Конаржевскому)

Характеристика урока Баллы





  1. Обозначена цель урока. 2

  2. Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности. 2

  3. Соответствие содержания учебного материала ТДЦ. 2

  4. МО обеспечили: мотивацию деятельности. 2

  5. Сотрудничество учащихся и учителя. 2

  6. Контроль и самоконтроль. 2

  7. Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ. 2

  8. ФОПД обеспечили: сотрудничество между обучающимися. 2

  9. Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ. 2

  10. ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ. 2

  11. Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект. 2

  12. Воспитательный аспект. 2

  13. Развивающий аспект.


Условные обозначения:
Триединая дидактическая цель ТДЦ

Методы обучения МО

Содержание учебного материала СУМ

Формы организации познавательной деятельности ФОПД
Балльные оценки:

2 – реализовано полностью;

1 – реализовано частично;

0 – не реализовано.
Эффективность урока: сложить все баллы, разделить на 26 и умножить на

100.

85% – отлично, 84–65% – хорошо, 64–45% – удовлетворительно.



Системный анализ урока (по В.П.Симонову)
Дата_______________________

Учитель______________________________________________________________________________________

Класс _______________ _____Учащихся по списку___________ ; Учащихся по факту__________________

Предмет___________________________________________________________________________________

Тема урока________________________________________________________________________________

Урок посетил______________________________________________________________________________

Цель посещения___________________________________________________________________________




Показатели

Баллы

1

Личные качества учителя







Знание предмета и общая эрудиция.







Уровень педагогического и методического мастерства.







Культура речи, ее образность, эмоциональность.







Чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися.







Внешний вид, мимика, жесты




2

Особенности учебной деятельности учащихся:







Познавательная активность, творчество и самостоятельность.







Проявление дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете во время занятий.







Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе урока.







Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков




3

Содержание изучаемого материала:







Научность, доступность и посильность изучаемого учебного предмета







Актуальность и связь и жизнью (теории и практики).







Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации







Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.




4

Эффективность преподавания.







Рациональность использования времени урока, оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности на занятии.







Целесообразность использования приемов наглядности на занятии.







Рациональность и эффективность методов и организационных форм работы.







Характер обратной связи с учащимися.







Контроль за работой учащихся и содержание требований к оценке их знаний, умений и навыков.







Степень эстетического воздействия урока на учащихся.







Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.




65

Цели и результаты проведенного урока.

Конкретность, четкость, лаконичность формулировки цели урока.







Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели.







Обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники).







Воспитательный эффект







Воздействие урока на развитие учащихся.




Итого




Технология системного подхода к анализу урока :

Используется 4-х балльная шкала, где :

  • 4 балла - отлично; 3 балла - хорошо;

  • 2 балла - удовлетворительно;

  • 1 балл - неудовлетворительно;

Максимальное возможное количество баллов - 100 (25х4).

  • 85 -100 баллов - урок отличный; 65 - 84 балла - урок хороший;

  • 45 - 64 балла - урок удовлетворительный.


Выводы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ проведен __________________________________________________________________________

С анализом ознакомлен: __________________/_____________________/ Дата ______________________

Анализ урока
Дата______________
Учитель__________________________________________________________________________

Класс ____________________________________________________________________________

Предмет__________________________________________________________________________

Тема урока________________________________________________________________________

Тип урока_________________________________________________________________________

Урок посетил______________________________________________________________________

Цель посещения___________________________________________________________________



Критерии урока

Оценка критерия от 0 до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1.Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала,

места данного урока в системе уроков по теме,

уровня подготовленности класса.




1.2.Постановка и доведение целей урока до учащихся.




1.3.Степень достижения целей урока.




  1. Анализ структуры и организации урока.

2.1.Соответствие структуры урока его целям.




2.2.Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.




2.3.Целесообразность распределения времени урока между ними.




2.4.Рациональность выбора форм обучения




2.5.Оборудование урока.




2.6.Рациональная организация труда учителя и учащихся.




3. Анализ содержания урока

3.1.Соответствие содержания урока требованиям государственных программ.




3.2.Научный уровень излагаемого материала.




3.3.Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока.




3.4.Практическая направленность урока




3.5.Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов и подготовки к ЕГЭ и ГИА.




3.6.Подведение учащихся к восприятию новых знаний.




3.7.Выделение главной идеи нового материала.




3.8.Формирование новых понятий.




3.9.Актуализация опорных знаний




4. Организация самостоятельной работы учащихся.

4.1.Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность в ходе урока и подготовки к ЕГЭ и ГИА




4.2.Учет уровня подготовленности учащихся класса.




4.3.Инструктаж и помощь учителя.




4.4.Степень усвоения нового материала (эффективность).




4.5.Связь нового с ранее изученным.




4.6.Повторение (организация, формы, приемы, объем).




5. Анализ методики проведения урока

5.1.Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся.




5.2.Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем




5.3.Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения




5.4.Оценка методической вооруженности и педтехники учителя




6. Анализ работы и поведения учащихся на уроке




6.1.Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.




6.2.Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся, в том числе работе с тестами.




6.3.Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы.




6.4.Формирование общеучебных и специальных умений и навыков.




6.5.Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками




6.6.Сочетание коллективной и индивидуальной работы.




7. Качество знаний, умений и навыков.




7.1.Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.




7.2.Степень овладения практическими навыками работы и работы с тестами.




7.3.Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки, в том числе тестирование.




8. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.




8.1.Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом.




8.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность




8.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.





Дополнительные комментарии к уроку:_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

68-80 баллов – урок отличный

52-67 – урок хороший

36-51 – урок удовлетворительный
С анализом ознакомлен:_____________________________
Анализ урока обобщения и систематизации знаний
Дата______________
Учитель__________________________________________________________________________

Класс ____________________________________________________________________________

Предмет__________________________________________________________________________

  1   2   3   4   5

Похожие:

Формы анализа и самоанализа урока iconФормы анализа и самоанализа урока

Формы анализа и самоанализа урока iconУчебное пособие Современный урок в рамках фгос томск 2014
Учебное пособие основано на характеристике учебного урока и типологии уроков, методов, технологических карт, также представлены подробные...

Формы анализа и самоанализа урока iconШаблон самоанализа
Уважаемые коллеги, я хотела бы представить вам самоанализ урока. Структура и терминология опирается на монографию Юрия Анатольевича...

Формы анализа и самоанализа урока iconПлан психологического анализа урока психологическая цель урока
Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели

Формы анализа и самоанализа урока iconМетодика проведения урока Подготовка и проведение урока Виды анализа...
Каждый урок занимает определенное место в методике темы. Соответственно его организация определяется задачами всей темы и конкретного...

Формы анализа и самоанализа урока iconЛитература «Собраться вместе это начало, Держаться вместе это прогресс,...
Пример самоанализа урока в инновационном режиме по умк «Перспективная начальная школа»

Формы анализа и самоанализа урока icon1. Анализ цели урока. Вопросы для анализа
Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений...

Формы анализа и самоанализа урока iconМетодические рекомендации Уважаемые коллеги!
Приведенная схема анализа (самоанализа) позволит определить эффективность и результативность проведенного мероприятия, выявить наиболее...

Формы анализа и самоанализа урока iconПрослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения...

Формы анализа и самоанализа урока iconСхема поэтапного анализа урока
Оценить приемы учителя по организации учащихся в начале урока: подготовленность рабочего места учащихся, быстрота проверки отсутствующих,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск