«Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением признаков одарённости в условиях общеобразовательного учреждения» Автор: Гаврилова Татьяна Леонидовна, педагог-психолог мбоусош№1


Название«Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением признаков одарённости в условиях общеобразовательного учреждения» Автор: Гаврилова Татьяна Леонидовна, педагог-психолог мбоусош№1
страница1/6
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
город Тимашевск

Управление образования администрации муниципального образования

Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1


«Технология

психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением признаков одарённости

в условиях общеобразовательного учреждения»


Автор: Гаврилова Татьяна Леонидовна,

педагог-психолог МБОУСОШ№1


г. Тимашевск,

2013г.


  1. Литературный обзор состояния вопроса.


1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и психологии:
Упоминание о практической одаренности политика, военачальника и др. встречается уже у Аристотеля. Понять природу гениальности, истоков способностей в разные времена стремились Гельвеций, И. Кант, Х. Уарте, А. Баумгартен, Дж. Локк, Ф. Хатчесон и многие другие философы, педагоги, врачи и мыслители. С середины XIX века наблюдается тенденция поиска истоков гениальности не в божественной предопределенности, а во вполне земных явлениях - врожденных (прирожденных) особенностях, что является началом принципиально нового этапа в исследованиях одаренности. Начиная с этого времени, в исследованиях человеческой психики прочно обосновался эксперимент, что и итоге и способствовало превращению психологии в самостоятельную науку.

Одним из пионеров эмпирического подхода к изучению проблемы способностей, одаренности, таланта был выдающийся английский ученый Ф. Гальтон. Он первым в книге «Наследственность таланта; ее законы и последствия» попытался доказать, что выдающиеся способности (гениальность) - результат действия в первую очередь наследственных факторов. Ф. Гальтон отмечал, что если интеллект нормального человека принять за 100, то «полный идиот» будет иметь - 0, а гений - 200. Позже эти цифры вошли в формулу расчета «коэффициента интеллекта» (intelligenscequotient, сокр. - IQ), предложенную известным немецким ученым Вильямом Штерном. Этой формулой пользуются исследователи и практические психологи во всем мире до сих пор.

Следующим шагом на пути развития представлений о гениальности стал период разработки идеи интеллектуальной одаренности. При всей многозначности научных и бытовых трактовок понятия «интеллект» термин «интеллектуальная одаренность» в психологии, а вслед за ней и в педагогике, приобрел вполне определенный смысл в результате развития в начале XX в. психодиагностики и психометрии, и, прежде всего «тестологии», связанной с именем известного французского психолога А. Бине.

Последователи А. Бине, разрабатывавшие теоретические модели интеллекта и методики его диагностики (Л. Термен, 1916; Р. Мейли, 1928; Дж. Равен и Л. Пенроуз, 1936; Р. Амтхауэр, 1953; Р. Кеттелл, 1958 и др.), совершенствовали методики, создавали новые.

После 2-й Мировой войны группа молодых ученых – Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ф. Баррон, К. Тейлор и др. - осуществила ряд крупных исследований, которые очертили новые границы в психологии творческой одаренности и способствовали объединению теоретических исследований по психологии индивидуальных различий и практических работ по построению новых учебных программ в области дифференцированного обучения.

К началу 70–х гг. XX века психология индивидуальных различий становится практической наукой. Исследования стремительно перемещаются в область образования. В конце 70-х – начале 80-х развивается уже совсем новая, прикладная область психологии – психология талантливых, но не успевающих в учебе детей, в которой изучаются причины задержек в развитии талантов в детские годы и методы оказания психологической помощи. Работы Дж. Гилфорда показали, что к концу школы многие одаренные дети иногда испытывают тяжелые состояния депрессии, вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность. Одаренные дети испытывают в школе «дискриминацию» из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ.

К концу 70-х не только частные, но и государственные школы начали

перестраиваться в сторону дифференцированного обучения.

В начале 80-х был осуществлен крупный международный проект по развитию возможностей высоко одаренных детей прогнозировать будущее, проигрывать ситуации риска и возможные выходы из таких ситуаций. В США были созданы специальные курсы по обучению лидерству одаренных подростков. В это же время дифференцированное обучение в США переходит от составления более углубленных программ к программам с альтернативными подтемами, типами упражнений и разными стилями текстов.

Дальнейшее развитие исследований и диагностики одаренности основывались на интегрированном представлении о познавательных процессах и их развитии. Когнитивные методики диагностики и методики интеллектуального развития стали предметом специального теоретического и экспериментального анализа в 20-е и начале 30-х гг. в нашей стране.

В.Штерн дал следующее определение одаренности: «Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни». Такая характеристика одаренности позволяла дифференцировать уровни одаренности.

Особое значение придавалось разработке и реализации методов диагностики. Наибольшую популярность приобрела система диагностики интеллектуального потенциала детей, разработанная А. Бине. Ему удалось воплотить принцип развития в очень простой и понятной характеристике – величине интеллектуального потенциала. Эта величина получила в дальнейшем название интеллектуального коэффициента (IQ).

История развития исследований и практики обучения одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствовавших социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. На основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня уже в начале XX столетия были предприняты попытки оценить уровни одаренности. Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей, что наиболее полно и четко было отражено в работе Б.М.Теплова “Способности и одаренность”, где он указывает: “При установлении основных понятий об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность. Три признака как, мне кажется, всегда заключаются в понятии способность. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека”.

Другим видным представителем отечественной психологической науки в изучении одаренности является Н.С. Лейтес.  Он определял зависимость между возрастными периодами и развитием способностей ребенка, а также его одаренности. Л.С. Выготский рассматривал одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. С точки зрения творческого потенциала индивида к проблеме одаренности подходил А.М. Матюшкин. В 1975г. в СССР был организован Всесоюзный Совет по одаренным и талантливым детям, который координировал работу по изучению, обучению и воспитанию одаренных детей. Также вопросами изучения одаренности в советской психологии и педагогике занимались А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А.Г. Петровский и другие.

Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения.

В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей всё шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. Основные задачи Совета – изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию. Разрабатываются специальные комплексные программы для одаренных учащихся, в рамках которых ученик может более свободно приобретать знания, чем по обычной программе, ограниченной пределами и задачами только одного школьного предмета.
Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы:

  1. Проблема одаренности нашла свое отражение в трудах многочисленных мыслителей разных времен и народов, в связи с той важностью, которую она представляет в жизни всего человечества в целом.

  2. Одаренность в большинстве случаев связывалась с изучением интеллектуальных способностей человека, не затрагивая его творческие, речевые, двигательные и другие, что  дает возможность для широкого дальнейшего  изучения данного феномена в будущем с различных позиций.

  3. В истории исследования категории одаренности сложились четыре взаимодополняющие концепции:

  • Понимание одаренности как высокого уровня развития системы когнитивных процессов (сенсорно-перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления и воображения), измеряемых с помощью соответствующих текстов; иногда сюда добавлялись мотивация и воля (Г. Мюнстерберг, Г. И. Россолимо, В. Мёде и Пиорковский, У. Штерн и др.);

  • Отождествление одаренности с высоким уровнем развития интеллекта или умственных способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта (тесты А. Бине и У. Штерна, Г. Айзенка, Д. Векслера, Дж. Гилфорда и др.);

  • Рассмотрение одаренности в русле анализа дифференциальных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей; эта концепция была сформулирована Б. М. Тепловым и получила наибольшее распространение в нашей стране (Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. А. Крутецкий и др.);

  • Соотнесение одаренности с высоким уровнем творческого потенциала, что выражается в высокой исследовательской активности ребенка; в возможностях легкого и творческого учения; в способностях к созданию новых творческих «продуктов» в науке, искусстве, технике, социальной жизни.

  1. Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, насколько каждой стране необходима радикальная перестройка системы обучения, которая бы позволила одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности.




    1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.


В МБОУ СОШ №1 Тимашевского района проблемам выявления и развития детской одаренности уделялось внимание с 2007 года:

  • 2007-2009 гг. инновационный проект ««Система работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения».

  • полученный опыт работы был представлен на научно-практической конференции «Психология образования» по теме: «Поиски и находки школы в работе с одаренными детьми» (Краснодар, 2009).

  • 2010-2012гг. муниципальная экспериментальная площадка «Работа с одаренными детьми в условиях Общеобразовательного учреждения»

  • в 2010 г. был проведен семинар-практикум для руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных школ Тимашевского района по организации работы с одаренными детьми.

  • разработанная «Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением признаков одарённости в условиях общеобразовательного учреждения» представлена на дискуссионной площадке «Школа для одаренных или одаренный ребенок в каждой школе» VI съезда всероссийского педагогического собрания в г. Москве в мае 2011 г.

  • С 2011 года школа стала муниципальным ресурсным центром по профориентационный работе.




    1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.


Термины и понятия, использованные в работе, являются общепринятыми в сфере педагогики и психологии, и поясняются в ходе изложения.


  1. Психолого-педагогический портрет группы, явивший базой для формирования педагогического опыта.


Исследование проводилось среди учащихся и педагогов 1-4 классы начальной школы, где обучаются дети разной степени одаренности, состояния здоровья, из разных социальных слоев общества. Данная методическая система применима к группе любой численности и дает реальные результаты, которые сравнимы как внутри группы, так и среди параллели, и по школе в целом.

В настоящее время в начальной школе обучается 576 учащихся в 21 классе-комплекте, из них в

Iклассах –136

IIклассах – 119

IIIклассах – 133

IV классах - 154

Обучение организовано в две смены в режиме 6 – дневной рабочей недели для учащихся 2 – 3 классов и 5 – дневной для первоклассников. С 2010 года процесс обучения в начальной школе строится на основании ФГОС начального общего образования нового поколения. В 2010 году школа стала пилотной по внедрению ФГОС, а с 2011 года вошла в штатный режим реализации ФГОС нового поколения.

Состав обучающихся детей многонациональный: русские, армяне, украинцы, грузины, немцы, татары, белорусы, чеченцы, и другие, всего 12 национальности. Около 88% всех школьников проживают в ближайшем к школе микрорайоне, остальные – в г. Тимашевске.

Большинство детей (221) воспитываются в семьях служащих, 98 – в семьях рабочих, 88 – сельскохозяйственных работников, 169 – в семьях предпринимателей.

3. Педагогический опыт.
3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности.

Для диагностики умственного развития учащихся младших классов может быть применен тест Д. Векслера. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов (4 – 6,5; 6,5 – 16, 5; >16, 5). Предполагается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе оценке причин неуспеваемости. В нашей стране тест Векслера был адаптирован А. Ю. Панасюком в 1973.

Еще одним популярным тестом умственного развития, который пригоден для младших школьников, является тест Дж. Равенна, или «Прогрессивные матрицы Равена». Это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития. Наиболее известны черно-белые и цветные матрицы. Черно-белые прогрессивные матрицы Равена предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых в возрасте от 20 до 65 лет. Цветной вариант (более простой, чем черно-белый) предназначен для обследования детей от 5 – 11 лет.

Для диагностики умственного развития учащихся 3 – 6-х классов разработан Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) словацким психологом Дж. Вандой. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1993). ГИТ выявляет насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия – все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса.

Для диагностики успешности обучения в школе разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами.

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладениями конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин. Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками учебным материалом. На формирование способностей влияния обучения также будет сказываться, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень их развития. Поэтому при диагностике способностей трудно найти однозначное объяснение высокой или низкой степени из развитости. Во-вторых, различие между тестами определяется целями их применения. Тесты способностей направлены главным образом на выявление предпосылок к тем или иным видам деятельности и претендуют на прогнозирование выбора для индивида наиболее подходящего профиля обучения.

Тесты же достижений применяются для оценки успешности овладениями конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, то есть диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов:

  • А. Анастази предлагает использовать Стэнфордский тест достижений (SAT). Проведение всей батареи (отдельные тесты достижений можно заменить в батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным школьным предметам). Занимает 4 – 5 часов и осуществляется в несколько приемов. Некоторые блоки батареи могут использоваться самостоятельно, для оценки эффективности обучения по отдельным дисциплинам. Тест предназначен для детей 5 – 6-х классов.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

«Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением признаков одарённости в условиях общеобразовательного учреждения» Автор: Гаврилова Татьяна Леонидовна, педагог-психолог мбоусош№1 iconС несовершеннолетними
Т. А. Мещенина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения и поддержки организационно-воспитательных инициатив...

«Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением признаков одарённости в условиях общеобразовательного учреждения» Автор: Гаврилова Татьяна Леонидовна, педагог-психолог мбоусош№1 iconС несовершеннолетними
Т. А. Мещенина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения и поддержки организационно-воспитательных инициатив...

«Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением признаков одарённости в условиях общеобразовательного учреждения» Автор: Гаврилова Татьяна Леонидовна, педагог-психолог мбоусош№1 icon«Мой жизненный путь»
Т. А. Мещенина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения и поддержки организационно-воспитательных инициатив...

«Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением признаков одарённости в условиях общеобразовательного учреждения» Автор: Гаврилова Татьяна Леонидовна, педагог-психолог мбоусош№1 iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов...
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации федеральных государственных образовательных...

«Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением признаков одарённости в условиях общеобразовательного учреждения» Автор: Гаврилова Татьяна Леонидовна, педагог-психолог мбоусош№1 iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения

«Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением признаков одарённости в условиях общеобразовательного учреждения» Автор: Гаврилова Татьяна Леонидовна, педагог-психолог мбоусош№1 iconГодовой план работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи...

«Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением признаков одарённости в условиях общеобразовательного учреждения» Автор: Гаврилова Татьяна Леонидовна, педагог-психолог мбоусош№1 iconО психолого-медико-педагогическом консилиуме
Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия...

«Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением признаков одарённости в условиях общеобразовательного учреждения» Автор: Гаврилова Татьяна Леонидовна, педагог-психолог мбоусош№1 iconПредлагаем Вашему вниманию полезную информацию с целью информирования...

«Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением признаков одарённости в условиях общеобразовательного учреждения» Автор: Гаврилова Татьяна Леонидовна, педагог-психолог мбоусош№1 iconСтруктурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения
Практическое взаимодействие специалистов подразделений осуществляется через психолого-медико-педагогический консилиум

«Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением признаков одарённости в условиях общеобразовательного учреждения» Автор: Гаврилова Татьяна Леонидовна, педагог-психолог мбоусош№1 iconРабочая программа Педагога-психолога по психолого-педагогическому...
Федерального государственного образовательного стандарта является обеспечение государством равенства возможностей полноценного развития...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск