С несовершеннолетними


НазваниеС несовершеннолетними
страница1/13
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк доверенности > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



группа 5





Муниципальное автономное учреждение

«Центр развития образования»

Нижневартовского района



ПРОФИЛАКТИКА

ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Методические материалы

г. Нижневартовск

2014 г.

ББК 74.6

П 78

Составители:

Т.А.Мещенина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения и поддержки организационно-воспитательных инициатив муниципального автономного учреждения «Центр развития образования»;

Л.Ф.Валиева, методист отдела психолого-педагогического сопровождения и поддержки организационно-воспитательных инициатив муниципального автономного учреждения «Центр развития образования»;

Т.Н.Окунцева, педагог-психолог муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов»;

Е.А.Тишкина, педагог-психолог муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».

Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними.

П 78 Методические рекомендации. /Сост. Т.А.Мещенина, Л.Ф.Валиева, Т.Н.Окунцева, Е.А.Тишкина – Нижневартовск, МАУ «Центр развития образования», 2014. - 94 с.


В данном сборнике методических материалов отражены основные формы, виды и факторы риска применения насилия и жестокого обращения с детьми, а также меры профилактики насилия и жестокого отношения с несовершеннолетними; представлены материалы выступлений районного семинара «Помощь детям и подросткам в случаях насилия», практические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, программы тренинговых занятий с родителями и педагогами.

Методические материалы могут быть полезны педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям общеобразовательных учреждений, студентам педагогических специальностей средних и высших образовательных учреждений.

ББК 74.6

МАУ «Центр развития образования», 2014
СОДЕРЖАНИЕ


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ.......................................................................................


7

Формы насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними..............

7

Виды насилия и жестокого обращения с детьми и подростками…………..

8

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ………………………………………………………………………………..



8

БЛИЖАЙШИЕ И ОТДАЛЁННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

С ДЕТЬМИ…………………………………………………………………………………


9

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С НСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ…………………………………………………….……………


10

Первичная профилактика………………………………..…………………...

10

Вторичная профилактика …………………………………………………….

10

Третичная профилактика……………………………………………………..

11

Основные элементы системы защиты несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения…………………………………………………………


12

Технологическая цепочка работы специалистов при насилии и жестоком обращении с несовершеннолетними…….…………………………..............


14

МАТЕРИАЛЫ РАЙОННОГО СЕМИНАРА «ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ В СЛУЧАЯХ НАСИЛИЯ»………………………………………………………………


14

Комплексный подход к вопросам профилактики насилия и жестокого обращения с детьми, Т.А.Мещенина................................................................


14

Правовые аспекты регулирования жестокого обращения с детьми и

подростками, Л.Ф.Валиева……………………………………………………


21

Роль эмоционально-чувственного взаимодействия в межличностном

общении, Т.Н.Окунцева……………………………………………………….


27

Формирование позитивного родительства как важное условие эффективного воспитания детей в семье, А.А.Андрюхина………………..


36

Жестокое обращение с ребёнком в семье, Е.В.Блинова……….……………

39

Профилактика домашнего насилия в подростковой и молодёжной

среде,Ю.В.Кабетова………….……………………………………………….


43

Психологическая помощь детям и подросткам в случаях насилия в условиях образовательного учреждения, И.Б.Будник……….………………….


47

Школьный буллинг, Е.А.Тишкина……………………………………………

51

Результаты психологического анкетирования обучающихся

8-11 классов, Т.А.Мещенина………………………………………………….


58

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………..

61

Анкета для обучающихся по выявлению жестокого обращения

среди несовершеннолетних………………………………..………………….


61

Анкета для педагогов  по проблемам насилия над детьми и степени осведомленности в вопросах злоупотреблений в отношении несовершеннолетних…………………………………………….………………………….



63

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ…………………………..

64

Как обеспечить безопасность несовершеннолетних………………………..

64

Практические рекомендации для родителей и специалистов «Обучать детей безопасности»…………………………………………………………….


65

Как помочь ребёнку избежать школьного буллинга ……………………….

71

Методические рекомендации для родителей………………………………..

74

Тренинг для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения………………………………………………………………………………



76

Тренинг для педагогов «Проблема насилия в жизни ребёнка»……………………………………………………………………...……….


86



ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Жестокое обращение с детьми:

умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка. (Ярская-Смирнова Г.Р., 2008).

Насилие:

физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую деятельность противоречащую ей, либо угрожающую физическому или психическому здоровью и целостности личности. (Ярская-Смирнова Г.Р., 2008).
По данным Института федерализма и гражданского общества (Альманах «Личность и мир». Жизненная практика. Современная ситуация. URL:http://www.ifgo.ru),

  • 2 млн. детей ежегодно жестоко избиваются собственными родителями

  • каждый десятый ребенок умирает от полученных побоев

  • 2 тысяч детей обрывают свою жизнь самоубийством

  • более 50 тысяч детей уходят из дома

  • около 40 % сексуальных насильников несовершеннолетних являются родственниками жертв насилия


Формы насилия и жестокого обращения

с несовершеннолетними


Эксплуатация

Злоупотребление


Формы насилия и жестокого

обращения с

несовершеннолетними

Синдром

опасного

обращения с детьми

Принуждение

Управление и манипуляция

поведением

детей
прямая соединительная линия 17 прямая соединительная линия 18 прямая соединительная линия 19 прямая соединительная линия 20 прямая соединительная линия 21

Виды насилия и жестокого обращения с детьми и подростками


  • Физическое насилие - преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку травм, телесных повреждений, причиняющих вред физическому или психическому здоровью и жизни ребёнка, вызывающих отставания в его развитии.

  • Эмоциональное насилие - длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребёнка (оскорбления, угрозы, игнорирование, обвинения, высмеивания), приводящие к формированию у него патологических черт характера или нарушению психического развития.

  • Сексуальное насилие - посягательства сексуального характера на неприкосновенность, принуждение к сексуальным отношениям или вовлечение ребенка в действия с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

  • Пренебрежение нуждами ребенка - оставление ребёнка без присмотра, отсутствие или неспособность со стороны родителей (или лиц их заменяющих) удовлетворять основные нужды и потребности ребенка в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т. д.

  • Отсутствие у родителей (законных представителей) любви к ребёнку - отношение к ребёнку без надлежащей родительской любви, ласки и нежности.


ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ
Факторы риска, связанные с особенностями семьи:

  • семьи с низким материальным уровнем жизни, для которых характерна систематическая неспособность или нежелание родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, медицинском уходе, воспитании, образовании и другие;

  • многодетные семьи;

  • неполные или конфликтные семьи;

  • семьи, где есть усыновленные дети.


Факторы риска, связанные со здоровьем родителей:

  • злоупотребление алкоголем одного или обоих родителей;

  • употребление наркотических и других психоактивных веществ одним или обоими родителями.

Факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей и родительскими установками:

  • агрессивность;

  • сниженный уровень самоконтроля;

  • стремление к доминированию;

  • повышенный уровень раздражительности;

  • неуверенность в собственных силах, неадекватная самооценка;

  • нереалистично высокий уровень ожиданий со стороны родителей по отношениию к ребенку;

  • неоправданные ожидания родителей родившегося ребенка его физическими (включая пол) и интеллектуальными способностями;

  • искаженное восприятие родителями своего ребенка, повышенный уровень тревожности родителей, страх, что ребенок «испортится»;

  • преувеличение родителями ценности физических наказаний.



Факторы риска, связанные с особенностями ребёнка:

  • гиперкинетический синдром;

  • гипердинамический синдром (чрезмерная подвижность ребёнка);

  • синдром дефицита внимания (сниженная способность к концентрации внимания);

  • нелюбимый или «нежеланный» ребенок;

  • физические и психические отклонения в развитии ребенка.


БЛИЖАЙШИЕ И ОТДАЛЁННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЖЕСТОКОГО

ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
К


ближайшим последствиям жестокого обращения с детьми относятся:


  • физические травмы;

  • повреждения;

  • острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную.


К отдаленным последствиям жестокого обращения с детьми

относятся:

  • различные заболевания, спровоцированные насилием и жестоким обращением с детьми;

  • личностные и эмоциональные нарушения психического развития ребёнка;

  • тяжелые социальные последствия, социальная дезадаптация (вред для жертвы жестокого обращения и для общества в целом).


К социальным потерям в результате насилия и жестокого обращения с детьми относят формирование социально дезадаптированных личностей со следующими характеристиками:

  • стремление разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий;

  • нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться;

  • насилие родителей по отношению к детям может привести к потере статуса родителей.


МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО

ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Первичная профилактика


  • Предупреждает появление всех видов насилия, жестокого обращения и пренебрежения нуждами ребенка.

  • Предполагает оценку степени риска возникновения этих явлений в конкретной семье.


Проблемы, при которых применяется первичная профилактика:

  • превентивная поддержка до сих пор адресована в основном социально незащищенным семьям и семьям, воспитывающим детей с нарушениями психики.


Основные направления первичной профилактики

  • Терапия детско-родительских отношений в рамках системного, поведенческого подходов и гештальттрадиции.

  • Повышение информированности родителей о возрастных закономерностях развития детей, методах воспитания и обучения.

  • Формирование у родителей навыков конструктивного преодоления трудностей в общении с детьми.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

С несовершеннолетними iconПорядок прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения,...
Настоящий Порядок устанавливает правила прохождения несовершеннолетними условий диспансерного наблюдения и лечения (далее диспансеризация)...

С несовершеннолетними iconАдминистративный регламент по предоставлению муниципальной услуги...
Ли патронаж над несовершеннолетними (далее – Административный регламент) разработан в целях повышения качества предоставления муниципальной...

С несовершеннолетними iconМетодические рекомендации. Волгоград, 2011 г. Организация профилактических...
Организация профилактических и реабилитационных мероприятий в случаях жестокого обращения с несовершеннолетними. Волгоград, 2011....

С несовершеннолетними icon1. Общие положения
Балашовского муниципального района Саратовской области муниципальной услуги по осуществлению деятельности по опеке и попечительству...

С несовершеннолетними iconПеречень документов, предоставляемых несовершеннолетними гражданами
Заявителю необходимо заполнить данную анкету на получение Шенгенской визы в электронном виде или от руки

С несовершеннолетними iconС несовершеннолетними
Т. А. Мещенина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения и поддержки организационно-воспитательных инициатив...

С несовершеннолетними iconМетодические рекомендации по работе в подсистеме мониторинга диспансеризации...
Методические рекомендации по работе в подсистеме мониторинга диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной...

С несовершеннолетними iconМетодические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам
...

С несовершеннолетними iconДокументы Документы для оформления опеки (попечительства) над несовершеннолетними
Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение

С несовершеннолетними iconКомиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края постановление
Об утверждении порядков межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, по работе с несовершеннолетними,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск