Муниципальное автономное учреждение «Центр развития образования» Нижневартовского района
ПРОФИЛАКТИКА
ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Методические материалы
г. Нижневартовск
2014 г.
ББК 74.6
П 78
Составители:
Т.А.Мещенина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения и поддержки организационно-воспитательных инициатив муниципального автономного учреждения «Центр развития образования»;
Л.Ф.Валиева, методист отдела психолого-педагогического сопровождения и поддержки организационно-воспитательных инициатив муниципального автономного учреждения «Центр развития образования»;
Т.Н.Окунцева, педагог-психолог муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов»;
Е.А.Тишкина, педагог-психолог муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».
Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними.
П 78 Методические рекомендации. /Сост. Т.А.Мещенина, Л.Ф.Валиева, Т.Н.Окунцева, Е.А.Тишкина – Нижневартовск, МАУ «Центр развития образования», 2014. - 94 с.
В данном сборнике методических материалов отражены основные формы, виды и факторы риска применения насилия и жестокого обращения с детьми, а также меры профилактики насилия и жестокого отношения с несовершеннолетними; представлены материалы выступлений районного семинара «Помощь детям и подросткам в случаях насилия», практические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, программы тренинговых занятий с родителями и педагогами.
Методические материалы могут быть полезны педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям общеобразовательных учреждений, студентам педагогических специальностей средних и высших образовательных учреждений.
ББК 74.6
МАУ «Центр развития образования», 2014 СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ.......................................................................................
|
7
| Формы насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними..............
| 7
| Виды насилия и жестокого обращения с детьми и подростками…………..
| 8
| ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ………………………………………………………………………………..
|
8
| БЛИЖАЙШИЕ И ОТДАЛЁННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
С ДЕТЬМИ…………………………………………………………………………………
|
9
| МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С НСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ…………………………………………………….……………
|
10
| Первичная профилактика………………………………..…………………...
| 10
| Вторичная профилактика …………………………………………………….
| 10
| Третичная профилактика……………………………………………………..
| 11
| Основные элементы системы защиты несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения…………………………………………………………
|
12
| Технологическая цепочка работы специалистов при насилии и жестоком обращении с несовершеннолетними…….…………………………..............
|
14
| МАТЕРИАЛЫ РАЙОННОГО СЕМИНАРА «ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ В СЛУЧАЯХ НАСИЛИЯ»………………………………………………………………
|
14
| Комплексный подход к вопросам профилактики насилия и жестокого обращения с детьми, Т.А.Мещенина................................................................
|
14
| Правовые аспекты регулирования жестокого обращения с детьми и
подростками, Л.Ф.Валиева……………………………………………………
|
21
| Роль эмоционально-чувственного взаимодействия в межличностном
общении, Т.Н.Окунцева……………………………………………………….
|
27
| Формирование позитивного родительства как важное условие эффективного воспитания детей в семье, А.А.Андрюхина………………..
|
36
| Жестокое обращение с ребёнком в семье, Е.В.Блинова……….……………
| 39
| Профилактика домашнего насилия в подростковой и молодёжной
среде,Ю.В.Кабетова………….……………………………………………….
|
43
| Психологическая помощь детям и подросткам в случаях насилия в условиях образовательного учреждения, И.Б.Будник……….………………….
|
47
| Школьный буллинг, Е.А.Тишкина……………………………………………
| 51
| Результаты психологического анкетирования обучающихся
8-11 классов, Т.А.Мещенина………………………………………………….
|
58
| ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………..
| 61
| Анкета для обучающихся по выявлению жестокого обращения
среди несовершеннолетних………………………………..………………….
|
61
| Анкета для педагогов по проблемам насилия над детьми и степени осведомленности в вопросах злоупотреблений в отношении несовершеннолетних…………………………………………….………………………….
|
63
| РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ…………………………..
| 64
| Как обеспечить безопасность несовершеннолетних………………………..
| 64
| Практические рекомендации для родителей и специалистов «Обучать детей безопасности»…………………………………………………………….
|
65
| Как помочь ребёнку избежать школьного буллинга ……………………….
| 71
| Методические рекомендации для родителей………………………………..
| 74
| Тренинг для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения………………………………………………………………………………
|
76
| Тренинг для педагогов «Проблема насилия в жизни ребёнка»……………………………………………………………………...……….
|
86
|
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Жестокое обращение с детьми:
умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка. (Ярская-Смирнова Г.Р., 2008).
Насилие:
физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую деятельность противоречащую ей, либо угрожающую физическому или психическому здоровью и целостности личности. (Ярская-Смирнова Г.Р., 2008). По данным Института федерализма и гражданского общества (Альманах «Личность и мир». Жизненная практика. Современная ситуация. URL:http://www.ifgo.ru),
2 млн. детей ежегодно жестоко избиваются собственными родителями
каждый десятый ребенок умирает от полученных побоев
2 тысяч детей обрывают свою жизнь самоубийством
более 50 тысяч детей уходят из дома
около 40 % сексуальных насильников несовершеннолетних являются родственниками жертв насилия
Формы насилия и жестокого обращения
с несовершеннолетними
Эксплуатация Злоупотребление
Формы насилия и жестокого
обращения с
несовершеннолетними Синдром
опасного
обращения с детьми Принуждение Управление и манипуляция
поведением
детей
Виды насилия и жестокого обращения с детьми и подростками
Физическое насилие - преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку травм, телесных повреждений, причиняющих вред физическому или психическому здоровью и жизни ребёнка, вызывающих отставания в его развитии.
Эмоциональное насилие - длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребёнка (оскорбления, угрозы, игнорирование, обвинения, высмеивания), приводящие к формированию у него патологических черт характера или нарушению психического развития.
Сексуальное насилие - посягательства сексуального характера на неприкосновенность, принуждение к сексуальным отношениям или вовлечение ребенка в действия с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Пренебрежение нуждами ребенка - оставление ребёнка без присмотра, отсутствие или неспособность со стороны родителей (или лиц их заменяющих) удовлетворять основные нужды и потребности ребенка в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т. д.
Отсутствие у родителей (законных представителей) любви к ребёнку - отношение к ребёнку без надлежащей родительской любви, ласки и нежности.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ Факторы риска, связанные с особенностями семьи:
семьи с низким материальным уровнем жизни, для которых характерна систематическая неспособность или нежелание родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, медицинском уходе, воспитании, образовании и другие;
многодетные семьи;
неполные или конфликтные семьи;
семьи, где есть усыновленные дети.
Факторы риска, связанные со здоровьем родителей:
злоупотребление алкоголем одного или обоих родителей;
употребление наркотических и других психоактивных веществ одним или обоими родителями.
Факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей и родительскими установками:
агрессивность;
сниженный уровень самоконтроля;
стремление к доминированию;
повышенный уровень раздражительности;
неуверенность в собственных силах, неадекватная самооценка;
нереалистично высокий уровень ожиданий со стороны родителей по отношениию к ребенку;
неоправданные ожидания родителей родившегося ребенка его физическими (включая пол) и интеллектуальными способностями;
искаженное восприятие родителями своего ребенка, повышенный уровень тревожности родителей, страх, что ребенок «испортится»;
преувеличение родителями ценности физических наказаний.
Факторы риска, связанные с особенностями ребёнка:
гиперкинетический синдром;
гипердинамический синдром (чрезмерная подвижность ребёнка);
синдром дефицита внимания (сниженная способность к концентрации внимания);
нелюбимый или «нежеланный» ребенок;
физические и психические отклонения в развитии ребенка.
БЛИЖАЙШИЕ И ОТДАЛЁННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЖЕСТОКОГО
ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ К
ближайшим последствиям жестокого обращения с детьми относятся:
физические травмы;
повреждения;
острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную.
К отдаленным последствиям жестокого обращения с детьми
относятся:
различные заболевания, спровоцированные насилием и жестоким обращением с детьми;
личностные и эмоциональные нарушения психического развития ребёнка;
тяжелые социальные последствия, социальная дезадаптация (вред для жертвы жестокого обращения и для общества в целом).
К социальным потерям в результате насилия и жестокого обращения с детьми относят формирование социально дезадаптированных личностей со следующими характеристиками:
стремление разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий;
нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться;
насилие родителей по отношению к детям может привести к потере статуса родителей.
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО
ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Первичная профилактика
Предупреждает появление всех видов насилия, жестокого обращения и пренебрежения нуждами ребенка.
Предполагает оценку степени риска возникновения этих явлений в конкретной семье.
Проблемы, при которых применяется первичная профилактика:
превентивная поддержка до сих пор адресована в основном социально незащищенным семьям и семьям, воспитывающим детей с нарушениями психики.
Основные направления первичной профилактики
Терапия детско-родительских отношений в рамках системного, поведенческого подходов и гештальттрадиции.
Повышение информированности родителей о возрастных закономерностях развития детей, методах воспитания и обучения.
Формирование у родителей навыков конструктивного преодоления трудностей в общении с детьми.
|