Методическое пособие по курсу excel каспийск 2014


НазваниеМетодическое пособие по курсу excel каспийск 2014
страница1/5
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5



Министерство образования и науки РД.

Каспийское медицинское училище имени Азиза Алиева
ЛАТИФОВ АБДУЛАТИФ САИДОВИЧ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО КУРСУ EXCEL



КАСПИЙСК - 2014
Автор: Латифов Абдулатиф Саидович К. п. наук. старший преподаватель кафедры «Вычислительной техники» ДГТУ. Преподаватель информатики КМУ имени А.Алиева


Практикум предназначен для приобретения практических навыков работы в редакторе MS EXCEL 2007.

Содержит теоретический материал, снабженный для наглядности рисунками, практические задания для закрепления теоретических знаний.

Для студентов СПО. Для учителей школ. Может быть полезен тем, кто желает квалифицированно научиться работать в редакторе MS EXCEL

Рецензент: Агаханов С.А. кандидат физика - математических наук доцент кафедры ИВТ ДГПУ


СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1


Запуск процессора EXCEL. Основы создания таблицы

Урок 2

Ввод и корректировка табличного документа. Выполнение расчетов

Урок 3

Запись документа на диск вызов с диска. Подготовка документа к печати.

Урок 4

Оформление табличных документов. (Изменение размеров столбцов и строк, обрамление и затенение, шрифты.

Форматы чисел).

Урок 5

Построение диаграмм

Урок 6

Работа с листами (Удаление, перемещение, переименование, вставка). Одновременный ввод информации на листы.

Урок 7

Выполнение вычислений с помощью встроенных функций.

Урок 8

Создание итоговых таблиц. Консолидация данных

Урок 9

Обработка списка с помощью формата данных

Урок 10

Создание модели «что – если». Анализ задачи со многими переменными. Использование функций «Подбор параметра» и « Поиск решений»

Урок 11

Зачетная работа




Литература


+

  1. Запуск процессора EXCEL. Основы создания таблицы

Одним из наиболее распространенных видов информации является информация, представленная в виде таблицы.

Microsoft Excel – одна из самых мощных и производительных программ обработки электронных таблиц. Основу программы составляют: вычислительно-калькуляционный модуль, модуль диаграмм, доступ к внешним базам данных, модуль программирования для индивидуальных задач. Эта программа предназначена для выполнения финансовых, научных и любых других видов расчетов. С ее помощью можно вести простые базы данных для учета материалов, товаров, денег, времени, погоды и т. д. При этом существует возможность быстрого анализа данных и представление их в графическом виде.

Рис. 1. Окно программы Excel

 http://www.grandars.ru/images/1/review/id/753/4672e7dd4e.jpg

Активизировать программу Excel можно разными способами, например, командами Пуск — Программы — MS Excel или двойным щелчком по значку MS Excel на рабочем столе.

После запуска на экране появится окно программы (рис 1). В заголовке окна Excel, кроме названия программы, отражается и имя редактируемого файла.

Файл в Excel представляет собой рабочую книгу, состоящую из нескольких листов. На каждом листе рабочей книги может располагаться несколько таблиц и графиков.

Каждый рабочий лист имеет свой ярлычок, на котором можно расположить название листа, для чего нужно щелкнуть правой кнопкой по ярлычку, выбрать команду « Переименовать» и ввести название.

Под полосой меню находятся панели инструментов. Чуть ниже — строка формул, предназначенная для ввода данных в ячейки таблицы.

Практическая работ к уроку № 1

  1. Запустите электронную таблицу EXCEL. Применив актуальный способ из предложенных:

  1. пуск→программы →Microsoft Excel

  2. через ярлык Excel на рабочем столе

  1. Настройте Панель инструментов так, чтобы на экране были две панели: Стандартная, Форматирование.

Выполнив один способ из предложенных двух способов:

  1. щелкните правой кнопкой мыши по любому месту панели инструментов и в появившемся конспектном меню выберите нужное:

  2. задайте команду ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ из меню ВИД и выберите нужные панели.



  1. Установите на экране строку формул. ВИД – СТРОКА ФОРМУЛ.

  2. Установите поля с каждой стороны по 2 см и ориентацию страницы «Альбомная»

Задайте команду ФАЙЛ – ПАРАМЕТРЫ СТРАНИЦЫ, щелкните мышью по вкладке «ПОЛЯ» и установите соответствующие поля, далее щелкните мышью по вкладке «СТРАНИЦА» и установите альбомную ориентацию.

  1. Введите предложенную таблицу.




A

B

C

D

E

F

G

H

I

п/п

Фамилия И.О.

Заработная плата

Премия

Всего начислено

Пенсио -нный фонд

Подохдн - ый налог

Всего удержено

Сумма в выдаче

1

Сеченов В.В

1000



















2

Магомедов А.М.

1200



















3

Азварова Н. В

4500



















4

Яхьяев А.П.

6000



















5

Балаев А.М.

4500



















6

Троценко Т.А.

1100



















7

Шалимова У.А.

6000



















8

Ступина Г.В.

7900



















9

Агаханов С.А.

10000



















10

Мирзоев А.С.

8900
















































  1. Выполните расчеты незаполненных граф.

  • Премия составляет 40% от заработной платы:

Курсор поставьте в ячейку D2 и введите в строку формул =C2*40/100

  • Графа Всего начислено равна сумме граф Заработная плата и Премия:

Курсор поставьте в ячейкуE2 и введите формулу =C2+D2

  • Пенсионный фонд равен 1% от графы Всего начислено:

Курсор поставьте в ячейку F2 и введите формулу: =E2*1/100

  • Подоходный налог составляет 12% разницы между графами Всего начислено: и Пенсионный фонд:

Курсор поставьте в ячейку G2 и введите формулу =(E2-F2)*12/100

  • Всего удержано рассчитывается как сумма граф Пенсионный фонд и подоходный налог:

Курсор поставьте в ячейку H2 и введите формулу: =F2+G2

  • Сумма к выдаче равна разности граф Всего начислено и Всего удержано:

Курсор поставьте в ячейку I2 и введите формулу: =E2-H2

Таким образом, Вы заполнили только один раз, теперь необходимо скопировать формулы на другие ряды:

Для этого выделите интервал ячеек D2:I2 и протащите вниз мышкой за нижний правый угол выделенного фрагмента. Вся таблица будет заполнена

  • Строка ИТОГО рассчитывается как сумма всех значений по колонке. Курсор поставьте в ячейку C12, нажмите кнопку Автосуммирование на стандартной панели инструментов, повторите интервал суммирования и при необходимости исправьте его на интервал C2:C11




  1. Введите название таблицы РАСЧЕТНО - ПЛАТЕЖНАЯ ВЕДОМОСТЬ ЗА ЯНВАРЬ.

  2. Распечатайте таблицу.

  3. Закройте EXCEL и WINDOWS.




  1. Ввод и корректировка табличного документа. Выполнение расчетов.

Чтобы ввести данные в конкретную ячейку, необходимо выделить ее щелчком мыши, а затем щелкнуть на строке формул. Появляется мерцающий текстовый курсор, и вы можете набирать информацию, пользуясь при этом знакомым вам основным стандартом редактирования (перемещение с помощью клавиш ← и →, удаление символов Backspace, Del). Вводимые в строке формул данные воспроизводятся в текущей ячейке. Программа Excel интерпретирует вводимые данные либо как текст (выравнивается по левому краю), либо как числовое значение (выравнивается по правому краю). Для ввода формулы необходимо ввести алгебраическое выражение, которому должен предшествовать знак равенства. Как было показано на рис. 2.



Рис. 2

при вводе данных в левой части строки формул возникают три кнопки, предназначенные для управления процессом ввода с (X - отмена, a - Enter, = - изменить формулу). Если щелкнуть на кнопке с крестиком, ввод прекращается, а данные, поступившие в ячейку в текущем сеансе ввода, удаляются. Если щелкнуть на кнопке со значком =, на экран поступит диалоговое окно Мастера функций, и вы можете ввести функцию.
Завершив ввод данных, вы должны зафиксировать их в ячейке любым из трех способов: нажав клавишу Enter или щелкнув на кнопке с галочкой, или щелкнув мышью на другой ячейке

Для ввода данных можно также дважды щелкнуть мышью на выбранной ячейке, и текстовый курсор появится непосредственно в ячейке. В этом случае допускаются только ввод символов и удаление их клавишей Backspace. Для фиксации данных можно либо воспользоваться одним из описанных выше трех способов, либо сместить курсорную рамку на другую ячейку любой из клавиш управления курсором. Можно для ввода новых или для исправления старых данных просто начать их набор в текущей ячейке. Ячейка очищается, появляется текстовый курсор и активизируется строка формул. Адреса ячеек и имена функций вы можете набирать на любом регистре - верхнем или нижнем.

Можно при вводе формулы вместо перечисления адресов ячеек, образующих эту группу, указать ее имя. Например, если столбцу E присвоено имя «Сумма» и нужно вычислить сумму ячеек в этом столбце, то ввод формулы надо начать со знака равенства, за которым следует имя функции суммы с одной круглой скобкой: =Сумм (. Затем нужно открыть список групповых имен и щелкнуть мышью по имени «Сумма». Программа Excel вставит это имя в формулу. Остается только ввести правую скобку и нажать клавишу Enter, чтобы завершить ввод формулы.

В обычном режиме программа Excel вводит в таблицу результаты вычислений по формулам. Для просмотра формул и поиска ошибок можно изменить этот режим и ввести текстовый индикации (отображения) формул, нажав комбинацию клавиш Ctrl+~. После этого на экране становятся видны не результаты вычислений, а тексты самих формул и функций. В этом режиме увеличивается ширина столбцов, чтобы можно было увидеть всю формулу и найти ошибку.

Если вы хотите внести исправления в данные текущей ячей-ми, то нажмите клавишу F2, при этом активизируется строка формул, в которой отображается содержимое текущей ячейки для редактирования.

Вводя данные в ячейку Excel, вы можете выбирать различные атрибуты оформления текста: гарнитуру и размер шрифта, его начертание и цвет и т.п. Параметры стандартного шрифта вы можете установить с помощью диалогового окна команды Сервис - Параметры... на вкладке Общие. Именно этот шрифт Excel всегда использует при воспроизведении набираемой информации в строке формул. Для конкретной таблицы или для текущего сеанса работы вы можете установить другой шрифт, если выберете команду Формат-Стиль. Чтобы изменить шрифт ячеек, нужно выделить ячейки, а затем воспользоваться кнопками на панели Форматирование или вызвать команду Ячейка из меню Формат. В диалоговом окне Формат ячеек выбрать вкладку Шрифт, в которой можно выбрать из предлагаемого списка вид шрифта и задать другие параметры форматирования символов.

Практическая работа № 2

1.Загрузите табличный процессор Excel: Пуск/Программы/Microsoft Excel

2.Проверьте наличие режимов: (режим должен быть отмечен символом ü)

- Вид/Обычный; Вид/Строка формул; Вид/строка состояний,

-Вид/Панель инструментов/Стандартная; Вид/Панель инструментов/Форматирование

3.Создайте таблицу по образцу, для этого:

- А1 введите «ВЕДОМОСТЬ», нажмите Enter

- А2 – на выдачу стипендии

- А3 – за сентябрь 2010 г

- А5 – Учреждение Экономический колледж

- А6 – группа № 10

- в ячейки А8, В8, С8, D8, Е8 введите «шапку» таблицы

- введите остальные данные таблицы

- А17 – ведомость составил мастер

- Е17 – Климова Г.В.

4. Используя режим Автозаполнения, заполните пустые ячейки, для этого:

- выделите диапазон А9:А10 (после выделения кнопку мышки отпустить)

- установить курсор мышки в нижний правый угол выделенного диапазона (появится черный крестик)

- нажмите и протащите вниз до А15,

- выполните предыдущие действия для диапазона С9:С10

-активизируйте ячейку D9, курсором мышки установите нижний правый угол, протащите вниз до

ячейки D15, мышку отпустить (данные скопированы)

5. Отформатируйте таблицу, для этого:

- выделите А1:E1, щелкните на Панели форматирования по кнопке Объединить и поместить в

центре

- выполните предыдущее действие для диапазонов А2:Е2, А3:Е3, А5:Е5, А6:Е6

6. Измените ширину столбца А: установите курсор в верхней адресной полосе между А и В (появится двухсторонняя стрелка), выполните двойной щелчок мышкой

- аналогично измените ширину остальных столбцов

- активируйте ячейку С8, выполните Формат/Ячейки/закладка Выравнивание, установите

режим Переносить по словам, Ок

- вручную измените ширину столбца С установите курсор мышки в адресную полосу между С и D, протаскиванием мышки установите нужную ширину

- выделите А8:Е15, щелкните на Панели форматирования по кнопке Границы, выберите сетку

- выделите D9:D15, на панели форматирования щелкните по кнопке Денежный формат и по

кнопке Уменьшить разрядность

- используя Панель форматирования, отцентрируйте данные в таблице (кроме фамилий),

предварительно выделив соответствующий диапазон

7. Вычислите общую сумму стипендии по группе, для этого:

- активизируйте ячейку D16, щелкните по кнопке Автосумма на Стандартной панели, Enter

8. Замените значение в столбце Сумма на 80, для этого:

- активизируйте ячейку А1 и выполните Правка/Заменить

- в поле Что введите 50, в поле Заменить на введите 80, нажмите Заменить все

9. Выполните Файл/Предварительный просмотр, результат показать преподавателю, щелкнуть по кнопке Закрыть

10. Сохраните созданную таблицу, для этого выполните: Файл/Сохранить как, выберите свою Папку, измените имя файла на ПР_1, Ок. Закройте приложение Excel.


ВЕДОМОСТЬ

на выдачу стипендии

за сентябрь 2010 г.

Учреждение Экономический колледж

группа № 10



№ п/п

Фамилия И.О.

Табельный номер

Сумма

Подпись

1.

Иванов И.И.

7765

50




2.

Петров П.П.


7766







3

Бадавиева А

7767







4

Буттаева П.

7768







5

Валиев Р.

7769







6

Гаджиев А.

7780







7

Мирзоева

7781







8

Нурулаева

7782







9

Хириев Г.

7783







10

Кишиев К.

7784












……….

Итого









  1. Запись документа на диск вызов с диска. Подготовка документа к печати

В Microsoft Excel можно печатать все данные листа или только определенный диапазон ячеек. При печати больших таблиц на нескольких страницах можно переносить названия строк и столбцов таблицы на каждую страницу. При необходимости можно вставлять принудительные разрывы страниц при печати больших таблиц. Отдельно от листа можно напечатать расположенную на нем диаграмму. Можно управлять режимом печати примечаний к ячейкам листа.

Можно напечатать сразу несколько листов одной книги или нескольких книг.

Можно изменять масштаб печати, увеличивая или уменьшая размер таблицы; можно подобрать масштаб под размер печатаемой таблицы.

При печати можно выбирать размер бумаги, ориентацию страниц, размер полей.

Страницы печати могут иметь колонтитулы, в которых можно размещать различную информацию, включая дату и время печати.

Таблицу, как правило, следует подготовить к печати.

Режим просмотра Разметка страницы обеспечивает отображение документа практически так, как он будет напечатан. В этом режиме можно настроить параметры страниц, создать и оформить колонтитулы, установить особенности печати документа. Однако в некоторых случаях может потребоваться предварительный просмотр документа перед печатью.

Кроме того, может потребоваться печать не всего документа, а его отдельных фрагментов, печать документа в нескольких экземплярах и т.д. В этом случае необходимо настроить параметры печати.

Основная подготовка документа к печати производится в режиме просмотра Разметка страницы во вкладке Разметка страницы (рис. 3.1).


Рис. 3.1. Просмотр документа в режиме Разметка страницы

Для печати и предварительного просмотра документа используется команда Печать меню кнопки Office и команды подчиненного меню (рис. 3.2).



Рис. 3.2. Печать и настройка печати документов Excel

Подготовка документа к печати

Установка параметров страницы

Для выбора и установки параметров страницы используют элементы группы Параметры страницы вкладки Разметка страницы (см. рис. 3.1).

Для выбора размера бумаги в группе Параметры страницы щелкните по кнопке Размер и в появившемся списке выберите один из предлагаемых размеров (рис. 3.3).



Рис. 3.3. Выбор размера страниц

Для выбора ориентации страницы в группе Параметры страницы щелкните по кнопке Ориентация и в появившемся меню выберите один из предлагаемых вариантов (рис. 3.4).



Рис. 3.4. Выбор ориентации страницы

Для установки полей страницы в группе Параметры страницы щелкните по кнопке Поля и в появившемся меню выберите один из предлагаемых вариантов (рис. 3.5).



Рис. 3.5. Выбор размера полей страницы

Для выбора произвольного размера полей выберите команду Настраиваемые поля (см. рис. 3.5). В счетчиках Верхнее, Нижнее, Левое, Правое вкладки Поля окна Параметры страницы (рис. 3.6) установите требуемые размеры полей.



Рис. 3.6. Установка размера полей страницы

На установку слишком малых полей, не поддерживаемых возможностями принтера, Excel не реагирует

Размер полей можно также изменить при предварительном просмотре документа перед печатью.

На листе, отображаемом в режиме Разметка страницы, размеры полей можно увидеть на горизонтальной и вертикальной линейках. Поля на линейках выделены темным цветом, в отличие от основной части страницы, линейка для которой выделена белым цветом.

Практическая работа к уроку 3 по теме «EXCEL»

Запись документа на диск, вызов его с диска. Подготовка документа к печати.

  1. Запустите электронную таблицу EXCEL.

  2. Настройте панель инструментов так, чтобы на экране были две панели: Стандартная и Форматирование.

  3. Установите на экране строку формул.

  4. Установите поля с каждой стороны по 2 см и ориентацию страницы «Альбомная».

  5. Введите предложенную таблицу:

  • Для заполнения шапки таблицы используйте первые три ряда и установите горизонтальное и вертикальное выравнивание по центру, шрифт 9, жирный.

  • Для заполнения колонки № п/п используйте способ автонумерации.

  • Для заполнения колонки Виды заявок установите перенос по словам, вертикальное выравнивание-по центру, горизонтальное выравнивание – по левому краю, шрифт 12, жирный.

  • Для заполнения колонки Ответственный за работу установите вертикальное выравнивание – по центру, горизонтальное выравнивание – по центру, шрифт 8, курсив.

  • Для заполнения цифровых данных в таблице установите вертикальное выравнивание – по центру, горизонтальное выравнивание – по центру , шрифт 14, жирный.


Выполните расчет незаполненных граф.

  • Графа Процент выполнения рассчитывается по формуле: Выполнено * 100 / Всего поступило. (Округлите данные до сотых ).

  • Графа Процент невыполнения заявок рассчитывается по формуле: Всего не выполнено заявок * 100 / Всего поступило. (Округлите данные до целых).

  • Для расчета строки ВСЕГО используйте Автосуммирование и Расчет средней величины.

  1. Выполните обрамление таблицы на свой вкус.

  2. Снимите линии сетки.

  3. Сохраните таблицу в своей папке под именем urok_3 (ФАЙЛ-СОХРАНИТЬ КАК ).

  4. Закройте Вашу рабочую книгу, EXCEL и WINDOWS . (ФАЙЛ-ЗАКРЫТЬ), (ФАЙЛ-ВЫХОД).

  5. Проверьте на диске наличие вашего файла с именем urok_3

  6. Загрузите WINDOWS и EXCEL и откройте свою таблицу. (ФАЙЛ-ОТКРЫТЬ и найдите файл с именем urok_3 ).

  7. Введите заголовок к таблице:

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое пособие по курсу excel каспийск 2014 iconУчебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...

Методическое пособие по курсу excel каспийск 2014 iconМетодическое пособие для учителя по курсу преподавания «Математики...
Методическое пособие для учителя по курсу преподавания «Математики с элементами экономики» для учащихся 10-12 классов (I-III курсов)...

Методическое пособие по курсу excel каспийск 2014 iconИспользование программы Microsoft Excel для проведения внутрилабораторного...
Использование программы Microsoft Excel для проведения внутрилабораторного контроля качества: Методическое пособие. – Иркутск: рио...

Методическое пособие по курсу excel каспийск 2014 iconИспользование программы Microsoft Excel для проведения внутрилабораторного...
Использование программы Microsoft Excel для проведения внутрилабораторного контроля качества: Методическое пособие. – Иркутск: рио...

Методическое пособие по курсу excel каспийск 2014 iconМетодическое пособие по курсу «Организация и экономика ветеринарного...
Липатова О. А. Методическое пособие по курсу «Организация и экономика ветеринарного дела» для самостоятельной работы студентов очной...

Методическое пособие по курсу excel каспийск 2014 iconУчебно-методическое пособие Часть 1 Самара 2014 удк 02 ббк 78. 36я7
С – 56 Стратегия формирования фондов публичных библиотек [Текст]: учебно-методическое пособие. Часть 1 /Сост. Г. П. Кузьминова; ред....

Методическое пособие по курсу excel каспийск 2014 iconМетодическое пособие по написанию и оформлению курсовых и выпускных...
Учебно-методическое пособие по написанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ. Бюджетное учреждение профессионального...

Методическое пособие по курсу excel каспийск 2014 iconМетодическое пособие Вологда 2014 Методическое пособие разработано...
Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области

Методическое пособие по курсу excel каспийск 2014 iconУчебно-методическое пособие Дисциплина- «Микробиология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и выполнения лабораторных работ по курсу «Микробиология»...

Методическое пособие по курсу excel каспийск 2014 iconМетодическая работа муниципальной центральной библиотеки Методическое пособие
Методическая работа муниципальной центральной библиотеки : методическое пособие / яоунб имени Н. А. Некрасова; сост. М. В. Николаева,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск