Скачать 432.2 Kb.
|
Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации I. Основные термины и общие подходыНормативной правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE); Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117); Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р; Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Определение добровольцев приведено в статье 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие). Благополучатели – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев». Добровольческая (волонтерская) деятельность – это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев). При организации и осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности в субъектах Российской Федерации используется понятийный аппарат, изложенный в региональных правовых актах. Так, в Концепции развития социального добровольчества в г. Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы, утвержденной постановлением правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2008 г. № 45, используются следующие основные понятия: Добровольческая деятельность – способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом. Молодежное добровольчество – практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности. Добровольческие ресурсы – совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы. Добровольческая организация – некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты. Система поддержки социального добровольчества – комплекс мер, мероприятий и специализированной инфраструктуры, ориентированных на стимулирование, поддержку и развитие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государственных ресурсов. Координатор добровольцев – ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и отвечающее за привлечение добровольцев, организацию их работы и координацию их деятельности. Добровольческая программа – гуманитарная программа, ориентированная на потребности граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является добровольная работа людей, а главной задачей − эффективная организация добровольной работы. 1. Основными задачами волонтерской деятельности являются: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. К прикладным задачам относятся: обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации; получение навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач; сохранение профессиональных навыков, знаний и компетенций после получения профессионального образования в период временного отсутствия работы, занятости; замещение асоциального поведения социальным; гуманистическое и патриотическое воспитание; обеспечение определенного временного формата занятости молодежи (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса; формирование кадрового резерва. 2. Необходимо помнить, что гуманистическая мотивация добровольчества – не самая распространенная в молодежной среде. Поэтому, работая над развитием добровольчества, необходимо разнообразить инструменты и стимулы привлечения молодых граждан к данной деятельности. Это подразумевает диверсификацию усилий по формированию системы волонтерского труда как в части субъектов и форм взаимодействия, так и в части атрибутики. 3. При вовлечении молодежи в волонтерскую деятельность необходимо учитывать распределение ответственности между уровнями публичной власти. Поэтому исполнение данных рекомендаций должно быть дополнено инициативными мероприятиями, разработанными органами, исполняющими соответствующие функции в данном субъекте Российской Федерации. Кроме того существуют общероссийские проекты, в которых также может и должна осуществляться волонтерская деятельность (например, подготовка к XXII Олимпийским зимним играм в Сочи в 2014 году). 4. Специфика субъектного состава и сфер волонтерской деятельности такова, что для органа по делам молодежи субъекта Российской Федерации в большинстве случаев нерационально выступать в качестве организатора конкретных молодежных проектов. Он должен действовать через публично-правовые инструменты, привлекая некоммерческие, а в ряде случаев – коммерческие организации. Также может быть использован ресурс взаимодействия с органами местного самоуправления, однако не в форме прямых указаний. При этом необходимо отметить, что согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. 5. В то же время, должны быть предприняты определенные организационно-правовые меры, обеспечивающие единство добровольческой деятельности на территории субъекта Российской Федерации. К таким мерам относятся: введение единой волонтерской книжки в субъекте Российской Федерации; использование, на основе консенсуса, единого Кодекса волонтера (добровольца) как достаточно компактной декларации принципов, которыми волонтер руководствуется в практической деятельности; выполнение органом по делам молодежи или уполномоченным им учреждением организационно-координирующих функций в этой сфере. 6. При осуществлении функции по содействию развитию волонтерской деятельности необходимо взаимодействие органа, осуществляющего эту функцию, с другими органами. В первую очередь к ним относятся органы в сфере занятости. |
Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются... | «Личной книжке волонтера», получения выписки из базы данных о возможных вариантах добровольческой (волонтерской) деятельности | ||
Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе | «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)», в целях привлечения внимания общества к добровольческой (волонтерской)... | ||
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской... | Рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на этапе пилотной апробации | ||
Учет молодых граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности, и выданных им Личных книжек волонтера ведется органами... | Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» проектов, связанных со... | ||
Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский»,... | Минобрнауки России направляет методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |