Ростовская область Белокалитвинский район п. Виноградный
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №15
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 15
Приказ от «___» _______2014 г. №__
_________ Ермакова Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По __________обществознанию _________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)_____________11_______________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 67
Учитель: Попова Ю.В.
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию (Примерные программы по учебным предметам. обществазнание 5—11 классы : проект. — М. : Просвещение, 2010.)
п. Виноградный
2014-2015 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Рабочая программа переработана в соответствии с календарным графиком и расписанием, и рассчитана на 67 часов, 2 часа в неделю.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели и задачи обучения:
Реализация рабочей программы способствует формированию следующих целей и задач:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; эти знания необходимы для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общеучебные умения и навыки.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного
предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой ин-
формации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности
полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и
поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными
умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика),
следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
График контрольных работ
№
| Тема
| Сроки
| 1
2
3
| Контрольная работа № 1по теме: « Человек и экономика»
Контрольная работа № 2 по теме: «Проблемы социально-политической и духовной жизни общества»
Промежуточная аттестация
| 5.12
11.02 15.05
|
Структура курса
№
| Тема
| К.ч.
| Сроки
| 1
| Человек и экономика
| 25
| 3.09-3.12
| 2
| Проблемы социально-политической и духовной жизни
| 26
| 5.12-11.02
| 3
| Человек и закон
| 9
| 13.02-22.05
|
Учебно-методический комплект
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
Учебник: Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2008. – 349 с.
Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288(обществознание)
ЕГЭ. Репетитор. Обществознание. Эффективная методика – М.: «Экзамен», 2007. -351с.
Конституция РФ
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Программно – методические материалы: Обществознание. 10-11 кл. / сост. Т.И. Тюляева. – М.: Дрофа,2001.
Сборник законов РФ.
Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008.
Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл./ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение,2004.
Содержание учебной программыы
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика и экономическая наука.
Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология.
Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации. Человек в системе общественных отношений Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство. Правовое регулирование общественных отношений. Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
№
| К.ч
| Тема урока
| Виды учебной деятельности
| Д/З
| Сроки
| План
| Факт
| 1
| 1
| Введение. Входная диагностика
| Выполнение входной диагностики
| Стр.5
| 3.09
|
|
|
| Человек и экономика
|
|
|
|
| 2
|
| Экономика как наука
| Работа с текстом учебника
| § 1, стр. 6-9
| 5.09
|
| 3
|
| Экономика как хозяйство
| Слушание объяснение учителя
| §1, стр. 9-16
| 10.09
|
| 4
|
| Экономический рост
| Лекционный материал
| § 2, стр. 17-22
| 12.09
|
| 5
|
| Экономическое развитие
| Выполнение заданий в группе
| § 2, стр. 22-29
| 17.09
|
| 6
|
| Рыночные отношения в экономике
| Участие в дискуссии
| § 3, стр. 30-35
| 19.09
|
| 7
|
| Конкуренция и монополия
| Составление опорного конспекта
| § №, стр. 35-42
| 24.09
|
| 8
|
| Фирмы в экономике
| Слушание объяснение учителя
| § 4, стр.43-46
| 26.09
|
| 9
|
| Факторы производства
| Участие в дискуссии
| § 4, стр. 46-54
| 1.10
|
| 10
|
| Правовые основы предпринимательской деятельности
| Работа с текстом учебника
| § 5, стр.54-57
| 3.10
|
| 11
|
| Организационно-правовые основы предпринимательства
| Выполнение заданий в группе
| § 5, стр. 57-66
| 8.10
|
| 12
|
| Слагаемые успеха в бизнесе
| Работа с дополнительными источниками
| § 6, стр. 67-70
| 10.10
|
| 13
|
| Основы менеджмента и маркетинга
| Работа с текстом учебника
| § 6, стр.70-78
| 15.10
|
| 14
|
| Экономика и государство
| Работа с текстом учебника
| § 7, стр.78-84
| 17.10
|
| 15
|
| Экономические функции государства
| Составление опорного конспекта
| § 7, стр.84-91
| 22.10
|
| 16
|
| Финансы в экономике
| Выполнение заданий в группе
| § 8, стр.91-96
| 24.10
|
| 17
|
| Инфляция: виды, причины, следствия
| Работа с текстом учебника
| § 8, стр. 97-103
| 29.10
|
| 18
|
| Занятость и безработица
| Составление опорного конспекта
| § 9, стр.103-110
| 31.10
|
| 19
|
| Государственная политика в области занятости
| Выполнение заданий в группе
| § 9, стр. 110-115
| 12.11
|
| 20
|
| Мировая экономика
| Составление опорного конспекта
| § 10, стр.116-123
| 14.10
|
| 21
|
| Глобальные проблемы экономики
| Работа с текстом учебника
| § 10, стр.123-127
| 19.11
|
| 22
|
| Человек в системе экономических отношений
| Слушание объяснение учителя
| § 11, стр.128-132
| 21.11
|
| 23
|
| Производительность труда
| Работа с текстом учебника
| § 11, стр.132-139
| 26.11
|
| 24
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика»
| Составление опорного конспекта
| Повторить главу 1
| 28.11
|
| 25
|
| Контрольная работа № 1 по теме: « Человек и экономика»
| Выполнение контрольной работы
|
| 3.12
|
|
|
| Проблемы социально-политической и духовной жизни
|
|
|
|
| 26
|
| Свобода в деятельности человека
| Слушание объяснение учителя
| § 12, стр.140-142
| 5.12
|
| 27
|
| Свобода и ответственность
| Выполнение заданий в группе
| § 12, стр.143-148
| 10.12
|
| 28
|
| Общественное сознание
| Работа с текстом учебника
| § 13, стр.148-152
| 12.12
|
| 29
|
| Общественная психология и идеология
| Слушание объяснение учителя
| § 13, стр.152-158
| 17.12
|
| 30
|
| Политическое сознание
| Составление опорного кон Работа с текстом учебника спекта
| § 14, стр.158-168
| 19.12
|
| 31
|
| Средства массовой информации и политическое сознание
| Слушание объяснение учителя
| § 14. стр.168-172
| 24.12
|
| 32
|
| Политическое поведение
| Работа с текстом учебника
| § 15, стр. 172-177
| 26.12
|
| 33
|
| Политический терроризм
| Слушание объяснение учителя
| § 15, стр.177-182
| 14.01
|
| 34
|
| Политическая элита
| Выполнение заданий в группе
| § 16,стр.182-185
| 16.01
|
| 35
|
| Политическое лидерство
| Слушание объяснение учителя
| § 16, стр. 185-193
| 21.01
|
| 36
|
| Демографическая ситуация в современной России
| Составление опорного конспекта
| §17, стр.193-195
| 23.01
|
| 37
|
| Проблема неполной семьи
|
| § 17, стр.195-202
| 28.01
|
| 38
|
| Религиозные объединения и организации
| Работа с текстом учебника
| § 18, стр.202-208
| 30.01
|
| 39
|
| Проблема поддержания межрелигиозного мира
| Выполнение заданий в группе
| § 18, стр. 208-216
| 4.02
|
| 40
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме : «Проблемы социально-политической и духовной жизни»
| Составление опорного конспекта
| Повторить главу 2
| 6.02
|
| 41
|
| Контрольная работа № 2 по теме: « Проблемы социально-политической и духовной жизни»
| Выполнение контрольной работы
|
| 11.02
|
| 3
|
| Человек и закон
|
|
|
|
| 42
|
| Современные подходы к пониманию права
| Составление опорного конспекта
| § 19, стр.217-224
| 13.02
|
| 43
|
| Законотворческий процесс в РФ
|
| § 19, стр.224-228
| 18.02
|
| 44
|
| Гражданин российской Федерации
Великий гражданин России (А.Д. Сахаров)
| Выполнение заданий в группе
| § 20. стр.228-230
| 20.02
|
| 45
|
| Права и обязанности граждан РФ
|
| § 20, стр.231-238
| 25.02
|
| 46
|
| Экологическое право
| Работа с текстом учебника
| § 21, стр.239-244
| 27.02
|
| 47
|
| Способы защиты экологических прав
| Выполнение заданий в группе
| § 21. стр.244-250
| 4.03
|
| 48
|
| Гражданское право
| Работа с первоисточником
| § 22, стр.250-258
| 6.03
|
| 49
|
| Защита гражданских прав
| Работа с документом
| § 22, стр.258-262
| 11.03
|
| 50
|
| Семейное право
| Выполнение заданий в группе
| § 23, стр.262-266
| 13.03
|
| 51
|
| Права и обязанности членов семьи
| Работа с текстом учебника
| § 23, стр.266-274
| 18.03
|
| 52
|
| Правовое регулирование занятости и трудоустройства
| Работа с текстом учебника
| § 24, стр.274-279
| 20.03
|
| 53
|
| Социальная защита населения
| Выполнение заданий в группе
| § 24, стр.279-286
| 1.04
|
| 54
|
| Процессуальное право: гражданский процесс
|
| § 25. стр.286-295
| 3.04
|
| 55
|
| Процессуальное право: арбитражный процесс
| Работа с текстом учебника
| § 25, стр.295-298
| 8.04
|
| 56
|
| Процессуальное право: уголовный процесс
| Работа с документом
| § 26, стр.298-304
| 10.04
|
| 57
|
| Судебное производство
| Выполнение заданий в группе
| § 26, стр.304-310
| 15.04
|
| 58
|
| Процессуальное право: административная юрисдикция
| Работа с текстом учебника
| § 27, стр.310-314
| 17.04
|
| 59
|
| Конституционное судопроизводство
| Составление опорного конспекта
| § 27, стр.314-319
| 22.04
|
| 60
|
| Международная защита прав человека
| Выполнение заданий в группе
| § 28, стр.320-324
| 24.04
|
| 61
|
| Проблемы отмена смертной казни
| Участие в дискуссии
| § 28, стр.324-333
| 29.04
|
| 62
|
| Взгляд в будущее
| Выполнение заданий в группе
| § 29, стр. 333-339
| 6.05
|
| 63
|
| Постиндустриальное (информационное ) общество
| Работа с дополнительным материалом
| § 29, стр.339-344
| 8.05
|
| 64
|
| обобщающий урок по теме «Человек и закон»
|
|
| 13.05
|
| 65
|
| Промежуточная аттестация
| Выполнение контрольной работы
|
| 15.05
|
| 66
67
|
| обобщающий урок по курсу
|
| Повторить главу 1
| 20.05
22.05
|
|
Контрольная работа № 1 по теме: «Человек и экономика»
Вариант 1. Выбрать один правильный ответ
А1.Рыночная система хозяйствования функционирует при обязательном условии
1) низкого уровня безработицы 2) высокого потребительского спроса
3) внедрения достижений науки в производство 4) частной собственности на средства производства
А2.Установленный государством налог в виде надбавки к цене на определенные товары – это
1) прямой налог 2) косвенный налог 3) государственная пошлина (сбор) 4) натуральный налог
А3.Рост спроса на компьютеры, отличающиеся более мощными процессорами, сотовые телефоны, аудио- и видеоаппаратуру отражает ситуацию, сложившуюся на рынке:
1) сырья и материалов; 2) товаров и услуг; 3) капиталов; 4) фондовом.
А4. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. подоходный налог относится к прямым налогам;
Б. налог с продаж относится к прямым налогам.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
А5. К ценным бумагам не относится:
1) вексель; 2) налоговая декларация; 3) облигация; 4) акция.
А6. Рыночные цены на товары в экономике
1) определяют налоги на производителя 2) увеличивают издержки производства
3) рационально соизмеряют производство с потреблением 4) всегда зависят от производителя
А7. Верны ли следующие суждения о монополиях?
А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию.
Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А8. Признаком рыночной экономики является:
1) свобода предпринимательской деятельности; 2) господство государственной формы собственности;
3) централизованное распределение ресурсов; 4) директивное планирование хозяйственной деятельности.
А9.Составление расходной части государственного бюджета иллюстрирует экономическую деятельность в сфере
1) потребления 2) обмена 3) производства 4) распределения.
А10. Прибыль создается в процессе:
1) распределения; 2) производства; 3) сбора налогов; 4) обмена.
А11. Перепроизводство бытовой техники привело к снижению цен на нее. Этот пример иллюстрирует функционирование рынка
1) средств производства 2) труда 3) товаров 4) сырья и материалов
А12. Исполнение бюджета в нашей стране обеспечивается
1) парламентом 2) судебными органами 3) правительством 4) правоохранительными органами
А13. Основу традиционной экономической системы составляет
1) свободное распределение ресурсов 2) директивное ценообразование
3) распределение ресурсов государством 4) использование ресурсов в соответствии с обычаями
А14. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
А. Государственный бюджет носит характер рекомендаций для всех хозяйственных субъектов страны.
Б. Главным источником наполнения российского государственного бюджета, как правило является деятельность финансово-промышленных групп.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А15.Изменение котировок акций нефтяных компаний в связи со снижением цен на энергоносители характеризует ситуацию на рынке
1) фондовом 2) капиталов 3) труда 4) товаров и услуг
А16. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника
1) распоряжаться имуществом 2) пользоваться имуществом 3) владеть имуществом 4) наследовать имущество
А17.Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический показатель
1) национальный доход 2) валовой национальный продукт
3) соблюдение трудовой этики 4) стремление повышать квалификацию
|