Экспертиза уроков различного типа
В соответствии с положением о методическом объединении учителей-предметников, учитель и руководитель методического объединения должны иметь следующие документы и материалы, необходимые для организации экспертно-аналитической деятельности:
Типы и виды уроков.
Критерии анализа личностно ориентированного урока.
Схема анализа воспитательной направленности урока.
Схема анализа урока по системе Л.В.Занкова.
Схема анализа урока по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.
Комплексный анализ урока.
Аспектный анализ урока.
Краткий и полный анализ урока.
Структурно-функциональный анализ.
Карты схемы для самоанализа.
Комплексный анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи таких компонентов как цели, содержание, формы и методы организации урока. Данный анализ может быть применен при аттестации учителя на любую категорию. Матрица объекта экспертизы представлена в приложении №1.
Структурно-функциональный анализ предполагает включение всех типов анализа (полного, краткого, аспектного и комплексного). Его необходимость обусловлена широким распространением в педагогической практике разнообразных моделей (систем) обучения. В каждой модели или системе выдвигается свое особое видение структуры учебного процесса. Проведение структурно-функционального анализа связывают с выявлением связей – функций- внешних проявлений свойств объекта в любой системе. Матрица объекта экспертизы помещена в приложение №2.
К воспитательным мероприятиям относят: кружковая работа по предмету, проведение предметных недель, туристические слеты, клубные часы, игры и викторины, дебаты и дискуссии, экологические слеты, соревнования и др. При их анализе используют схему анализа воспитательной и мировоззренческой направленности деятельности, а также схему анализа аспекта организации мероприятия и управления коммуникативной деятельностью.(см. приложение №№3,4). Схемы экспертизы уроков в развивающем обучении и организация педагогического мониторинга представлены в приложениях №5, №6 и №7.
Предметные кафедры при аттестации учителя на категорию ориентированы на комплексный анализ, в котором выделены такие компоненты как цели и содержание, методический аспект, взаимодействие и общение, соотнесение цели с конечным результатом. Образовательные области «Технология», физическая культура, иностранные языки и др. имеют определенную специфику, которую разработали для аттестации педагогических кадров. ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Протокол комплексного анализа урока
Учитель:____________________________________________
Предмет: __________________Класс _________Школа _____
Критерии
| Форма реализации
| Оценка
(в баллах)
| Цели урока:
Комплексность целей,
Целостность,
Учет уровня подготовленности класса,
Диагностичность,
Форма целеполагания, способ задания целей,
Связь цели учителя и учеников
|
| Max 5 бал
| 2. Содержание
Соответствие программе
Глубина, научность,
системность,
последовательность и др.
Организация усвоения содержания
(соответствие формы и содержания)
|
| Max
5 бал.
| 3. Методика проведения урока
методы и приемы организации деятельности
разнообразие, оригинальность приемов и др.;
формы организации деятельности;
мотивация деятельности;
|
| Max
5 бал.
| 4. Взаимодействие
учебное сотрудничество;
стиль общения;
коммуникативная задача;
|
| Max
5 бал.
| 5. Познавательный и личностный результат
Соответствие цели и конечного результата;
Форма фиксации;
Степень и объективность его осознания учениками;
Выводы и форма коррекции результата
|
| Max
10 бал.
|
Экспертное заключение:
1. 15-20 баллов – вторая категория.
21-25 баллов – первая категория.
26- 30 баллов – высшая категория
Карта структурно-функционального анализа урока. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Функция
учителя
| Ур. отраб. Диагн. пар-тр
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
| 1. Проектировочная
| 1. Комплексность
постановки целей.
2. Диагностичная постановка целей.
| 1. Затруднения
в постановке целей.
2. Неправильная
постановка целей
| 1. Отсутствие комплексности постановки целей.
2.Недиагностичная постановка целей
| 1. Цели заданы в комплексе.
2. Попытка диагностичного задания 1-2 целей.
| 1. Цели заданы в комплексе.
2. Цели заданы диагностично.
| При комплексном и диагностичном задании целей учитывается их связь с формулировкой УЗ.
| 2. Образовательная
| Глубина, научность, системность владения учебным материалом.
| Знания на эмпирическом уровне, эмпирическое обобщение.
| Знания на эмпирическом уровне, простейшие абстракции.
| Теоретический уровень знаний, абстракции более высокого уровня.
| Теоретический уровень знаний, элементы системности.
| Системность знаний.
| 3. Информационная
| Способы получения знаний
| В готовом виде.
| В готовом виде.
| Получение части знаний в ходе разрешения проблемных ситуаций.
| Получение части знаний в ходе проведения учебных исследований.
| Самостоятельное получение знаний в ходе УД.
| 4. Развивающая
| Способы получения способов действий.
| Способы действий не выделены.
| Выделение в содержании отдельных способов действий.
| Способы действий задаются учащимся в готовом виде.
| Способы действий по применению знаний открываются учащимися самостоятельно.
| Способы действий по созданию знаний открываются учащимися самостоятельно.
| 5. Воспитательная
| “Генерация смыслов”
| Отсутствует работа над мотивацией.
| Осуществляется “работа на ситуативный интерес”
| Систематическая работа над развитием интереса к предмету.
| Систематическая работа над социальной мотивацией познавательной деятельности.
| Сформирован мотивационный аспект УД, учащиеся способны генерировать разные уровни смыслов.
| 6. Методическая
| Выбор форм и методов обучения
| 1. Традиционный метод.
2. Традиционная структура урока.
3. Фронтальная организация работы.
| 1, Поиск новых методов обучения.
2. Традиционная форма урока.
3. Фронтальная работа по вариантам.
| 1. Овладение новыми методами обучения.
2. Традиционная структура урока.
3. фронтальная работа с элементами групповой работы.
| 1. Овладение новыми методами обучения.
2. Поиск новых форм организации урока.
3. Групповая работа (КСО).
| Владение широким арсеналом новых методов, форм и средств обучения. Понимание связи между ними.
|
|
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 7. Организационная
| Организация условий для самостоятельной УД учащихся.
| Нет условий
| Условия не создаются поскольку не понимается смысл проблемы.
| Имеют место попытки “активизировать познавательную деятельность учащихся”
| Можно говорить о работе над созданием условий для развертывания УД учащихся.
| Умеет создавать условия для развернутой самостоятельной УД учащихся.
| 8. Управленческая
| Скорость реагирования на критические ситуации “ухода от обсуждаемой проблемы”
| Беспомощность
| Управление “силовыми” методами.
| С трудом реализуемое управление ситуацией без привлечения “силовых” методов.
| Свободное владение ситуацией на уроке.
| Свободное владение ситуацией, умение при необходимости “провоцировать” учащихся (применять “ловушки” и т.п.).
| 9. Коммуникативная
| 1. Учебное сотрудничество.
2. Стиль общения учителя с классом.
| 1. Сотрудничества нет, конфликтные ситуации.
2. Авторитарный.
| 1. Сотрудничества, так же как и конфликтов, - нет.
2. Авторитарный.
| 1. Сотрудничество между учителем и учениками.
2. Отход от авторитаризма.
| 1. Сотрудничество учитель-ученик, ученик-ученик.
2. Демократический.
| Сотрудничество учителя и учеников как равных партнеров.
| 10. Контрольная
| Использование контроля как фактора управления УД учащихся.
| Контроль навязан учебным планом.
| Понимание контроля лишь как средства проверки качества знаний.
| Понимание контроля как средства проверки эффективности УВП.
| Использование элементов контроля и взаимоконтроля.
| Самоконтроль в развитой форме.
| 11. Оценочная
| Использование оценки и создание условий для осуществления самооценки учащимися своей УД.
| Неправильное или примитивное понимание роли оценки.
| Оценка как фиксация факта освоенности ЗУНов.
| Активное формирование потребности в самооценке.
| Элементы самооценки.
| Самооценка учащихся и потребность в ней.
| 12. Аналитическая
| Соотнесение результата с целью.
| Отсутствие анализа.
| Бессистемный (на эмпирическом уровне) анализ и попытки коррекции.
| Попытки привести в соответствие Ц-Р посредством корректировки средств.
| Попытки привести в соответствие
Ц- Р.
| Теоретический, комплексный анализ (и коррекция) системы
Ц С Р
| Экспертное заключение: 1. 24-30 баллов - соответствует второй категории
2. 31-40 баллов – соответствует первой категории
3. более 40 баллов – соответствует высшей категории ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Карта экспертной оценки личностно-ориентированного потенциала урока
1. СОДЕРЖАНИЕ (5 баллов)
| 1. соответствие содержания материала по сложности типу класса
| 5 4 3 2 1
| по сложности материал не соответствует типу класса
| 2. совпадение формулировки цели урока его содержательной реализации
| 5 4 3 2 1
| Несовпадение формулировки цели урока с его содержательной реализацией
| 3. оптимальный объем материала для достижения целей урока
| 5 4 3 2 1
| Неоптимальный объем материала для достижения целей урока
| 2. МЕТОДИКА (15 баллов)
| 4. хорошая мотивировка учащихся
| 5 4 3 2 1
| Мотивационный этап урока практически не обеспечен
| 5. широкий спектр заданий развивающего характера
| 5 4 3 2 1
| задания развивающего характера практически отсутствуют
| 6. отсутствие «двойных психологических» заданий
| 5 4 3 2 1
| задания учителя не учитывают психологических возможностей учащихся выполнять одновременно несколько действий
| 7. адекватность дидактического материала
| 5 4 3 2 1
| Неадекватность дидактического материала
| 8. адекватность когнитивной визуализации
| 5 4 3 2 1
| Наглядность урока не учитывает специфики восприятия учащихся
| 9. хорошо используется самостоятельная работа для инициации творчества
| 5 4 3 2 1
| работы, инициирующие творчество, в учебной деятельности не представлены
| 10. частое использование эвристических приемов
| 5 4 3 2 1
| работа исключительно по образцам и алгоритмам
| 11. учитель постоянно отслеживает этапы усвоения учащимися материала
| 5 4 3 2 1
| учитель не отслеживает этапы усвоения учащимися материала
| 12. учет в объяснении возможных ошибок учащихся
| 5 4 3 2 1
| Возможные ошибки учащихся при объяснении в расчет не принимаются
| 13. частое использование моментов рефлексивного анализа
| 5 4 3 2 1
| Рефлексия на уроке отсутствует
| 14. учитель полностью управляет «свертыванием» учебного материала в голове учащихся
| 5 4 3 2 1
| «свертывание» учебного материала в голове учащихся абсолютно не контролируется учителем
| 15.четкая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока
| 5 4 3 2 1
| логика построения урока расплывчата, соотношение частей урока не продумано
| 16. оптимальный для данного класса темп урока
| 5 4 3 2 1
| темп урока для данного класса абсолютно не учитывает его особенностей
| 17. часто используются ситуации диалога, обмена мнениями
| 5 4 3 2 1
| на уроке присутствует диалог типа вопрос – ответ
| 18. на уроке ведется тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся
| 5 4 3 2 1
| работа строится в расчете на «среднего» ученика
|
19. постоянно создается ситуация успеха, обеспечивается сохранение самооценки ученика
| 5 4 3 2 1
| дети боятся отвечать, напряжены, скованы из-за боязни получить плохую отметку или получить порицание
| УЧАЩИЙСЯ НА УРОКЕ (5 баллов)
| 20. уровень активности высокий
| 5 4 3 2 1
| Уровень активности низкий
| 21. наличие вопросов на уточнение понимания материала
| 5 4 3 2 1
| Отсутствие вопросов на уточнение понимания материала
| 22. адекватность ответов
| 5 4 3 2 1
| Ответы учащихся свидетельствую о плохом усвоении материала
| 23. развитость самостоятельной речи
| 5 4 3 2 1
| Неразвитость самостоятельной речи
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА (5 баллов)
| 24.хорошее учебное сотрудничество с учащимися
| 5 4 3 2 1
| Полное отсутствие сотрудничества с учащимися
| 25. умение слушать и слышать ученика
| 5 4 3 2 1
| Неумение слушать и слышать ученика
| 26. гибкость учителя, способность корректировать свои действия не основе оперативной оценки результативности своих действий
| 5 4 3 2 1
| Негибкость учителя, неспособность корректировать свои действия не основе оперативной оценки результативности своих действий
| Инструкция экспертам: оцените каждый из параметров организации урока по 5-ми бальной шкале, обведя соответствующую цифру на бланке.
Вывод:
1.15-20 баллов – вторая категория.
2.21-25 баллов – первая категория.
3.26-30 баллов – высшая категория ПРИЛОЖЕНИЕ 3 А.
Схема личностно-ориентированного анализа урока
Предмет___________________ Класс____________Дата_______________
Учитель
Этап урока
| Наименование действий
| Оценка результатов
| 1. Эмоциональное начало урока
| Оптимистический и пессимистический настрой учителя и учеников.
Степень откровенности учителя и открытости учеников.
Активность или пассивность преобладают у учеников на уроке.
Концентрация внимания учителя и учеников (через сколько времени после начала урока она наступила).Когда начался урок?
| 5 бал.
| 2. Постановка задачи учителем при помощи:
| Формулирования основной темы.
Показа практического значения темы
Создание проблемной ситуации.
Использование приемов диалога и др.
| 5 бал.
| 3. передача нового знания и его получение:
| Формулирование представлений (образ) и понятий (слово). Естественные науки не хватает образа-представления, в гуманитарных науках не хватает слова-понятия.
Описательно или доказательно объяснение учителя (или ход диалога).
Связь изложения с опытом учащихся.
На каких учеников ориентируется учитель (сильные – слабые).
Эмоциональность и непрерывность изложения.
Ограниченное использование наглядных пособий и технических средств.
| 5 бал.
| 4. Отработка навыков:
| Четкое осознание, какой именно навык отрабатывается в данный момент (учителем и учениками)
Осознание необходимости автоматизации навыков учениками ( в поле предмета, либо в жизненном поле, а лучше и то, и другое).
Последовательность в отработке навыков.
Качественная разноуровневость в отработке навыков в классе.
| 5 бал.
| 5. Обобщение и закрепление:
| Преодоление в процессе обобщения недостатков изложения и отработки навыков.
Встраивание данного материала в общую картину знания (в данную науку, в другие науки, в общечеловеческое знание).
| 5 бал
| 6. Завершение урока
| Каковы результаты урока.
Как фиксировались результаты.
Интересность домашнего задания и его связь с предстоящей темой. Разноуровневость домашнего задания.
Процедура выхода из «контакта» с учениками.
| 5 бал.
| Экспертное заключение:
Вывод:
1.15-20 баллов – вторая категория.
2.21-25 баллов – первая категория.
3.26-30 баллов – высшая категория
|