Летние оздоровительные учреждения


Скачать 476.47 Kb.
НазваниеЛетние оздоровительные учреждения
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3
Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и

гигиенические нормативы


2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ


Гигиенические требования

к условиям, содержанию и организации режима

базовых палаточных лагерей различного типа
в летний период

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4. ____ -03
Издание официальное

Минздрав России

Москва 2003

2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Гигиенические требования

к условиям, содержанию и организации режима

базовых палаточных лагерей различного типа
в летний период



Издание официальное


Гигиенические требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – М: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003 г.
1. Разработаны: Федеральным центром госсанэпиднадзора Минздрава России (к.м.н. Милушкина О.Ю., к.м.н. Платонова А.Г., Маркелова С.В.,); НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН (д.м.н., проф. Кучма В.Р., к.м.н. Воронова Б.З., д.м.н. Степанова М.И.); Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России (В.Н. Брагина); Центром госсанэпиднадзора в Астраханской области (Юсупалиева Д.Г.); Центром госсанэпиднадзора в Приморском крае (Ефременко Е.В., Порохнява Е.Л., Кошелева Н.Г.); Кафедрой гигиены детей и подростков факультета ППО ММА им. И.М. Сеченова (к.м.н. Вишневецкая Т.Ю.); при участии Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования Российской Федерации (к.п.н. Маслов А.Г.)

2. Рекомендованы комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Миндзраве России.

3. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации

4. Введены в действие … Постановлением Главного государственного санитарного врача

5. Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации

6. Вводятся впервые.

СанПиН 2.4….-03


Федеральный закон Российской Федерации

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

52-Ф3 от 30 марта 1999 г.
«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39).

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность» (статья 55).


Содержание






УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации - Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации
Г.Г. Онищенко

______________200 г.
Дата введения:


2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Гигиенические требования

к условиям, содержанию и организации режима

базовых палаточных лагерей различного типа
в летний период

Санитарные правила

СП 2.4. ____ -03

___________________________________________________________
Общие положения и область применения
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормы разработаны в соответствии с Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии” от 30.03.99 г. № 52-ФЗ, Федеральный закон “Об образовании” от 16.11.97 г. № 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями, Собрание законодательства Российской Федерации 2002 года, № 7, стр. 631), Положением “О государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании” № 554 от 24.07.2000 г., утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации.

Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям, размещению, содержанию и организации режима работы в базовых палаточных лагерях для детей и подростков.

1.2. Настоящие правила и нормы распространяются на все типы базовых палаточных лагерей, имеющих постоянное место дислокации на время смены, независимо от их подчиненности и форм собственности.

Базовые палаточные лагеря по своему профилю подразделяются на туристические; краеведческие, смешанного типа и др., предназначены для организации активного отдыха и оздоровления детей и подростков в естественных природных условиях, укрепления здоровья, вовлечения подростков в регулярные занятия спортом и туризмом, совершенствования прикладных туристических и спортивных навыков; изучения родного края, ознакомления с памятниками истории, культуры и искусства.

1.3. Учредитель или собственник базового палаточного лагеря для детей и подростков информирует территориальные органы госсанэпидслужбы не позднее, чем за месяц до открытия лагеря для проведения организационных и профилактических мероприятий; а перед заездом детей – не менее чем за две недели.

1.4. Оптимальная вместимость базового палаточного – 60 человек, допустимая вместимость – не более 90 человек.

1.5. Базовые палаточные лагеря организуются для детей и подростков 12–18 лет на время летних каникул. Допускаются дети с 10 лет регулярно занимающиеся в туристских объединениях.

1.6. Базовые палаточные лагеря комплектуют поотрядно или по группам с учетом возраста детей (10-12 лет, 13-15 лет, 16 и старше). Наполняемость отряда (группы) – не более 15 человек. Каждая смена комплектуется одновременно всеми детьми.

1.7. Продолжительность смены в базовом палаточном лагере определяется длительностью летних каникул и составляет без учета дороги не менее 5 дней и не более 30 дней. При отсутствии условий для проведения банных дней и стирки постельного белья продолжительность смены должна составлять не более 10 дней.

1.8. Перерыв между сменами для проведения генеральной уборки и необходимой санитарной обработки составляет не менее 2 дней.

1.9. Открытие базового палаточного лагеря и заезд детей осуществляют при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и медицинских документов о состоянии здоровья детей и обслуживающего персонала (в соответствии с представленным списком), а также сведений об отсутствии контактов с инфекционными больными.

С территориальными органами госсанэпидслужбы согласовывают выбор земельного участка, обеспечение лагеря питьевой водой, места для водозабора, организацию питания, обслуживание детей в бане, маршруты туристических походов, места для купания, стирку белья и вывоз мусора.

1.10. Работники базовых палаточных лагерей обязаны пройти медицинское обследование согласно установленного порядка, гигиеническую подготовку и быть привитыми в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям. Каждый сотрудник лагеря должен иметь личную медицинскую книжку.

1.11. Перед открытием учреждения необходимо своевременно организовать и провести противоклещевую обработку и мероприятия по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом.
Требования к организации водоснабжения
2.1. Базовый палаточный лагерь должен быть обеспечен питьевой водой.

2.2. В качестве вариантов водоснабжения могут быть:

- питьевая вода из хозяйственно-питьевого водопровода ближайшего населенного пункта;

- питьевая вода из источников децентрализованного водоснабжения;

- доставка доброкачественной питьевой воды.

Доставка питьевой воды осуществляется специализированным транспортом (обязательно наличие санитарного паспорта на транспорт) или в ёмкостях. Дезинфекция емкостей для хранения питьевой воды проводится препаратами, разрешенными к применению в установленном порядке в соответствии с инструкцией производителя.

2.3. Вода, используемая для питья, мытья овощей и фруктов, которые в дальнейшем не будут подвергаться термической обработке, используется только кипяченая (кипячение в течение 5-10 мин от момента закипания). Кипяченая вода заготавливается и хранится на кухне, меняется в емкости не реже 1 раза в 12 часов.

2.4. Допускается использование негазированной бутилированной питьевой воды при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

2.5. Пищеблок, умывальные, ногомойки, постирочная, комната гигиены, базового палаточного лагеря должны быть обеспечены горячей водой.
Требования к размещению и участку
3.1. Для организации и размещения палаточных лагерей не допускается использовать территории, расположенные в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и I и II поясах зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Через территорию лагеря не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского или сельского назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).

3.2. Организация базовых палаточных лагерей и проживание детей и подростков в палатках на территории действующих стационарных загородных учреждений оздоровления и отдыха не допускается.

3.3. Не допускается выбирать участок базового палаточного лагеря вблизи мест скопления мусора, свалок твердых бытовых отходов, на территории оползней, смещения пород, насыпных, песчаных грунтов. Участок должен быть удален от мест сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота на расстоянии не менее 500 метров выше по течению реки; необходимо также учитывать характер почвы, высоту стояния грунтовых вод, наличие заболоченных пространств, источников загрязнения.

3.4. При выборе места дислокации базового палаточного лагеря следует учитывать климатические условия: отсутствие резких перепадов температуры воздуха в течение суток, относительная влажность не более 90%, скорость преобладающих ветров не более 4 м/сек., температура наружного воздуха в ночное время не ниже 15 град.

3.5. При выборе места дислокации базового палаточного лагеря близость населенного пункта, загородного оздоровительного учреждения, туристической базы, где могут быть решены проблемы обеспечения питьевой водой, продуктами питания, экстренной медицинской помощи, телефонной связи, не должна быть менее 500 м.

3.6. Базовый палаточный лагерь следует располагать на сухих горизонтальных площадках с твердым грунтом, по возможности на возвышенной местности.

3.7. К участку будущего базового палаточного лагеря рекомендуется организовать подъездные пути для автотранспорта, возможна организация места для стоянки автотранспорта.

3.8. Участок базового палаточного лагеря делят на зоны: жилую, бытовую, зону пищеблока, физкультурно-спортивную, административно-хозяйственную.

Отдельно предусматривают место для сбора и хранения мусора на расстоянии не ближе 25 метров от жилой зоны и зоны пищеблока, оборудованное контейнерами, куда собирают мусор в полиэтиленовых мешках.

Вывоз мусора осуществляют на специальном автотранспорте в разрешенные администрацией района дислокации места. Сжигание мусора на территории базового палаточного лагеря для детей и подростков и на прилегающей территории не допускается.

3.9. До начала каждой смены территорию участка базового палаточного лагеря тщательно очищают от мусора, сухостоя, валежника, низкорослого кустарника, шишек и камней, траву скашивают.
Требования к организации жилой зоны
4.1. В жилой зоне устанавливают палатки.

Палатки должны быть прочными, непромокаемыми (наружная палатка/тент и дно внутренней палатки должны быть из водонепроницаемой ткани), ветроустойчивыми, обеспечивать теплоизоляционные свойства и эффект проветривания (иметь не менее двух слоев ткани), обеспечивать защиту от проникновения кровососущих насекомых (защитная сетка на окнах и двери, застежка типа “молния”). Могут использоваться кемпинговые палатки. Палатки для детей и подростков должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.

Высота для спальной палатки не менее 140 см.

4.2. Расстояние между палатками не менее 2,5 м, между рядами палаток не менее 3,5 м.

4.3. При оборудовании палаток одноярусными кроватями или раскладушками с твердым дном, палатки устанавливают на деревянные настилы высотой не менее 0,2 м от поверхности земли. Площадь на 1 человека должна составлять не менее 3 кв. м.

4.4. Расстояние между спальными местами должно составлять 0,5 м, между стеной палатки и спальным местом не менее 0,2 м.

4.5. Каждое спальное место обеспечивается комплектом постельных принадлежностей (матрас, подушка), 2 одеялами и не менее чем 1 комплектом постельного белья, 2 полотенцами, которые подлежат замене не реже 1 раза в 10 дней.

4.6. При использовании в палатке спальных мешков, дно палатки застилается полиэтиленовой пленкой, на которую укладывают теплоизоляционные коврики. Количество детей в палатке определяется ее вместимостью, указанной в инструкции по применению.
Требования к организации бытовой зоны
5.1. Бытовая зона включает места: для умывальников, для личной гигиены девушек, для мытья ног, для стирки белья, для сушки одежды и постельных принадлежностей и место для туалетов.

5.2. Умывальники устанавливают под навесами из расчета 1 умывальник на 10 человек. Под умывальниками организуют деревянный или металлический жёлоб для стока воды и деревянный настил. Качество и безопасность воды в умывальниках должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде питьевой.

5.3. Для личной гигиены девушек устанавливают отдельное место с обязательным наличием деревянного решетчатого настила, подставок (полок) для предметов личной гигиены и установкой бака с теплой кипяченой водой (температура воды не ниже 25°С).

Допускается организация отсека для личной гигиены девушек в женском туалете с обязательным наличием перегородки.

5.4. Место для мытья ног оборудуют деревянным настилом, лавками, кувшинами и баком для теплой воды (температура воды не ниже 20°С).

5.5. Место для стирки белья устраивают на расстоянии не менее 5 м от умывальников, оборудуют скамейками для тазов на высоте не менее 0,6 метра, устанавливают бак для воды ёмкостью не менее 50 литров.

Сточные воды от умывальников и постирочной, ногомоек отводятся в специальную яму.

По согласованию с территориальными органами госсанэпидслужбы допускается использование для хозяйственно-бытовых нужд воды поверхностных водоёмов. В этом случае для стирки белья оборудуют мостики, расположенные ниже по течению от места купания, водозабора.

5.6. Туалеты (уборные) располагают на расстоянии не менее 30 метров от жилой зоны и зоны пищеблока и не менее 50 метров от места водозабора. Туалеты оборудуют из расчета 1 очко на 20 человек, раздельные для мальчиков и девочек. Дорожки к туалетам расчищают, их организуют без выбоин и ям.

Приоритетной является организация биотуалетов.

Туалет выгребного типа организуют с надземной частью и выгребом. Надземная часть туалета представляет собой деревянный настил с размером очка не более 0,2 Х0,3 м. Не допускается устройство туалета без крыши (навеса). Должно быть предусмотрено естественное освещение. Вход в туалет допускается по типу лабиринта.

Глубина выгреба от поверхности земли рассчитывается в зависимости от стояния грунтовых вод, но не менее 1 метра. Не допускается заполнение выгреба более 2/3 объема.

5.7. В базовом палаточном лагере для детей и подростков организуют банные дни - не реже 1 раза в 10 дней.
Требования к организации зоны пищеблока
6.1. В зону пищеблока входят: кухня, столовая, моечная, кладовая продовольствия, баки с крышками для пищевых отходов. Если кухня и столовая не объединены одной постройкой, расстояние между ними не должно превышать 20 метров.

6.2. Помещения кухни, столовой, моечной и помещение для обработки продуктов организуют высотой не менее 1,8 метра из водонепроницаемого материала.

В помещении кухни обеспечивают естественную вентиляцию через оконные проемы. Окна и двери закрываются мелкой сеткой.

6.3. Перед кухней оборудуют два умывальник для сотрудников пищеблока, обязательно наличие мыла и полотенца для рук. В помещении кухни должна быть аптечка для оказания первой медицинской помощи.

6.4. Кухню оборудуют плитой; столами с соответствующей маркировкой для обработки сырой и готовой продукции, покрытыми плотной клеёнкой; стеллажами для хранения кухонной посуды и инвентаря.

Пересечение потоков сырой и готовой продукции не допускается.

6.5. Плита может быть выложенной из кирпича или газовой со сменными баллонами (газовый баллон размещается в закрытом коробе за пределами кухни, обязательно наличие огнетушителя). Расстояние от топочного отверстия плиты до рабочих столов не менее 1,5 метров. Плита должна обеспечивать возможность приготовления одновременно не менее 3-х блюд и нагрев горячей воды.

В оборудование кухни также входят:

  • разделочные доски и ножи с соответствующей маркировкой: “СМ”-сырое мясо, “ВМ”-вареное мясо, “СР”-сырая рыба, “ВР”-вареная рыба, “СО”-сырые овощи, “ВО”-вареные овощи, “Х”-хлеб, “Г”- куры сырые, “КС” - куры сырые, “З” - зелень. Разделочные доски должны быть изготовлены из дерева, использование досок из пластмассы и прессованной фанеры не допускается.

  • не менее 2-х мясорубок (для вареных, для сырых продуктов);

  • баки, бачки, ведра, (котлы) кастрюли, столовые приборы и другие предметы кухонного оборудования;

  • фартуки, халаты, косынки не менее чем в двух комплектах для всего поварского состава и дежурных по кухне;

  • баки и ведра с крышками для сбора пищевых отходов.

6.6. Количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно полностью обеспечивать одномоментную посадку детей и персонала без дополнительной обработки посуды и приборов в течение приема пищи.

Алюминиевую и дюралюминиевую посуду используют только для приготовления и кратковременного хранения пищи.

Используют столовую посуду и приборы из фаянса, фарфора, эмалированную, из нержавеющей стали, а также одноразовую пластмассовую посуду при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Не используется посуда с трещинами и отбитыми краями, а также эмалированная посуда с поврежденной эмалью.

6.7. Площадь столовой должна составлять не менее 1,2 кв. м на одного человека. Оптимальное количество посадочных мест – 60.

Помещение столовой следует защищать от дождя, ветра, пыли.

6.8. Столовую оборудуют мебелью (столы, стулья или скамейки) с гигиеническим покрытием. В столовой следует предусмотреть место для раздачи пищи и место для сбора грязной посуды, оборудованные столами с гигиеническим покрытием.

При отсутствии гигиенического покрытия столы застилают клеенкой, устойчивой к действию высокой температуры и дезинфицирующих средств. При нарушении целостности или по мере износа клеенку следует заменить.

6.9. Моечную оборудуют рядом со столовой. Не допускается пересечение потоков грязной и чистой посуды.

В моечной выделяют место для мытья котлов (кастрюль) и место для мытья столовой посуды.

В отделении для мытья столовой посуды должны быть предусмотрены столы для грязной посуды, для мытья столовой посуды, столы для чистой посуды, а также стеллажи для хранения столовой и чайной посуды.

Для мытья столовой посуды и приборов используют четыре промаркированные ёмкости (при количестве детей до 20 человек допускается использование тазов, более 20 детей – больших емкостей). Отдельный промаркированный бак используют для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе в случае возникновения инфекционных заболеваний.

6.10. Чистая столовая посуда хранится на полках (стеллажах), закрытых чистой белой тканью или марлей.

Не допускается повторное использование одноразовой посуды.

6.11. Помещение кладовой должно быть сухим.

Кладовую (палатку) для хранения сухих продуктов организуют в непосредственной близости от кухни и оборудуют стеллажами или подтоварниками, приподнятыми над полом не менее чем на 0,15 м и на расстоянии от стены не менее чем на 0,2 м.

Допускается хранение продуктов в емкостях, исключающих возможность проникновения влаги и грызунов.

6.12. Хранение продуктов на полу, сырых продуктов с готовой продукцией, с хозяйственными и не пищевыми товарами не допускается. Продукты следует хранить в таре производителя, при необходимости перекладывать в чистую, промаркированную, закрытую емкость.

Хранение скоропортящихся продуктов без холода не допускается. Скоропортящиеся продукты хранят в сумках-холодильниках или в погребах при температуре 4±2ºС и строгом соблюдении товарного соседства.

Условия и сроки хранения продуктов устанавливают в соответствии с требованиями действующих санитарных правил.

Хранение продуктов питания в жилых палатках не допускается.

6.13. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться накладной с отметкой о наличии документов, удостоверяющих их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции.

Не допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшими сроками реализации, с признаками порчи.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и массовых отравлений не допускается принимать:

- продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;

- мясо и субпродукты сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;

- мясо 2-3 категории;

- мясо водоплавающей птицы (утки, гуси);

- выловленную рыбу, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного свидетельства;

- непотрошеную птицу;

- кровяные и ливерные колбасы;

- яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой “тек”, “бой”, а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;

- утиные и гусиные яйца;

- консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные “хлопуши”, банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;

- подмоченные продукты в мягкой таре (мука, крупа, сахар и пр.);

- крупу, муку, сухофрукты и др. продукты, зараженные амбарными вредителями, а также загрязненными их испражнениями;

- овощи, фрукты, ягоды с наличием плесени и признаками гнили;

- грибы;

- закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;

- продукцию домашнего изготовления (консервированные грибы, мясные, молочные, рыбные и др. продукты, готовые к употреблению);

- газированные напитки, напитки на основе синтетических ароматизаторов.

Не допускается закупка у населения и на молочно-товарных фермах мяса, яиц и молока без ветеринарного свидетельства.

6.14. Транспорт для перевозки продуктов должен иметь санитарный паспорт и содержаться в чистоте, водитель должен иметь личную медицинскую книжку.

6.15. Для пищевых отходов на расстоянии не менее 30 метров от зоны пищеблока и от жилой зоны устанавливают закрытые промаркированные мусорные ящики (баки с крышкой).
Требования к физкультурно-спортивной зоне
7.1. На территории базового палаточного лагеря оборудуют физкультурно-спортивную зону из расчета не менее 20 кв. м на 1 человека.

Физкультурно-спортивная зона включает:

  • площадку для волейбола прямоугольной формы, размерами 18 м. Х 9 м. и разделенной пополам сеткой, укрепленной на высоте 2,2 м.;

  • площадку для баскетбола прямоугольной формы, размерами 26 м. Х 14 м с закрепленным металлическим кольцом на высоте 2,8 м от пола для детей до 15 лет и на высоте 3,05 м для детей старше 15 лет;

  • беговые дорожки (для дистанций 30, 60 и 100 метров) шириной для каждого бегуна от 1 м до 1,25 м, от линии финиша дорожка продлевается не менее чем на 15 метров.

7.2. Физкультурно-спортивную зону оборудуют в соответствии с требованиями санитарных правил № 1567-76 «Устройство и содержание мест занятий по физической культуре и спорту».

7.3. Участок водоема, намеченный для купания, должен быть предварительно исследован работниками лагеря и оборудован спасательными средствами (круги, спасательные жилеты и т.д.).

7.4. Территория физкультурно-спортивной зоны, берег у пляжа и акватория пляжа должны быть очищены от коряг, мусора, битого стекла и других посторонних предметов.
Требования к административно-хозяйственной зоне
8.1. Административно-хозяйственная зона включает палатку начальника лагеря, штабную палатку, медицинский блок, складские палатки для хранения снаряжения, белья и инвентаря.

Палатки или помещения административно-хозяйственной зоны должны быть большей площади, чем жилые палатки, оптимальная высота – 180-200 см; в них рекомендуется организовать освещение.

8.2. Медицинский блок состоит не менее чем из двух палаток. Одну палатку оборудуют под кабинет врача. Оснащение должно включать стол, стул, кушетку и стеллажи (для медикаментов и инструментария) не менее 0,5 м от уровня пола. Около палатки оборудуют умывальник с мылом и полотенцем для медицинского работника.

Во второй палатке организуют изолятор не менее чем на два места. При необходимости (разнополые дети, разные виды инфекций) устанавливают дополнительную палатку.

8.3. Примерный перечень оборудования и набор медикаментов для оказания неотложной помощи приведены в приложении 1 и 2.
Требования к режиму дня
9.1. Режим дня предусматривает максимальное пребывание детей на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр.

Режим дня учитывает состояние здоровья детей и корректируется в зависимости от погодных условий.

9.2. Рекомендуется следующий режим дня:


Элементы режима дня

Время проведения


Подъем, уборка спальных мест

8.00-8.15

Утренняя гимнастика (зарядка)

8.15-8.30

Водные процедуры

8.30-9.00

Завтрак

9.00-9.30

Работа по плану отрядов

9.30-11.30

Оздоровительные процедуры

11.30-12.30

Свободное время

12.30-13.30

Обед

13.30-14.30

Послеобеденный отдых

14.30-16.00

Полдник

16.00-16.30

Работа в кружках, секциях, культурно-массовые и спортивные мероприятия

16.30-18.30

Свободное время

18.30-19.00

Ужин

19.00-20.00

Вечера, костры, др. мероприятия

20.00-21.45

Вечерний туалет

21.45-22.00

Сон

22.00-8.00


9.3. С учетом особенностей работы палаточного лагеря в режим дня могут быть внесены изменения по согласованию с территориальным центром госсанэпиднадзора.

9.4. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой; с опасностью для жизни; опасными в эпидемиологическом отношении (уборка и вывоз отбросов и нечистот, уборка туалетов).

9.5. Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7 дней.

9.6. При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Запрещен вход детей в производственные помещения пищеблока.


  1. Требования к организации питания


10.1. В палаточном лагере следует предусмотреть организацию питания не менее 4 раз. Приемы пищи осуществляют в одни и те же часы с интервалами не более 4,5 часов. Пищу готовят на каждый прием и реализуют не позднее 1-го часа с момента её приготовления.

10.2. Питание должно отвечать возрастным особенностям детей и подростков и суточным энерготратам в соответствии с нормами питания по наборам продуктов (в г на одного ребенка) для оздоровительных учреждений (Приложение 3).

10.3. На основании норм питания (приложение 16) в оздоровительном учреждении должно быть составлено примерное 7-дневное меню.

10.4. Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах, изложен в приложении 4.

10.5. В питании детей, при отсутствии мясных и рыбных продуктов, в отдельных случаях допускается использование консервов (мясных, рыбных) для приготовления горячих блюд сразу после вскрытия банки.

10.6. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений в питании детей:

не используют:

  • остатки пищи от предыдущего приема, а также пищу приготовленную накануне;

  • фляжное, бочковое, не пастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения);

  • фляжный творог, сметана, зеленый горошек в натуральном виде без тепловой обработки (кипячения);

  • рыба без термической обработки (строганина, вобла и др.);

  • прокисшее молоко “самоквас”;

  • напитки, морсы и пр. собственного приготовления, квас;

  • вареные колбасы без термической обработки;

  • изделия из мясной обрези, отходы колбасных цехов, свиные баки, диафрагмы, кровь, мозги, рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы;

  • консервированные продукты в томатном соусе;

  • неизвестные порошки в качестве разрыхлителей теста, сухие концентраты для приготовления гарниров.

не изготавливают:

  • кремы, кондитерские изделия с кремом;

  • изделия во фритюре;

  • сырковая масса, творог;

  • макароны с мясным фаршем (“по-флотски”), блинчики с мясом, студни, зельцы, окрошка, паштеты, фаршмаг из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные);

  • макароны с рубленным яйцом, яичница-глазунья, омлет;

не включают:

  • острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, натуральный кофе;

Не рекомендуют:

  • Продукты, содержащие пищевые добавки, ароматизаторы, красители искусственного происхождения.

10.7. В зависимости от эпидемиологической ситуации по решению территориальных органов госсанэпидслужбы перечень продуктов и готовых блюд, не используемых в базовом палаточном лагере, может быть расширен.

10.8. В базовом палаточном лагере следует организовать питьевой режим с использованием охлажденной кипяченой воды. Качество и безопасность питьевой воды должны соответствовать действующим санитарным правилам.

Раздача пищи допускается после снятия пробы медицинским работником, непосредственной из котла, после её перемешивания. Закладка продуктов, оценка качества приготовленного блюда до начала реализации отмечаются в бракеражном журнале установленной формы и подтверждается подписью медицинского работника и начальника палаточного лагеря.

При наличии условий для хранения скоропортящихся и особоскоропортящихся продуктов оставляется суточная проба.


  1. Организация физического воспитания


11.1. План работы по физическому воспитанию в палаточном лагере согласуется с врачом и включает следующие мероприятия:

- утренняя гимнастика;

- закаливающие процедуры;

- подвижные игры и занятия различными видами физической подготовки, обучение плаванию;

- прогулки, экскурсии и походы;

- спортивные соревнования и праздники.

11.2. Все мероприятия физкультурно-оздоровительного и спортивного характера проводят под контролем медицинского работника.

11.3. Купание детей и подростков производится по распоряжению начальника лагеря, только в присутствии руководителя группы.

11.4. Купание детей и подростков разрешается только в проверенных местах водоема с обязательным соблюдением правил безопасности в воде:

  • не плыть против сильного течения;

  • не заплывать за ограждение;

  • не издавать громкие крики во время купания;

  • не играть и не нырять на воде.

11.5. В режим дня рекомендуется включать прогулки и пешеходные экскурсии протяженностью для детей 10-11 лет - до 5 км; для детей старше 11 лет - до 10 км. Темп движения 2-2,5 км/час, через каждые 35-40 мин ходьбы необходимо устраивать на 10 мин остановку для отдыха. Во время отдыха можно организовать спокойные игры, обучение туристским навыкам. Маршрут должен пролегать в основном по затененной местности (леса, рощи). Обязательны наличие головных уборов. Необходимо брать для детей кипяченую (бутилированную) питьевую воду.

11.6. Планы и маршруты туристических походов должны быть согласованы с территориальными органами госсанэпидслужбы (с учетом санитарно-эпидемиологического благополучия района в отношении инфекционных заболеваний, состояния источников водоснабжения, качества питьевой воды, мест для купания и др.). Врач за 1-2 дня до отправления в поход подписывает маршрутный лист.

Дети 10-13 лет допускаются к участию в одно-двухдневных походах, с 14 лет – в двух-трехдневных походах.

Все участники похода должны пройти медицинский осмотр и получить разрешение врача.

Для участия в походе формируются группы численностью от 6 до 15 человек одного возраста (допустимая разница - 1,5 года) и руководитель.

Протяженность похода для детей 10-11 лет – не более 5 км, для старших - от 8 до 10 км в день. Скорость передвижения не более 3 км/час. Через каждые 45-50 минут ходьбы следует делать остановки на 10-15 минут.

Вес рюкзака для детей 10-11 лет не должен превышать 2 кг, для старших детей, совершающих 2-3-дневный поход – 8-9 кг (спальный мешок – 2 кг, рюкзак -0,5-1 кг, коврик теплоизоляционный - 0,1 кг, личные вещи - 3 кг, продукты питания - до 1 кг в день, личная медицинская аптечка и ремнабор - 0,2 кг, групповое снаряжение - 1 кг).

Перед походом следует проверить набор и качество упаковки продуктов, наличие достаточного количества одноразовой посуды, а также снаряжение, состояние обуви и одежды участников.

Примерный набор продуктов в граммах на день на одного участника похода:

  1. хлеб черный и белый, сухари, печенье, хлебцы хрустящие - 500 г,

  2. крупы, макаронные изделия,

  3. готовые концентраты каш - 100-200 г,

  4. концентраты супов в пакетах - 50 г,

  5. масло сливочное топленое - 50-60 г,

  6. мясо тушеное - 150 г, сосиски консервированные в банках - 50 г,

  7. рыбные консервы в натуральном соку, в масле для приготовления первых блюд - 50 г,

  8. овощи свежие - 100 г, овощи сухие, сублимированные - 50 г,

  9. молоко сухое, сливки сухие - 25-30 г,

  10. молоко сгущенное - 50 г,

  11. сыр, сыр плавленый - 20-40 г,

  12. сахар, кондитерские изделия - 80-100 г,

  13. фрукты свежие - 100 г, сухофрукты разные - 30 г,

  14. кофе ненатуральный - 3 г, какао-порошок - 10 г, чай - 4 г,

  15. лавровый лист, лук, чеснок - 30-40 г,

  16. витамины, соль - 10-12 г.

Для питья в походе используют только кипяченую воду.


  1. Требования к санитарному состоянию


12.1. Территорию лагеря ежедневно очищают от бытового мусора, веток, крупные лужи засыпают песком.

12.2. Палатки необходимо содержать в порядке и чистоте. Ежедневно в них проводят уборку и проветривание, днище палатки систематически очищают от пыли и грязи. Постельные принадлежности и спальные мешки следует проветривать и вытряхивать от пыли вне палатки. Не реже 1 раза в год спальные мешки подвергают химической чистке.

12.3. Уборку столовой производят после каждого приема пищи.

12.4. Мытьё посуды проводят после каждого приёма пищи с использованием разрешенных в установленном порядке к применению для мытья посуды на предприятиях общественного питания моющих и дезинфицирующих средств.

12.5. Мытьё столовой посуды проводят по этапам: после механической очистки столовую посуду моют щеткой (ершом) в воде (не ниже 50°С) с добавлением моющих средств, разрешенных к применению в установленном порядке в соответствии с инструкцией производителя (1-ая ёмкость). Затем посуда ополаскивается горячей водой – 2-я ёмкость и просушивается на решетках.

Мытье чайной посуды и столовых приборов осуществляют в третьей (с помощью моющих средств) и четвертой (ополаскивание) емкостях.

Смену воды в емкостях проводят после мытья 30 единиц.

Для мытья кухонной посуды выделяют два промаркированных бака.

В случае возникновения инфекционных заболеваний для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе используют отдельный бак.

12.6. Физкультурно-спортивную зону ежедневно очищают от посторонних предметов и мусора, содержат в чистоте, а в жаркое и сухое время поливают водой.


  1. Основные мероприятия, проводимые медицинским персоналом


13.1. В целях охраны и укрепления здоровья детей и подростков, проведения профилактической работы, базовый палаточный лагерь должен быть укомплектован подготовленным медицинским персоналом.

13.2. Методическое руководство и контроль за работой медицинского персонала осуществляют территориальные органы управления здравоохранения.

13.3. Решение о возможности отдыха ребенка принимает участковый врач или педиатр образовательного учреждения. В базовые палаточные лагеря не могут быть направлены дети с отклонениями в состоянии здоровья и бактерионосители инфекционных заболеваний (приложение 5).

13.4. Проведение организационно-подготовительной работы перед выездом детей в базовый палаточный лагерь:

- осмотр территории, мест занятий физкультурой и спортом, купания, окружающей местности;

- участие в приемке учреждения;

- контроль за полнотой оснащения медицинского кабинета (приложение 1 и 2) и изолятора оборудованием, инструментарием, медикаментами, медицинской документацией;

- подготовка заявки и получение лекарственных средств и перевязочного материала согласно приложению (1 и 2);

- контроль за обеспечением дезсредствами в достаточном количестве;

- проверка личных медицинских книжек на сотрудников и документы на детей (выписка из “Индивидуальной карты развития ребенка” с указанием диагноза, медицинской группы для занятий физкультурой, результатов исследования на дифтерию);

- проведение медицинского осмотра детей перед выездом их в учреждение: проверка наличия и полноты заполнения медицинской документации (ф. 079/у или 076/у), осмотр кожных покровов, видимых слизистых, волосистой части головы. При выявлении признаков острого заболевания, чесотки, педикулеза ребенку не разрешается выезд в учреждение;

- сопровождение детей в пути следования, имея средства для оказания неотложной помощи.

13.5. Лечебно-профилактическая работа:

- систематический контроль за состоянием здоровья детей;

- контроль за соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом; сроками проведения банных дней;

- ежедневный амбулаторный прием детей и сотрудников;

- своевременная изоляция больных, организация лечения и ухода за детьми, находящимися в изоляторе;

- госпитализация по медицинским показаниям детей в лечебно-профилактическое учреждение, закрепленное за лагерем, сопровождение ребенка;

- при несчастных случаях оказание неотложной медицинской помощи, транспортировка в ближайший стационар;

- немедленное сообщение в территориальные учреждения здравоохранения и органы госсанэпидслужбы о случаях инфекционных заболеваний, травматизма;

- контроль за выполнением режима дня;

- контроль за организацией питания детей:

  • качество поступающей продукции с регистрацией в журнале установленной формы (приложение 6); условия ее хранения;

  • соблюдение сроков реализации, технологии приготовления и качества готовой пищи с регистрацией в журнале установленной формы (приложение 7);

  • санитарное состояние и содержание пищеблока, качество мытья посуды;

  • ежедневный осмотр персонала пищеблока и дежурных детей на наличие гнойничковых заболеваний кожи, нагноившихся порезов, ожогов, ссадин, катаральных явлений верхних дыхательных путей, опрашивает на наличие явлений дисфункции желудочно-кишечного тракта с регистрацией в журнале установленной формы (приложение 8); лица с перечисленными состояниями к работе на кухне не допускаются;

  • отбор суточной пробы;

  • контроль за выполнением суточных норм, режима питания;

  • контроль за организацией питьевого режима;


- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием всех помещений и территории учреждения;

- организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;

- медицинский контроль:

  • за организацией физического воспитания, проведением спортивных занятий, оздоровительных процедур; присутствие на всех спортивно-массовых мероприятиях, во время купания детей в реке, бассейне; за состоянием мест занятий физической культурой;

  • за подготовкой и проведением туристических походов (ознакомление с маршрутом, осмотр детей, проверка одежды, обуви, наличия головных уборов, санитарной сумки), проведение бесед о режиме в походе;

- ведение медицинской документации;

- участие в ежедневных административных совещаниях;

- подготовка отчета о работе и эффективности отдыха детей.


  1. Требования к соблюдению санитарных правил


14.1. Руководитель учреждения обеспечивает выполнение настоящих Санитарных правил и норм.

14.2. Медицинский персонал учреждения осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарных правил и норм.

14.3. Надзор за выполнением настоящих санитарных правил и норм осуществляют органы и учреждения госсанэпидслужбы. Периодичность контроля устанавливает главный врач Центра госсанэпиднадзора в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки.

14.4. За нарушение санитарного законодательства руководитель базового палаточного лагеря несет ответственность в порядке, установленном Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” № 52-ФЗ от 30.03.99 г.

14.5. Руководитель базового палаточного лагеря обязан организовать и осуществлять производственный контроль, в том числе с проведением лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. План производственного контроля подлежит согласованию с территориальными органами госсанэпидслужбы.

  1   2   3

Похожие:

Летние оздоровительные учреждения iconОтдыха и оздоровления детей в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания
Настоящий стандарт разработан на основе действующего законодательства Российской Федерации, Московской области и главы Красногорского...

Летние оздоровительные учреждения iconУсловия организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков...
Году учет детей для обеспечения путевками в оздоровительные учреждения (оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, загородные...

Летние оздоровительные учреждения iconМогут приниматься на работу в оздоровительные лагеря, летние дошкольные...
Как правильно оформить трудовые отношения с педагогами школы, которые будут трудиться в нем во время своего ежегодного оплачиваемого...

Летние оздоровительные учреждения iconДоводим до Вас информацию о порядке проведения оздоровительной кампании...
Оздоровить несовершеннолетних детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 17 лет (включительно) в оздоровительных организациях различного...

Летние оздоровительные учреждения iconДоводим до Вас информацию о порядке проведения оздоровительной кампании...
Дители могут оздоровить несовершеннолетних детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 17 лет (включительно) через разные формы организации...

Летние оздоровительные учреждения iconКакие категории населения могут рассчитывать на путевки в детские...

Летние оздоровительные учреждения iconПравительство Санкт-Петербурга Администрация Губернатора Санкт-Петербурга...
Совсем скоро лето, и многие родители озабочены тем, куда отправить своего ребенка на летние каникулы. Кто-то отсылает свое чадо к...

Летние оздоровительные учреждения iconАдминистративный регламент
«Предоставление путевок в оздоровительные лагеря и санаторно-курортные учреждения»

Летние оздоровительные учреждения iconИнформационная карта запроса котировок
Оказание услуг по предоставлению путевок в детские загородные стационарные оздоровительные лагеря и санаторные оздоровительные лагеря...

Летние оздоровительные учреждения iconПамятка по механизму приобретения путевок для детей, подростков и...
Ельные учреждения в 2010 году было разработано Положение об организации отдыха оздоровления и занятости детей и молодежи в Республике...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск