Скачать 349.61 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в случае потери здоровья по любой причине. Этот вид страхования связан с компенсацией расходов граждан, обусловленных получением медицинской помощи, а также иных расходов, связанных с поддержанием здоровья. Проводимое в обязательной форме, медицинское страхование приобретает черты социального страхования, поскольку порядок его проведения устанавливается государственным законодательством. Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Целью создания данного фонда является изменение принципов финансирования здравоохранения, используя источники, формируемые при проведении медицинского страхования. Фонд обязательного медицинского страхования – это самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Цель работы. Разработка и анализ модели обработки информационных данных при исчислении страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, характеристика нормативно – правовой базы информационного процесса исчисления страховых взносов в ФОМС. Объект исследования. Взаимодействие органов пенсионного страхования с органами финансов, с органами внутренних дел, с налоговыми органами. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Предметом исследования является модель обработки информации при исчислении страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования. 1 Анализ нормативно – правовой базы информационного процесса исчисления страховых взносов в ФОМС
Субъект информационного процесса – это живой организм, человек, общественная организация или техническое устройство, способное участвовать в информационных процессах, то есть в процессах сбора, хранения, преобразования и передачи информации. Субъектами данного информационного процесса являются:
В процессе исчисления страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования происходит информационное взаимодействие между этими субъектами: Пенсионным фондом и Федеральной налоговой службой, Пенсионным фондом и юридическими лицами, Пенсионным фондом и физическими лицами, Пенсионным фондом и индивидуальными предпринимателями, Пенсионным фондом и банками, Пенсионным фондом и Фондом обязательного медицинского страхования, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и так далее. Также, информационное взаимодействие происходит с Министерством социального развития РФ, с Росздравнадзором, в соответствии с установленными нормативно – правовыми актами и утвержденными порядками взаимодействия. Информационное взаимодействие – это процесс взаимодействия двух и более субъектов, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них. Информационное взаимодействие субъектов процесса исчисления страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования регламентируется рядом нормативных правовых документов: Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Регламентом централизованной обработки данных и информационного взаимодействия участников данного процесса, Письмом Пенсионного фонда РФ «Соглашение по информационному взаимодействию между ФНС и ПФР», различными постановлениями Правительства РФ и Федеральными законами РФ. Любое информационное взаимодействие подразумевает под собой защиту информации, передаваемой между субъектами информационного процесса. Защита информации – это система определённых мер, обеспечивающих целостность, достоверность, конфиденциальность, аутентичность и доступность информации в условиях воздействия на нее угроз естественного или искусственного характера. Обеспечивают контроль за деятельностью в области защиты информации государственные органы РФ: - Комитет Государственной Думы по безопасности; - Совет безопасности России; - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; - Федеральная служба безопасности РФ; - Министерство обороны РФ; - Министерство внутренних дел РФ. Субъектами обязательного медицинского страхования являются:
Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства: - работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг; - самостоятельно обеспечивающие себя работой (ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты); - являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; - являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; - неработающие граждане. Страхователями для работающих граждан являются плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование, предусмотренные частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Страховщиком в системе обязательного медицинского страхования является Федеральный фонд. Федеральный фонд – государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются территориальными фондами и страховыми медицинскими организациями. Территориальные фонды – государственные учреждения, создаваемые высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования на территории субъектов Российской Федерации. Страховая медицинская организация – юридическое лицо, создаваемое в любой организационно-правовой форме и имеющее имущество в любой форме собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, получившее лицензию на осуществление деятельности по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». 1.2. Перечень документов, регламентирующих информационный процесс исчисления страховых взносов в ФОМС и деятельность Фонда обязательного медицинского страхования Нормативный правовой акт – это изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились те или иные правоотношения, предусмотренные актом. Нормативные правовые акты ФОМС издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе ФОМС в пределах своих полномочий. 1. Федеральный закон № 149 – ФЗ 27.07.06 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». 2. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированная система организационно – распорядительной документации. Требования к оформлению документов». 3. Письмо Пенсионного фонда РФ от 30.12.2003 № АК-08-25/13799. Соглашение по информационному взаимодействию между ФНС и ПФ РФ. 4. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 – ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.01.2000 г. № 9 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования". 6. Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ). 7. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 г. N 857 (ред. 22.06.2009) «Об утверждении устава Федерального фонда ОМС». 8. Указ Президента РФ от 29.06.1998 г. N 729 «Вопросы Федерального фонда ОМС». 9. Федеральный Закон РФ от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ (ред. 27.12.2009) «О персональных данных». 10. Федеральный закон РФ от 16.10.2010 N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Система медицинского страхования зародилась во всех странах Западной Европы, в Америке и России в один исторический период, и ее развитие было обусловлено становлением капиталистических формаций. Она появилась не так давно в историческом аспекте, так как требует определенного, достаточно высокого уровня организации общества и общественного сознания. История развития обязательного медицинского страхования наиболее показательна в Германии, где на его основе сформировалась «страховая медицина», особая система организации здравоохранения, основанная на трех источниках финансирования: государственном бюджете, обязательных взносах работников наемного труда и обязательных взносах работодателей. Практически все страны современного мира, экономическая система которых характеризуется как социально ориентированная рыночная экономика, в той или иной мере используют обязательное медицинское страхование для решения проблем здравоохранения. Так было в XVII в. Тем самым и определяется особый интерес к истории здравоохранения в Германии, истории медицинского страхования в этой стране. В дальнейшем понимание того, что нация должна иметь достаточные гарантии в вопросах социальной защищенности всех граждан, привело к разработке и принятию в 1883 г. закона о медицинском страховании на всей территории Германии. С этого года страхование в Германии становится обязательным. Согласно этому закону каждый работник определенных отраслей хозяйства, зарабатывающий меньше установленного лимита, должен был в обязательном порядке страховаться. Страховые фонды должны были финансироваться за счет обязательных страховых платежей работников и их работодателей. История медицинского страхования как части социального страхования в Германии показывает весьма тесную его связь с экономикой и политикой, которые определяют введение и развитие страхования, его финансирование, организацию и приоритеты. Не останавливаясь подробно на истории медицинского страхования в других странах, следует отметить: постепенно страховые фонды становились популярны и среди политиков, которые увидели в их развитии возможность получения своей поддержки среди работников. Страховые законы были приняты в конце XIX века в большинстве стран Европы, и в их развитии прослеживаются тенденции, во многом сходные с развитием медицинского страхования в Германии до начала 50-х гг. В ХХ в. обязательное медицинское страхование имело место в большинстве развитых стран Европы. Страховые фонды действовали в основном как плательщики за услуги, оказанные членам этих фондов. Причем формы и методы оплаты были различными в разных странах, а также изменялись с течением времени в одной и той же стране. Такая модель здравоохранения сохраняется и сегодня в таких странах, как Германия, Голландия, Австрия, Франция, Бельгия, Япония. Что касается России, то до 1919 г. медицинское страхование в общем отражало европейские тенденции, но имело и некоторые оригинальные черты, определявшиеся особенностями российской истории. Первые больничные кассы возникли в России еще в конце XIX в. при покровительстве предпринимателей. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное страхование рабочих. После принятия декрета 16 ноября 1917 г. в распоряжение больничных касс передавались все лечебные учреждения, а расходы по их содержанию брали на себя предприниматели, рабочие же пользовались медицинской помощью бесплатно, причем не только они, но и члены их семей. Однако эта реформа существовала только до февраля 1919 г. После образования Наркомздрава его руководители пришли к выводу «о принципиальной недопустимости и практической нецелесообразности параллельного существования при диктатуре пролетариата двух медицин - страховой и государственной». К сожалению, эти предложения нашли Поддержку в руководящих органах, в результате чего организационное слияние привело к поглощению и ликвидации страховой медицины в нашей стране. Вновь к страховой медицине в России возвратились в октябре-ноябре 1990 г., когда появился проект Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан». После неоднократной переработки проекта в июле 1991 г. Закон был принят, а 23 января 1992 г. вышло Постановление Правительства РФ N41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» и аналогичный приказ МЗ РСФСР N93 от 20.03.92 г. Фундаментальные изменения политической системы и всего национального хозяйства нашей страны продолжаются и сейчас. Эти преобразования затронули все стороны жизни государства и общества. В течение длительного времени экономическая политика СССР и вытекающая из нее практика оставались по преимуществу нормативными, без научного обоснования потребностей отраслей социальной сферы. Игнорирование объективных экономических законов в угоду политическим интересам привело к безрезультатной растрате природных, материально-технических и человеческих ресурсов. Традиционный подход к сфере советского здравоохранения обрел в свое время однозначную формулировку: «План развития здравоохранения разрабатывается исходя из задач наиболее полного и всестороннего удовлетворения потребностей населения в медицинской и санаторно-курортной помощи, в учреждениях отдыха и социального обеспечения, а также в туристических учреждениях и спортивных сооружениях..». К такому положению не возникало бы никаких возражений, если бы далее не стояло: «..с учетом имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов». Это не что иное, как «остаточный» метод финансирования социальной сферы, который отсутствовал при определении задач развития производственных отраслей - промышленности, строительства и других. Во главу угла ставились лишь объемные показатели. Расходы на расширенное воспроизводство основных фондов, на государственный аппарат управления росли значительно быстрее расходов на воспроизводство рабочей силы, на развитие человека. Такой ошибочный подход в итоге привел к падению уровня жизни населения. Несмотря на такое отношение со стороны государства, отечественное здравоохранение имело реальные достоинства: широкий охват всех слоев населения, ориентация на профилактику и предупреждение заболеваний (диспансеризация), четкая организационная структура, позволявшая эффективно бороться с большинством заболеваний. Другое дело, что далеко не все возможности удалось реализовать. Для реализации государственной политики в области ОМС в 1993 г. начала формироваться система ОМС. В течение 1993-1994 гг. формировались Федеральный и Территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (от 24 февраля 1993 г. № 4543-1). Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются: - обеспечение реализации Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; - обеспечение Предусмотренных законодательством РФ прав граждан; - достижение социальной справедливости и равенства всех граждан; - участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики; - обеспечение ее финансовой устойчивости. Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: - выравнивает условия деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; - проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; - организует разработки нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого Закона Российской Федерации; - совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования; - вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование; - производит набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования; - участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования; - контролирует рациональное использование финансовых средств системы; - аккумулирует финансовые средства Федерального фонда и осуществляет финансово-кредитную деятельность для выполнения задач, предусмотренных Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности, и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования выполняют следующие основные функции: - аккумулируют финансовые средства территориальных фондов; - финансируют обязательное медицинское страхование, проводимое страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда; - проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; - выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования; - предоставляют кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств; - накапливают финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования; - совместно с органами государственной налоговой службы РФ контролируют своевременное и полное поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также рациональное использование поступивших финансовых средств; - согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию; - предоставляют Федеральному фонду информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции. Финансовые средства Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие из них: - часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательным органом РФ; - взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; - ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; - добровольные взносы юридических и физических лиц; - доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального и территориальных фондов; - нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов; - средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения; - финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им соответствующих требований. |
Охватывает страхование туристов, как особый вид страхования, который обеспечивает страховую защиту материальных интересов граждан... | Обязательное медицинское страхование (омс) — вид страхования, представляющий собой систему создаваемых государством мер, направленных... | ||
Страхование от несчастных случаев — вид личного страхования. Предназначено для возмещения ущерба, вызванного потерей здоровья или... | Обязательное медицинское страхование (омс)- это вид социального страхования, обеспечивающий бесплатное оказание застрахованному лицу... | ||
Обязательное медицинское страхование (омс)- это вид социального страхования, обеспечивающий бесплатное оказание застрахованному лицу... | По результатам проведенного мониторинга и в целях приведения нормативных правовых актов управления социальной защиты населения в... | ||
Приложение №3 образец договора добровольного медицинского страхования (страхование юридических лиц) 31 | Сийской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками... | ||
Начальник Электростальского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области | О внесении изменений в приказ Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 9 февраля 2012 года №71 |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |