1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм


Название1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм
страница1/6
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Договоры > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6


Главное управление Курганской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский технологический колледж

имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова»

Ю.Д. Матиец

МЕНЕДЖМЕНТ

Учебно-практическое пособие


Курган

2014

Рекомендовано к печати

учебно-методическим советом

ГБПОУ «КТК»

(протокол №__ от _____2014)

Рецензенты: В.В.Метелица, преподаватель ГБПОУ «КТК»
Матиец, Ю.Д. Менеджмент: учебно-практическое пособие / Ю.Д.Матиец – Курган, 2014. – 76 с.

Данное учебно-практическое пособие разработано для студентов технических специальностей и предназначено для проведения занятий и организации самостоятельной работы студентов.










© ГБПОУ «КТК», 2014

© Ю.Д.Матиец, 2014

Содержание




стр.

Пояснительная записка

4

Введение

6

Тема 1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

6

Тема 2 Функции менеджмента

11

Тема 3 Внутренняя и внешняя среда организаций

15

Тема 4 Основы теории принятия управленческих решений

20

Тема 5 Стратегический менеджмент

23

Тема 6 Система мотивации труда

27

Тема 7 Управление рисками

33

Тема 8 Управление конфликтами

36

Тема 9 Психология менеджмента

42

Тема 10 Этика делового общения

48

Тема 11 ИТ в сфере управления производством

55

Тема 12 Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

58

Варианты контрольных заданий

69

Список рекомендуемых источников

73

Приложения

75

Пояснительная записка

Уважаемые студенты!

После изучения курса вы будете:

1) иметь представление о современном менеджменте;

2) знать функции, виды и психологию менеджмента;

3) знать основы организации работы коллектива исполнителей;

4) знать принципы делового общения в коллективе;

5) знать информационные технологии в сфере управления производством;

6) знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

Данные базовые знания, умения и практический опыт формируют начальный уровень вашей компетентности в области менеджмента в профессиональной деятельности.

Современные требования работодателей и образовательной среды определяют перечень компетенций (общая компетенция – ОК), которыми должен обладать выпускник:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Желаю успеха!

Введение

Предмет и задачи изучения курса, его связь с другими дисциплинами. (ОК1)

Менеджмент как наука, возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления. Ее основные задачи: объяснение природы управленческого труда; установление причинно-следственных связей в этой области; выявление факторов и условий эффективности совместного труда; разработка методов эффективного оперативного управления; прогнозирование событий, разработка методов стратегического управления и политиками организации.

Менеджмент является центральной дисциплиной в подготовке руководителей и специалистов. Изучение менеджмента базируется с рядом других дисциплин, таких как: экономика предприятия (организации, отрасли), экономическая география, организация производства.
Тема 1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Понятие менеджмента, его многозначность. Организация (предприятие) – основа менеджмента. Характерные черты и общие принципы построения организации. Цели и задачи менеджмента. Искусство менеджмента. Управление предприятием. Управляющая и управляемая подсистема. Российский менеджмент.(ОК2-8)

Понятие «менеджмент» известно сегодня, пожалуй, каждому образованному человеку. Менеджмент – один из самых увлекательных и сложных видов человеческой деятельности, которым занимаются миллионы людей во всем мире.

В упрощенном понимании менеджмент искусство добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивацию других людей.

Менеджмент это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.

Менеджмент это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике управления.

Менеджмент это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.

Виды менеджмента: производственный менеджмент, снабженческо-сбытовой менеджмент, инновационный менеджмент, маркетинг-менеджмент, менеджмент персонала, финансовый менеджмент, эккаунтинг-менеджмент, стратегический менеджмент.

Организация - группа людей (2 и более человек), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели организации. Признаки организации:

1) наличие ресурсов: люди, капитал, технология, информация;

2) организация – система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые обладают свойствами, которых нет у простой суммы этих элементов. Любая система зависит от окружающей среды: внешней среды, внутренней среды.

3) вертикальное и горизонтальное разделение труда;

4) наличие власти, иерархическое разделение власти.

Объектом управления (то, на что направлено управление) является организация – группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей.

Субъектом управления (тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры, весь руководящий состав организации.

Менеджеры – это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда. Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения - на выполнении определенной функции в организации (функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.

Процесс управления предприятием реализуется в рамках системы управления предприятием. В рамках системы управления можно выделить объект управления и управляющую часть. В качестве объекта управления здесь выступает производственный процесс, а в качестве управляющей части – управленческие службы предприятия. Система управления предприятием функционирует на основе установленных документально (положения о подразделениях, должностные инструкции и т.п.) или сложившихся практически правил. На каждом уровне иерархии системы управления в той или иной степени реализуется набор функций управления.

Национальной модели или концепции управления в России не существует. Менеджмент в России представляет собой симбиоз европейского и азиатского стилей управления.

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте сообщения по темам «Истоки современного менеджмента», «Школы менеджмента»

  2. Разработайте презентацию на тему «Основоположники менеджмента» (Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Элтон Мэйо, Дуглас МакГрегор, Генри Форд).

  3. Внимательно прочитайте утверждения и отметьте неверные. Перефразируйте утверждения в верные и запишите в тетрадь:

  1. Менеджмент является отраслью знаний, а не наукой.

  2. Менеджмент – это управление в рыночных условиях.

  3. Профессия менеджер появилась в конце ХIХ в. В Англии.

  4. Управление – процесс систематический, исключающий риск.

  5. Менеджмент – англоязычное слово.

  1. Решите тест

  1. Менеджмент - это

  1. искусство

  2. наука

  3. искусство и наука

  4. нет верного ответа.

  1. Содержанию какого понятия соответствует следующее определение - процесс целенаправленного воздействия на объект -это?

  1. Менеджмент

  2. Управление

  3. Функция менеджмента

  4. Организация.

  1. Содержание какого понятия отражает следующее определение - особый вид деятельности, который позволяет объединить усилия работников организации по достижению общей цели - это?

  1. Менеджмент

  2. Управление

  3. Функция менеджмента

  4. Предприятие

  1. Организация в менеджменте – это:

а) процесс взаимодействия людей для реализации определенных целей

б) интегрированное целое

в) собрание независимых специалистов

г) объединение экспертов.

  1. Организация должна состоять из:

  1. Хотя бы из двух человек

  2. Трех или более человек

  3. Более десяти человек

  4. Количество не ограничено.

5 Деятельность организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. Распределите предложенные ситуации по видам менеджмента.

А) На складе готовой продукции проведена ревизия

Б) Менеджером отдела снабжения заключен договор на приобретение запасных частей

В) Директором подписан приказ о проведении научного эксперимента

Г) Отдел кадров проводит отбор кандидатов по результатам набора на вакантную должность

Д) Главный бухгалтер подготовил отчет о расходовании денежных средств предприятия

Е) Экономист подготовил сравнительный анализ об объеме производимой продукции за год

Ж) Финансовым директором предприятия подписан финансовый план предприятия на будущий год

З) Принято решение о направлении работника на курсы повышения квалификации

И) Главный инженер принял решение о замене неисправного агрегата

К) Работниками отдела сбыта разработана политика реализации продукции и рекламы.
Тема 2 Функции менеджмента

Управленческий цикл. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Выбор и ранжирование целей организации. Характеристика целей. Описание целей. Цели делового управления. (ОК 2-9)

Управленческий цикл содержит в себе четыре функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Данные функции охватывают все виды управленческой деятельности по созданию материальных ценностей, финансированию, маркетингу и т. д.

Прогнозирование – это формирование и структуризация системы целей жизнедеятельности организации, определение альтернативных целей и задач, динамики развития организации в будущем.

Цели могут быть достигнуты только при условии хорошо налаженной обратной связи, то есть при осуществлении надежного контроля.

Цели — это конкретизация миссии организации в форме, доступной при управлении процессам их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:

  • четкая ориентация на определенный интервал времени;

  • конкретность и измеримость;

  • непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

  • адресность и контролируемость.


Таблица 1 – Классификация целей организации

Критерии классификации

Группы целей

Период установления

Стратегические

Тактические

Оперативные

Содержание

Экономические

Организационные

Научные

Социальные

Технические

Политические

Функциональная структура

Маркетинговые

Инновационные

Кадровые

Производственные

Финансовые

Административные

Среда

Внутренние

Внешние

Приоритетность

Особо приоритетные

Приоритетные

Прочие

Измеримость

Количественные

Качественные

Повторяемость

Постоянные (повторяющиеся)

Разовые

Иерархия

Организация

Подразделения

Стадии жизненного цикла

Проектирование и создание объекта

Рост объекта

Зрелость объекта

Завершение ЖЦ объекта


Функция планирования представляет собой, по существу, процесс подготовки решений. Этапы планирования: а) постановка целей и задач; б) определение исходных предпосылок; в) выявление альтернатив; г) выбор наилучшей альтернативы; д) ввод и исполнение плана.

Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Прежде всего, это оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил и т. д. Вся эта организаторская деятельность протекает на фоне проявления вполне конкретных структур предприятия.

Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются:

а) стимулирование, то есть побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);

б) собственно мотивирование, то есть создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой деятельности. Менеджер, чтобы успешно осуществить эту функцию управления, должен быть компетентен в различных аспектах коммуникации, он обязан развивать у себя соответствующие умения и навыки.

Контроль — это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.

Контроль включает: а) простой и понятный план деятельности; б) эффективные и ненавязчивые методы контроля; в) обратную связь, то есть надежную информацию о процессе работы; г) корректирующие действия.

Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают ответственность на себя за их выполнение.

Координация - является функцией по упорядочению деятельности. Она призвана обеспечивать согласованность действий для успешного достижения цели.

Коммуникация. Под коммуникацией в широком смысле понимают общение, передачу информации от человека к человеку. В организационном контексте понятие «коммуникация» рассматривается как процесс (коммуникация — это общение людей: обмен идеями, мыслями, намерениями, чувствами, информацией) и как объект (совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации).

Регулирование (коррекция) - воздействия на объект управления, посредством которых достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров.

Решение (управленческое решение) - это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием.

Анализ как функция управляющей системы включает оценку внутренних и внешних факторов создавшейся ситуации, общих тенденций развития экономических процессов, возможных резервов повышения эффективности производства; предусматривает оценку степени напряженности и выполнения плана по всем видам показателей, изучение хода оперативного выполнения плана, воздействующих причин, путей их устранения.

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте сообщение по теме «Роль планирования в современном производстве»

  2. Ответьте на вопросы:

  1. Охарактеризуйте функции менеджмента.

  2. Как классифицируются цели организации?

  1. Решите тест

  1. Что представляет собой понятие «функция управления»?

а) одна из характеристик процесса управления

б) подразделение в системе управления

в) документация в системе управления

г) основное назначение.

  1. Планирование – это:

а) управленческая функция

б) сфера деятельности

в) объект управления

г) субъект управления.

3) Регулирование – это:

а) стадия процесса управления

б) управленческая функция

в) норма управляемости

г) функция управления.

4) Учет – это:

а) сфера деятельности

б) цикл принятия решений

в) управленческая функция

г) стадия процесса управления.

5) Общие функции присущи:

а) крупным корпорациям

б) дочерним компаниям

в) малым предприятиям

г) средним предприятиям.

6) Специфические функции присущи:

а) производственным предприятиям

б) промышленным предприятиям

в) банкам

г) сфере услуг.

7) Мотивация относится к управлению:

а) оборудованием

б) трудовыми ресурсами

в) продуктом

г) природой.

8) Мотивация – это:

а) общая функция

б) специфическая функция

в) социально-психологическая функция

г) экономическая функция.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм icon2 Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3612-1 «Основы...
«Усть-Коксинский район», организуемых предприятиями, организациями и учреждениями различных организационно-правовых форм

1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм iconПорядок заполнения
Карточка учета организации заполняется и представляется в районную комиссию всеми организациями, независимо от организационно-правовых...

1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм iconИнструкция о мерах пожарной безопасности
Кгу, а также подрядными и субподрядными организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, предпринимателями...

1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм iconКурс лекций по дисциплине «бухгалтерский учёт» воронеж 2 0 1 4
Целью курса является освоение студентами основных учетных категорий, адекватно отражающих современный уровень развития экономики...

1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм iconКонспект лекций по дисциплине «Финансы предприятия»
Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики 14

1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм iconКвалификационный справочник
Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм...

1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм iconПорядок заполнения формы №18
Комиссия) всеми организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенными на территории Ангарского...

1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм iconПлюс Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 квалификационный справочник
Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм...

1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм iconПорядок проведения мониторинга качества нефтепродуктов, реализуемых...
Мых организациями нефтепродуктообеспечения независимо от организационно- правовых форм, форм собственности, индивидуальными предпринимателями...

1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм iconНа инженерные изыскания для строительства инженерно-геодезические изыскания
Справочник предназначен для применения предприятиями (организациями) независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск