У Т В Е Р Ж Д Е Н Ы
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 15 октября 2015 г. № 725
Методические рекомендации
по определению норм нагрузки социального работника
в сфере социального обслуживания
Методические рекомендации по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания (далее соответственно – нормы нагрузки, Методические рекомендации) разработаны в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при установлении нормативов числа получателей социальных услуг на одного социального работника государственных и (или) муниципальных организаций социального обслуживания, в том числе при формировании органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)», установлении норм времени на оказание социальных услуг социальными работниками, норм нагрузки, нормативов численности социальных работников и иных норм труда социальных работников организаций социального обслуживания.
Нормы нагрузки определяются на основании норм времени на оказание социальных услуг социальными работниками с учетом установленного режима труда и отдыха социальных работников в сфере социального обслуживания.
Нормы нагрузки определяются в соответствии с алгоритмом, предусмотренным приложением № 1 к Методическим рекомендациям.
Трудоемкость оказания социальных услуг социальными работниками для расчета средних затрат труда социального работника на обслуживание одного получателя социальных услуг (далее – типовые нормы времени) определяется в порядке, установленном пунктами 16-20 настоящих Методических рекомендаций и приложением № 2 к Методическим рекомендациям.
Типовые нормы времени установлены в виде диапазона значений времени на наиболее часто встречающиеся социальные услуги, оказываемые социальными работниками из расчета на единицу объема оказываемой социальной услуги с учетом рациональной организации труда, оснащения рабочих мест компьютерной и организационной техникой, доступности предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, медицинских организаций и других факторов, оказывающих влияние на трудоемкость оказания соответствующих социальных услуг.
Типовые нормы времени установлены с учетом видов работ, предусмотренных профессиональным стандартом «Социальный работник»1 на следующие виды социальных услуг2: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочные социальные услуги.
Фактическая трудоемкость оказания социальных услуг социальными работниками определяется с учетом перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утверждаемого законом субъекта Российской Федерации3.
Расчетные нормы времени на оказание социальных услуг (далее - нормы времени) определяются на основе типовых норм времени с учетом региональной специфики деятельности социального работника путем применения при отклонении фактических организационно-технических условий оказания услуги от типовых поправочных коэффициентов.
Нормы времени на социальные услуги, фактически оказываемые получателям социальных услуг, но не вошедшие в типовые нормы труда, определяются в соответствии с методическими рекомендациями по разработке типовых отраслевых норм труда4.
Нормы времени определяются дифференцированно в зависимости от формы социального обслуживания и места оказания социальной услуги (благоустроенный сектор/неблагоустроенный сектор) с учетом особенностей деятельности организации социального обслуживания.
Трудоемкость оказания социальных услуг определяется с учетом периодичности и кратности оказания социальных услуг, установленных стандартами социальных услуг5, по следующей формуле:
, где:
ti – расчетная норма времени на оказание i-й социальной услуги;
ni – объем оказания i-й социальной услуги с учетом периодичности и кратности в годовом исчислении6.
Пример расчета трудоемкости оказания социальных услуг приведен в таблице 1.
Таблица 1
Пример расчета трудоемкости оказания социальных услуг
№ п/п
| Наименование социальной услуги
| Расчетная норма времени на оказание социальной услуги, мин
(ti)
| Периодичность оказания социальной услуги,
раз в год
| Кратность оказания социальной услуги,
один раз в течение периода
| Число получателей социальной услуги, чел.
(ni)
| Трудоемкость оказания социальной услуги, чел.-час.,
(Ту)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7=(3×4×5×6)/60
| 1.
| Покупка за счет средств получателя услуг и доставка на дом продуктов питания (горячих обедов) на расстояние
| 30
| 12
| 2
| 200
| 2400 (144000/60)
| 2.
| Оказание помощи в приготовлении пищи (из продуктов получателя услуг)
|
40
| 52
| 2
| 100
| 6933 (416000/60)
| …
| ….
| …
| …
| …
| …
| …
| Итого:
| -
| -
| -
| 300
| 9333
|
Норматив нагрузки одного социального работника определяется дифференцировано в зависимости от формы социального обслуживания7 и места оказания социальной услуги (благоустроенный сектор/неблагоустроенный сектор).
Средняя норма нагрузки одного социального работника () определяется по следующей формуле:
, где:
- норма нагрузки одного социального работника для i-й формы социального обслуживания и j-го места оказания социальной услуги;
wij – весовой коэффициент, показывающий объем оказываемых социальных услуг для i-й формы социального обслуживания и j-го места оказания социальной услуги.
Например, норма нагрузки одного социального работника в форме социального обслуживания на дому составляет 9,4 чел./час. для благоустроенного сектора (город) и 7,5 чел./час. для неблагоустроенного сектора (село). На благоустроенный сектор приходится 60% объема оказываемых услуг, а на неблагоустроенный – 40%. Тогда средняя норма нагрузки одного социального работника () составит: 9,4×0,6+7,5×0,4=8,6 чел./час.
Порядок расчета нормы нагрузки одного социального работника для i-й формы социального обслуживания и j-го места оказания социальной услуги предусмотрен приложением № 3 к Методическим рекомендациям.
Штатная численность социальных работников организации социального обслуживания определяется по следующей формуле:
, где
Чш – штатная численность социальных работников, шт. ед.;
N – количество получателей социальных услуг в годовом исчислении, чел.;
Нн – годовая норма нагрузки одного социального работника, чел./час.;
Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:
, где:
Вр - суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников организации за расчетный период времени, час;
Фсум - нормативный фонд рабочего времени одного социального работника за расчетный период времени, час;
Чср - среднесписочная численность всех работников организации (включая работников, занимающих должности служащих, для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (расчетный период рекомендуется выбирать не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета), чел.
Пример расчета штатной численности социальных работников организации социального обслуживания приведен в таблице 28. Таблица 2
Пример расчета штатной численности социальных работников
№ п/п
| Наименование показателя
| Порядок расчета
| Значение показателя
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Численность получателей социальных услуг в годовом исчислении (N), чел.
| -
| 214
|
| Годовая норма нагрузки социального работника (Нн), чел./час.
| -
| 9,6
|
| Суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников организации за расчетный период времени (Вр), час
| -
| 5000
|
| Нормативный фонд рабочего времени одного социального работника за расчетный период времени (Фсум), час
| -
| 2000
|
| Среднесписочная численность всех работников организации (Чср) , чел.
| -
| 20
|
| Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников (Кн)
|
| 1,13
|
| Штатная численность социальных работников организации, шт.ед.
|
| 25,2
| |