Скачать 423.82 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ТРУДОВОГО ПРАВА ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом Владивосток 2016 Рабочая программа дисциплины «Документационное обеспечение управления персоналом» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367) Составитель: Шаповалова Г.М., канд. юр. наук, доцент кафедры Управления персоналом и трудового права, Царева Н.А., канд. полит.наук, доцент кафедры Управления персоналом и трудового права, natsareva@mail.ru, Якимова З.В., канд. психол. наук., доцент кафедры Управления персоналом и трудового права. Утверждена на заседании кафедры Управления персоналом и документоведения от 25.02.2011г., протокол № 6 Редакция 2016 г. утверждена на заседании кафедры Управления персоналом и трудового права от 16.05.2016 г., протокол № 13 Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________ /Литвинова С.В./ «16 » мая 2016 г. Заведующий кафедрой (выпускающей) _____________________ /Литвинова С.В./ «16 » мая 2016 г. 1 Цель и задачи освоения дисциплины (модуля) Целями освоения дисциплины «Документационное обеспечение управления персоналом» является приобретение студентами теоретических знаний в области системы документационного обеспечения кадровых служб, ознакомление с документами, используемыми в управлении персоналом организации, получение практических навыков по созданию и обработке этих документов. Задачами изучения дисциплины являются: – сформировать у студентов четкое представление о необходимости и роли кадрового документирования в организации работы фирм и предприятий любых форм собственности – обеспечить глубокое усвоение сущности процессов делопроизводства по личному составу – ознакомить студентов с общими правилами составления и ведения управленческой документации применительно к управлению персоналом. – овладеть методикой разработки всех видов кадровых документов и их правильного оформления – освоить проведение процедур, связанных с оформлением движения кадров, взаимоотношениями администрации и персонала, порядком ведения трудовых книжек и иной кадровой документации. 2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы Планируемыми результатами обучения по дисциплине (модулю), являются знания, умения, владения и/или опыт деятельности, характеризующие этапы/уровни формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы в целом. Перечень компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, приведен в таблице 1. Таблица 1 – Формируемые компетенции
3 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы Дисциплина «Документационное обеспечение управления персоналом» относится к дисциплинам по выбору вариативной части 1 учебного плана по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом». Изучение дисциплины «Документационное обеспечение управления персоналом» базируется на таких ранее изучаемых дисциплинах как: «Правоведение», «Трудовое право», «Делопроизводство в кадровой службе», «Кадровый аудит» Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающихся, необходимым при освоении данной дисциплины, состоят в следующем: обучающиеся должны знать основы документооборота в организации, иметь представления о принципах оформления и ведения кадровых документов в соответствии с Трудовым законодательством РФ. В последующих за изучением дисциплины семестрах наибольшая взаимосвязь наблюдается с такими дисциплинами как: «Документоведение», «Курсовое проектирование 1», «Профессиональный практикум модуль 2». Дисциплина «Документационное обеспечение управления персоналом» является основой для формирования компетенций, которые в дальнейшем реализуются в практической деятельности в контексте таких практик как: «Производственная преддипломная практика». 4. Объем дисциплины (модуля) Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающимися (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу по всем формам обучения, приведен в таблице 2.
5 Структура и содержание дисциплины (модуля) 5.1 Структура дисциплины (модуля) Тематический план, отражающий содержание дисциплины (перечень разделов и тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с учебным планом, приведен в таблице 3. Таблица 3– Структура дисциплины
5.2 Содержание дисциплины (модуля) Тема 1. Введение в предмет. Виды кадровой документации и общие требования к ее оформлению Цели и задачи изучения дисциплины «Документационное обеспечение управления персоналом», специфика курса (практико-ориентированный характер), методические рекомендации к изучению дисциплины, требования к знаниям, умениям и навыкам, формы контроля. Понятие «документационное обеспечение управления персоналом». Классификация документов по управлению персоналом в организации. Типы, структура и назначение документов, создаваемых и функционирующих в системе управления персоналом организации. Требования к оформлению кадровых документов, содержащиеся в Трудовом, Гражданском и Налоговом кодексах РФ, в федеральных законах, в постановлениях министерств и ведомств, в государственных Инструкциях, в ГОСТ 6.30-2003 и других нормативных документах. Общероссийские классификаторы: ОКАТО, ОКСО, ОКУД, ОКИН, ОКПДТР и др. Рекомендации по составлению текстов деловых документов. Использование электронной цифровой подписи в документации по кадрам. Роль и задачи кадрового делопроизводства в рационализации деятельности по управлению персоналом организации. Литература по теме: Основная: 1-6 Дополнительная: 1-13 Формы и методы проведения занятий, применяемые образовательные технологии: лекции и практические занятия в интерактивных формах – лекции-презентации. Закрепление основных понятий и определений, изученных на лекции. Групповая дискуссия на заданную тему. Форма текущего контроля: контрольная работа с выполнением тестовых заданий, участие в обсуждениях, проверка умения использовать терминологию дисциплины и навыков самостоятельного оформления документов. Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: закрепление теоретического материала с помощью презентаций лекций, рекомендуемой литературы, подготовка к самостоятельной работе Тема 2. Системы организационно-распорядительной и информационно-справочной документации по кадрам Фиксация (описание) локальных правил, норм, положений, определяющих статус организации, ее структуру, штатную численность и должностной состав, компетенции должностных лиц и структурных подразделений, функциональное содержание деятельности организации в целом, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и др., в организационно-распорядительных документах организации. Структура, назначение, порядок разработки, согласования и утверждения Правил внутреннего трудового распорядка, Положения о персонале, Положения о структурном подразделении, Должностной инструкции. Штатное расписание как первичный учетный документ по учету кадров. Ознакомление работников с локальными нормативными актами организации. Виды и назначение информационно-справочной документации по кадрам. Порядок оформления, основные реквизиты и правоприменительная практика использования докладных, служебных и объяснительных записок, представлений, предложений, заявлений, актов, справок и др. в качестве оснований для принятий решений в сфере управления персоналом организации. Литература по теме: Основная: 1-6 Дополнительная: 1-13 Формы и методы проведения занятий, применяемые образовательные технологии: лекции и практические занятия в интерактивных формах – лекции-презентации. Закрепление основных понятий и определений, изученных на лекции. Групповая дискуссия на заданную тему. Форма текущего контроля: контрольная работа с выполнением тестовых заданий, участие в обсуждениях, проверка умения использовать терминологию дисциплины и навыков самостоятельного оформления документов. Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: закрепление теоретического материала с помощью презентаций лекций, рекомендуемой литературы, подготовка к самостоятельной работе, подготовка презентации на тему «Система кадровой документации». Тема 3. Порядок работы с унифицированными формами первичной учетной документации по учету труда Понятие «унифицированная форма документа» и «первичный учетный документ». Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N°1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Общие правила, структура, реквизиты и стандартный порядок заполнения унифицированных форм первичной учетной документации, применяемой для оформления и учета всех лиц, принимаемых в организацию на работу по трудовому договору (контракту). Порядок внесения изменений в унифицированные формы документов по учету труда. Общие практические приемы оформления унифицированных форм первичной учетной документации (№Т-1 — Т-11а). Литература по теме: Основная: 1-6 Дополнительная: 1-13 Формы и методы проведения занятий, применяемые образовательные технологии: лекции и практические занятия в интерактивных формах – лекции-презентации. Закрепление основных понятий и определений, изученных на лекции. Групповая дискуссия на заданную тему. Форма текущего контроля: контрольная работа с выполнением тестовых заданий, участие в обсуждениях, проверка умения использовать терминологию дисциплины и навыков самостоятельного оформления документов. Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: закрепление теоретического материала с помощью презентаций лекций, рекомендуемой литературы, подготовка к самостоятельной работе, Индивидуальное задание: оформление, заполнение унифицированных форм организационно-распорядительной и информационно-справочной документации по кадрам. Тема 4. Оформление документации, сопровождающей прием на работу в организацию Документы, предъявляемые при приеме на работу. Документооборот, образующийся при поиске, отборе, оценке кандидатов при приеме на работу, при проведении собеседования. Проверка подлинности документов, предъявляемых соискателями при приеме на работу. Признаки подделки документов. Интеллектуальный и материальный виды подлога. Персональные данные работников: момент возникновения субъекта персональных данных. Этапы оформления трудовых отношений: оценка деловых качеств потенциального работника; ознакомление с документами, предъявляемыми при приеме на работу, с целью сбора первичных персональных данных; ознакомление будущего работника с действующими у работодателя локальными нормативными актами, коллективным договором; заключение трудового договора с работником; оформление приказа о приеме на работу по форме Т-1 (Т-1а); присвоение новому работнику табельного номера; оформление личной карточки Т-2 (Т-2ГС, Т-4); внесение записи в трудовую книжку работника; формирование личного дела работника. Порядок, обязательные правила и практика оформления документов, сопровождающих прием на работу. Правила заполнения, ведения и хранения трудовых книжек. Документирование процедуры отбора персонала: разработка анкеты, рекомендательного письма, бланка для фиксации результатов устного или телефонного интервью, вопросника для проведения интервью, профиля должности, квалификационной характеристики и др. Особенности оформления приема на работу с испытательным сроком. Литература по теме: Основная: 1-6 Дополнительная: 1-13 Формы и методы проведения занятий, применяемые образовательные технологии: лекции и практические занятия в интерактивных формах – лекции-презентации. Закрепление основных понятий и определений, изученных на лекции. Групповая дискуссия на заданную тему. Форма текущего контроля: контрольная работа с выполнением тестовых заданий, участие в обсуждениях, проверка умения использовать терминологию дисциплины и навыков самостоятельного оформления документов. Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: закрепление теоретического материала с помощью презентаций лекций, рекомендуемой литературы, подготовка к самостоятельной работе. Работа в малой группе: разработка штатного расписания организации. Индивидуальное задание: Правила заполнения, ведения и хранения трудовых книжек. Примеры из практики (кейсы). Тема 5. Оформление документации, сопровождающей движение и использование персонала организации Порядок, обязательные правила и практика оформления документов, сопровождающих перевод работников на другую работу: заполнение унифицированных форм № Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу», № Т-5а «Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу», виды и порядок разработки оснований к приказам о переводе. Оформление изменений к трудовому договору. Внесение записи о переводе в трудовую книжку и личную карточку работника. Особенности документирования перевода работника на другую работу по состоянию здоровья. Виды отпусков. Предоставление отпусков штатным сотрудникам, внешним и внутренним совместителям. Разработка и утверждение графика отпусков работников организации. Оформление первичной учетной документации, связанной с отпускам. Документация при оформлении учебного отпуска. Оформление отпусков без сохранения заработной платы. Оформление отзыва из отпуска. Понятие, виды и предельные сроки служебных командировок. Документирование направления работников в служебные командировки, заполнение унифицированных форм. Документирование внесения изменений в командировочные бумаги. Форма и порядок ведения журнала учета работников, выбывающих в командировки из организации, и журнала учета работников, прибывающих в командировки в организацию. Оформление поощрения работников: виды трудовых поощрений, порядок разработки представления на поощрение, заполнение унифицированных форм, внесение записей в трудовую книжку и личную карточку Т-2. Оформление дисциплинарных взысканий. Литература по теме: Основная: 1-6 Дополнительная: 1-13 Формы и методы проведения занятий, применяемые образовательные технологии: лекции и практические занятия в интерактивных формах – лекции-презентации. Закрепление основных понятий и определений, изученных на лекции. Групповая дискуссия на заданную тему. Форма текущего контроля: контрольная работа с выполнением тестовых заданий, участие в обсуждениях, проверка умения использовать терминологию дисциплины и навыков самостоятельного оформления документов. Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: закрепление теоретического материала с помощью презентаций лекций, рекомендуемой литературы, подготовка к самостоятельной работе. Работа в малой группе: заполнение унифицированных форм документации, сопровождающей движение персонала. Анализ практических ситуаций. Тема 6. Оформление прекращения действия трудового договора с работником Понятия «прекращение трудового договора», «расторжение трудового договора», «увольнение». Общие правила документационного сопровождения прекращения трудового договора. Оформление документации, сопровождающей прекращение действия трудового договора с работником: виды и порядок разработки оснований к приказам об увольнении, заполнение унифицированных форм. Состав документации, оформляемой при прекращении действия трудового договора: по инициативе работника; по инициативе работодателя; по соглашению сторон. Этапы прекращения действия трудового договора по инициативе работодателя: при ликвидации организации, при сокращении численности или штата, при окончании срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на время выполнения определенной работы, на сезон, и др.. Сопровождающие документы: форма уведомления работника о расторжении срочного трудового договора; форма заявления работника о выдаче копий документов, связанных с работой; форма предупреждения работника о предстоящем увольнении; форма согласия работника на расторжение трудового договора; форма акта о предупреждении работника о предстоящем увольнении и др. Особенности оформления документов при прекращении трудового договора по причине несоответствия работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Особенности оформления документов при прекращении трудового договора по причине несоответствия работника выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением. Литература по теме: Основная: 1-6 Дополнительная: 1-13 Формы и методы проведения занятий, применяемые образовательные технологии: лекции и практические занятия в интерактивных формах – лекции-презентации. Закрепление основных понятий и определений, изученных на лекции. Групповая дискуссия на заданную тему. Форма текущего контроля: контрольная работа с выполнением тестовых заданий, участие в обсуждениях, проверка умения использовать терминологию дисциплины и навыков самостоятельного оформления документов. Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: закрепление теоретического материала с помощью презентаций лекций, рекомендуемой литературы, подготовка к самостоятельной работе. Работа в малой группе: Особенности оформления документов при прекращении трудового договора с работником. Анализ примеров из практики (кейсы). Тема 7. Структура, назначение и порядок разработки локальных нормативных актов по управлению персоналом организации Понятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Требования государственных стандартов к оформлению управленческой документации. Порядок разработки проекта локального нормативного акта, согласование, утверждение и введение в действие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Состав документов, сопровождающих разработку и внедрение процедур регулирования трудовых отношений. Структура и назначение локальных нормативных актов в сфере управления персоналом организации: Положение о найме персонала, Положение об адаптации персонала, Положение о деловой оценке персонала, Положение об аттестации персонала, Положение об обучении персонала, Положение об оплате труда и пр. Оформление приложений к локальным нормативным актам, содержащим нормы трудового права. Требования к оформлению и примеры документов, обеспечивающих документооборот при проведении мероприятий по найму персонала, деловой оценке, адаптации, аттестации, планированию карьеры, служебно-профессиональному продвижению персонала, мотивации и стимулированию персонала, подбору и расстановке персонала, управлению конфликтами и трудовыми спорами, управлению безопасностью персонала и охраной труда, оценке условий труда, организации работы с кадровым резервом, обучению и развитию персонала и другим процессам работы с персоналом по всему циклу кадровой работы в организации. Литература по теме: Основная: 1-6 Дополнительная: 1-13 Формы и методы проведения занятий, применяемые образовательные технологии: лекции и практические занятия в интерактивных формах – лекции-презентации. Закрепление основных понятий и определений, изученных на лекции. Групповая дискуссия на заданную тему. Форма текущего контроля: контрольная работа с выполнением тестовых заданий, участие в обсуждениях, проверка умения использовать терминологию дисциплины и навыков самостоятельного оформления документов. Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: закрепление теоретического материала с помощью презентаций лекций, рекомендуемой литературы, подготовка к самостоятельной работе. Работа в малой группе: Разработка комплекса кадровой документации на примере конкретной организации. Защита проекта Тема 8. Унификация форм кадровых документов в организации. Номенклатура дел и архивное хранение документов службы управления персоналом Внутренняя унификация форм документов, создаваемых и функционирующих в делопроизводстве службы управления персоналом организации: обеспечение единства внутренних правил выполнения и оформления кадровых документов, оптимизация количества и объема документов по кадрам. Разработка альбома и табеля типовых форм кадровых документов организации. Систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в делопроизводстве службы управления персоналом, сроки их хранения. Обеспечение комплексного учета и быстрого поиска документов, организация дифференцированного доступа к кадровым документам. Обеспечение сохранности документов. Требования Федерального закона «Об архивном деле» и Основных правил работы архивов организаций. Литература по теме: Основная: 1-6 Дополнительная: 1-13 Формы и методы проведения занятий, применяемые образовательные технологии: лекции и практические занятия в интерактивных формах – лекции-презентации. Закрепление основных понятий и определений, изученных на лекции. Групповая дискуссия на заданную тему. Форма текущего контроля: контрольная работа с выполнением тестовых заданий, участие в обсуждениях, проверка умения использовать терминологию дисциплины и навыков самостоятельного оформления документов. Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: закрепление теоретического материала с помощью презентаций лекций, рекомендуемой литературы, подготовка к самостоятельной работе. Работа в малой группе: Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. 6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) Основными видами заданий по дисциплине «Документационное обеспечение управления персоналом» являются: – подготовка и защита комплекса кадровой документации на примере конкретной организации, – разработка проектов локальных нормативных актов организации, – подготовка и защита реферата на заданную тему, – выполнение методик по заполнению унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда (для очной формы обучения выполняется на практикумах, для заочной формы обучения – выполняется самостоятельно, в рамках контрольной работы). Подготовка и защита реферата. Рекомендуемые темы:
Требования к выполнению реферата: – общий объем реферата (с титульным листом, и списком использованных источников) не должен превышать 8 страниц формата А4. – оформление производится в соответствии с СК-СТО-ТР-04.1.005-2015– Требования к оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам. Структура и правила оформления. – За оформление работы не по стандарту – оценка снижается. – текст реферата предпочтительно разделить на небольшие смысловые абзацы; – в тексте обязательно должны быть ссылки на используемые источники литературы; – обязательно подведение итога, формулирование кратких выводов; – обязательно наличие списка используемых источников (не менее 5 источников). Контрольная работа является частью учебной работы студента и выполняется с целью закрепления полученных знаний и приобретения навыков самостоятельной научной работы. Оформление работы должно производиться в соответствии c СК-СТО-ТР-04.1.005-2015– Требования к оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам. Структура и правила оформления. – За оформление работы не по стандарту – оценка снижается. Список используемых источников оформляется в порядке появления источника в тексте. Контрольная работа выполняется на примере конкретной организации, поэтому варианты не предусмотрены. Общий объем контрольной работы (с титульным листом, содержанием и списком использованных источников) не должен превышать 10 страниц формата А4. Структура контрольной работы: Тема контрольной работы формулируется следующим образом: «Документационное обеспечение управления персоналом предприятия на примере ….. (вставить название организации), г. (указать город, в котором расположена организация)».
Теоретические знания по документационному обеспечению управления персоналом студенты могут получить, как в ходе лекционных занятий, так в процессе самостоятельного изучения рекомендованной литературы. При подготовке к семинарским занятиям, написании междисциплинарной курсовой работы , подготовке выпускной квалификационной работы необходимо обращаться к периодическим изданиям, таким как «Кадровое дело», «Управление персоналом», «Работа с персоналом», «Справочник секретаря и офис-менеджера», «Справочник кадровика», «Справочник по управлению персоналом» и др. В процессе изучения проблем формирования и развития организационной культуры, ее диагностики поиск информации должен осуществляться и с помощью ресурсов ИНТЕРНЕТ. Можно выделить следующие адреса: http://www.top-personal.ru - Журнал «Управление персоналом». http://www.hr-journal.ru/articles/oc - Журнал «Работа с персоналом» http://www.hr-portal.ru/tags/korporativnaya-kultura - Сообщество HR-менеджеров. http://www.kdelo.ru/ - Журнал «Кадровое дело» http://www.kadrovik-praktik.ru/ - сайт по кадровому делопроизводству. 7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) Необходимые печатные материалы (бланки для выполнения контрольных работ, кейс-задачи) выдаются преподавателем непосредственно перед началом практического занятия. 8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации В соответствии с требованиями ФГОС ВО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений планируемым результатам обучения по дисциплине созданы фонды оценочных средств (Приложение 1). 9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) |
«Организация и документационное обеспечение управления персоналом» для студентов очной и заочной форм обучения специальности 350800... | ... | ||
«Документационное обеспечение управления» студентами заочного отделения специальности 030503 «Правоведение» | «Технология продукции общественного питания». Дисциплина "Документационное обеспечение управления" является общепрофессиональной... | ||
Документационное обеспечение управления (делопроизводство) — это деятельность, охватывающая документирование и организацию работы... | Документационное обеспечение управления социально-культурным сервисом и туризмом: методические указания по выполнению лабораторных... | ||
Предлагаемая рабочая тетрадь составлена в соответствие с рабочей программой дисциплины «Документационное обеспечение управления»... | «Документационное обеспечение управления» предназначены для реализации Федерального государственного образовательного стандарта по... | ||
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта спо по специальности 46. 02. 01.... | Содержание аннотации методические указания к выполнению домашней контрольной работы по дисциплине «Документационное обеспечение управления»... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |