Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования


НазваниеМетодические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
страница1/42
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
Документ предоставлен КонсультантПлюс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО

от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07
О ВВЕДЕНИИ ФГОС ОВЗ
В рамках реализации Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за N ДЛ-5/07вн, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ.

Методические рекомендации разработаны ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет" (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд N 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014 г.).

Обращаем дополнительное внимание, что примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, разработанные в соответствии с ФГОС ОВЗ, размещены на сайте fgosreestr.ru.
Заместитель Министра

В.Ш.КАГАНОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ВВЕДЕНИЕ
Данные рекомендации имеют целью представить возможные варианты деятельности образовательных организаций в период внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих обучающихся, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), задержкой психического развития (ЗПР), тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и расстройствами аутистического спектра (РАС) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О у/о).

Приведенные материалы могут быть рассмотрены как рекомендательные и примерные, поскольку реальная работа образовательной организации будет зависеть от региональной политики и особенностей социальной ситуации в регионе, состава педагогического коллектива и его готовности к учету разнообразия особых образовательных потребностей обучающихся.

Вместе с тем, целесообразно при введении ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о выстроить проектную модель, определяющую примерную последовательность и содержание действий по их введению в работу образовательной организации.

Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:

2016 - 2017 уч. г. - 1 классы;

2017 - 2018 уч. г. - 1 и 2 классы;

2018 - 2019 уч. г. - 1, 2 и 3 классы;

2019 - 2020 уч. г. - 1, 2, 3 и 4 классы.

Задачи при введении ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:

Подробнейшим образом изучить примерные АООП, учебные планы;

Разработать на их основе АОП образовательной организации;

Обеспечить кадровый состав с соответствующим повышением квалификации;

Организовать сетевое взаимодействие при невозможности полной реализации программы коррекционных курсов в образовательной организации;

Обеспечить материально-технические условия (спроектировать предметно-пространственную среду);

Организовать информационно-просветительскую работу о ФГОС ОВЗ.

В качестве основных ступеней внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в практику работы образовательной организации могут выступать следующие организационно-содержательные мероприятия:

1. Создание рабочей группы по сопровождению внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

2. Анализ требований ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения программы обучающимися с ОВЗ. Определение проблемных точек, объема и характера (доработка, разработка заново, корректировка и пр.) необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.

3. Разработка необходимой документации. Обсуждение и утверждение документов в образовательной организации.

4. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о через повышение квалификации.

5. Разработка необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения (рабочих программ, дидактических материалов и пр.) с учетом рекомендаций, разработанных рабочей группой, и соответствующих внутренних локальных актов учреждения.

6. Мониторинг готовности образовательной организации к введению ФГОС и, при необходимости, получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

7. Информирование родителей об особенностях и перспективах обучения обучающихся с ОВЗ.

8. Набор обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью.

В разделах рекомендаций будут освещены вопросы нормативно-правового обеспечения внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и права и обязанности родителей обучающихся с ОВЗ; особенности реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в условиях специальной (коррекционной) школы; особенности реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в условиях общеобразовательной школы (инклюзивное образование), в том числе особенности создания образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведены практические примеры из опыта работы экспериментальных площадок.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ООП НОО - основная образовательная программа начального общего образования

ОО - общеобразовательная организация

АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа

ПАООП НОО - примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования

ПАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

СИПР - специальная индивидуальная программа развития

ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия

ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум

ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида
1. Законодательные основы образования обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

в Российской Федерации
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

В нескольких статьях ФЗ N 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 ФЗ N 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий". Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ N 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. N 293 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования", и программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ N 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ N 273); форма получения образования; необходимость периода динамического наблюдения; направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог); условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ N 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- по дополнительным общеобразовательным программам - приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

ФЗ N 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ N 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

Частью 6 ст. 11 вышеуказанного закона определено, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. А согласно ч. 7 ст. 12 организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

В части 1 ст. 92 ФЗ N 273 предусмотрено, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.

Таким образом, адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

Вместе с тем, вопрос государственной аккредитации по адаптированным программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в полном объеме не урегулирован. Планируется его решение в течение 2016 года.

Особенности организации образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для лиц с ОВЗ установлены разделом III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 июля 2015 г. N 1015.

В соответствии с п. 9 статьи 2 ФЗ N 273 образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (обучающихся) с ОВЗ. Образовательная программа образовательной организации может включать в себя любые варианты АООП НОО или АОП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru

Варианты программ представлены в таблице 1.
Таблица 1


Категория детей с ОВЗ

Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Глухие дети

1.1, 1.2, 1.3, 1.4

Слабослышащие дети

2.1, 2.2, 2.3

Слепые дети

3.1, 3.2, 3.3, 3.4

Слабовидящие дети

4.1, 4.2, 4.3

Дети с тяжелыми нарушениями речи

5.1, 5.2, 5.3

Дети с нарушениями ОДА

6.1, 6.2, 6.3, 6.4

Дети с задержкой психического развития

7.1, 7.2, 7.3

Дети с расстройствами аутистического спектра

8.1, 8.2, 8.3, 8.4

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1, 2


Согласно ч. 9 ст. 108 ФЗ N 273 выданные до 1 сентября 2013 г. лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с ФЗ N 273 до 1 июля 2016 года. Если переоформление лицензии и свидетельства о государственной аккредитации вызвано исключительно приведением образовательной деятельности в соответствие с ФЗ N 273 (без проведения лицензирования или государственной аккредитации новых образовательных программ либо новых мест осуществления образовательной деятельности), то названные процедуры осуществляются без проведения проверки соответствия образовательной организации лицензионным требованиям и аккредитационной экспертизы соответственно. В остальных случаях данные мероприятия проводятся согласно установленному порядку.

В соответствии со статьей 16 ФЗ N 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Минобрнауки России 9 января 2014 года N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

В данном разделе представлены документы федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации, знание которых является обязательным для руководителей образовательных организаций и желательным для всех членов педагогических коллективов. Это обусловлено тем, что обеспечение качественного образования детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о является обязанностью каждого педагога.
Федеральные документы
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26).

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (в ред. от 17 июля 2015 г.).

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.

Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".

Указ Президента Российской Федерации "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. N 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности".

Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. N 1082).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Минобрнауки России 29 августа 2013 г. N 1008).

Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам".

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. N 1035 "О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. N 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому" и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому" (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. N 07-1317 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому").

Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Региональные документы
Разработкой документов, регулирующих процесс внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, занимаются органы исполнительной власти в сфере образования. Далее приведен примерный перечень документов, необходимых при организации обучения и воспитания детей с ОВЗ:

- План-график мероприятий регионального уровня по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

- Документ органа государственной власти субъекта Российской Федерации, определяющий нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования по созданию специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (согласно Статьи 99, п. 2 ФЗ-273).

- Рекомендации по разработке на основе ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у/о примерных основных образовательных программ начального общего образования или примерных основных образовательных программ образования, учитывающих региональные особенности.

- Проект договора о сетевом взаимодействии общеобразовательного учреждения с ресурсными организациями для организации качественного образования обучающихся с ОВЗ.
Муниципальные документы
- План-график мероприятий муниципального уровня по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в общеобразовательных учреждениях муниципального образования.

- Приказ об организации мониторинга по оценке готовности муниципальных образовательных систем к введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Документы образовательной организации
При разработке перечня локальных актов образовательной организации должны быть учтены соответствующие статьи ФЗ N 273, прежде всего ст. 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В числе таких актов могут быть акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися или их родителями (законными представителями). При их разработке необходимо учитывать мнение совещательных органов учащихся, родителей, попечителей, работников.

Документы образовательной организации могут быть представлены в разделах:

1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

2. Финансово-экономическое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

3. Организационное обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

4. Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

5. Информационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

6. Материально-техническое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

В качестве наполнения названных разделов могут выступать документы, подтверждающие:

- создание в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и утверждении положения о рабочей группе);

- внесение изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о (протокол(ы) заседания(й) органов, на котором(ых) рассматривались вопросы внесения изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, приказ о внесении изменений в положение, положение с указанием изменений и дополнений);

- издание приказов по общеобразовательному учреждению, таких как:

- о разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);

- о разработке адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (инклюзивное образование);

- об утверждении адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);

- об утверждении адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных классов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (ежегодно);

- об утверждении программы внеурочной деятельности;

- об утверждении программы ОО по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;

- об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;

- о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;

- о внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о; педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ;

- об утверждении плана методической работы (раздел плана в части сопровождения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о);

- об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;

- о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем).

При формировании и обновлении пакета локальных актов, регламентирующих введение ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в образовательной организации, особое внимание следует обратить на внесение изменений и дополнений в соответствующие разделы Устава, основного нормативного локального акта ОО.

В Уставе образовательной организации должна содержаться, наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 14), следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, в том числе и адаптированные основные общеобразовательные программы;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В Уставе образовательной организации указываются порядок принятия решений органами управления и выступления от имени образовательной организации, порядок утверждения положения о структурных подразделениях, порядок участия в управлении образовательной организацией обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, права, обязанности и ответственность иных работников образовательной организации и иные положения.

Корректировку других локальных актов образовательного учреждения, в свою очередь, необходимо проводить в точном соответствии с изменениями, внесенными в Устав. Перечень локальных актов, в которые необходимо внести изменения, связанные с введением ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, определяется тем перечнем локальных актов, которые отражены в Уставе образовательной организации.

В то же время образовательная организация вправе создавать новые локальные акты, отражающие специфику реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в конкретном образовательном учреждении. Например:

- Положение об информационном сопровождении внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

- Положение о взаимодействии с родительской общественностью ОО в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

- Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов, коррекционных курсах, программах внеурочной деятельности в ОО в связи внедрением ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

- Договор образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.

- Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения, отражающей результативность внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и качество образовательных услуг, оказываемых обучающимся с ОВЗ.

- Положение о создании ресурсного центра по методическому и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ из иных образовательных организаций, в том числе и оказании платных дополнительных образовательных услуг.

В целом, создание пакета нормативно-распорядительных документов (Устава ОО, положений, должностных инструкций, приказов по ОО, планов и др.) требует сочетания нормативного и системного подходов к работе с документами, постоянного их совершенствования по мере изменения федеральной, региональной, муниципальной правовой базы.
2. Кадровое обеспечение внедрения федерального

государственного образовательного стандарта начального

общего образования обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья и федерального государственного образовательного

стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)
Обеспечение кадровых условий - одно из основных направлений деятельности образовательной организации при внедрении ФГОС. Решение данных вопросов прорабатывается с учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), а также с учетом приказа Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Затраты на дополнительное профессиональное образование педагогов с целью достижения необходимого уровня и спецификации закладываются на региональном и муниципальном уровнях в нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг.

При согласовании имеющихся и необходимых кадровых условий в общих или частных моментах целесообразно пользоваться положениями вышеназванного приказа Министерства здравоохранения и социального развития. В частности, в тексте этого документа имеются следующие немаловажные установки:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Похожие:

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа по английскому языку...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПоложение о портфолио обучающихся начального общего образования
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного...

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПрограммы начального общего образования общие положения
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) и ориентирована на выявление и...

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПрограммы начального общего образования общие положения
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) и ориентирована на выявление и...

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе:...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказ Министерства Образования и науки РФ...

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями...

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка Программа разработана на основе Федерального...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития...

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconОсвоения основной образовательной программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в мбоу сош №4 разработана система оценки,...

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по английскому языку составлена на основе: Федерального...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования...

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка по заполнению форм сведений о реализации образовательных...
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования», «Об утверждении...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск