Арендные платежи в сфере муниципального имущества


НазваниеАрендные платежи в сфере муниципального имущества
страница1/35
ТипРеферат
filling-form.ru > Договоры > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
Правительство Российской Федерации

Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет менеджмента

Магистерская программа «Государственное и муниципальное управление»

Базовая кафедра государственного и муниципального управления
Допускаю к защите

Заведующий кафедрой
______________________________

ученая степень, ученое звание

« ____»___________________20___

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

на тему АРЕНДНЫЕ ПЛАТЕЖИ В СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА


Студент группы ГМУ-12-1:

Карпова Евгения Вадимовна
Научный руководитель:

кандидат экономических наук, доцент

Зуева Елена Львовна

Пермь 2014

Оглавление


Введение

Вопросы аренды муниципального имущества являются одними из наиболее актуальных в сфере муниципального управления. Муниципалитетам предоставлена практически полная свобода в установлении своей имущественной политики, поэтому их подходы к определению размера арендной платы весьма разнообразны. Муниципалитеты используют рыночную оценку стоимости имущества, привлекают независимых экспертов, а разработанные методики, в свою очередь, устаревают и теряют свое функциональное предназначение.

Действующие методики расчета размера арендных платежей за муниципальное имущество имеют коэффициентный характер, являются трудоемкими для расчета, субъективными и, зачастую, финансово необоснованными. Это приводит к таким отрицательным последствиям как судебные разбирательства, неоправданный рост размера арендной платы, разорение некоторых предпринимателей, увеличение цен на продукты и лишение городских районов магазинов шаговой доступности. Таким образом, можем сделать вывод о том, что вопросы формирования эффективной методики, определяющей размер арендной платы за муниципальное имущество, весьма актуальны.

Проблема исследования состоит в отсутствии механизма, который позволяет оптимизировать процесс передачи муниципального имущества в аренду и достигать максимальной выгоды для муниципалитета.

В рамках исследования была выдвинута гипотеза – существующие методики расчета арендных платежей за муниципальное имущество имеют значительные недостатки.

Объектом исследования являются арендные отношения.

Предметом исследования являются методики расчета арендных платежей за муниципальное имущество.

Целью магистерской диссертации является разработка методики расчета базового размера арендной платы за использование муниципального имущества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • изучить содержание понятия муниципальной собственности, основные категории, теоретические и организационные основы муниципальной собственности;

  • рассмотреть способы управления муниципальным имуществом;

  • определить содержание арендных отношений;

  • сделать обзор зарубежного опыта арендных отношений в сфере муниципального имущества;

  • провести сравнительный анализ существующих муниципальных методик оценки арендных платежей в РФ;

  • провести сравнительный анализ существующих муниципальных методик оценки арендных платежей в Пермском крае;

  • выявить положительные и отрицательные стороны существующих методик;

  • провести апробацию разработанной методики.


Теоретическая новизна работы состоит в классификации способов управления муниципальным имуществом на основе международного и российского опыта, выявлении достоинств и недостатков существующих муниципальных методик.

В работе были использованы методы полевых исследований, математические и экономические методы, сравнительный анализ.

Практическая значимость работы состоит в формировании новой методики расчета арендных платежей, оптимизирующей арендные отношения в муниципалитетах Пермского края.

Структура работы соответствует ее задачам: она включает три главы, введение, заключение, список литературы и приложения.

В первой главе будут рассмотрены основные теоретические аспекты, касающиеся понятия и функций муниципального имущества, процесса формирования муниципального имущества, а также способов управления и распоряжения муниципальным имуществом. Арендные отношения предполагается рассмотреть как один из способов управления муниципальным имуществом.

Во второй главе планируется проанализировать опыт зарубежных стран в сфере арендных отношений, методики расчета размера арендных платежей в муниципалитетах России и Пермского края, провести сравнительный анализ существующих методик, выявить их положительные и отрицательные характеристики.

В третьей главе будет предложен новый подход к определению размера арендных платежей за муниципальное имущество, проведен расчет стартового размера арендной платы за определенные объекты муниципального имущества города Перми.

Теоретической базой исследования являются монографические работы О.Л. Савранской, С.С. Исуповой, Н.И. Миронова и других авторов, а также нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного значения, материалы зарубежной и отечественной периодики, электронные источники данных.

Практической базой исследования послужили материалы финансового отдела управления экспертизы и аналитики аппарата Пермской городской Думы, данные, предоставленные Департаментом имущественных отношений города Перми, зарубежные отчеты о системах управления имуществом в муниципалитетах Европы компании «Делойт».
Глава 1. Управление муниципальной собственностью и арендные отношения по поводу муниципального имущества: теория и практика
1.1. Институт муниципальной собственности как экономическая основа местного самоуправления

На федеральном уровне понятие местного самоуправления и, соответственно, понятие муниципальной собственности вводится в Законе Российской Федерации от 06.07.1991 года № 1550-1
«О местном самоуправлении в Российской Федерации». Однако первые упоминания о муниципальной собственности обнаружены в Законе СССР от 06.03.1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР» в разделе коллективной собственности, статья 23 «Собственность административно-территориальных образований (коммунальная собственность)». На данный момент оба этих закона утратили силу (4,5).

Среди законодательных актов наполняющих институт муниципальной собственности реальным содержанием можем отметить Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (7).

В Конституции Российской Федерации законодательно закреплялось наличие муниципальной собственности, ее равноправие с прочими формами собственности, а также полномочия по управлению собственностью. Полномочия по управлению муниципальной собственностью были закреплены за органами местного самоуправления.

Федеральный закон от 06.10.2003года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - это законодательный акт федерального уровня, который приводит подробный перечень имущества, находящегося в собственности различных типов муниципальных образований. Согласно статье 49 ФЗ № 131-ФЗ «экономическую основу местного самоуправления составляют:

  1. находящееся в муниципальной собственности имущество;

  2. средства местных бюджетов;

  3. имущественные права муниципальных образований»

[6, ст.49].

«Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям» [2, ст. 215]. Таким образом, вещный состав и принадлежность к муниципальному образованию являются атрибутами муниципальной собственности. Однако понятия муниципальной собственности и муниципального имущества не тождественны.

Право муниципальной собственности – это элемент абсолютного правоотношения, субъектом права муниципальной собственности, согласно статье 130 Конституции Российской Федерации, является население муниципального образования. «Население имеет закрепленное право на владение, использование и распоряжение муниципальной собственностью» [1, ст.130].

Функции муниципальной собственности:

  1. ресурсная база, обеспечивающая выполнение полномочий местного самоуправления;

  2. инструмент для решения основных проблем жизнеобеспечения населения, социальных задач, формирования благоприятной городской инфраструктуры;

  3. инструмент, оказания услуг населению;

  4. прибыль для местного бюджета (30).



Таблица 1

Различия муниципальной и государственной собственности1

Признак

Государственная собственность

Муниципальная собственность

По субъекту права

«Народ Российской Федерации и органы государственной власти» [2, ст.214]

Население муниципального образования и органы местного самоуправления [2, ст.215]

По объекту права

Любое имущество

«Имущество, по составу соответствующее перечню, предусмотренному федеральным законодательством, а по целевому назначению – перечню вопросов местного значения» [25, стр.10]

По основаниям приобретения и прекращения права собственности

Реквизиция, национализация и международный договор

Реквизиция, национализация и международный договор не предусмотрены

По содержанию

х

Права собственника муниципального муниципальной собственности могут быть ограничены

  1. Сост. по источнику: Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1) ст. 214-215,ст.294, ст.296.


Имущество государственных предприятий, подлежащих ликвидации, а также объекты государственных и приватизированных предприятий, имеющие социально-культурное назначение, могут быть приняты муниципальным образованием в муниципальную собственность. Кроме того, в муниципальную собственность могут переходить:

  1. имущество, предоставляемое в счет погашения долга перед местным бюджетом;

  2. имущество, предоставляемое в порядке наследования или дарения от физических и юридических лиц;

  3. бесхозяйственные объекты (Девятов, 2010).

Кроме того, муниципалитет может приобретать имущество, при приобретении имущества, права и обязанности от имени муниципальных образований возлагаются на органы местного самоуправления. Не смотря на то, что население муниципальных образований является субъектом права муниципальной собственности, у них отсутствуют полномочия по приобретению (Андрейкин, 2003).

Объекты муниципальной собственности могут быть переданы:

  1. во временное пользование;

  2. в постоянное пользование.

Передача имущества осуществляется как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Контрагентами могут являться как физические, так и юридические лица.

Муниципальная собственность формируется согласно допустимым Гражданским Кодексом способам. Можем подчеркнуть, что существуют и специфические способы формирования муниципальной собственности (2,ст.218).

Существуют две группы способов формирования муниципальной собственности: гражданско-правовые и административные.

«Административный способ формирования муниципальной собственности предполагает проявление воли только одной стороны» – государства (муниципалитета) и реализуется посредством издания соответствующего нормативного акта [15, стр.12].

Гражданско-правовые договоры и сделки – это способ, при котором учитывается воля обеих сторон, что уравнивает органы местного самоуправления и контрагентов (Давлятова, 2008). Гражданско-правовые договоры и сделки могут быть заключены с другими субъектами гражданских прав.

Таблица 2

Способы формирования муниципальной собственности2

Общегражданские способы

Пример

первоначальное владение

  1. изготовление новой вещи;

  2. приобретение продукции и доходов, полученных в результате использования имущества (например, продукция и доход, производимые муниципальным унитарным предприятием);

производное владение

  1. приобретение имущества у прежнего собственника по договорам купли-продажи, мены и дарения (органы местного самоуправления вправе заключать любые гражданские договоры, приобретая имущество в муниципальную собственность);

  2. получение имущества в наследство (отчуждение имущества в порядке наследования по завещанию в пользу муниципального образования).

  3. разновидности общегражданского способа возникновения у муниципалитета производного владения предусмотрены также ст. 226, 233, 237 Гражданского Кодекса РФ.

Специфические способы

Пример

обращение в муниципальную собственность

  1. бесхозяйных недвижимых вещей (2, ст. 225);

  2. находки, от приобретения которой в собственность нашедший отказался (2, ст. 228);

  3. имущества, которое не может принадлежать лицу (2, ст. 238)

передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность

х

  1. Сост. по источнику: Г.Н. Чеботарев, М.А. Черепанов, А.А. Шишкин, Муниципальное право РФ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Раздел 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития (26).


Право муниципальной собственности прекращается (2, ст. 235):

  1. в случае гибели или уничтожения имущества;

  2. при отчуждении имущества другим лицам (приватизация);

  3. в случае отказа собственника от права собственности;

  4. утраты права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (2, ст.237-241).

Перечень муниципальной собственности поселений и муниципальных районов представлены в приложениях 1 и 2.
1.2. Управление и распоряжение муниципальным имуществом

Ресурсный потенциал муниципального образования, одной из составляющих которого является муниципальный имущественный комплекс, может быть применен для создания условий экономического роста на отдельных территориях.

Муниципалитеты осознают необходимость тщательного планирования вариантов использования муниципальной собственности и эффективного управления ею. Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью устанавливают представительные органы местного самоуправления исходя из целевого назначения муниципальной собственности. Распределение полномочий между органами местного самоуправления утверждается в Уставе муниципального образования (28).

Оформление права собственности обязательная процедура, только после ее выполнения наступает право владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом от имени муниципального образования.

Муниципалитет формирует свою имущественную политику в следующем ключе:

  1. использовать имущество в качестве инструмента экономического развития территории;

  2. использовать имущество по целевому назначению;

  3. использовать имущество с извлечением максимальной социальной пользы;

  4. поддерживать имущественный комплекс в работоспособном состоянии;

  5. приобретать (или создавать) имущество для решения социальных задач.

«Имущественная политика реализуется через местные нормативно-правовые акты» [16, стр.29].

«Имущественные права – это субъективные права участников гражданских правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми имущественными требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, ценными бумагами, деньгами и др.)» [27].

Имущественными правами являются:

  1. правомочие собственника;

  2. право хозяйственного ведения;

  3. право оперативного управления;

  4. сервитуты (вещные права);

  5. обязательственные права (как из договорных, так и внедоговорных обязательств);

  6. права авторов и изобретателей на вознаграждение за созданные ими произведения (сделанные изобретения);

  7. наследственные права.


Таблица 3

Виды права управления муниципальным имуществом3

Вид права

Основные характеристики

Право оперативного управления

  1. Использование имущества строго по целевому назначению;

  2. узкий объем правомочий;

  3. регулируется ст. 296 Гражданского Кодекса РФ;

  4. отсутствие права распоряжаться имуществом;

  5. при осуществлении предпринимательской деятельности, доходы поступают в самостоятельное распоряжение.

Право хозяйственного ведения

  1. для хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;

  2. владение, пользование и распоряжение осуществляется в соответствии с условиями, предметом и целями деятельности, установленными собственником при передаче имущества предприятию;

  3. регулируется ст. 294 Гражданского Кодекса РФ;

  4. право возникает с момента передачи имущества предприятию.

  1. Сост. по источнику: Девятов С.А. Управление муниципальной собственностью: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - С. 29-31.


Кроме того, режим хозяйственного ведения может быть установлен по соглашению собственника с муниципальным унитарным предприятием.

В таком соглашении обычно прописаны следующие условия:

  1. размер прибыли, которую получает собственник за использование его имущества;

  2. форма и порядок контроля за сохранностью и использованием объекта хозяйственного ведения.


Таблица 4

Основные виды правомочий4

Вид правомочия

Определение

Правомочие владения

  1. юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над имуществом.

Правомочие пользования

  1. юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производственного потребления;

  2. собственником муниципального имущества выступает муниципальное образование, следовательно, мниципальное образование получает всю выгоду от использования муниципальной собственности.

Правомочие распоряжения

  1. это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи (продавать, сдавать в аренду, дарить и т.п.).

  1. Сост. по источнику: Девятов С.А. Управление муниципальной собственностью: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - С. 36-37.

В соответствии со статьями 124-125 Гражданского Кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования, его права осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Статус данных органов обычно определяют следующие нормативные акты:

  1. Устав муниципального образования;

  2. Положение о соответствующих органах местного самоуправления и/или регламенты органов.

Право собственности, согласно Гражданскому Кодексу, в ряде случаев может быть ограничено. Кроме того, в ряде случаев имущество может быть принудительно изъято (2, ст.237-241), например:

  1. обращение взыскания на имущество по обязательствам;

  2. изменение в законодательной базе, которое предусматривает ограничение видов имущества, находящихся в муниципальной собственности;

  3. отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка (может происходить по отношению к муниципальному имуществу при изъятии земельного участка для государственных нужд или по причине ненадлежащего использования земли);

  4. выкуп бесхозяйственно-содержимых культурных ценностей.

От имени муниципального образования в рамках гражданского законодательства вправе действовать:

  1. органы местного самоуправления;

  2. представительный орган и местная администрация.

Законодательная база предполагает, что в случае заключения сделок с объектами собственности, органы местного самоуправления обязаны платить все установленные налоги. Кроме того, учреждение не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также не вправе быть учредителем муниципальных предприятий.

Эти положения являются определяющими и вводят ограничения на список лиц, действующих от имени муниципальных образований. Правомочия собственника муниципального имущества не присутствуют в полном объеме ни у представительного органа, ни у местной администрации, ни у структурных подразделений администрации согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Однако не стоит забывать еще об одном органе местного самоуправления – Главе муниципального образования. В соответствии с частью 4 статьи 36 ФЗ № 131-ФЗ «Глава муниципального образования представляет муниципальное образование:

  1. в отношениях с гражданами и организациями;

  2. в отношениях с органами местного самоуправления иных муниципальных образований;

  3. в отношениях с органами государственной власти» [6, ст.36].

Кроме того, Глава муниципального образования имеет право действовать без доверенности от имени муниципального образования. Следовательно, Глава муниципального образования обладает правомочиями действовать от имени муниципального образования в отношении управления муниципальным имуществом. Проблемы могут возникнуть в случае одновременного исполнения Главой городского поселения обязанностей Председателя представительного органа местного самоуправления. В данном случае Глава муниципального образования может издавать только акты по организации деятельности представительного органа муниципального образования (17).

Органы, участвующие в вопросах муниципальной собственности:

  1. выборные органы власти и выборные должностные лица;

  2. исполнительно – распорядительные органы;

  3. контрольные органы.

Выступая от имени населения, как его представители, выборные органы власти и управления выполняют следующие функции:

  1. регулируют и контролируют деятельность остальных органов в вопросах муниципальной собственности;

  2. имеют полномочия принимать решения о возможных способах распоряжения объектами муниципальной собственности (отчуждение или ликвидация собственности) (Савранская, 2005).

Таким образом, представительные, распорядительные и контрольные функции относятся к полномочиям выборных органов и должностных лиц.

Исполнительно-распорядительные органы выполняют функции управления. Функции распоряжения распределены внутри местной администрации по структурным подразделениям. Однако всю ответственность за реализацию функций управления должна нести администрация муниципального образования.

Полномочия по осуществлению контроля над соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом возложены на контрольные органы. Иногда на данный орган целесообразно возложить и контроль над состоянием объектов муниципальной собственности. В случае, когда контрольный орган в муниципальном образовании отсутствует, вышеуказанные полномочия обычно осуществляет представительный орган местного самоуправления (Савранская, 2005).
1.3. Аренда как способ управления муниципальным имуществом

Согласно статье 606 Гражданского Кодекса Российской Федерации «договор аренды − это обязательство, по которому арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование» [3, ст.606]. Договор аренды является консенсуальным и возмездным.

В заключении договора аренды заинтересованы обе стороны, с одной стороны арендодатель, который желает извлечь прибыль из передачи имущества в аренду, с другой стороны, арендатор, который не имеет возможности приобрести имущество в собственность, но нуждается в нем для ведения хозяйственной деятельности. Данный признак позволяет отличать договор аренды от других обязательств по передаче имущества в пользование.
Таблица 5

Отличия договора аренды от прочих договоров5

Договор аренды – договор купли-продажи

«Единовременная выплата», покупатель приобретает право собственности.

Договор аренды – договор мены

Каждая из сторон обменивается товарами или вещами.

Договор аренды – договор безвозмездного пользования

Арендодатель получает арендную плату, а по договору безвозмездного пользования, пользование вещью происходит без какой-либо оплаты со стороны арендатора.

  1. Сост. по источнику: Девятов С.А. Управление муниципальной собственностью: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - С. 94-95.


Арендатор и арендодатель являются сторонами договора. В роли арендодателя и арендатора могут выступать физические, юридические лица, а также иные субъекты гражданского права. Под юридическими лицами подразумевают коммерческие и некоммерческие организации, государство и муниципальные образования. Также в роли арендатора и арендодателя в некоторых видах аренды могут выступать специальные субъекты.

Согласно статье 608 Гражданского Кодекса Российской Федерации «арендодатель − это собственник передаваемого в аренду имущества или лицо, уполномоченное законом или собственником сдавать имущество в аренду», а «арендатор − лицо, заинтересованное в получении имущества для его использования» [3, ст.608]. Закон не предъявляет каких-либо специальных требований к арендатору муниципального имущества.

Арендодателями обычно выступают предприятия и учреждения, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо специально уполномоченные органы. В случае закрепления имущества за предприятием на праве хозяйственного ведения, объекты недвижимости могут быть переданы в аренду только с согласия собственника.

Как показывает практика, чаще всего аренда муниципального имущества осуществляется с целью оказания услуг населению на базе муниципального имущественного комплекса, а также для увеличения доходов в местный бюджет.

В аренду могут быть переданы [3, ст.607]:

  1. земельные участки;

  2. предприятия и другие имущественные комплексы;

  3. здания;

  4. сооружения;

  5. оборудование;

  6. транспортные средства;

  7. другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Однако в данном исследовании мы сосредоточим внимание на передаче в аренду зданий, сооружений или площадей в зданиях.

Договор аренды заключается на определенный срок или, если данные о сроке заключения договора отсутствуют, он считается заключенным на неопределенный срок.

Имущество предоставляется арендатору в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Имущество может сдаваться в аренду как с относящимися к нему принадлежностями и документами, так и без них.

В обязанности арендатора, в свою очередь, входит:

  1. своевременно вносить плату за пользование муниципальным имуществом (3, ст.614);

  2. поддерживать имущество в состоянии, соответствующем условиям договора (3, ст.615).

«Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды» [29]. В случае отсутствия в договоре информации о порядке, условиях и сроках, обычно используют аналогичные показатели, применяемые при аренде имущества в сравнимых обстоятельствах.

Арендная плата может быть установлена отдельно по каждой из составных частей имущества или общей суммой за все арендуемое имущество. Виды арендной платы:

  1. периодические единовременные платежи постоянного размера;

  2. установленный процент (доля) от полученных в результате использования арендованного имущества доходов;

  3. определенные услуги, предоставляемые арендатором;

  4. оплата в счет затрат, повлекших улучшение арендованного имущества (обязательно согласование в договоре аренды).

Стороны могут установить как одну форму арендной платы, так и сочетать указанные формы арендной платы или установить иные формы оплаты аренды.

Изменение размера арендной платы происходит один раз в год, если иное не установлено договором аренды. Однако договор может предусматривать изменение размера арендной платы по соглашению сторон в сроки, установленные договором.

Арендатор обязуется использовать переданное в аренду имущество в соответствии с назначением имущества (3, ст.615).

С согласия органов местного самоуправления арендатор имеет право:

  1. сдать арендованное имущество в субаренду (поднаем);

  2. сдать арендованное имущество в перенаем;

  3. предоставить арендованное имущество в безвозмездное пользование;

  4. отдать арендные права в залог;

  5. внести арендные права в уставный капитал хозяйственных товариществ (в качестве вклада) или в производственный кооператив (в качестве паевого взноса).

В случае перенайма новый арендатор несет ответственность перед арендодателем по договору аренды, во всех остальных случаях ответственным по договору перед арендодателем остается первый арендатор. Срок договора субаренды не должен превышать срок договора аренды.

В случае не соблюдения арендатором условий договора, нарушения сроков или использовании имущества не по назначению, органы местного самоуправления имеют право на расторжение договора аренды и возмещение убытков.

Капитальный ремонт помещений, переданных в аренду, должен производиться за счет средств органов местного самоуправления в срок, указанный в договоре аренды. Кроме того, ремонт должен производиться в случае неотложной необходимости или форс-мажора.

Если органы местного самоуправления нарушают обязанности по производству капитального ремонта, то арендатор вправе:

  1. проводить капитальный ремонт самостоятельно и затем в судебном порядке взыскать с арендодателя стоимость ремонта или включить ее в арендную плату;

  2. потребовать снижения размера арендной платы на стоимость капитального ремонта;

  3. потребовать расторжения договора аренды и возмещения убытков.

Арендатор, в свою очередь, обязуется:

  1. поддерживать исправное состояние имущества;

  2. своевременно производить текущий ремонт имущества;

  3. нести расходы на содержание имущества.

Основанием для изменения или расторжения договора аренды может служить переход права собственности на имущество другому лицу.

Кроме того, договор может быть расторгнут по требованию сторон, условия досрочного прекращения договора прописаны в самом договоре аренды. Если органы местного самоуправления являются инициатором досрочного расторжения договора аренды, то они должны заблаговременно направить арендатору письменное предупреждение о необходимости досрочного исполнения им обязательства в разумный срок.

Ниже описаны случаи досрочного расторжения договора аренды по инициативе арендатора:

  1. непредоставление органами местного самоуправления имущества в пользование арендатору, либо препятствие надлежащему использованию имуществом;

  2. сокрытие органами местного самоуправления недостатков арендованного имущества, препятствующих использованию имущества по назначению;

  3. невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления условий договора аренды,

  4. отказ от выполнения обязательств по капитальному ремонту имущества;

  5. имущество по форс-мажорным обстоятельствам окажется в не пригодном для использования состоянии.

В договоре аренды должны быть указаны данные, дающие полную характеристику имуществу, подлежащему передаче в аренду.

Форма договора аренды и его государственная регистрация закреплены статьей 609 Гражданского Кодекса Российской Федерации:

  1. договор аренды на срок более года и/или договор аренды, заключенный с юридическим лицом (срок договора не имеет значения) должен быть заключен в письменной форме;

  2. договор аренды недвижимого имущества должен пройти процедуру государственной регистрации;

  3. договор аренды имущества, в котором предусматривается возможность перехода права собственности на имущество к арендатору (3, ст. 624), заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи имущества (3, ст. 434).

Далее нами будут рассмотрены цели системы управления муниципальным имуществом:

  1. решение общественных задач муниципалитета;

  2. прибыль для бюджета муниципалитета.

Арендная плата – это неналоговый доход муниципалитета, поэтому в районах с высокой стоимостью недвижимости она составляет существенную долю муниципального бюджета. Льготы по арендной плате для решения социальных задач могут быть введены, например, для стимулирования малого и среднего предпринимательства, детских учреждений, культурно-просветительских, спортивных организаций. Поэтому размер арендной платы - один из существенных условий договора.

Согласно статье 654 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения должен предусматривать определенный и согласованный сторонами размер арендной платы, если размер отсутствует или не согласован, то договор аренды считается незаключенным. Установленный в договоре аренды размер арендной включает плату за пользование земельным участком, на котором здание или сооружение расположено.

Зачастую, плата за аренду здания или сооружения устанавливается на единицу площади здания (1м2), но возможно и определение арендной платы исходя из фактического размера переданного арендатору имущества.

В соответствии с действующим законодательством при определении размера арендной платы обязательно привлекать независимого оценщика, поскольку заключение договора аренды – сделка с муниципальным имуществом. Арендная плата определяется независимым оценщиком как процент от рыночной стоимости объекта недвижимости. Кроме того, оценщик сравнивает ставку арендной платы по искомому объекту со ставками аренды аналогичных объектов, ориентируясь на рынок в целом.

Муниципалитет, как собственник имущества, стремится сокращать риски, связанные с утратой принадлежащей ему собственности. Следовательно, муниципалитет обязан застраховать принадлежащие ему помещения от огня и иных опасностей (наводнения, землетрясения и прочих природных катаклизмов).

Разумный собственник также будет поддерживать помещения в привлекательном состоянии для пользователей, то есть регулярно проводить текущий и капитальный ремонт. Любой ремонт – это улучшение объекта недвижимости, однако в России не много муниципалитетов, которые реализуют улучшения за свой счет.

Гражданское законодательство предусматривает возможность произведения улучшений силами арендатора, однако данная процедура производится с согласия собственника и может служить поводом для изменения размера арендной платы в зачет стоимости улучшений. Согласно статье 623 Гражданского кодекса Российской Федерации произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества будут являться его собственностью. В случае, когда улучшения неотделимы без вреда для имущества, арендатор может потребовать возмещение стоимости этих улучшений после окончания договора аренды.

Не подлежит возмещению сумма улучшений в случае отсутствия согласия арендодателя на производство данных улучшений. Улучшения, произведенные за счет амортизационных отчислений от этого имущества, являются собственностью арендодателя.

Таким образом, помещения, переданные в аренду в системе управления муниципальной недвижимостью, можем разделить на два вида:

  1. помещения коммерческой аренды, целью которой служит пополнение бюджета муниципалитета;

  2. помещения льготной аренды для решения социальных задач. Управление арендой – существенный инструмент муниципального управления.

На основе опыта прошлых лет также было отмечено, что привлечение частных предприятий к управлению муниципальным имуществом целесообразно осуществлять на конкурсной основе. Согласно федеральному законодательству при передаче помещений в аренду или доверительное управление конкурс не обязателен. Однако конкурсный порядок передачи помещений в аренду уже активно применяется в Москве и Санкт-Петербурге.

Конкурс на передачу помещений в аренду обычно проводят по критерию максимальной цены аренды, предложенной участником. Конкурс может быть проведен в закрытой форме, в случае передачи в аренду помещений с ограничениями по видам использования.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Похожие:

Арендные платежи в сфере муниципального имущества iconИнформационное сообщение о продаже муниципального имущества посредством публичного предложения
Администрация Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области сообщает о продаже муниципального...

Арендные платежи в сфере муниципального имущества iconОб учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества
В целях организации учета муниципального имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, Камчатского края, уставом...

Арендные платежи в сфере муниципального имущества iconМихайловского муниципального района приморского края постановление
Об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества Осиновского сельского поселения

Арендные платежи в сфере муниципального имущества iconУплата ндс налоговым агентом при покупке и аренде государственного и муниципального имущества
При аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества вы будете признаны налоговым...

Арендные платежи в сфере муниципального имущества iconАдминистративный регламент предоставления администрацией увельского муниципального района
Т предоставления администрацией увельского муниципального района муниципальной услуги по закреплению муниципального имущества в хозяйственное...

Арендные платежи в сфере муниципального имущества iconАдминистративный регламент предоставления администрацией увельского муниципального района
Т предоставления администрацией увельского муниципального района муниципальной услуги по закреплению муниципального имущества в хозяйственное...

Арендные платежи в сфере муниципального имущества iconМуниципального района «сергокалинский район» республики дагестан...
Об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества мр «Сергокалинский район»

Арендные платежи в сфере муниципального имущества iconРешение Навлинского сельского Совета народных депутатов от 18. 12....
О порядке учета муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества

Арендные платежи в сфере муниципального имущества iconРоссийская федерация федеральный закон о приватизации государственного...
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности...

Арендные платежи в сфере муниципального имущества iconМестная администрация муниципального образования Виллозское сельское...
В целях эффективного использования имущества местной администрации Виллозского сельского поселения, руководствуясь Федеральным Законом...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск