Тема: Пассивный лексический запас русского языка: архаизмы, историзмы, диалектизмы, неологизмы.
Цели:
1) Обучающая: формировать знания учащихся о пассивном словарном запасе русского языка: архаизмах, историзмах, диалектизмах, неологизмах.
2) Развивающая: совершенствовать умение видеть в тексте слова, относящиеся к пассивному словарному запасу РЯ, пополнить лексический состав учащихся.
3)Воспитательная: воспитание культуры учебной деятельности, внимания к художественному слову, толерантности и коллективизма; воспитание любви к русскому языку. В ходе урока обучающимися формируются: ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами. Оборудование: детская железная дорога (с указанием станций), игрушечный поезд, раздаточный материал, проектор.
К конспекту прилагается презентация. Обучающиеся заходят в кабинет, на парте разложены билеты с указанием ФИО каждого студента. Студенты берут свой билет, на котором уже написано, «в каком вагоне поедет обучающийся». Парты совмещены таким образом, чтобы было удобно работать в группах. На партах стоят таблички с указанием номера вагона («Вагон 1»). Соответственно, пользуясь билетами, студенты быстро рассаживаются по группам. Пример лицевой стороны билета:
РЖД АСУ ПРОЕЗДНОЙ СЖ 2007014727987-034
«ЭКСПРЕСС» ДОКУМЕНТ ПОСАДОЧНЫЙ КУПОН ЭЛ.БИЛЕТ 463827409238-95
ПОЕЗД № шифр
| ОТПРАВЛЕНИЕ число месяц
| ВАГОН № тип
| ЦЕНА
| кол-во
человек
| ВИД ДОКУМЕНТА
| Ч3Ч СА 26. 10 1 П 0.00 01 ПОЛНЫЙ ИТЖТ – ст. Архаизмы – ст. Историзмы – ст. Диалектизмы – ст. Неологизмы – ИТЖТ МЕСТА _____ ФПК ГОРЬКОВСКИЙ
АВЕРИН=ВЛАДИСЛАВ=СТАНИСЛАВОВИЧ
ОТПРАВЛЕНИЕ 29.10.14
Ход урока: - Здравствуйте! Давайте вспомним, какой раздел языкознания мы изучали на предыдущих занятиях. (Лексика)
- А что изучает лексика? (Словарный состав языка).
- Правильно! Лексика-раздел языкознания, который изучает словарный состав языка. Лексический запас русского языка делится на активный и пассивный. Сегодня мы с вами рассмотрим пассивный словарный запас русского языка. Откройте тетради, запишите тему.
На паре мы совершим с вами маленькое путешествие по стране под названием Пассивная Лексика. Маршрут, по которому мы будем двигаться, указан на ваших билетах. Цель нашего занятия – познакомиться с понятиями архаизм, историзм, неологизм, диалектизм, знать, что значит этот термин, уметь находить примеры пассивной лексики в тексте.
Посмотрите, место отправления – ИТЖТ. Как расшифровывается эта аббревиатура? (Ижевский техникум железнодорожного транспорта).
-Правильно! Поэтому в наше путешествие мы, как истинные железнодорожники, отправимся на поезде по железной дороге. Все сели в свои вагоны – их у нашего поезда 6. Итак, в путь!
Первая наша станция – Архаизмы. Но до станции еще далеко, поэтому чтобы скоротать время в пути, займемся разгадыванием кроссворда. Тема его – материал двух предыдущих занятий: 1) Лексика 2) Синонимы. Антонимы. Паронимы.
Разгадывают кроссворд.
Вопросы:
«Многозначность» другим словом.
Синонимы, сближающиеся по значению только в определенном контексте.
Слова одной части речи с противоположным значением.
Вторичное значение слова, которое возникло в результате переноса названия с одного предмета на другой.
Однокорневой антоним к слову «Проигрыш».
Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.
Слова с близким или одинаковым значением.
Такое значение слова, которое обозначает обобщенное значение, принадлежащее целому классу слов как определенной части речи.
Основная единица языка.
Слова одной части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но различные лексические значения.
Как по-другому можно назвать лексическое значение слова?
- Проверим, все ли слова вы смогли угадать. Первый вагон, зачитайте, пожалуйста. Сначала вопрос, затем – ответ.
И какое же ключевое слово получилось? (Путешествие).
-Молодцы!
Вот мы и подъехали к станции Архаизмы. Для того чтобы познакомиться с этим термином, вспомним, что такое устаревшие слова. Запишите определение в тетрадь «Устаревшие слова - это слова, вышедшие из активного употребления». Устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы.
Итак, архаизмы – слова, устаревшие после вытеснения их новыми словами-синонимами. Запишем это определение. Соответственно, архаизмы имеют синонимы среди слов современного русского языка. Например, аэроплан – самолет, опочивальня – спальня, око – глаз.
Выполним задание. Проверим, насколько вы знаете, устаревшую лексику, а именно архаизмы. Вам дана таблица. В первом столбике дан архаизм, нужно записать во второй столбик его современный синоним. Например, первое слово «Ведать». Каким словом можно его заменить в наше время? (Знать).
- Правильно! Записываем во второй столбик слово «знать». Заполняем таблицу полностью. Станция «Архаизмы»
Архаизм
| Современное значение
| ве́дать
| знать
| глас
|
| длань
|
| ежели
|
| живо́т
|
| зело́
|
| зла́то
|
| лани́ты
|
| лепота́
|
| о́ко, о́чи
|
| перст
|
| сей
|
|
-Проверим, что у вас получилось. Второй вагон, прочитайте. Если вы чего-то не знаете, остальные вагончики вам помогут.
Молодцы! Теперь мы смело можем следовать на следующую станцию – Историзмы.
Запишем, историзмы – это слова, устаревшие с исчезновением предметов, которые они обозначали. Например, кокошник, бояре.
-Исходя из определений архаизмов и историзмов, скажите, какая между ними разница, как легко отличить их друг от друга?
- Проверим ваши знания на практике. Вам даны десять предложений. В каждом из них встречается устаревшая лексика. Ваша задача – найти эти слова и подписать над ними – историзм это или архаизм.
Станция «Историзмы» 1) Не хочу быть столбовою дворянкой. А хочу быть вольною царицей.
2) Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он.
3) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
4) Второй нумер концерта Левин уже не мог слушать.
5) Я бледные вижу ланиты и поступь лебяжью ловлю.
6) Ты почто боярыню обидел, холоп?
7) Название «кокошник» дано по сходству головного убора с гребнем курицы.
8) Подчиняя отдельные племена, князья облагали их данью.
9) Длина сюртука, а также положение талии определялись модой.
10) Там царь Кощей над златом чахнет... - Попросим третий вагон озвучить, что у них получилось. Читаем предложение, называем устаревшее слово и поясняем – историзм это или архаизм.
- Спасибо. Молодцы!
- Если у вас нет вопросов, двигаемся дальше. На какой станции у нас следующая остановка? (Диалектизмы).
- Запишем в тетрадку определение диалектизмов. Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями определенной местности. Например, кочет – петух, дюже - очень.
На ваших листочках есть маленький диалектический словарик. Почитайте его и выполните творческое задание.
Придумайте рассказ (сказку, стихотворение) о том, как студент ИТЖТ поехал на каникулы к бабушке в деревню. Используйте при этом как можно больше диалектизмов. Диалектный словарик.
Бульба - картофель
Бейбас - балбес
Бирюк – волк
Видмидь – медведь
Волошский орех – грецкий орех
Вытребеньки – выдумки, причуды
Горелка - водка
Добре - хорошо
Деревий - тысячелистник, кашка.
Золототысячник – растение «слёзки», турецкая гвоздика
Кочет - петух
Летось – прошлым летом
Мазунчик – маменькин сынок
Махотка - горшок
Медовик – медовый пряник
Могутный – непоседливый
Мушкатный - мускатный
Не видала – не видела
Не слыхать – не видно
Нежба - отдых
Нынчи – в этом году
Парцменки - домашние тапочки
Поташки - помидоры
Почеломкаемся – поцелуемся
Пригрубок - печка
Пундик – сласть, лакомство
Рогач - ухват
Рушник – полотенце для гостей
Рябуха - курица
Серушка – плотва
Спервака – сначала
Сынку - сын
Травянки – грибы
Тузить – бить
Урда – выжимки из семян конопли или мака для начинки пирогов или вареников
Усякии – всякие
Усынка – узкое место в реке
Утиральник – полотенце для рук
Хаварят – говорят
Чекамас – окунь
Чирики – обувь любая
Щарба – уха
Послушаем два рассказа. Пожалуйста, четвертый и пятый вагоны, прочитайте, что у вас получилось.
-До возвращения в техникум у нас осталась последняя станция с непонятным названием «Неологизмы».
Что же значит этот термин? Неологизм – слово, недавно появившееся в языке. Например, имиджмейкер, айфон.
Задание на этой станции следующее – перед вами таблица и список неологизмов. Вы должны прочитать эти неологизмы и подумать, на какие три группы можно их разделить. Названия групп запишите в названия колонок, а сами слова распределите по соответствующим столбикам. Станция «Неологизмы» Снэки, блендер, канапе,миксер, йогурт, хот-дог, микроволновка, суши, хинкали, визажист, сэндвич, пилинг, люля-кебаб, профитроли, скраб, хачапури, мусс, крекер, роллы, лифтинг, фастфуд.
Проверим, что получилось у 6 вагона. Вот мы и вернулись в ИТЖТ. С возвращением Вас! Скажите, какие понятия мы с вами сегодня вспомнили? (Архаизмы, Историзмы, Диалектизмы, Неологизмы).
-Что означают эти понятия? Мы вернулись обратно в техникум, а значит, пришло время записывать номер домашнего задания – упр. 69 (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд.). Выполняем упражнение по заданию, в котором все понятно написано.
Последнее, что я вас попрошу сделать, написать свое мнение о сегодняшнем уроке на обратной стороне ваших билетов. Посмотрите, там три столбика, в которых сказано, что нужно записать. Подумайте, пожалуйста, и заполните эту таблицу.
Пример оборотной стороны билета:
ПЛЮСЫ
(записывается все, что понравилось на занятии: информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции)
| МИНУСЫ
(записывается все то, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь; информация, которая вызвала неприязнь)
| ИНТЕРЕСНО
(записываются все любопытные факты, о которых узнали на занятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю)
|
|
|
| После занятия сдают тетради с дз и билеты с рефлексией.
Спасибо за урок! (оценки будут стоят у всех за домашнее задание).
Приложение 1. Билеты для распределения по группам:
РЖД АСУ ПРОЕЗДНОЙ СЖ 2007014727987-034
«ЭКСПРЕСС» ДОКУМЕНТ ПОСАДОЧНЫЙ КУПОН ЭЛ.БИЛЕТ 463827409238-95
ПОЕЗД № шифр
| ОТПРАВЛЕНИЕ число месяц
| ВАГОН № тип
| ЦЕНА
| кол-во
человек
| ВИД ДОКУМЕНТА
| РЯ 205 26. 10 5 П 0.00 01 ПОЛНЫЙ ИТЖТ – ст. Архаизмы – ст. Историзмы – ст. Диалектизмы – ст. Неологизмы – ИТЖТ МЕСТА __01___ ФПК ГОРЬКОВСКИЙ
НАГОВИЦЫН=СЕРГЕЙ=АЛЕКСАНДРОВИЧ ОТПРАВЛЕНИЕ 29.10.14
ПЛЮСЫ
(записывается все, что понравилось на занятии: информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции)
| МИНУСЫ
(записывается все то, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь; информация, которая вызвала неприязнь)
| ИНТЕРЕСНО
(записываются все любопытные факты, о которых узнали на занятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю)
|
|
|
|
Приложение 2. Ответы к кроссворду
-
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| п
| о
| л
| и
| с
| е
| м
| и
| я
| 2
| к
| о
| н
| т
| е
| к
| с
| т
| у
| а
| л
| ь
| н
| ы
| е
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
| а
| н
| т
| о
| н
| и
| м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
| п
| е
| р
| е
| н
| о
| с
| н
| о
| е
|
|
| 5
| в
| ы
| и
| г
| р
| ы
| ш
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
| л
| е
| к
| с
| и
| к
| а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7
| с
| и
| н
| о
| н
| и
| м
|
|
|
|
| 8
| г
| р
| а
| м
| м
| а
| т
| и
| ч
| е
| с
| к
| о
| е
|
|
|
|
|
|
| 9
| с
| л
| о
| в
| о
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10
| о
| м
| о
| н
| и
| м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11
| с
| о
| д
| е
| р
| ж
| а
| н
| и
| е
|
|
|
Приложение 3. Ответы к станции «Архаизмы»
Архаизм
| Современное значение
| ве́дать
| знать (производные: неведение, неведомый, ведьма)
| глас
| голос («глас вопиющего в пустыне», «глас народа — глас божий»; производные слова: согласие, согласный, полногласие, единогласный, провозглашать/провозгласить, глашатай)
| длань
| —ладонь
| ежели
| если («ежели вы вежливы»)
| живо́т
| в значении «жизнь» («не щадя живота своего», «не на живот, а на смерть»)
| зело́
| очень
| зла́то
| золото («Там царь Кащей над златом чахнет»)
| лани́ты
| щёки
| лепота́
| красота, великолепие
| о́ко, о́чи
| глаз, глаза («в мгновение ока», «очи чёрные», «дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей» (см. День Победы (песня), «око за око, зуб за зуб», «око Саурона»; производные слова: очевидный, очевидец, воочию, очный/заочный, очки)
| перст
| палец («перст указующий»; производные: перстень, напёрсток, двенадцатиперстная кишка, наперстянка (дигиталис), перчатки)
| сей
| —этот, эта, это («сию же секунду!», «сей момент!», «что сие значит?»)
|
Список использованной литературы:
Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 350 с.
Справочник школьника: 5-11 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 768 с.
|