Памятка потребителю Автор : Ботова Анна, ученица 11А класса моу «сош №197 им. В. Маркелова»


Скачать 374.62 Kb.
НазваниеПамятка потребителю Автор : Ботова Анна, ученица 11А класса моу «сош №197 им. В. Маркелова»
страница1/2
ТипПамятка
filling-form.ru > Договоры > Памятка
  1   2



ОБЛАСТНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. ИССЛЕДОВАНИЕ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 197 имени В. Маркелова»

Памятка потребителю

Автор:

Ботова Анна,

ученица 11А класса

МОУ «СОШ № 197 им.В.Маркелова»
Руководитель работы:

Гаранина Ирина Ивановна,

учитель истории и обществознания.


ЗАТО Северск 2009

Томская область

Оглавление






Страница

Вступление


2

Из истории принятия рыночных законов Новой России


5

Основные документы, связанные с защитой прав потребителей


8

Основные права потребителей

10

А) Право на информацию

10

Б) Право потребителя на обмен товара

12

В) Гарантии и сроки

15


Органы, в компетенцию которых входит

защита прав потребителей


17

А) Роль государства в защите прав потребителей

19

Б) Федеральные органы по защите прав потребителей

19

В) Местные органы по защите прав потребителей

21

Г) Общественные организации потребителей

22

Д) Право потребителя на судебную защиту

23


Памятка потребителю

25


Заключение


28


Список использованной литературы и источников





Сноски


29


Приложение 1. Основные понятия.


30


Приложение 2. Перечень Законов и законодательных актов.


32


Вступление

В этом году я заканчиваю школу. Передо мной открывается большая дорога в жизнь, и мне придётся решать много различных проблем.

Уже сейчас я понимаю, что человек – центральная фигура в экономике, которая выступает в двух ролях: производителя и потребителя.

С сознательного возраста, когда родители доверяли мне совершать небольшие покупки и сейчас я понимаю, что как покупатель или потребитель услуги я иногда сталкиваюсь с некачественными товарами, грубостью продавцов. Что же я могу сделать, если такое положение меня не устраивает?

Вот уже несколько месяцев после уроков я работаю в магазине продавцом, и в этом случае с другой стороны прилавка смотрю на совершение покупок. «Всегда ли покупатель прав?» - такой вопрос иногда у меня возникает.

Таким образом, я поняла, что знание законов, связанных с производством и приобретением товаров и услуг, нужно каждому.

«Наша главная безусловная цель – это улучшение жизни людей», - сказал Владимир Путин относительно создания Сети правовой защиты потребителей, выступая на Х съезде партии «Единая Россия». [1]

Действительно, государство заботится о том, чтобы основное население – разумные люди с определенных доходом – могли тратить свои средства на качественные услуги и товары, улучшать свое благосостояние и становиться крепким средним классом – основой стабильного государства. А для этого в первую очередь требуется ликвидация правовой безграмотности.

В Российской Федерации потребитель защищён специальным законом – “Закон о защите прав потребителей”. Он заставляет работать продавцов и производителей добросовестно и качественно. В течении шести месяцев я изучала в первую очередь именно этот закон. Но, углубляясь в тему, выяснила, что существует значительное множество законов и подзаконных актов, регулирующих вопросы качества товаров и услуг. Оказывается, существует ряд организаций на различных уровнях (муниципальном, областном, федеральном), которые стоят на защите прав потребителей. Кроме того, вопросы защиты прав потребителей стыкуются и с Уголовным, и Гражданским правом.
Пока не каждый из нас является производителем, но зато абсолютно каждый - потребителем товаров и услуг. И чем грамотнее будут потребители, тем эффективнее будут вынуждены работать производители, а значит все, что, мы приобретаем, будет высокого качества.

Изучив законы, которые адресованы производителям и потребителям, я попыталась сделать «Памятку потребителю». И в ней описала первые шаги человека, который столкнулся с некачественным товаром и услугой. А дальше – требуется действовать, чтобы изменить ситуацию.

Надеюсь, моя работа будет полезна потребителю любого возраста.

Из истории принятия рыночных законов Новой России

Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов и имеющих прямое отношение к преобразованию экономики после распада Советского Союза и перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям в экономике. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Теперь закон значительно повысил ответственность производителей продавцов и исполнителей за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей установить для них ряд новых обязанностей.

Закон «О защите прав потребителей» N 2300-1 принят 7 февраля 1992 года. Однако, жизнь меняется, и в названный Закон регулярно вносятся дополнения и изменения.

В настоящее время в первоначальный вариант внесены более десятка поправок:

в редакции Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ,

от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,

от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ,

от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ,

от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ.



Через потребительский рынок идет процесс удовлетворения повседневных потребностей в товарах. А в потребительском рынке главенствующая роль отведена торговле. Именно торговля и ее первичное звено – магазин (любое другое торговое предприятие, в том числе мелкорозничное – палатка, киоск, столик) независимо от организационно-правовой формы и вида собственности и подчиненности, а так же гражданин-предприниматель, занимающийся торговлей, предоставляют покупателям огромную, исчисляемую миллионами рублей массу потребительских товаров, вырабатываемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, обществами, товариществами, кооперативами и другими предпринимателями-изготовителями продукции, а также ввозимых в порядке импорта из-за пределов России. Являясь посредником между изготовителями (импортерами) и покупателями-потребителями товаров, торговля призвана защищать интересы последних, предъявляя к изготовителям, поставщикам требования в части качества продукции, ее безопасности для здоровья, не говоря о товарном виде, упаковке, предоставления покупателю соответствующей информации о товаре, обеспечивая одновременно должное торговое обслуживание потребителя.

При каждой покупке товара магазин и потребитель заключают договор купли-продажи. Любая вещь, проданная магазином, переходит из его собственности в собственность покупателя, и этот процесс регулируется законодательством, регулирующим правила и порядок заключения и исполнения таких сделок.

За последнее время в России принят пакет нормативных актов, цель которых защитить права граждан-потребителей, повысить требовательность к качеству выпускаемых и продаваемых населению товаров народного потребления, повысить ответственность предприятий торговли и общественного питания независимо от их организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности и формы собственности, а также граждан-предпринимателей, занимающихся производством товаров и их реализацией, за нормальную организацию торгового обслуживания покупателей, недопущения их обмана в любой форме, повышенной ответственности за качество товаров.

Законодательными и специальными актами, принятыми высшими органами власти Российской Федерации и в ряде случаев органами власти субъектов Федерации и органами самоуправления регулируются процессы торгового обслуживания населения, правила торговли отдельными видами товаров, основные правила работы магазинов, мелкорозничной торговой сети, режима их работы и главное – ответственности их перед потребителем. Совокупность всех правил, регулирующих торговую деятельность, и составляет те нормы, которые составляют обязанность, ответственность магазина или гражданина-предпринимателя – продавца перед покупателем и защищают его законные права и интересы.

Законодательство России, защищающее права и интересы потребителей, еще очень молодо, практика его применения невелика. Органами власти России и субъектов Федерации прилагаются заметные усилия для превращения этой области права из набора лозунгов и деклараций в реальную силу, с которой должны считаться и небольшие производители, и монополисты, и предприятия-импортеры, а также граждане-предприниматели, занимающиеся производством продукции и ее реализацией.

Знание установленных правил позволяет потребителям избежать произвола со стороны продавцов товаров, а производителям и продавцам предотвратить лишние затраты на возмещение убытков от предложенной и проданной продукции, не удовлетворяющей принятой требованиям по качеству, и дополнительно – убытков от экономических и административных санкций.

Основные документы, связанные с защитой прав потребителей
Основных документов, связанных с защитой прав потребителей, несколько.

Я уже указала Закон «О защите прав потребителей».

Гражданский кодекс регулирует все правоотношения и сделки между физическими и юридическими лицами, в том числе и сделки купли-продажи;

Кодекс об административных правонарушениях.

Кроме них есть несколько дополнительных, разъясняющих и уточняющих, постановлений правительства и указов президента. [2 – см. Приложение 1]

Административная ответственность по Кодексу РФ об административных правонарушениях предусмотрена: за нарушение правил торговли и общественного питания, а также гражданами-предпринимателями правил торговли; за незаконную торговлю товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена; продажу товаров ненадлежащего качества или нарушение санитарных правил; продажу товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин; нарушение государственной дисциплины цен; обман потребителей в небольшом размере; нарушение правил реализации спиртных напитков и др.

Правонарушением является торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификата или знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей.

Установлена ответственность за обмеривание, обвеши­вание, обсчет, а также обман потребителей и за введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств и качества товаров при их реализации на предприятиях розничной торговли, общественного питания или оказывающих услуги населению, а также индивидуальными предпринимателями.

Данное правонарушение возникает при причинении потребителю ущерба в небольшом размере. Если размер ущерба является значительным или крупным, возможно наступление уголовной ответственности. (ст. 200 УК РФ).

Уголовно наказуемым является незаконное использование товарного знака, а так же заведомо ложная реклама.

Основные права потребителей
В Законе «О защите прав потребителей» вначале даны все используемые понятия [3, см. Приложение 2]. И главное в этой ситуации определение «потребитель».

Из определения понятия «потребитель» следует, что закон применяется лишь тогда, когда дело касается граждан – физических лиц.

Надо отметить, что потребитель – это не только гражданин, который уже приобрел товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. То есть, обратившись к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже становитесь потребителем. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение закона.

Кроме того, можно сделать и еще один вывод: закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает товар, но и того, кто непосредственно этим товаром пользуется.

Еще раз подчеркну: потребителем, на которого распространяется действие данного закона, является только человек, покупающий товар для личных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности.

А) Право на информацию

Что означает «право потребителя на информацию»? То, что он вправе требовать у продавца всю необходимую информацию о приобретаемом товаре. Важно помнить, что на все товары, подлежащие сертификации, должен быть предоставлен сертификат. К каждому товару должно прилагаться описание, причем на русском языке. Это уже дело потребителя – читать русский вариант или английский, но «по умолчанию» знать иностранные языки он не обязан.

В законе также написано, какую именно информацию продавец обязан предоставить покупателю перед покупкой.

Во-первых, информацию, подтверждающую, что соблюдается базовое право потребителя – право на безопасность (обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары, информация о сертификации и т. П.).

Во-вторых, и это своего рода защита от заведомо неправильного использования, информация должна помочь потребителю понять, для чего, собственно, данный товар предназначен, что с ним делать и чего не делать ни в коем случае. Это сведения об основных потребительских свойствах товара, правила его эффективного и безопасного использования, а также требование ст. 36 информировать потребителя о зависящих от него обстоятельствах, которые могут повлиять на качество услуги, например о правилах хранения товара.

В-третьих, все это в целом защищает потребителя от недобросовестности продавца, который, путем сокрытия какой-то информации, мог бы вести потребителя в заблуждение о потребительских свойствах товара и его качестве, то есть повлиять на потребительский выбор нечестным способом.

Кстати, если вы покупаете товар уцененный или бывший в ремонте, продавец обязан об этом сообщить. Человек, который знал, что у товара есть недостатки и все равно совершил покупку, лишается права предъявлять претензии по этим недостаткам.

Поскольку значительное количество товаров довольно сложны и рассчитаны на относительно долгую эксплуатацию, продавец обязан кроме информации о товаре, предоставить потребителю сведения об организациях, которые должны принимать претензии и осуществлять ремонт и техническое обслуживание товара.

Б) Право потребителя на обмен товара
Если потребителю продан некачественный товар, то он вправе предъявить следующие требования: безвозмездное устранение недостатков, соразмерное уменьшение покупной цены или возмещение расходов на их исправление, замена товара с недостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжение договора и возмещение убытков.

Потребитель вправе выбрать не только одно из перечисленных последствий, но и место предъявления своих требований (по месту покупки или месту нахождения изготовителя).

В случае, если были проданы недоброкачественные продовольственные товары, то в отношении их требования потребителя могут быть обращены только к продавцу при условии, если недостатки были обнаружены в пределах срока годности продукта. В такой ситуации продавец обязан либо заменить товар на товар надлежащего качества, либо принять его и возвратить потребителю уплаченную им денежную сумму.

При обнаружении в товаре недостатка потребитель вправе предъявить по своему усмотрению любое из перечисленных требований.
Также следует иметь в виду, что при недостатках товара, свойства которого не позволяют устранить их, - а это продовольственные товары, парфюмерно-косметические изделия, товары бытовой химии и другие, - или заменяют его, или возвращают уплаченные денежные суммы (причем недоброкачественный товар по требованию продавца возвращается).

Покупатель вправе потребовать вместо этого соразмерного уменьшения покупной цены (п. 27 Правил продажи). Но там же предусмотрено, что при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы не допускается удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его использования, потери товарного вида и других подобных обстоятельствах.

Нужно иметь в виду, что требования потребителя рассматриваются только при предъявлении им товарного или кассового чека, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, — технического паспорта или иного заменяющего его документа с отметкой о дате продажи. В связи с этим продавец, обязан выдать ему товарный, кассовый чек. Отказ продавца должен рассматриваться как грубое нарушение законодательства о защите прав потребителей.

В случае замены товара с недостатками или расторжения договора купли-продажи зачастую возникают споры о порядке расчетов с потребителем, и какие цены применить в этих случаях. В условиях ценовой нестабильности проблема перерасчета в этих случаях для потребителя имеет значение. И эта проблема ст. 24 закона решается в пользу потребителя. Статья предусмотрела случаи производства перерасчета цены, если товар оказался ненадлежащего качества, и он заменяется или возвращается или вообще расторгается договор купли-продажи. При предъявлении требований о безвозмездном устранении недостатков, уценки перерасчет цены не производится.

Перерасчет не производится при обмене надлежащего качества, а также при замене товара на товар той же марки (модели, артикула) при повышении или снижении цены на товар. Если цена заменяемого товара на момент предъявляемого требования изменена, то перерасчет производится исходя из этой цены.

Согласно закону (ст. 25) обмену подлежат не все товары надлежащего качества. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые включены в специальный перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55.

Обмен доброкачественного товара в отличие от недоброкачественного может быть произведен только в том торговом предприятии, где он был приобретен.

Основания для обмена установлены достаточно широкие: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть использован потребителем. Такой безграничный перечень делает практически нереальной возможность отказа в обмене в связи с отсутствием оснований для этого.

Однако отказ в обмене может последовать, если отсутствуют предусмотренные законом условия обмена: товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид и потребительские свойства, а также пломбы, фабричные ярлыки, товарный или кассовый чек. Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки.

При несогласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск в суд.

В случае отсутствия аналогичного товара в продаже в момент обращения потребителя к продавцу потребитель вправе на свое усмотрение в одностороннем порядке расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо осуществить обмен товара при первом поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан сообщить потребителю об этом. Выбор способа действий в случае отсутствия товара в продаже принадлежит исключительно потребителю.

Течение установленного для обмена срока прерывается обращением потребителя в торговое предприятие. Поэтому в случае отсутствия товара в продаже факт обращения должен быть письменно зафиксирован. После обмена товара течение срока для нового обмена доброкачественного товара начинается заново со дня обмена, поскольку закон не ограничивает количество таких обменов.

В) Гарантии и сроки

Требовать возврата денег или ремонта можно в одни и те же установленные законом сроки. Точнее, в первую очередь сроки устанавливает продавец или производитель товара, давая на него гарантию. И если уж он установил гарантию, то ему не «отвертеться» - в течение всего гарантийного срока. Будь он хоть десять лет, потребитель вправе выдвигать свои требования. И если у товара возникли существенные недостатки в течение гарантийного срока можно требовать не только ремонта, но и возврата денег.

В случаях, когда срок гарантии не указан, или у продавца «хватило ума» установить его меньше полугода, по закону он все равно будет равен шести месяцам.

Когда гарантийный срок истекает, права потребителя, конечно, становятся куда менее защищенными. Однако претензии можно предъявлять и в этом случае – только уже изготовителю, а не продавцу, и в пределах установленного срока службы товара (а если срок не установлен – в течение десяти лет).

Надо также знать, что общий срок давности по гражданским спорам, установленный Гражданским кодексом, составляет три года. Это означает, что в суд можно подавать в течение трех лет со дня возникновения юридического факта, влекущего иск. То есть если у вас возникли претензии к изготовителю или к продавцу, когда истек установленный ими гарантийный срок, подавать в суд можно в течение трех лет не со дня покупки, а со дня возникновения претензий.

Сроки, в течение которых продавец должен выполнить законные требования покупателей, следующие: возвратить деньги за товар он должен незамедлительно, обменять товар на аналогичный – в семидневный срок. Правда, если продавец захочет провести экспертизу товара, то закон выделяет ему на это целых двадцать дней.

Сроки, в которые будет выполняться ремонт, надо оговаривать с продавцом (гарантийный срок на товар увеличивается ровно на то время, которое потребовалось на проведение ремонта, экспертиз и т. П.).

Органы, в компетенцию которых входит

защита прав потребителей
Законом «О защите прав потребителей» определена система государственной защиты прав потребителей товаров (работ, услуг).

Статьями 40 и 42 указанного закона определены полномочия государственных органов в области защиты прав потребителей. К специальным государственным органам по защите прав потребителей относятся: Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ПСАП); Госстандарт России, Госкомсанэпид-надзор России, Государственная торговая инспекция, МВД РФ, Минэкология России, Таможенный комитет России и их территориальные органы, а также администрация субьектов Федерации и территориальные органы управления торговлей (потребительского рынка), если зто предусмотрено в специальных нормативных актах, принятых органами власти субъектов Федерации.

В соответствии со ст. 42 Закона органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), направляют предписания об устранении нарушений требований по безопасности (в пределах предоставленных им полномочий).

Указанные органы вправе также предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований по безопасности товаров. Ст. 43 закона предусматривает основания для применения санкций (штрафов) к изготовителям (продавцам). Два из них относятся к компетенции ГКАП (уклонение от предписания или несвоевременное исполнение предписания). Госстандарт и другие органы, осуществляющие контроль за безопасностью товаров, применяют штрафы по следующим основаниям: 1) уклонение от исполнения предписания; 2) несвоевременное его исполнение; 3) причинение ущерба потребителю товаром, не отвечающим требованиям по безопасности; 4) нарушение правил сертификации товаров.

В случаях, когда потребителю причинен ущерб товарами, не отвечающими предъявленным требованиям по безопасности, он возмещается в полном объеме (ст. 17 закона).

Предусматривая применение санкций к продавцу (изготовителю) за нарушение прав потребителя, закон одновременно предусматривает и контроль судебных органов за обоснованностью и правомерностью применения штрафных санкций со стороны органов, выполняющих функции по защите прав потребителей.

Предприятие, организация или должностное лицо, в адрес которых направлено предписание или в отношении которых применен штраф, могут обратиться в суд (арбитражный суд) с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания любого контролирующего органа либо отмене или изменении решения о наложении штрафа,

Наряду с органами государственной защиты прав потребителей – органов государственного управления, полномочия которых предусмотрены ст. ст. 40 – 42 закона, этим же законом (ст. 44) предусмотрено создание структур по защите прав потребителей при органах местного самоуправления. Эти органы самостоятельно образуются администрацией, их финансирование, как правило, осуществляется из средств местного бюджета

В качестве независимых самоуправляемых общественных организаций могут создаваться на основании ст. 45 закона общества потребителей, которые объединяют на добровольной основе граждан в целях коллективной защиты своих прав как потребителей.

В настоящее время в рамках движения потребителей действуют различные объединения граждан (общества, союзы, ассоциации), построенные как по территориальному, так и по функциональному типу. Эти организации добровольно объединяются в Союз потребителей РФ, а в рамках СНГ – Международную конфедерацию обществ потребителей.

Как структурам по защите прав потребителей при органах местного самоуправления, так и общественным организациям по защите прав потребителей закон предоставляет широкие возможности влияния на качество потребительских товаров и услуг, участвовать в проверках правил торговли, контроля за применением цен и т.д. К важнейшим их функциям относится их право на предъявление исков в судебные органы по защите прав потребителей.
А) Роль государства в защите прав потребителей
Главным профессионалом, безусловно, является государство. Хорошо известно, что в любом цивилизованном государстве за соблюдением порядка в различных областях жизни следят государственные службы.

Государство законом утвердило наши права как потребителей. Но задача государственного регулирования в любой области – не только представить определённые права, но и обеспечить их реальное соблюдение. Для этого государство создаёт специальные организации, наделяя их особыми правами по контролю за соблюдением потребительского и иного права.
Б) Федеральные органы по защите прав потребителей
В России главным федеральным органом по защите прав потребителей является Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК РФ). В структуре комитета действует Управление по защите прав потребителей. ГАК РФ имеет 89 территориальных управлений, расположенных в областных и краевых центрах. Эти управления напрямую подчиняются ГАК РФ, что позволяет им быть независимыми от местной власти и, в случае необходимости, защищать потребителей от произвола местных чиновников.

Антимонопольный комитет и его территориальные органы имеют право по определённой процедуре рассматривать дела о нарушениях прав потребителей, выдавать предписания об устранении этих нарушений и налагать на нарушителей штрафы. В частности, ГАК РФ рассматривает дела о недобросовестной рекламе и выдаёт предписания о прекращении такой рекламы.

Как вы знаете, права потребителей и ответственность за их нарушение прописаны в соответствующих законах. Однако через какое-то время возникают ситуации, которые в законе детально не прописаны. ГАК РФ вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей. Эти разъяснения используются потом судьями при вынесении решений по делам о защите прав потребителей и другими специалистами, профессионально защищающими права потребителей.

ГАК РФ также имеет право предъявлять в суд иски в интересах потребителей и принимать решения об отзыве от потребителей товаров, которые могут быть опасны для их жизни и здоровья.

Продавцы, изготовители и исполнители обязаны по требованию Государственного антимонопольного комитета предоставить ему достоверные документы, письменные или устные объяснения и иную информацию, необходимую для охраны интересов потребителей. Одна из главных проблем неравенства потребителей и продавцов на рынке – это неравный доступ к информации. Именно поэтому государство наделило ГАК широкими полномочиями по доступу к информации, которая касается интересов потребителей. Антимонопольный комитет ведёт большую законодательную работу. Его специалисты участвуют в разработке любых нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей.

Государственный контроль за обеспечением безопасности и качества товаров (работ, услуг) возложен на Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), который следит за соответствием продукции стандартам; а также на федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти.

Эти органы имеют право направлять предписания об устранении нарушений требований к безопасности товаров и налагать штрафы за нарушение законодательства; принимают решение о приостановлении производства товаров, о необходимости отзыва товаров от потребителей и выполняют другие функции, возложенные на них специальным законодательством.
В) Местные органы по защите прав потребителей
Никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходится сталкиваться потребителям в каждом конкретном городе или районе.

Именно поэтому определённые функции по защите интересов потребителей закон возлагает на городские, районные, областные администрации. Сегодня практически в каждом (даже самом маленьком) населённом пункте есть специалист или группа специалистов, которые занимаются защитой прав потребителей.

Образно говоря, такие отделы по защите прав потребителей при местных администрациях являются “передним краем” работы государства с потребителем. Каждый человек, у которого есть претензии к конкретному магазину, к качеству товара или услуги, может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей, и ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести.

В отличие от федеральных органов, местные органы по защите прав потребителей не наделены никакими контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую могут применить эти организации, - право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности.

Но отсутствие права карать нарушителей отнюдь не означает слабость или ненужность местных органов по защите прав потребителей. Эти органы могут принимать достаточно эффективные меры к нарушителям закона. Во многих отделах по защите прав потребителей созданы “чёрные списки” магазинов и фирм, в которых обманывают потребителей. Эти списки публикуются в газетах – и потребители узнают, с какими фирмами можно иметь дело безбоязненно, а общения с какими нужно избегать. Специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд в интересах потребителей.
Г) Общественные организации потребителей
Государство может многое, но не всё. Поэтому на помощь потребителю, помимо государственных органов, приходят общественные организации потребителей. Общественные организации создают в случае необходимости объединить усилия людей для защиты каких-то интересов, для проведения совместных мероприятий. Основная характеристика общественной организации – её не прибыльность, ориентация не на коммерческие интересы, а на защиту прав своих членов и граждан вообще.

Главное отличие общества потребителей от государственного органа по защите прав потребителей – независимость. От государства, от политики, от бизнеса. Бывает так: глава администрации города выносит постановление, ущемляющее права потребителей. В этом случае отдел при администрации вряд ли сможет выступить против своего руководителя (который к тому же финансирует работу отдела), а общество потребителей в состоянии это сделать и может добиться отмены незаконного постановления.

Кроме того, общества потребителей очень мобильны. Их деятельность не связана никакими инструкциями и бюрократическими согласованиями. Если сотрудник общества столкнулся в течение дня с каким-то нарушением потребительских прав (одного человека или целого города), то уже вечером общество может приступить к их защите.

В последние годы на первые позиции в деятельности независимых организаций потребителей вышли информационное и правозащитное направления. Это легко объяснимо: чем больше людей через газеты, радио, телевидение узнаёт о своих правах, тем труднее будет их обманывать, продавать некачественные товары и услуги.

Практически при всех обществах потребителей работают юристы, которые готовы помочь гражданам по широкому кругу вопросов, связанных с ущемлением их прав как потребителей.
Д) Право потребителя на судебную защиту
Суд – государственный орган, ведающий разрешением гражданских (между отдельными лицами, учреждениями и т.п.) споров и рассмотрением уголовных дел.

Защищая свои права, потребитель будет сталкиваться только с гражданским процессом. Обычно потребитель обращается в суд тогда, когда все другие методы уже исчерпаны, т.е. ни государственные органы по защите прав потребителей, ни общественные организации не могут им помочь.

При обращении в суд потребитель выступает в роли истца, а виновная сторона (изготовитель, исполнитель, продавец) – в роли ответчика. Цель суда состоит в окончательном разрешении спора между сторонами, определении их прав и обязанностей.

Интересы потребителя в суде может защищать адвокат. Любой гражданин может обратиться за помощью в юридическую консультацию и получить устную или письменную справку, написать с помощью адвоката заявление или претензию, просить выступить в его интересах в суде и т.п. Если Вы обратились за помощью адвоката для того, чтобы защищать Вас в суде, то должны правдиво и подробно рассказать ему суть конфликтной ситуации, даже незначительные моменты дела, только в этом случае адвокат может отстаивать Ваши права.

Судебное рассмотрение прав потребителей – одна из наиболее важных гарантий охраны их прав, поскольку обеспечивает гласность и объективность разрешения конфликта, строгое соблюдение норм права, тем более что суд независим от ведомственных интересов и подчиняется только закону.

Особое внимание следует обратить на следующее положение – потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

В соответствии со ст. 40 Государственный антимонопольный комитет России и его территориальные управления в случае обнаружения нарушения прав потребителей также вправе предъявить иски в суд или арбитражный суд как в защиту отдельных потребителей, так и в защиту неопределенного круга потребителей. А согласно ст. ст. 44 и 45 закона такие иски могут предъявлять и общественные организации потребителей, и структуры органов местного самоуправления.

Памятка потребителю

Человек, ознакомившийся с законами, защищающими права потребителей, входит в магазин подготовленным. Он не боится сюрпризов, поскольку хорошо знает, что ему положено, а что нет, и будет твердо стоять на своем. Однако учтите, что и продавцы в большинстве случаев весьма подкованы в этом отношении. Поэтому не надо вести себя вызывающе. То, что закон на вашей стороне, еще не означает, что вы автоматически выиграете у продавца соревнование в наглости. Пыл любого «умника» опытный продавец охладит ворохом бумаг и договоров. У него, простите, работа такая.

Помните, что любой договор, который противоречит существующему законодательству, недействителен (или, говоря юридическим языком - «ничтожен»), даже если вы его подписали. Кроме того, вы всегда можете обратиться в компетентные организации за помощью и советом.
В качестве резюме своей работы я предлагаю «Памятку для потребителя».

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ
или несколько советов, как уменьшить риск стать обманутым

  • Будь бдителен

Присмотрись, что и где покупаешь (заказываешь услугу). Если это вновь появившаяся точка – как она оформлена, полностью ли соблюдены предприятием требования статей 8, 9, 10, 11 Закона «О защите прав потребителей». Обрати внимание на название предприятия, юридический адрес, режим работы; есть ли ценники на товарах, вывешена ли для всеобщего обозрения лицензия на право занятия определённым видом деятельности; есть ли кассовый аппарат, имеются ли в наличии сертификаты на товары (услуги).

  • Стань «занудой»

Не бойся осмотреть товар со всех сторон, расспросить продавца о товаре (услуге), условиях его продажи (предоставления), где и кем будет осуществляться гарантийный ремонт. Узнай о гарантийном сроке на товар, кто, в случае необходимости, примет претензию. Выясни состав продукта (вещи), какими особенностями при использовании, хранении, транспортировке обладает вещь, на каких условиях будет заключён договор. Если товар незнаком и ты впервые увидел его – потребуй продемонстрировать его в работе, попробовать – если это что-то из продуктов питания.

  • Не торопись

Будь разборчив. Полезно иногда соблюдать «потребительский пост». Этому совету необходимо следовать особенно тщательно в случае, если рядом находится ваш ребёнок, - универсальное средство в руках толкового предпринимателя вытянуть деньги из кармана, т.к. яркие этикетки, упаковки и коробочки могут свести с ума взрослого человека, а ребёнка и подавно. Осмотрись, в ближайшем магазине этот товар (или аналогичный ему) может быть или лучшего качества или дешевле. Выбирай – тем самым будешь способствовать развитию здоровой конкуренции.

  • Стань скупым

Каждым заработанным рублём мы голосуем за услугу и товар. Если сегодня ты отдал деньги за шоколад с истёкшим сроком реализации – не возмущайся, если завтра тебе подсунут с милой улыбкой «спящую» рыбину.

  • Будь предусмотрительным

В момент покупки (заключения) договора потребуй выдачи кассового (товарного) чека или квитанции; правильного оформления документов на товар (услугу). Если допущена задержка сроков исполнения заказа – потребуй письменного подтверждения срока задержки и объяснения причин таковой.

  • Соблюдай правила

Всё, что написано в техническом паспорте, указано на ярлыке, этикетке, об условиях эксплуатации вещи, хранения, транспортировки, должно неукоснительно соблюдаться – это гарантия долговечного и бесперебойного пользования вещью. И возможности удовлетворения претензии в случае, если товар окажется некачественным.

  • Умей защищаться

Если товар (услуга) оказался некачественным, воспользуйся законом- предъяви претензию магазину. Претензию лучше предъявлять в письменном виде – так надёжнее, на неё должен быть дан ответ. В случае отказа предпринимателя удовлетворить претензию, можно обратиться:

в отдел Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей
636000, г. Северск Томской области, пр. Коммунистический, 51

  • Не бойся суда

Если конфликт зашёл далеко и примирение невозможно, самый крайний вариант решения потребительских проблем – суд.

Заключение

Работа над данной темой углубила мои знания по основам потребительской культуры. Кем бы я ни стал после окончания школы, я уже имею представление об основных принципах торговли, могу спланировать рациональный потребительский бюджет. Знаю о правах, которыми обладают потребители, когда оказываются в роли пассажиров, клиентов, пациентов, туристов. И, наконец, какие государственные и общественные организации помогут мне – потребителю защитить мои права. Одним из существенных факторов развития экономики является законодательная, т. Е. административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая – защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась, а продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов граждан-потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий и предприятий, оказывающих услуги, независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.


Список использованной литературы и источников

  1. Закон Р.Ф. “О защите прав потребителей”, М.,

  2. “Гражданский кодекс Р.Ф.”, М., 1998 год.

  3. Александрова А.Л., “Основы потребительской культуры”, 1995 год.

  4. Левшина Т.Л., “Основы законодательства о защите прав потребителей”, М., 1994 год.

  5. Любимов Л.Л., Липсиц И.В., “Основы экономики”, М., 1989 год.

  6. Симоненко В.Д., Степченко Т.А., “Основы потребительской культуры”, М., 1998 год.

  7. http://seversknet.ru

  8. http://www.consume.ru

  9. http://www.consultant.ru

  10. http://www.azpp.ru

  11. http://www.potrebitel.net

  12. http://www.computerra.ru

Сноски

[1] - http://www.azpp.ru

[2] - http://www.consume.ru

[3] - Закон Р.Ф. “О защите прав потребителей”


Приложение 1
Основные понятия

(Выписка из Закона «О защите прав потребителей»)
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);
Импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Приложение 2
Перечень законов и законодательных актов

в сфере защиты прав потребителей
Закон о защите прав потребителей
Гражданский кодекс
  1   2

Похожие:

Памятка потребителю Автор : Ботова Анна, ученица 11А класса моу «сош №197 им. В. Маркелова» iconТезисы проект «Англицизмы в нашей речи… Вынужденность? Потребность? Неизбежность?»
Проблему исследовали: Абубакиров Ильнар, Кривошеин Сергей, Халиков Салават, ученики 10 “А” и Хальзева Любовь, ученица 8 “Б” моу сош...

Памятка потребителю Автор : Ботова Анна, ученица 11А класса моу «сош №197 им. В. Маркелова» iconИсследовательская работа Екатерина Алексеевна Демченко с. Горнозаводск...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Горнозаводска»

Памятка потребителю Автор : Ботова Анна, ученица 11А класса моу «сош №197 им. В. Маркелова» iconЗанятий
Автор: учитель высшей категории И. Н. Дадыкина, моу «Татарско-Бурнашевская сош», Верхнеуслонского района рт

Памятка потребителю Автор : Ботова Анна, ученица 11А класса моу «сош №197 им. В. Маркелова» iconХарактеристика на ученицу 1-го класса
Яна К., 7 лет, ученица 1 класса. Девочка родилась от третьей беременности. Воспитывалась дома, детский сад не посещала. По физическому...

Памятка потребителю Автор : Ботова Анна, ученица 11А класса моу «сош №197 им. В. Маркелова» iconЕ. Н. Плавинский профсоюзной организации моу сош №23 Н. П. Лещенко
Настоящий коллективный договор заключен между работодателем и работниками и является правовым актом, регулирующим социально – трудовые...

Памятка потребителю Автор : Ботова Анна, ученица 11А класса моу «сош №197 им. В. Маркелова» iconАвтор Мишарина Вероника Александровна учитель истории и обществознания,...
Форма: интеллектуальная игра по основам духовно-нравственной культуры народов России

Памятка потребителю Автор : Ботова Анна, ученица 11А класса моу «сош №197 им. В. Маркелова» iconДоклад Итоги деятельности моу «сош №9»
В результате работы педагогических советов, организационно-деятельностной игры, круглых столов, занятий творческой группы учителей...

Памятка потребителю Автор : Ботова Анна, ученица 11А класса моу «сош №197 им. В. Маркелова» iconМоу «сош зато михайловский» Общие положения
...

Памятка потребителю Автор : Ботова Анна, ученица 11А класса моу «сош №197 им. В. Маркелова» iconУтверждена
Моу «Цыбинская сош», утверждена приказом №51\8 от 02 июля 2015г., с учетом учебного плана моу «Цыбинская сош» и на основе авторской...

Памятка потребителю Автор : Ботова Анна, ученица 11А класса моу «сош №197 им. В. Маркелова» iconАнкета для родителей обучающихся моу сош №2 г. Лыткарино мо «Информация...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск