Занятий


Скачать 308.72 Kb.
НазваниеЗанятий
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3


Автор: учитель высшей категории И.Н.Дадыкина, МОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ», Верхнеуслонского района РТ.

« Ты и твоя родословная. Первые шаги к исследованию».

В своей школе я провела небольшой социологический опрос, учащимся 5-9 классов было задано несколько вопросов: Из 25 интервьюированных респондентов на вопрос: Интересно ли тебе твое родословие да ответили 25 учащихся. На второй вопрос: Стремишься ли ты узнать что-то о прошлом своей семьи? Да - ответили 25. На третий вопрос. Хранишь ли семейные ценности? Да ответили – 20.Четвёртый вопрос звучал так: Кто-то из твоих родственников занимается вашим родословием? Да - ответили -5.На пятый вопрос: Как ты думаешь, интересно ли изучать своё родословие? Да – ответили- 15 учащихся. Шестой вопрос: Хотели бы вы посетить практическое занятие по родословной. Да ответили -15.

Интерес к своим корням живёт в душе человека. Наша задача, задача педагогов и воспитателей развить этот интерес, не дать ему погаснуть. Изучив своё родословие, человек должен познать своё место в роде и собственную задачу как члена рода. Именно так, на мой взгляд, может осуществляться единство семьи, рода, народа, Родины.

Для тех, кто захотел стать хранителем семейной истории, для тех, кому интересно прошлое своей семьи, я разработала цикл занятий по практической генеалогии « Ты и твоя родословная. Первые шаги к исследованию». Занятия построены с учётом среднего детского возраста и по законам генеалогии. Занятия можно использовать как самостоятельный элективный курс, также как занятия кружка, или на классных часах.

Цель занятий: Формирование нравственной, духовной, социально- ориентированной личности путем приобщения к родоведческой культуре, семейным традициям, летописанию. Пробуждение интереса школьника к своим корням, к прошлому своей семьи.

Задачи : – обучение работе с генеалогическими семейными документами: метрическими, историческими, вещественными, письменными, устными и другими;

– формирование навыка составления своей родословной и умения трансформировать ее в различные таблицы и поколенные росписи.

- вовлечение учащихся в научно- исследовательскую деятельность по изучению своего рода, семьи.

Ожидаемые результаты: Подготовка и оформление самостоятельной исследовательской работы родоведческого характера на Всероссийскую гуманитарно- просветительскую конференцию « История моей семьи- страница многовековой истории Отечества», проходящую ежегодно в г. Казани.

Календарно – тематическое планирование занятий




Тема занятий

Количество теоретических занятий

Модель практического занятия. Домашнее задание

1

Родоведение и родословие или Генеалогия как наука.

1 учебный час.

Сочинение « Своих предков я хочу поблагодарить за….». Подборка пословиц и поговорок о семье.

2

Тайна имени. Понятие о науки ономастике.

1 учебный час.

Провести исследование « Родовые» имена в моей семье.

3

Происхождение фамилий.

1 учебный час

Составить легенду о происхождение своей фамилии ( или фамилий породнившихся семей), используя данные из семейного архива.

4

Твоя родня. Общепринятая терминология кровных и свойственных связей.

1 учебный час.

Составить кроссворд, используя термины родства.

5

Наш семейный архив.

1 учебный час.

Найти в семейном архиве старые документы и описать их. Составить картотеку семейного архива.

6

Как искать сведения о роде в библиотеках и сети Интернет.

1 учебный час.

Посетить ближайшую библиотеку, изучить имеющиеся источники и литературу, которая поможет в родоведение. Заняться поиском родственников , используя « Список сайтов».

7

Государственные архивы первые помощники в генеалогическом поиске

1 учебный час.

Составить генеалогический запрос в архив.

8

Рекомендации по проведению поиска сведений о воинах, не вернувшихся с фронта.

1 учебный час.

Составить анкету – запрос о розыске и установке судьбы военнослужащего по образцу.

9

Как оформить родословие?

1 учебный час.

Составить поколенную роспись своей семьи.

10

Практикум по подготовке и оформлению самостоятельной исследовательской работы родоведческого характера.

1 учебный час.

Начать работу над исследовательской работой.


Примерные планы занятий.
Занятие №1

Тема: Родоведение и родословие или Генеалогия как наука.

Эпиграф занятия; «Родство умей счесть и воздай ему честь». Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя».

Основные цели занятия: - сформировать представление об особой роли генеалогии в решении ряда социокультурных, нравственных, идеологических, демографических и иных задач современного мира.

- сформировать представление об особой роли генеалогии в возрождении духовных ценностей семьи.

- способствовать развитию аналитических умений учащихся, способности к творческому решению задач, социальному и нравственному выбору.

- способствовать существенному повышению мотивации и интереса к обучению за счёт придания результатам образования социально и личностно значимого характера.

Ключевые понятия: род, родоведение ( генеалогия), родословие, родственное чувство, родовая память, преемственность поколений.

План урока



Этап занятия.

Виды учебной деятельности.

Время

Примеч-е.

1

2
3


4

5

Организационный момент.

Проблемная беседа.
Изучение нового материала.

С использованием ИКТ

Рефлексия.

Организация домашнего задания



Ответы учащихся.
Рассказ учителя. Работа учащихся с раздаточным материалом.

Ответы учащихся.

1мин

10

мин.

30

мин.

4 мин.


1мин.





Ход занятия

1 0рганизационный момент.

2 Проблемная беседа. Вопросы учителя. 1. Что обозначает слово род?

(Предполагаемый ответ: возможны слайды на мультимедиа: 1 Род – совокупность людей, живших в разные исторические времена, происходящих от одного предка по мужской линии.)

Задание. Образуйте слова с корнем род. ( родители, родня, родичи, родина, родник, природа, родимый, родоначальник, родственник, рождение, Рождество).

Слова учителя. Сегодня, в начале третьего тысячелетия, наука о родстве переживает в России своё возрождение. Изучением истории своей семьи, рода, фамилии могут заниматься люди разных возрастов. Если вы хоть раз задавали себе вопрос: Кто я? Кто мои предки? Где и откуда мои корни? Ответить на эти вопросы поможет наука о родстве, если вы будите её изучать. Прав был поэт 19 века А.С.Пушкин, записав однажды: « Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Мы с вами не хотим быть дикарями, и Иванами, которые не помнят своего родства? Поэтому Эпиграфом нашего занятия я снова взяла слова А.С. Пушкина «Родство умей счесть и воздай ему честь». Слайд

Вопрос к классу: Как, вы понимаете эти слова? ( Предполагаемый ответ. Нужно научиться изучать, исследовать свой род, семью, сохранять родовую память. Гордиться прошлым своего рода, своих предков, быть достойными своего рода, не повторять ошибок. Знание своего рода, заставляет нас вспоминать о фамильной чести, трудолюбии, с детства учит любить родных, помогать им.)

Слова учителя: Во что бы Вы ни верили, имеет смысл изучить историю своей семьи. Но не просто составить список с фамилиями, именами, отчествами и годами жизни или повесить на стену красивое генеалогическое древо, а изучить ее по-настоящему. Где Ваши предки жили? Чем занимались? Что ели? Что носили? С кем дружили и враждовали? Сколько прожили? Отчего умерли? Стоит съездить в те места, откуда они родом, посмотреть вокруг, зайти в краеведческий музей, чтобы увидеть родные им предметы. Только тогда Вы сможете понять их и себя, обнаружить семейные традиции, которые Вы соблюдаете, не осознавая этого, выявить семейные достоинства и недостатки, понять, почему Вам что-то нравится, а что-то вызывает у Вас бурное раздражение.

Есть та волна в бушующим просторе,

Где души предков – кровь богов моих –

Разделят радость и спасут от горя,

Покуда сам я не забуду их.

Евгений Юшин
3. Рассказ учителя о науки генеалогии: Генеалогия (греч. genealogia - родословная) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей, практическая отрасль знаний, составление родословий. Генеалогия, как знание родства, появилось вместе с человечеством и живет на всех этапах его развития. Без преувеличения первой книгой по генеалогии можно назвать Библию, рассказывающую о происхождении и родстве всех многочисленных народов. Расцвет генеалогии как науки во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма.

4. Вопрос к классу; Мы узнали с вами, что такое родоведение, а что обозначает слово родословие? ( Разница понятий состоит в составе слов в первом слове глагол «вед», что означает ведать. Во втором слове слов, что означает говорить – родословие это рассказ о роде, история рода. Родословие – это последовательный перечень поколений людей одного рода, с определёнными сведениями о каждом из них. Слайд

Человек, который знает, как составить родословие, сохраняет родственное чувство и родовая память, именно через родословие происходит связь поколений.
5. Рефлексия: Зачем Вам генеалогия?

6. Работа с терминами «Общие понятия»

Раздаточный материал. Возможен слайд

Ветвь - линия родства. Колено- разветвление рода, поколение в родословной. Кровное родство - происхождение от одних родителей. Отценачальник - старший в поколении. Поколение - родственники одной степени родства по отношению к общему предку. Потомок - человек, происходящий по рождению из какого-нибудь рода, человек по отношению к своим предкам. Потомство - потомки. Прародители- первая по родословной известная чета, от которой берет начало род. Предок- древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений. Род- ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение. Родители - отец и мать по отношению к детям. Родитель-то же, что и отец. Родительница - то же, что и мать. Родоначальник- первый известный представитель рода, от которого он ведет начало. Родня-родственники. Родословная- перечень поколений одного рода, тоже, что и генеалогия. Родственник - тот, кто находится в родстве с кем-нибудь. Родство - отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших родственников. Свойство - отношение близости между людьми, возникающее не по родству, а из брачного союза (отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов). Свойственник-человек, который состоит в свойстве с кем-нибудь. Семья -группа живущих вместе родственников.

Фамилия - то же, что и род, семья.

7. Домашнее задание: Написать сочинение « Своих предков я хочу поблагодарить за….». Подборка пословиц и поговорок о семье.

8. Ресурсный круг: сделать первые записи в книге « Мой род в истории».
Занятие №2

Тема: Тайна имени. Понятие о науки ономастике.

Основные цели занятия: Разъяснить родоведческие понятия имя, отчество, тёзка, ономастика. Изучить особенности исторических и лингвистических процессов формирования имён в обществе. Исследовать родовые имена в своей семье. Способствовать развитию аналитического мышления учащихся.

Ключевые понятия: имя, отчество, ономастика, тезка.

План занятия



Этап занятия.

Вид учебный деятельности.

Время

Примечание

1
2
3


4


5

Организационный момент.

Проблемная беседа.
Изучение нового материала.

С использованием ИКТ
Практическая работа.

Организация домашнего задания




Ответы учащихся.
Рассказ учителя. Работа учащихся с раздаточным материалом.

Ответы учащихся.

1мин
10

мин.

25

мин.

8 мин.


1мин






Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Проблемная беседа. Мы живём в мире имён. Имена, призванные называть, а не означать, могут быть чрезвычайно значимы. Вопрос: Что вы знаете о своём имени? Почему тебя так назвали? Образуйте от своего имени различные имена. Например: Слайд

Маруся Машута Маня

Муся



Мура Мария Мери

Маша Муся Мара

3. Работа с раздаточным материалом: Например: стихотворение Юрия Благова. Возможен слайд

Дед, стараясь для внучка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий, Муций, Свен, Орест.

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

- Назовём посовременней-

Гелей, Атом, Космодром..

Дочь захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.

Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой, Сысой, Кузьма, Фома..

Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

4.Задание к классу: Выпиши из текста имена. Как ты считаешь, нравятся ли эти имена самому поэту? Чем эти имена отличаются от имён ребят твоего класса?

5. Вопрос к классу: Что такое святцы слышали ли вы такое слово?

6. Запись в тетрадь: Святцы - список христианских святых и праздников, расположенных в календарном порядке. Возможен Слайд

Святцы содержали имена, многие из которых забыты. О процессе наречения младенцев по святцам рассказал поэт Ю. Ливеровский: « Был в старину такой обычай: несли младенца в церковь. Там, в страницы святцев,тыча, священник имена давал по дням. Коль ты родился в день Ефима, то назван именем таким. Но если в день Иеронима, то- хошь- не хошь – Иреоним».

7. Рассказ учителя: Традиции, связанные с выбором и присвоением имён, «путешествия» отдельных имён, историю возникновения и употребления имён изучает наука «ономастика». Возможен слайд.

8. Вопрос к классу: Как вы думаете, ребята, зачем нужна наука ономастика?

9. Объяснение учителя: при составление родословий часто приходится, сталкивается с сохранившимися в памяти родственников сокращенными именами, и разгадывать полное имя при этом бывает довольно трудно. Можно, обратится, к словарям и книгам по ономастике. Вот, например имя Фея. Вы определите сразу, какое это имя? Оказывается, Анфия. И таких случаев очень много.

10. Вопрос к классу: Если у тебя в классе тёзка? ( Работа в тетрадях. Запись определения.

10. Практическая работа со словарями личных имён.

11. Домашнее задание: Провести исследование « Родовые» имена в моей семье.

.

Занятие №3

  1   2   3

Похожие:

Занятий iconОбразец заявления об изменении расписания занятий
В связи с командировками в филиал университета (г. Борисоглебск) прошу Вас разрешить перенос занятий по иностранному языку у студентов...

Занятий iconИнструкция по пожарной безопасности в мбоу сош №8 г. Туапсе 3
Расписание учебных занятий, факультативных занятий, внеурочной деятельности обучающихся

Занятий iconМетодические указания к выполнению практических занятий ен. 02 «Информатика»...
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений, программой учебной дисциплины предусмотрено проведение практических...

Занятий iconУпражнения для студентов направления подготовки
Учебно-методическое пособие предназначено для закрепления теоретических знаний, полученных студентами во время лекционных занятий...

Занятий iconМетодические рекомендации по ведению журналов учета занятий кружковой работы р. М. Ирошникова
Журнал учета занятий учебных групп и коллективов является нормативным финансовым документом

Занятий iconМетодические рекомендации по ведению журналов учета занятий кружковой работы р. М. Ирошникова
Журнал учета занятий учебных групп и коллективов является нормативным финансовым документом

Занятий iconРасписание занятий составляется заместителем директора по учебно-воспитательной...
Школьный,1, Х. Новодербеновский Суровикинского района Волгоградской области

Занятий iconО свободном посещении занятий студентами очной формы обучения
На факультетах университета существует практика предоставления студентам свободного посещения учебных занятий. С целью упорядочения...

Занятий iconМетодические рекомендации по ведению журнала учебных занятий Великий Новгород
Одной из форм учета работы образовательного учреждения среднего профессионального образования является журнал учебных занятий

Занятий iconРасписание учебных занятий составляется заместителем директора по...
Настоящий документ разработан в соответствии с Конституцией рф, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск