Утверждены
Приказом Министерства регионального
развития Российской Федерации и
Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
от 26 мая 2006 г. № 58 / 403
Методические рекомендации
по применению Правил предоставления субсидий
на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Общие положения
Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761.1
Настоящие Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с:
Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Постановление) и утвержденными им Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила);
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Рекомендации разработаны для оказания методической помощи:
органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным устанавливать размеры региональных стандартов (см. часть 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса, пункт 21 Правил, раздел Х Рекомендаций), финансировать расходы на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии)2;
органам местного самоуправления, имеющим право устанавливать размеры местных стандартов (см. часть 11 статьи 159 Жилищного кодекса, пункт 31 Правил) и обязанным финансировать возникающие в связи с этим дополнительные расходы, связанные с предоставлением субсидий, за счет средств местного бюджета;
органам местного самоуправления, органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а в случаях, указанных в разделе VII Правил федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, уполномоченным устанавливать в соответствии с пунктами 53 и 71 Правил порядок перечисления (выплаты, вручения) гражданам субсидии (далее – Порядок перечисления);
уполномоченным органам, предоставляющим гражданам субсидии и обеспечивающим их перечисление (выплату, вручение) гражданам в соответствии с Порядком перечисления. В соответствии с пунктом 7 Правил уполномоченными органами являются: органы местного самоуправления или управомоченные ими муниципальные учреждения, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;
органам местного самоуправления, органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, осуществляющим обеспечение предоставления субсидий в соответствии с утвержденным ими порядком финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий.
К функциям уполномоченных органов по организации предоставления субсидий и по расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг относятся:
прием заявлений граждан о предоставлении субсидии с приложением необходимых документов;
консультирование граждан по вопросам предоставления субсидий;
определение полноты и достоверности представленных гражданами документов;
установление права гражданина (заявителя) и совместно с ним проживающих членов его семьи на субсидию в соответствии с условиями предоставления субсидий;
определение состава семьи получателя субсидии;
учет доходов, расчет совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, среднедушевого дохода семьи;
расчет прожиточного минимума семьи;
определение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приходящихся на граждан, соответствующих условиям предоставления субсидий;
расчет размера субсидии;
принятие решения о предоставлении гражданину (заявителю) субсидии или отказе в ее предоставлении и доведение принятого решения до граждан;
формирование в отношении каждого заявителя дела, включающего документы, необходимые для принятия решения;
организация перечисления субсидии гражданину (заявителю, получателю субсидии) на его банковский счет или доставку иным способом в соответствии с Порядком перечисления;
перерасчет размеров субсидий при изменении региональных и/или местных стандартов, значений действующих в субъекте Российской Федерации прожиточных минимумов социально-демографических групп, а также условий и порядка предоставления субсидий, установленных Жилищным кодексом и Правилами;
перерасчет размеров субсидий при возникновении в семьях заявителей документально подтвержденных обстоятельств, влияющих на условия предоставления субсидий и размер субсидий;
контроль своевременности и полноты оплаты получателями субсидий жилого помещения и/или коммунальных услуг;
выяснение причин несвоевременной и (или) неполной оплаты гражданином (заявителем) жилого помещения и коммунальных услуг;
принятие и реализация решений о приостановлении и (или) прекращении предоставления субсидий;
проверка при необходимости представленных заявителем сведений и документов;
сравнение размеров предоставленной субсидий с фактическими платежами семьи за жилое помещение и коммунальные услуги (ежемесячно или по окончании периода предоставления субсидии) и уменьшение субсидии до фактических платежей в случае превышения субсидии над платежами;
организация возврата необоснованно полученных гражданами средств субсидий.
Должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за распространение или незаконное использование конфиденциальной информации, ставшей известной им в связи с решением вопросов о предоставлении субсидий. Защита информации о гражданах (конфиденциальной информации, персональных данных) должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (статьи 1, 11, 20 и 21).
Ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) установлена статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется:
создавать региональные экспертные комиссии, в состав которых входят руководители и/или главные специалисты уполномоченных органов отдельных муниципальных образований, с целью разработки алгоритмов для решения сложных вопросов, возникающих в практической деятельности уполномоченных органов при определении прав граждан на субсидию, исчислении совокупного дохода семьи и расчете субсидий;
распространять рекомендации экспертных комиссий среди всех уполномоченных органов, действующих на территории субъекта Российской Федерации.
Рекомендации экспертных комиссий не относятся к нормативным регулирующим актам и носят методический характер.
Условия предоставления гражданам субсидий
Субсидия предоставляется гражданину (заявителю) при одновременном его соответствии следующим условиям:
наличие гражданства Российской Федерации или распространение на иностранного гражданина соответствующего международного договора Российской Федерации;
наличие основания пользования заявителем жилым помещением в соответствии с пунктами 3 и 5 Правил;
наличие регистрационного учета (регистрации) по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией;
отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключение и (или) выполнение гражданами соглашений по ее погашению;
превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исчисленных исходя из соответствующего регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, над суммой, эквивалентной максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В соответствии с пунктом 1 Правил субсидия предоставляется заявителю, являющемуся гражданином:
Российской Федерации;
иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации3.
Если гражданин-заявитель соответствует условиям пункта 1 Правил (см. пункты 8.1 и 8.2. Рекомендаций), а кто-либо из членов его семьи не соответствует им, то субсидия предоставляется гражданину-заявителю с учетом только тех членов семьи, которые соответствуют указанным условиям.
Если гражданин-заявитель не соответствует условиям пункту 1 Правил (см. пункты 8.1 и 8.2. Рекомендаций), то ни он, ни члены его семьи, независимо от их соответствия указанным условиям, не имеют права на субсидию.
Лица без гражданства, в том числе имеющие вид на жительство, не имеют права на субсидию в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и утвержденными Правилами.
Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Пользователем жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде является лицо, пользующееся указанным жилым помещением в качестве:
нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма или договору найма специализированного жилого помещения (в том числе служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии, жилого помещения маневренного фонда, жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения, жилого помещения фонда вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами) или лица из состава его семьи;
ссудополучателя по договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан4 или лица из состава его семьи;
бывшего члена семьи указанного в пунктах 13.1 – 13.3 Рекомендаций нанимателя или ссудополучателя.
Не имеют права на субсидию иные категории граждан, в том числе:
ссудополучатели по договору безвозмездного пользования жилым помещением частного жилищного фонда;
отказополучатели, которым право пользования жилым помещением частного жилищного фонда предоставлено по завещательному отказу;
получатели ренты, проживающие в жилом помещении частного жилищного фонда на основании договора пожизненного содержания с иждивением;
поднаниматели жилого помещения государственного, муниципального или частного жилищного фонда, проживающие по договору поднайма;
временные жильцы в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.
Если гражданин заявляет одно основание пользования жилым помещением, а фактически проживает по другому основанию, не дающему ему право на субсидию, то уполномоченный орган при наличии документально подтвержденных сведений, отказывает в предоставлении (прекращает выплату) субсидии на основе представления гражданином заведомо недостоверных сведений.
В функции уполномоченных органов не входит установление правовых оснований владения и пользования гражданами жилыми помещениями, а только прием и проверка документов, подтверждающих эти основания.
В случае, если в семье есть несколько членов, соответствующих всем условиям предоставления субсидий, указанным в пунктах 1 - 6 Правил (см. раздел II Рекомендаций), заявителем на субсидию может быть любой из них.
Определение прав на субсидии граждан, проживающих в коммунальной квартире по самостоятельным основаниям и являющимися членами различных семей, а также расчет размера их субсидий, производятся раздельно.
Если граждане, не относящиеся к членам одной семьи, определяемым в соответствии с пунктом 18 Правил, проживают в одном жилом помещении по разным основаниям (например, собственники, наниматели, поднаниматели и др., указанные в пунктах 3 и 5 Правил), то определение их прав на субсидии и расчет размера субсидий производятся раздельно.
При выяснении и оценке оснований пользования гражданами жилыми помещениями необходимо учитывать требования Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что договор найма жилого помещения заключается в письменной форме (ст. 674) на срок, не превышающий 5 лет (ст. 683). При этом сведения о гражданах, постоянно проживающих в жилом помещении вместе с нанимателем должны быть указаны в договоре найма (ст. 677 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом в договоре найма размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон (ст. 682 Гражданского кодекса).
При оценке документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством договор найма не может быть заключен между:
супругами, поскольку доходы обоих являются их общим имуществом (ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации), за исключением случаев, когда брачным договором установлено иное (ст. 42 Семейного кодекса Российской Федерации);
родителями и несовершеннолетними детьми, поскольку родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации);
опекуном, попечителем, а также их супругами и близкими родственниками и опекаемым, поскольку они не вправе совершать сделки с подопечным (ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку граждане, проходящие военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; осужденные к лишению свободы; признанные безвестно отсутствующими; умершие или объявленные умершими снимаются с регистрационного учета по месту жительства,5 а граждане, находящиеся на принудительном лечении по решению суда не могут обратиться в уполномоченные органы с заявлением о получении субсидий в соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса устанавливается особенный порядок предоставления субсидий членам их семей. В случаях, когда наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят вооруженную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуждены к лишению свободы; признаны безвестно отсутствующими; умерли или объявлены умершими; находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам семьи указанных граждан при условии, что они продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.
Вместо граждан, указанных в пунктах 3 и 5 Правил (см. пункты 12 и 22 Рекомендаций), обращаться за субсидией могут:
уполномоченные ими лица на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации6;
законные представители несовершеннолетних детей или недееспособных граждан (родители, усыновители, опекуны, попечители).
Субсидия предоставляется по месту постоянного жительства заявителя. Подтверждением места постоянного жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 во исполнение закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Гражданин, пользующийся несколькими жилыми помещениями по основаниям, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, может претендовать на субсидию для оплаты того жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.
При расчете субсидии недопустимо исключение из состава семьи заявителя ее членов, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении, которые временно проживают в другом жилом помещении в том же или в другом населенном пункте и зарегистрированы в нем по месту пребывания.
По месту временного пребывания граждан субсидии не предоставляются.
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Граждане считаются имеющими задолженность по оплате жилых помещений и коммунальные услуг (должниками) при условии, что они на момент обращения с заявлением о получении субсидии не полностью внесли плату жилые помещения и коммунальные услуги:
за истекший и/или предшествующие ему прожитые месяцы - при обращении с заявлением с десятого числа по последнее число текущего месяца;
за месяц предшествующий истекшему и/или более ранние прожитые месяцы - при обращении с заявлением с первого до десятого числа текущего месяца.
Если договором управления многоквартирным домом установлен срок внесения плату за жилые помещения и коммунальные услуги, отличающийся от срока, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса, то граждане считаются имеющими задолженность по оплате жилых помещений и коммунальные услуг (должниками) при условии, что они не полностью внесли плату жилые помещения и коммунальные услуги за те месяцы, срок оплаты которых в соответствии с договором управления истек на момент обращения с заявлением о получении субсидии.
Граждане, имеющие задолженность по всем или некоторым видам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, вправе обратиться за субсидией только после погашения задолженности или заключения соглашения с кредиторами о ее погашении:
управляющей организацией - при управлении многоквартирным домом управляющей организацией;
с органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива - при управлении многоквартирным домом соответствующей организацией;
с жилищно-эксплуатационными, ремонтно-строительными, специализированными, ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими на основании договоров соответствующие виды деятельности – при непосредственном управлении многоквартирным домом или при проживании в жилом доме.
Заключение указанных соглашений не входит в полномочия уполномоченных органов.
Если гражданин на момент предоставления субсидии не имел задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а в период предоставления субсидии в результате проведенных перерасчетов за прошлые периоды выявилась задолженность, образованная не по вине гражданина (например, вследствие счетной ошибки или применения неверных цен и тарифов), то погашение такой задолженности при предоставлении субсидий уполномоченный орган не учитывает.
|