Доклад к конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении в России и Республике Бурятия»


Скачать 167.08 Kb.
НазваниеДоклад к конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении в России и Республике Бурятия»
ТипДоклад
filling-form.ru > Договоры > Доклад


Доклад

к конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении в России и Республике Бурятия» на тему:

«Изменение законодательства в сфере земельных и имущественных отношений применительно к полномочиям органов местного самоуправления»
Слайд 2
В конце июня 2014 года Президент РФ Путин В.В. подписал закон "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" (№ 171-ФЗ "от 23.06.2014 г.), который вступит в силу с 1 марта 2015 года.

Внесенные поправки ведут к крупнейшей за последние 14 лет земельной реформе в стране.

Новый закон регулирует вопросы возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки, обеспечивает прозрачность действия и равный доступ к земельным ресурсам, сокращает избыточные административные процедуры, устанавливает ограниченное число случаев предоставления земельных участков без проведения торгов.

Кроме того, данный Закон направлен на создание стимулов для муниципалитетов к завершению разработки правил землепользования и застройки. Поселения, утвердившие такие документы, получат полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в границах поселений, с одновременным прекращением таких полномочий у муниципальных районов.

По информации Минстроя РБ в настоящее время во всех муниципальных образованиях Республики Бурятия утверждены правила землепользования и застройки. Таким образом, с 1 марта 2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в границах поселений, перейдет городским и сельским поселениям.

При этом необходимо отметить, что основная часть территории земель, не вовлеченных в оборот, не разграничена, тем самым основной пласт работы по предоставлению земельных участков перейдет к поселениям.

В этой связи хочу освятить новые положения земельного законодательства, которые с 1 марта 2015 года будут реализовываться органами местного самоуправления.
Слайд 3
Так, выделим основные нововведения

•Установление нового порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

•Определение особенностей приобретения указанными лицами земельных участков на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.

•Регулирование отношений в области установления сервитутов, перераспределения земель, передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ.

•Возможность использования гражданами и юридическими лицами земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков.

•Уточнение правовых норм, определяющих понятие "земельный участок", устанавливающих порядок образования земельных участков, содержание вещных и иных прав на земельные участки, виды и условия сделок с земельными участками.

•Внесение новой статьи в Гражданский кодекс РФ, предусматривающей отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

•Приведение Лесного кодекса, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", ряда других федеральных законов в соответствие с изменениями, внесенными федеральным законом в Земельный кодекс.
Закон направлен на создание возможностей для людей более эффективного распоряжения своими наделами - продавать, сдавать в аренду, закладывать и передавать в залог.

Слайд 4
Так, законом предоставлена возможность получения от органов местного самоуправления некоторыми категориями граждан земли без аукционов. Касается это, прежде всего, льготников, нуждающихся в земельных наделах для строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства.

Кто относится к льготникам? - Например, специалисты в малонаселенных местностях. Понятно, что продавать участки с торгов в глубинках - занятие бессмысленное. На эти торги просто никто не придёт. А специалистов нужно привлекать – учителей, врачей, агрономов, ветеринаров, фермеров и других, - тех, кого не хватает на селе. Не забыты и многодетные семьи 3-мя и более детьми.

По новому закону, льготники смогут получать земельные участки в безвозмездное пользование, а по истечении 6 лет - в собственность, причём, начальная цена участков будет устанавливаться из кадастровой стоимости.

Для обеспечения льготников жильем и заведения ими личного подсобного хозяйства муниципалитеты получили право бесплатно предоставлять земельные участки.

Перечень таких территорий и категорий граждан, нужных профессий будет устанавливаться отдельно республиканским законодательством.

Получить землю без торгов смогут и юридические лица, если они будут строить социально важные объекты - дороги, коммуникации, детские сады, больницы, спортивные площадки, или же такие специфические сооружения, как электростанции, гидротехнические объекты, промышленные предприятия.

Также предусмотрена возможность предоставления земельных участков без торгов юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

Максимальное время, необходимое для предоставления земельного участка без торгов, сократится для них с нынешних 3-х лет до 3-х месяцев.

Новый закон облегчил процедуру передачи земли для предпринимателей, владельцев киосков, ларьков и магазинов "на колесах", владельцев рекламных конструкций. Они будут освобождены от обязательного заключения договоров аренды на земельные участки.
Слайд 5
С 1 марта 2015 г. Правительством РФ будет установлен порядок выдачи разрешений на использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме переданных гражданам или юрлицам.

Такое разрешение может быть выдано муниципалитетом в определенных целях, например, для проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта. Исчерпывающий перечень таких целей установлен Законом.

Чтобы получить названное разрешение, заинтересованное лицо должно будет обратиться с заявлением в орган местного самоуправления, который распоряжается соответствующими публичными землями.

Если используемый земельный участок будет предоставлен гражданину или юрлицу, то действие разрешения прекращается. Об этом муниципалитет уведомляет лицо, получившее разрешение, в течение пяти дней со дня принятия данного решения.
Слайд 6
171-ФЗ предлагает пустить в оборот огромное количество пустующих земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет в более простом порядке предоставлять их под массовую застройку гражданам как для садово-дачных нужд, так и под строительство собственного дома.

Толчком к такому решению послужили, в частности, малорезультативные итоги “дачной амнистии”, когда большинство участков так и остались не приватизированными, поскольку многие из них оказались вне действия указанной “амнистии”, распространившей свои правила только на участки, предоставленные до 1998 года.

Введённые поправки в Земельный кодекс позволят муниципалитету теперь оформить в свою собственность садовые земельные участки, предоставленные до 2001 года.

Иными словами, граждане, владеющие земельными участками на основании советских нормативных актов, избавятся от судебных процедур по их оформлению в собственность.

Таким же порядком может решаться и проблема заброшенных участков в садоводствах, когда кто-то когда-то получил участок, но потом ни этой землей, ни ее оформлением в собственность не занимался. Получить или даже купить такую землю желающих достаточно.

И если ранее порядок получения земли не был установлен, новый закон позволяет решить вопрос - вступайте в товарищество и заручайтесь поддержкой общего собрания.

Таким образом, для оформления наделов, приведённых в качестве примера, нужно заручиться решением общего собрания садоводства и с ним обратиться в орган местного самоуправления.

Такой порядок действует только до 31 декабря 2020 года.

Слайд 7
Новый закон предоставил возможность и беспроблемного, но за плату, оформления органом местного самоуправления так называемых прирезок к дачным и садовым участкам, участкам под жилыми домами.

Следует, тем не менее понимать, что эти куски не должны быть землёй общего пользования или, тем более, участком соседа.

Выкупить землю будет выгодно: цена на неё будет значительно ниже рыночной.
Слайд 8

Согласно 171-му федеральному закону землю нужного назначения теперь можно купить не только у других собственников или застройщиков, но и непосредственно у муниципалитета.

Администрации сельских и городских поселений обязаны представлять на своих официальных сайтах и на публичной кадастровой карте, которую каждый желающий может увидеть в интернете на сайте Росреестра, сведения об продаваемых участках.

Если участок подходит по своим параметрам, устраивает заинтересованное лицо предполагаемая стоимость, останется лишь подать заявку.

Далее местные власти должны делают в прессе и на своём сайте в интернете объявление о том, что, в соответствии с данной заявкой, участок выставлен на продажу.

Если других желающих на этот участок не будет, участок предоставляется заявителю.

Если же появятся другие претенденты, проводятся торги.

Отказать в продаже участка, если он действительно свободен, администрация уже не имеет права.

Всё это касается и потенциальных садоводов-дачников, которые могут стать индивидуалами, без вступления в садовое или дачное товарищество. Они могут приобрести землю у местной администрации.

Обязательность публичного предоставления местными властями сведений о свободных участках и запрет для них на отказ в предоставлении участков предполагает законом резкое сокращение возможностей коррупционных деяний.

Слайд 9
В случае если участок не сформирован.

В распространённых ситуациях, когда участок не сформирован и нет утвержденного проекта межевания территории, заявитель за свой счёт разрабатывает схему его расположения на кадастровом плане, которую органы уполномоченные на распоряжение земельными участками должны согласовать в течение 30 дней. Это - прямая норма нового закона.

А далее, как уже было сказано выше, муниципалитет обязан объявить о готовящейся продаже и, при наличии хотя бы двух претендентов, провести торги. Начальной ценой будет кадастровая стоимость участка.

Граждане, которые претендуют на участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства (ЛПХ), будут тратиться на кадастровые работы уже после того, как власти проведут предварительную публикацию и убедятся в отсутствии других претендентов на участок.

Для юридических лиц такой риск существует, но он несопоставим с полной невозможностью подойти к торгам, как это происходит сегодня.


Слайд 10

Что касается порядка предоставления муниципальной земли.

В этом вопросе предусмотрены весьма существенные перемены.

Сейчас система распределения земельных ресурсов обременена излишними согласованиями и тянется слишком долго, иногда до трех лет, непрозрачна, во многом противоречива.

Существующая ситуация известна многим:

•вопрос о том, выставлять свободный муниципальный участок на продажу или нет, решается произвольно местными властями,

•нет исчерпывающего перечня причин для отказа в предоставлении участка,

•нет установленных сроков для принятия органами власти необходимых решений,

•определены только сроки кадастрового учета и регистрации права собственности.

•всё остальное - на усмотрение чиновников.

•потенциальные покупатели земли поставлены в положение просителей, вынужденных "договариваться" с местной властью.

Новый закон детально прописал процедуру прямого действия, с конкретными и достаточно краткими сроками их выполнения - они не должны превышать трех месяцев.

В новом законе чётко сформулированы особенности земельных аукционов, на которые муниципальные власти будут обязаны выставлять свободные земельные участки по заявлениям физических лиц. Единственная поправка - если на эти земли не претендуют крупные застройщики, которые намерены заниматься комплексным развитием территорий.
Слайд 11
Что касается аренды земли

171-фз установлена норма, согласно которой у арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не будет преимущественного права на заключение договора аренды такого земельного участка на новый срок без проведения торгов.

На сегодняшний день подобный запрет в земельном законодательстве отсутствует. В силу п. 3 ст. 22 ЗК РФ по общему правилу по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды.

Данный запрет, в частности, не будет распространяться на ситуации, когда земельный участок предоставлен физлицу или юрлицу в аренду без проведения торгов (за некоторыми исключениями). Однако арендатору необходимо соблюсти ряд условий, чтобы пролонгировать договор аренды. Например, заявление о заключении нового договора аренды нужно подать до дня истечения срока действия заключенного договора.

Актуальность нового запрета связана с тем, что с 1 марта 2015 г. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, можно будет арендовать по общему правилу только по результатам аукциона. Вместе с тем прямо предусмотрены случаи, когда договор аренды участка из публичных земель заключается без проведения торгов. В настоящее время договоры аренды государственного или муниципального земельного участка по общему правилу могут заключаться по результатам проведения как аукционов, так и конкурсов (ст. 38 ЗК РФ).

По смыслу п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ в редакции рассматриваемого Закона вводимый запрет будет действовать и в отношении заключения на новый срок договоров аренды земельных участков, переданных в аренду до 1 марта 2015 г.

Также законом предусмотрены последствия прекращения заключенного по результатам аукциона договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Они коснутся арендаторов, осуществляющих строительство на таких земельных участках. Бывший арендодатель (орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельным участком) будет вправе обратиться в суд с требованием о принудительной продаже с публичных торгов объекта незавершенного строительства, находящегося на участке. Начальная цена объекта будет определяться исходя из его рыночной стоимости. Если публичные торги признают несостоявшимися, в течение двух месяцев объект может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность. Средства, полученные от продажи с публичных торгов либо в результате приобретения объекта в государственную или муниципальную собственность, будут выплачены его бывшему собственнику. Расходы на подготовку и проведение публичных торгов будут удержаны из указанной суммы.

Необходимо отметить, что Закон вступает в силу 1 марта 2015 года

До этого времени будут разработаны ряд подзаконных нормативных актов правительства РФ, синхронизированы принятые федеральные акты с рядом ведомственных, а также региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами, а органы местного самоуправления должны подготовится к реализации полномочий.
Слайд 12
Кроме того, двадцать первого июля текущего года принят Федеральный закон № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон), который принят в целях совершенствования государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля, общественного земельного контроля.

В соответствии с данным законом Правительством Российской Федерации и уполномоченными им органами должны быть приняты ряд актов с учетом новых поправок:

- об установлении порядка взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль;

- об установлении порядка проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений;

- об установлении порядка осуществления государственного мониторинга земель;

- об установлении формы предписаний об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации.

В свою очередь за субъектами Российской Федерации закрепили полномочия по установлению порядка осуществления земельного контроля.

В целях реализации данного закона Минимуществом РБ планируется законодательно закрепить полномочия по установлению данного порядка за Правительством Республики Бурятия после чего внести соответствующий проект постановления на рассмотрение в Правительство республики.

Что касается муниципалитетов, то после установления Правительством РБ порядка осуществления муниципального земельного контроля, органы местного самоуправления обязаны принять в соответствии с земельным законодательством и указанным порядком свои муниципальные акты. Данные обязательства предписаны в новой редакции ст. 72 Земельного кодекса РФ.
Слайд 13
В области имущественных вопросов хотелось бы отметить, что с 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 04.10.2014 №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»», которые наделяют субъекты Российской Федерации установление законами некоторых положений.

Данный закон направлен на создание налоговых условий для формирования рынка доступного жилья. Основная цель законопроектаустановить местный имущественный налог на недвижимость и определить порядок введения этого налога.

Так, Налоговый кодекс РФ дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц», предусматривающей переход исчисления налога с кадастровой стоимости имущества. При этом кадастровая стоимость приближена к рыночной стоимости имущества в отличие от инвентаризационной стоимости, с которой в настоящее время исчисляется налог.

Уплачивать налог будет необходимо в отношении жилых домов и жилых помещений, гаражей (машино-мест), единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства, а также иных зданий, строений и сооружений.
Слайд 14
Положениями закона также предусматривается, в частности:

постепенный переход на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости объекта с полной отменой использования инвентаризационной стоимости с 2020 года;

применение налогового вычета - уменьшение кадастровой стоимости общей площади объекта на определенную величину. Например в отношении квартиры - в размере стоимости 20 кв. м, комнаты - 10 кв. м, жилого дома - 50 кв. м, единого комплекса - 1 млн рублей. Представительным органам власти предоставляется право увеличивать размеры указанных налоговых вычетов;

применение основной ставки налога в размере 0,1 процента к кадастровой стоимости объекта. 2 процента будут применяться в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и т.п., принадлежащих физическим лицам.

смягчение налоговой нагрузки на первые четыре года после введения налога посредством применения ежегодных понижающих коэффициентов, величина которых будет постепенно увеличиваться к концу этого периода;

определение льготных категорий налогоплательщиков и объектов налогообложения.

Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.

При этом необходимо отметить, что кроме всего прочего данный закон наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению единой даты начала применения на территории этого субъекта порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года. При этом законодательный акт должен быть принят до 20 ноября 2014 года.

По информации налогового органа в связи с введением данного порядка налоговая база по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости в отношении только жилья увеличиться в 1,5 – 2 раза без учета применения налоговых вычетов, что позволит дополнительно исчислить за 2015 год порядка 100 млн. рублей налогов по минимальной ставке 0,1%. При этом, предполагаемый объем поступлений налогов в ряде муниципальных образовании, где преобладает доля малогабаритного жилья, может значительно снизиться за счет применения налоговых вычетов (налоговая база в отношении одной квартиры уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 кв.м., в отношении одной комнаты – стоимости 10 кв.м., в отношении одного жилого дома – стоимости 50 кв.м.).

Кроме того, необходимо отметить, что в связи с вступившим в силу с 1 апреля 2012 года на территории Республики Бурятия приказа Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 № 577 «О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства» вновь возводимые объекты недвижимости регистрируются на основании технических планов, в которых информация об инвентаризационной стоимости отсутствует. При этом в отношении данных объектов определялась их кадастровая стоимость.

Учитывая, что Закон «О налогах на имущество физических лиц» предусматривал определение налогооблагаемой базы от инвентаризационной стоимости, в отношении вводимых с 1 апреля 2012 года объектов капитального строительства не исчислялся налог на имущество физических лиц.

Не исчислялся налог и в отношении садовых, дачных домиков площадью больше 50 кв.м. в связи с вступлением «дачной амнистии», предусматривающую регистрацию прав на данные объекты на основании декларации, в которой также отсутствовала информация об инвентаризационной стоимости. Кадастровая стоимость также определялась.

Согласно данных Минрегиона России (эффективность глав) по воду жилья в эксплуатацию было установлено, что за период с 2012 по 2014 составляет ориентировочно 8 тыс. объектов недвижимого имущества.

Таким образом, с учетом наличия кадастровой стоимости на указанные объекты налогооблагаемая база по налогу на имущество физических лиц должна увеличиться.

Тем самым, выпадающие доходы от налога на имущество физических лиц в отношении объектов, площадь которых меньше предельных размеров, покроется доходами от указанного налога за счет данных объектов.

Кроме того, пополнение доходов поселений планируется за счет увеличения земельного налога в отношении земель промышленности и иного специального назначения, а также земель особо охраняемых территорий и объектов, по которым с 01.01.2015 года вступит в силу новая кадастровая оценка.
Слайд 15
В свою очередь всеми муниципальными образованиями должны быть приняты нормативные правовые акты об установлении налога на имущество физических лиц и опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года независимо от того, каким образом будет определяться налоговая база: исходя из инвентаризационной или кадастровой стоимости.

Модельные муниципальные правовые акты с рекомендациями будут доведены до муниципальных образований после рассмотрения вышеуказанного законопроекта на сессии Народного Хурала Республики Бурятия 5 ноября 2014 года.


Похожие:

Доклад к конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении в России и Республике Бурятия» iconРешение 27 февраля 2014г. №6/46-7 пгт. Ялта о внесении изменений...
В соответствии с ст. 12 Земельного Кодекса Украины, п. 34 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», рассмотрев...

Доклад к конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении в России и Республике Бурятия» iconОб утверждении инвестиционной стратегии развития
Фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Чеченской Республики от 24 мая 2010 года...

Доклад к конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении в России и Республике Бурятия» iconА. Д. Пивоварова Председатель Общественного совета при Управлении...
Уважаемые коллеги! Мой доклад будет посвящен проблемам функционирования института кадастровых инженеров в Республики Бурятия

Доклад к конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении в России и Республике Бурятия» iconРеспублике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия...
Методические рекомендации подготовлены под руководством Уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия Т. Е. Вежевич, доктора...

Доклад к конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении в России и Республике Бурятия» iconДоклад «Отношения России и Европейского союза: современная ситуация...
Доклад подготовлен на основе ситуационного анализа, организованного в 21 января 2005 г. Институтом Европы ран, журналом «Россия в...

Доклад к конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении в России и Республике Бурятия» iconМеждународная научная заочная конференция «Современная техника и...
России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Форма проведения Конференции – заочная, очного участия не предусмотрено. Рабочий язык Конференции...

Доклад к конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении в России и Республике Бурятия» iconВыписка из решения
Земельного кодекса Украины, Законом Украины «О землеустройстве», ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» поселковый...

Доклад к конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении в России и Республике Бурятия» iconРеспублики Бурятия Буряад Республикын h унгуулиин комиссиин тогтоол
В соответствии с пунктом 17 статьи 39 Закона Республики Бурятия «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования...

Доклад к конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении в России и Республике Бурятия» iconРеспублики Бурятия Буряад Республикын h унгуулиин комиссиин тогтоол проект
В соответствии с пунктом 17 статьи 39 Закона Республики Бурятия «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования...

Доклад к конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении в России и Республике Бурятия» iconО реализации требований Законов Украины «О доступе к публичной информации»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск