Конспект лекций для студентов магистратуры, направление «Финансовый менеджмент»


НазваниеКонспект лекций для студентов магистратуры, направление «Финансовый менеджмент»
страница1/48
ТипКонспект
filling-form.ru > Договоры > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48




Конспект лекций для студентов магистратуры,

направление «Финансовый менеджмент», «Финансы и кредит»

Информационные технологии в экономической науке и практике

Авторы: проф.Ясенев В.Н.,

2017

Введение

Современный этап информатизации связан с использованием компьютерной техники и систем телекоммуникаций во всех социально - значимых сферах деятельности людей. Возрастает потребность в разработке и применении эффективных решений в сфере экономики, информационных технологий для получения новых знаний.

Необходимость подготовки нового издания курса «Информационные технологии в экономической науке и практике» обусловлена тремя факторами. Первый – переход вузов страны на трехуровневую подготовку специалистов по направлению «Экономика» в рамках бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Второй – по названным направлениям приказом Министерства образования и науки Российской Федерации подготовлены и утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в которых определены виды и задачи профессиональной подготовки и деятельности бакалавров и магистров. Третий фактор – интенсивное развитие и широкое внедрение информатизации в дистанционное образование в рамках электронного управляемого курса, реализуемого многими университетами страны.

Сделанный в новых образовательных стандартах акцент на подготовку экономистов, умеющих самостоятельно и результативно работать в информационно-коммуникационной среде, требует от студентов компетентных знаний методики и практики функционирования автоматизированных информационных систем (АИС), использования информационных технологий для решения процесса накопления и хранения информационных ресурсов, использования электронного документооборота для информационного обмена, в сложных корпоративных системах, в процессах внешнего информационного взаимодействия с информационными потоками глобальной сети Интернет.

Дисциплина «Информационные технологии в экономической науке и практике» изучается магистрами всех профилей экономики и финансов в целях приобретения базовых теоретических и практических сведений при решении экономических и управленческих задач, т.е. умения целенаправленно работать с экономической информацией, используя для ее преобразования компьютерную информационную технологию и соответствующие ей технические и программные средства. Основной акцент делается на основы информационной культуры, изучение состояния и тенденций развития технической базы информационной технологии, применение готовых программных средств, обеспечение информационной безопасности в экономической системе.

Учебное пособие позволяет магистрам овладеть знаниями по вопросам создания и функционирования АИС в финансовых органах, коммерческих банках, в компаниях, органах налогообложения, страхования и др. Основной акцент делается на изучение новых технологий в экономической науке и практике, а также методов и средств обеспечения их безопасности. Дисциплина содержит теоретические основы создания (главы 1-4) и описание практического функционирования (главы 5-12) информационных систем и технологий в экономике, а также методы и средства обеспечения их безопасности (глава 13).



Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией.

Б. Диаэраэли
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ.
1.1. Основные тенденции развития информатизации в экономике.

1.2. Основы правового регулирования на информационном рынке.

1.3. Электронное правительство, цели и этапы становления.
1.1. Основные тенденции развития информатизации в экономике.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций в большой степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.

Информатизация – это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Путь к современному уровню информатизации в обществе проходил через ряд этапов.

Первый этап вызван появлением речи, а позднее письменности, позволяющей фиксировать, хранить и передавать информацию от поколения к поколению.

Второй этап связан с изобретением книгопечатания, которое дало возможность передавать знания широкому кругу пользователей.

Третий этап наступил с появлением и развитием телеграфа, телефона, радио и телевидения, позволяющих оперативно передавать и получать информацию на расстоянии.

Четвертый этап, наступивший с середины прошлого века, связан с созданием ЭВМ, внедрением компьютерных сетей и информационных коммуникаций, развитием информационной индустрии и информационного общества.

Этот этап означает переход к новому уровню развития общества, в котором экономический статус государства определяется не только материальными и энергетическими ресурсами, но в основном информатизацией во всех социально-значимых областях жизни людей. Благодаря возможностям Интернет сообщество людей стало преобразовываться в новую, социально-экономическую формацию – глобальное информационное общество.

Отличительные признаки информационного общества:

  • все большее распределение трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу информационных процессов, а численность работающих в сфере услуг превышает занятость во всех сферах материального производства;

  • информатизация охватывает все социально значимые области жизни человеческого общества: информационную экономику, государство, информационную культуру и пр.;

  • свободный доступ к информационным ресурсам за исключением лишь информационных угроз для личности, трудового коллектива, государства и всего общества;

  • развитие информационной индустрии, входящей в глобальные информационные, технологические и телекоммуникационные рынки;

  • совершенствование электронных средств коммерции и ведения бизнеса, на смену металлических или бумажных денег приходит электронная информация, заменяя традиционные формы расчетов системой электронных платежей, электронной коммерцией, глобализацией бизнеса за счет глобальных сетей;

  • возникла глобальная сетевая экономика, в которой любой юридическое лицо или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями или ноу-хау.

  • активизация процессов рыночного взаимодействия с увеличением потребностей в информационных ресурсах, созданием рынка информационных ресурсов, продуктов и услуг на базе информационной индустрии.

Общество привыкает к активному использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Это свидетельствует о том, что мы имеем дело с самым быстрорастущим в истории человечества рыночным сообществом. Буквально за 10 лет все основные экономические виды деятельности были освоены Интернетом и появились интернет-коммерция, интернет-реклама, интернет-банкинг и т.д.

Интернет-технологиям постоянно требуется ценный ресурс – человеческий талант, как в форме технических знаний и опыта, так и в форме управленческих ноу-хау.

Информационная индустрия – это комплекс отраслей, производящих электронно-вычислительную технику, средства телекоммуникаций и разнообразные информационные ресурсы. Координирующим регулятором здесь является комплекс нормативно – правовых документов, определяющих информационный рынок и его развитие, а технологическую основу образуют современные информационные системы и технологии.

Продвижение и достойное место России в глобальном информационном обществе является основой долгосрочной стратегии ее социально-экономического развития, так как только в этом случае Россия интегрирует в мировое информационное и экономическое пространство как сильный и равноправный партнер, опирающийся на конкурентные преимущества инновационной экономики и информационные технологии.

Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, открывающих принципиально новые возможности международного информационного обмена, что концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства.

Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий. На определенном этапе развития рождается информационное общество, в котором большинство работающих занято преобразованием информации, творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний, т.е. усиливается роль информационных факторов производства. Создается единое, не разделенное национальными границами информационное сообщество людей или экономика знаний.

Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации – одной из важнейших задач государства.

Главная тенденция в развитии информатизации на современном этапе состоит в совершенствовании электронной техники в сочетании с достижениями в области искусственного интеллекта и средств коммуникации.

Слияние компьютеров и средств коммуникации породило «информационные технологии», охватывающие все социально-значимые области человеческой жизни, в том числе:

  • электронную коммерцию;

  • электронные платежи, платежи в банковских, клиентских, налоговых и других расчетах;

  • дистанционное обучение и выполнение других работ.

С развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса глобальных, региональных и локальных сетей стал быстро развиваться новый сектор экономики, получивший название сетевого. Сетевая экономика определяется как «среда, в которой любая компания или индивид, находящийся в любой точке экономической системы, могут контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, торговли или просто для удовольствия».

Достижения в области искусственного интеллекта в сочетании с информационными технологиями породили и прогресс в области экспертных систем, нейросетей и нейрокомпьютеров, информационной безопасности и других областях.

Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

В Стратегии развития информационного общества в РФ, принятой в 2000 году, закрепляются цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использовании и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества [26].

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

  • партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

  • свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

  • поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

  • содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

Для решения поставленных задач Российское государство:

  • разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

  • определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

  • обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использовании информационных и телекоммуникационных технологий;

  • создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

  • обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

В области развития экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий проводится:

  • стимулирование применения организациями и гражданами информационных и телекоммуникационных технологий;

  • создание условий для развития конкурентоспособности отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

  • привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности;

  • создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;

  • развитие финансирования высокотехнологичных инновационных проектов, стимулирование создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции, увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

  • развитие системы региональной информатизации.

В области повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг проводится:

  • создание и развитие электронного правительства (ЭП);

  • обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;

  • интеграция государственных информационных систем и ресурсов;

  • увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациями и гражданам в электронном виде;

  • совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;

  • совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

В области развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий осуществляется:

  • развитие приоритетных направлений науки , технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития;

  • создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией.

В области противодействия использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальных интересам России реализуется:

  • обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

  • обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры Российской Федерации, в том числе критических объектов и объектов повышенной опасности;

  • повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем;

  • создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка.

В рамках международного сотрудничества в области развития информационного общества основными направлениями государственной стратегии России являются:

  • участие в разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью «Интернет»;

  • участие в международном информационном объеме;

  • участие в формировании системы международной информационной безопасности, совершенствование взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в области предупреждения, выявления, пересечения и ликвидации последствий использования информационных и телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях;

  • участие Российской Федерации в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;

  • участие в разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой.

Реализация стратегии развития информатизации в России позволит, в частности, достичь следующих показателей [26]:

  • место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества – в числе двадцати ведущих стран мира;

  • доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий – более 50%;

  • сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития – до 2 раз;

  • доли исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в объеме научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования не менее 30%;

  • доли государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий в объеме государственных услуг в Российской Федерации – 100%;

  • доли электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота – 70 %;

  • доли размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправление с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов – 100 %.

Комплексный характер государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» порождает следующие риски при ее выполнении:

  • неактуальность планирования и запаздывание согласования мероприятий Программы;

  • несбалансированное распределение финансовых средств по мероприятиям Программы в соответствии с ожидаемыми конечными результатами Программы;

  • недостаточные гибкость и адаптируемость Программы к изменению мировых тенденций развития информационных технологий, внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;

  • дублирование и несогласованность выполнения работ в рамках программы и других государственных программ и мероприятий предусматривающих внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти;

  • пассивное сопротивление использованию органами государственной власти инфраструктуры электронного правительства и распространению современных информационных технологий;

  • пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций проведению мероприятий Программы по созданию информационных баз, реестров, классификаторов и единого идентификатора граждан по этическим, моральным, культурным и религиозным причинам.

Расходы федерального бюджета на программу «Информационное общество (2011-2020 гг.)» оцениваются в 123,1 млрд.руб. ежегодно. Средства субъектов Российской Федерации, которые будут выделяться на программу, составят около 50 млрд. руб. в год. Кроме того, в построении «информационного общества» активно будет участвовать бизнес: разработчики программы рассчитывают, что внебюджетные расходы ежегодно будут составлять 200 млрд.руб. По мнению разработчиков программы, ее успешная реализация позволит России к 2020 году войти в первую десятку стран мира по индексу развития информационных технологий и в двадцатку стран по рейтингу развития электронного правительства и сетевого общества.
1.2. Основы правового регулирования на информационном рынке.

Информационный рынок (ИР) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле товарами, созданными информационной индустрией. В составе этих товаров преобладают информационные ресурсы и услуги.

Информационный ресурс (ИР) – организованная совокупность документированной информации, продукт интеллектуальной деятельности специалистов в информационных системах.

Согласно ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которыми предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), на информационном рынке являются [5]:

  • произведения науки, литературы и искусства;

  • программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

  • базы данных;

  • исполнения;

  • фонограммы;

  • сообщение в эфир или по кабелю радио – или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

  • изобретения;

  • полезные модели;

  • промышленные образцы;

  • селекционные достижения;

  • топологии интегральных микросхем;

  • секреты производства (ноу-хау);

  • фирменные наименования;

  • товарные знаки и знаки обслуживания;

  • наименования мест происхождения товаров;

  • коммерческие обозначения.

Рост информационных ресурсов напоминает лавинообразный процесс и без использования достижений современных информационных технологий, активный доступ к ним практически невозможен. Современные информационные технологии позволяют, исходя из ИР в предпринимательской деятельности, быстро оценить финансовое состояние фирмы, тенденции изменения, возможные инновации в деловой среде.

В качестве товаров интеллектуального труда на ИР выступают информационные продукты: знания, документы, информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Информационная услуга – удовлетворение со стороны информационной системы, собственника или владельца информационного ресурса заявки пользователя на подготовку и получение в согласованных условиях некоторого информационного ресурса определенной тематической направленности, заданного вида и конечного объема [45].

При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу.

Информационный рынок, как и другие рынки, характеризуется определенным ассортиментом продуктов и услуг, наличием конкуренции, спросом и предложением, ценами, поставщиками и потребителями и др. Но в отличие от торговли обычным товаром, информационные ресурсы, услуги и продукты могут копироваться в неограниченном количестве (например, пакеты прикладных программ «1С – Предприятие 8.3», «Парус» и др.). Исключение составляют информационные ресурсы и услуги, которые не могут быть товаром и попадают под действие ФЗ № 54-85 «О государственной тайне», ФЗ № 152- ФЗ «О персональных данных», статьи УК №273 «Вредоносные программы», УК № 273 «О нарушении работы ЭВМ и сети ЭВМ»[19], [12], [9].

Составляющими рынка информационных ресурсов, продуктов и услуг являются: аппаратно-программные средства, соответствующие технологии переработки информации, товары информационной индустрии, поставщики и покупатели, и справочно-навигационные средства.

На Российском информационном рынке наблюдаются следующие основные тенденции:

  • основная масса приобретаемых компьютеров составляет машины нового поколения из импортных комплектующих;

  • происходит интенсивное развитие программного обеспечения для локальных и глобальных сетей, систем обеспечения удаленного доступа и электронной почты;

  • все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках;

  • неоднородность рынка по регионам страны. Развитие информационного рынка по традиции идет от центра к регионам;

  • многие категории ресурсов не имеют справочного аппарата и средств навигации.

Большое значение для развития информационного рынка в России является его государственное регулирование в виде ряда юридических документов: федеральных законов, указов, постановлений, соответствующих приказов и распоряжений по организации. Основными документами являются:

  • Конституция РФ [1].

  • Гражданский кодекс РФ [2].

  • Налоговый кодекс РФ [8].

  • Трудовой кодекс РФ [6].

  • Уголовный кодекс РФ [9].

  • Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [11].

  • Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.20009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов» [13].

  • Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 « О средствах массовой информации» [18].

  • Федеральный закон от 14.06.2011 № 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере массовой информации» [17].

  • Закон РФ от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» [19].

  • Федеральный закон от 27.07.2006 №152 (ред. от 21.07.2014) – ФЗ «О персональных данных» [12].

  • Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ (ред. От 11.07.2011) «О коммерческой тайне» [16].

  • Федеральный закон от 06.04.2014 № 63 «Об электронной подписи» [15].

  • Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, принятая в 2000 г. [20].

В Конституции РФ содержится ряд правовых норм, определяющих основные права и свободы граждан России в области информатизации, в том числе ст.23 определяет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; ст. 42 обеспечивает право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и др.

В Гражданском кодексе РФ вопросам обеспечения информационной безопасности посвящены ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна», ст. 946 «Тайна страхования» и др.

В налоговом кодексе РФ на основании п.1, ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

  2. об идентификационном номере налогоплательщика;

  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), однако из сторон, которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органом);

  5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

В Уголовном кодексе РФ имеются нормы, затрагивающие вопросы информационной безопасности граждан, организаций и государства. В числе таких статей ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных или иных сообщений», ст. 140 «Отказ в предоставлении гражданину информации», ст. 155 «Разглашение тайны усыновления (удочерения)», ст. 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну», ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации», ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ».

В 1993 г. был принят Закон РФ «О государственной тайне», регулирующий отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне.

Федеральный закон 2006 г. № 149 «ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет ряд важных понятий таких, как информация, обладатель информации, информационные технологии, ресурсы и пр., а также регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов, информационных технологий, защите информации и др.[11]

Законом определен ряд терминов, в их числе:

  • персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

  • оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

  • обработка персональных данных—любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

  • распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

По вопросам конфиденциальности персональных данных в законе сказано следующее: «Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не-предусмотрено федеральным законом» [11].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

Похожие:

Конспект лекций для студентов магистратуры, направление «Финансовый менеджмент» iconКонспект лекций удк 651. 5 Ббк 60. 844 Конспект лекций по курсу «Делопроизводство»
Конспект лекций по курсу «Делопроизводство» составлен на основе базовой программы «Делопроизводство и документационное обеспечение...

Конспект лекций для студентов магистратуры, направление «Финансовый менеджмент» iconКонспект лекций для студентов всех форм обучения специальности 080110...
Налоги и налогообложение: Конспект лекций / Составитель Н. А. Леончик. – Кемерово, 2006. – 80 с

Конспект лекций для студентов магистратуры, направление «Финансовый менеджмент» iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной (дипломной)...
Для студентов по специальности «Финансы и кредит», специализации «Финансовый менеджмент» /Малофеев С. Н. — М.: Финансовый университет...

Конспект лекций для студентов магистратуры, направление «Финансовый менеджмент» iconКонспект лекций по дисциплине «Общая теория статистики»
Конспект лекций предназначен для использования в учебном процессе студентами, обучающимися по специальностям 080102 «Мировая экономика»,...

Конспект лекций для студентов магистратуры, направление «Финансовый менеджмент» iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Для студентов, обучающихся по магистерской программе «Инвестиционный и финансовый менеджмент» /Данилов А. И., Попадюк Т. Г., Тютюкина...

Конспект лекций для студентов магистратуры, направление «Финансовый менеджмент» iconРабочая программа Рекомендовано Ученым советом факультета «Налоги и налогообложение»
Программа практики для студентов, обучающихся по магистерской программе «Налоговый менеджмент в компании» (направление «Менеджмент»).—...

Конспект лекций для студентов магистратуры, направление «Финансовый менеджмент» iconИнформационная справка
«Финансовый менеджмент» для студентов Гуманитарного института 3-4 курса, обучающихся по направлению подготовки 080200. 62 «Менеджмент»,...

Конспект лекций для студентов магистратуры, направление «Финансовый менеджмент» iconКонспект лекций для студентов I курса медицинского факультета специальности «Стоматология»
Химия. Конспект лекций для студентов I курса медицинского факультета специальности «Стоматология». Часть Общая химия. М.: Изд-во...

Конспект лекций для студентов магистратуры, направление «Финансовый менеджмент» iconРабочая программа дисциплины Стратегический менеджмент Направление 38. 04. 02 «Менеджмент»
«Управленческий и финансовый учет», входящего в профессиональный цикл под готовки

Конспект лекций для студентов магистратуры, направление «Финансовый менеджмент» icon1 Особенности налогообложения иностранных организаций и иностранных физических лиц
Налогообложение внешнеэкономической деятельности: Методические материалы по изучению дисциплины для студентов Направление подготовки...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск