Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за 2017 год
Раздел 1.
Состояние нормативно-правового регулирования в
соответствующей сфере деятельности Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование, Служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Росалкогольрегулирование осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" утверждено Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" (далее - Положение о Службе) и Регламентом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, утверждённым приказом Росалкогольрегулирования от 18 августа 2009 года № 47 (далее – Регламент Службы).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Службе, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Росалкогольрегулирование разрабатывает:
порядок представления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
форму уведомления, представляемого организациями при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей;
акты, устанавливающие цены, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции;
акты, устанавливающие цены, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта) и поставки (за исключением экспорта) этилового спирта;
нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда;
порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок;
перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимых на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также формат нанесения указанных сведений;
порядок направления подтверждения о фиксации сведений об алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и уведомления об отказе в фиксации указанных сведений;
порядок оценки достоверности учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
форму журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения;
формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей;
методику визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции;
технические условия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
порядок полной переработки барды (основного отхода спиртового производства) и перечень соответствующего технологического оборудования;
порядок утилизации барды (основного отхода спиртового производства) на очистных сооружениях и перечень соответствующего технологического оборудования;
требования к производственным, складским помещениям и стационарным торговым объектам, используемым для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением требований, установленных техническими регламентами;
требования к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, за исключением требований, установленных техническими регламентами;
требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, за исключением требований, установленных техническими регламентами;
порядок направления уведомлений о приостановлении или возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта;
порядок консервации основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
перечень информации об основном технологическом оборудовании для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и о коммуникациях, содержащейся в схеме оснащения указанного основного технологического оборудования;
порядок и форму расчета мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи;
форму лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
порядок расконсервации основного технологического оборудования для производства этилового спирта, подлежащего государственной регистрации, установленного (смонтированного) в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
форму заявления, представляемого для государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта с производственной мощностью более 200 декалитров;
нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
В 2017 году Росалкогольрегулированием в адрес Минфина России были направлены предложения по разработке проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Службы, часть из которых была принята, а именно:
1. четыре Федеральных закона:
1) Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 203-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", в соответствии с которым:
увеличен размер штрафов за производство и оборот нелегальных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и установлена ответственность физических лиц за их продажу;
предусмотрена уголовная ответственность за производство, закупку (в том числе импорт), поставку (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном и особо крупном размере.
2) Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 265-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции", в соответствии с которым:
установлен повышенный размер санкций за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии;
установлена административная ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами.
3) Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым:
введен запрет на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции посредством торговых автоматов, а также на розничную продажу всей спиртосодержащей пищевой продукции;
установлена возможность блокировки сайтов, содержащих предложения о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом, в сети "Интернет" и в средствах массовой информации и административная ответственность за указанное деяние;
установлена обязанность по передаче в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) производителями спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий следующей информации:
а) об объеме закупленной фармацевтической субстанции спирта этилового для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов
и спиртосодержащих медицинских изделий;
б) об объеме использованной фармацевтической субстанции спирта этилового, а также об объеме производства и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий;
установлена обязанность по осуществлению учета и декларирования объемов производства и оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий (в объеме, превышающем 200 дал в год);
отменена обязательная подача деклараций об объеме спиртосодержащей продукции хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство, оборот и розничную продажу алкогольной продукции, при фиксации соответствующей информации в ЕГАИС.
4) Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 433-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым:
установлена возможность проведения контрольной закупки без предварительного уведомления проверяемых лиц юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственных товаропроизводителей при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
начиная с 1 июля 2018 года, исключается возможность проведения плановой проверки в отношении лицензиата, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи вина, игристого вина (шампанского), осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителям, а также устанавливаются положения, согласно которым в отношении иных лицензиатов, осуществляющих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, плановая проверка проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок;
начиная с 1 июля 2018 года, вводится "помарочный" учет алкогольной продукции, обеспечивающий возможность прослеживаемости каждой единицы алкогольной продукции посредством содержащегося на марках двухмерного штрихового кода, нанесенного организацией-изготовителем, и содержащего уникальный идентификатор ЕГАИС в кодированном виде, позволяющий идентифицировать марки, а также маркируемую ими алкогольную продукцию.
2. шесть постановлений Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года № 571 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка";
2) постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года № 666 "О государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2017 года № 945 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2017 года № 1344 "Об утверждении перечней пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции";
5) постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2017 года № 1526 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка";
6) постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 1694 "О порядке учета и декларирования объема производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
3. приказ Росалкогольрегулирования от 19 декабря 2017 года № 423 "Об аттестации экспертов, привлекаемых Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка) к проведению мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Кроме этого, Росалкогольрегулированием в 2017 году подготовлены и направлены в Минфин России:
1. три проекта Федеральных законов:
предложения к проекту поправок Правительства Российской Федерации к проекту Федерального закона № 195567-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
предложения к проекту поправок к проекту Федерального закона № 66697-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части регулирования вопросов нахождения в законном обороте коллекций винодельческой продукции, созданных в научных целях (в целях совершенствования технологического процесса производства такой продукции), в том числе коллекций винодельческой продукции, созданных по решению органов государственной власти и управления СССР и (или) РСФСР, или в целях популяризации винодельческой продукции.
2. четырнадцать проектов постановлений Правительства Российской Федерации:
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка";
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года № 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
"Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены, на деятельность по обороту которых не распространяется действие Федерального закона
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
"Об утверждении перечней пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции";
"О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 9 июля 2016 г. № 650 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию";
"О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 872 "О справке, прилагаемой к таможенной декларации";
"О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками";
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 г. № 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда";
"О внесении изменений в проект постановления правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка учета и декларирования объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий";
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. № 666 "О государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта";
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № 723 "О государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 г. № 824 "Об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке";
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Росалкогольрегулированием все проекты нормативно-правовых актов размещаются на сайте regulation.gov.ru (далее - Единый портал) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы с целью выявления коррупциогенных факторов.
Кроме того, на Едином портале размещаются проекты нормативных правовых актов, подлежащие оценке регулирующего воздействия (ОРВ), а также результаты их публичного обсуждения и процедур оценки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений совета евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации".
Все проекты нормативно-правовых актов размещаются в открытом доступе на официальном сайте Росалкогольрегулирования www.fsrar.ru.
|