Скачать 389.08 Kb.
|
Мехова Татьяна Николаевна Проверка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы Мехова Татьяна Николаевна доцент кафедры налогового администрирования и бухгалтерского учета, советник налоговой службы РФ II ранга, член Комитета Института профессиональных бухгалтеров России в коммерческих и некоммерческих организациях, государственных (муниципальных) учреждениях Как показывает анализ, именно, субъекты малого бизнеса, применяющие специальные налоговые режимы, подвержены налоговым правонарушениям, в том числе в таких формах, как непостановка на учет в налоговом органе, уклонение от сдачи отчетности, неоприходование денежной наличности, фальсификация данных бухгалтерского учета или его отсутствие т.д.. В план выездных налоговых проверок данные налогоплательщики включаются, как правило, при наличии признаков правонарушений в их действиях, обоснованный выбор которых основан на оценке налоговых рисков, приведенных в приложении № 2 «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора для выездных налоговых проверок», утвержденном приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 (с учетом изменений и дополнений) (далее – Критерии) и на всестороннем анализе всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников. Как указано в Концепции, приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о повышенной вероятности совершения налоговых правонарушений. К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу. К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация (в том числе общедоступная), которую целесообразно использовать на всех стадиях осуществления налогового контроля (при проведении камеральных и выездных налоговых проверок, на стадии планирования выездных налоговых проверок и предпроверочной подготовке к ним), в частности: 1) от правоохранительных органов – сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, информация об обоснованных подозрениях о наличии таких нарушений, сведения о местонахождении должностных лиц налогоплательщика, его контрагентов и т.д. Указанная информация необходима для проведения мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, потенциально склонных к нарушениям налогового законодательства, а также в целях установления местонахождения должностных лиц налогоплательщика, его контрагентов и иных лиц, которые могут располагать необходимой информацией о налогоплательщике, неизвестно; 2) от таможенных органов – сведения о таможенном декларировании товаров и их фактическом ввозе на таможенную территорию РФ, представляемые на основании Соглашения о сотрудничестве ФНС России и ФТС России. Данные сведения используются в отношении налогоплательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в случаях, когда имеются основания полагать, что соответствующие сделки совершены с целью получения необоснованной налоговой выгоды; 3) от органов Федеральной регистрационной службы – сведения о земельных участках, а также лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на данные земельные участки; об объектах недвижимого имущества, за исключением земельных участков, и лицах, на которых зарегистрировано право собственности на данные объекты недвижимости. Данная информация используется в случаях, если имеются основания полагать, что налогоплательщиком занижена налоговая база по налогу на имущество, а также при наличии подозрений о сокрытии от налогообложения доходов от реализации недвижимого имущества; 4) от энерго- и теплоснабжающих организаций, организаций водопроводно-канализационного хозяйства – информация об объемах потребленной налогоплательщиком электро- и теплоэнергии, воды и других видов ресурсов (на основании соглашений с указанными организациями, заключенными на региональном и местном уровнях). Указанную информацию необходимо прежде всего запрашивать при проведении предпроверочного анализа деятельности налогоплательщиков, не представляющих налоговые декларации в налоговые органы либо представляющих «нулевые» декларации; 5) при выявлении признаков, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком сделок, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, информация по данным сделкам должна быть по возможности истребована у всех лиц, участвующих в цепочке движения товара от производителя до налогоплательщика, в отношении которого проводится мониторинг, а также у покупателя товара, и т.д. Существенные особенности имеет мониторинг деятельности налогоплательщиков, относящихся к так называемой «группе риска». При этом под налогоплательщиками, относящимися к «группе риска», понимаются организации, имеющие следующие признаки: а) минимальный размер уставного капитала, формируемого имуществом, вносимым учредителем; б) учредителем является одно лицо (юридическое или физическое); в) руководитель организации является индивидуальным предпринимателем, учредителем или должностным лицом других организаций; г) постоянно действующий исполнительный орган отсутствует по месту нахождения юридического лица; д) государственная регистрация осуществляется по утерянным или похищенным паспортам, по паспортам умерших лиц, на подставных лиц и по несуществующим адресам. Деятельность указанных организаций зачастую осуществляется в ущерб интересам законопослушных налогоплательщиков, способствуя формированию неравноправных условий экономической деятельности хозяйствующих субъектов, представляет значительную общественную опасность и выражается в совершении мошеннических операций и других противоправных действий. Как правило, организации «группы риска» создаются в целях: - незаконного возмещения налога на добавленную стоимость, как по экспортным операциям, так и по внутренним оборотам, посредством участия указанных организаций в схемах уклонения от налогообложения или создания ими различных схем уклонения от налогообложения; - обналичивания и обезналичивания денег в целях сокрытия выручки (объектов налогообложения) либо в иных криминальных целях; - получения кредитов с последующим «закрытием» фирмы. Большая часть указанных организаций не ведет или прекратила ведение финансово-хозяйственной деятельности, не представляет отчетность или представляет «нулевую» отчетность в налоговые органы. При установлении указанных выше признаков организаций «группы риска», в отношении руководителей и учредителей проводится проверка по базе данных, формируемой на основе сведений, сообщаемых в соответствии с п. 8 ст. 85 НК РФ органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, на предмет использования утерянных или похищенных паспортов, паспортов умерших лиц; а также направляются запросы в органы МВД России (подразделения паспортно-визовой службы) в целях подтверждения адресов указанных выше физических лиц. В случае установления фактов использования в документах данных утерянных или похищенных паспортов, паспортов умерших лиц, недействительных адресов указанных физических лиц в Программу выездной налоговой проверки необходимо включать проведение следующих контрольных мероприятий: - вызов на основании письменного уведомления в налоговый орган для дачи пояснений (производства опроса) гражданина, чей паспорт использован для регистрации юридического лица (лица, указанного в учредительных документах как учредитель); в случае необходимости - проведение почерковедческой и технико- криминалистической экспертизы на предмет установления изготовления фиктивных документов; - в случае установления указания в документах несуществующего адреса (места нахождения) юридического лица, на основании письменного уведомления в налоговый орган для дачи пояснений произвести вызов учредителей и руководителей указанного лица. Кроме того, на основании сведений, содержащихся в базе данных ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, необходимо установить, не является ли руководитель организации индивидуальным предпринимателем, учредителем или должностным лицом других организаций; анализируется информация, полученная налоговым органом в результате контрольной работы на основании базы данных других налогоплательщиков (досье налогоплательщика), с целью получения информации: - имеют ли место нарушения взаимозависимыми лицами законодательства о налогах и сборах, а также валютного законодательства; - о совершении крупных сделок и финансовых вложений налогоплательщиками, учредитель или должностное лицо которых указан в учредительных документах; - о фактах нарушения валютного законодательства налогоплательщиками, учредитель или должностное лицо которых указаны в учредительных документах; - о наличии взаимосвязи между участниками экспортно-импортных и связанных с ними операций (совпадение учредителей, должностных лиц, регистрация по одному адресу); - и т.д. На стадии формирования плана выездных налоговых проверок проводится общая оценка налоговых рисков по каждому конкретному налогоплательщику, индивидуальному предпринимателю (далее - ИП), рекомендуемому для включения в план проверок: реальные ли это риски или просто недочеты методологии по исчислению налогов и сборов. Кроме обязательного включения в план проверок организаций, подлежащих ликвидации или реорганизации, либо по мотивированным запросам вышестоящих налоговых органов, других налоговых органов и правоохранительных органов, приоритетными являются следующие категории налогоплательщиков (ИП): - если налоговый орган располагает информацией, полученной от правоохранительных и других органов, свидетельствующей о нарушениях налогоплательщиком законодательства РФ о налогах и сборах, для выявления которых требуется назначение выездной налоговой проверки; - если налогоплательщик не представляет в налоговый орган налоговую отчетность (налоговые декларации и иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов) и бухгалтерскую отчетность, либо представляет «нулевые балансы», но при этом налоговый орган располагает информацией об осуществлении им финансово-хозяйственной деятельности; - если у налогового органа в процессе проведения камеральной налоговой проверки возникли основания полагать, что налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, для подтверждения которого требуется проведение мероприятий налогового контроля, организация которых в рамках камеральной налоговой проверки НК РФ не предусмотрена (выемка документов и предметов, инвентаризация имущества налогоплательщика и т.д.); - имеющие постоянные убытки. Основные методы и формы налогового контроля – анализ и установление источников их покрытия, в частности, могут использоваться косвенные методы сопоставления имущества: а) проводится анализ изменения имущественного положения за отчетный период. Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного, с другой стороны, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период, На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период; б) метод, основанный на анализе производственных запасов, с помощью которого оценивается достоверность отраженного в отчетности объема продаж с затратами на производство; - имеющие существенные различия в показателях прибыльности, публикуемых в целях рекламирования своих товаров (работ, услуг), и отражаемых в налоговой и бухгалтерской отчетности; - признаки необоснованного получения налоговой выгоды («схемные операции»). Применяемые методы и формы налогового контроля в отношении этой категории налогоплательщиков: - получение объяснений от налогоплательщика, каким образом он вступил в правоотношения, насколько это соответствует обычаям делового оборота и насколько практика заключения договоров адекватна той практике, которая принята в его сфере деятельности; - опросы руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя с целью установления отсутствия личных контактов при обсуждении условий поставок и подписании договоров, а также документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя) на основании соответствующих документов, в том числе документов, удостоверяющих их личность (п.п. 3 п. 1 ст. 31, п. 4 ст. 93, ст. 99 НК РФ); - истребование и получение информации по конкретной сделке с целью установления фактического местонахождения контрагента и наличия и местонахождения его складских и/или производственных и/или торговых площадей (ст. 93.1 НК РФ); - оценка степени осмотрительности руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и компании-покупателя в получении информации о контрагенте (ИР ФНС России «Проверь своего контрагента», а также использование рекламы в СМИ, рекомендации партнеров или других лиц, сайт контрагента и т.п.). При этом негативность признака осмотрительности усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам; - проверка государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru). Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств: - контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника; - наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.); - отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг; - приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.); - отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг); - выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет; - существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п. Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков. С целью ограничения частоты проведения выездных налоговых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, указанные проверки должны охватывать вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и (или) перечисления всех видов налогов, сборов и других обязательных платежей, обязанность уплаты (удержания и перечисления) которых возложена на данного налогоплательщика. Эффективность планирования выездных налоговых проверок по налогоплательщикам, в частности, применяющим специальные налоговые режимы, зависит от полноты формирования и своевременности наполнения в налоговых органах массивов информации о налогоплательщиках, состав которой регламентирован действующими внутриведомственными актами ФНС России, и использования этой информации в процессе отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (в т.ч. специализированные программные комплексы, предназначенные для автоматизации указанной процедуры: «ВНП-отбор», «План ВНП-КП» и др.). На основе анализа налоговой нагрузки (используется ИР «Налоговый мониторинг предприятий») выявляются налогоплательщики, уровень налоговой нагрузки которых существенно ниже средней по виду экономической деятельности, а также отражавших в бухгалтерской и налоговой отчетности на протяжении двух и более лет убытки от финансово-хозяйственной деятельности. Приоритетными для формирования плана выездных налоговых проверок являются организации, применяющие специальные налоговые режимы: 1) величины показателей которых, дающие право применять специальные налоговые режимы, неоднократно приближаются к предельному значению, установленному положениями Налогового кодекса РФ. При практическом применении указанного критерия необходимо использовать следующую информацию о предельных значениях указанных выше показателей.
|
Федеральными законами от 13. 07. 15 г.№232-фз, от 04. 15 г. №84-фз, от 06. 15 г. №150-фз, приказами Минэкономразвития России от 20.... | Налоговые режимы, установленные действующим законодательством. Сравнительный анализ налоговой нагрузки и налоговых рисков. Условия... | ||
Единый сельскохозяйственный налог (есхн) предназначен для сельскохозяйственных товаропроизводителей, определенных пунктами 2 и 1... | «Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход... | ||
Отчетность некоммерческих организаций (для снт, гск, овощные кладовки). Применяемые налоговые режимы | В связи с этим усовершенствованы действующие специальные налоговые режимы (есхн, усн, енвд) и введен новый патентная система налогообложения,... | ||
Учет налогоплательщиков собственников товаров. Уплачивать ндс обязаны и лица, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика... | Фсс россии отчетность за 1-е полугодие. Работодатели, применяющие общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, подают... | ||
Забайкальского края Б. В. Цыцыковым, судьёй Минашкиным Д. Е., помощником судьи Гирченко Д. В. подготовлен обзор судебной практики... | По итогам налогового периода отгружено продукции на 4550 000. руб., расходы составили 4720 000 руб., оплачены полностью. На расчетный... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |