Мехова Татьяна Николаевна Проверка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы


Скачать 389.08 Kb.
НазваниеМехова Татьяна Николаевна Проверка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3

Мехова Татьяна Николаевна

Проверка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы
Мехова Татьяна Николаевна

доцент кафедры налогового администрирования и бухгалтерского учета,

советник налоговой службы РФ II ранга,

член Комитета Института профессиональных бухгалтеров

России в коммерческих и некоммерческих организациях,

государственных (муниципальных) учреждениях
Как показывает анализ, именно, субъекты малого бизнеса, применяющие специальные налоговые режимы, подвержены налоговым правонарушениям, в том числе в таких формах, как непостановка на учет в налоговом органе, уклонение от сдачи отчетности, неоприходование денежной наличности, фальсификация данных бухгалтерского учета или его отсутствие т.д..

В план выездных налоговых проверок данные налогоплательщики включаются, как правило, при наличии признаков правонарушений в их действиях, обоснованный выбор которых основан на оценке налоговых рисков, приведенных в приложении № 2 «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора для выездных налоговых проверок», утвержденном приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 (с учетом изменений и дополнений) (далее – Критерии) и на всестороннем анализе всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

Как указано в Концепции, приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о повышенной вероятности совершения налоговых правонарушений.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация (в том числе общедоступная), которую целесообразно использовать на всех стадиях осуществления налогового контроля (при проведении камеральных и выездных налоговых проверок, на стадии планирования выездных налоговых проверок и предпроверочной подготовке к ним), в частности:

1) от правоохранительных органов – сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, информация об обоснованных подозрениях о наличии таких нарушений, сведения о местонахождении должностных лиц налогоплательщика, его контрагентов и т.д. Указанная информация необходима для проведения мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, потенциально склонных к нарушениям налогового законодательства, а также в целях установления местонахождения должностных лиц налогоплательщика, его контрагентов и иных лиц, которые могут располагать необходимой информацией о налогоплательщике, неизвестно;

2) от таможенных органов – сведения о таможенном декларировании товаров и их фактическом ввозе на таможенную территорию РФ, представляемые на основании Соглашения о сотрудничестве ФНС России и ФТС России. Данные сведения используются в отношении налогоплательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в случаях, когда имеются основания полагать, что соответствующие сделки совершены с целью получения необоснованной налоговой выгоды;

3) от органов Федеральной регистрационной службы – сведения о земельных участках, а также лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на данные земельные участки; об объектах недвижимого имущества, за исключением земельных участков, и лицах, на которых зарегистрировано право собственности на данные объекты недвижимости. Данная информация используется в случаях, если имеются основания полагать, что налогоплательщиком занижена налоговая база по налогу на имущество, а также при наличии подозрений о сокрытии от налогообложения доходов от реализации недвижимого имущества;

4) от энерго- и теплоснабжающих организаций, организаций водопроводно-канализационного хозяйства – информация об объемах потребленной налогоплательщиком электро- и теплоэнергии, воды и других видов ресурсов (на основании соглашений с указанными организациями, заключенными на региональном и местном уровнях). Указанную информацию необходимо прежде всего запрашивать при проведении предпроверочного анализа деятельности налогоплательщиков, не представляющих налоговые декларации в налоговые органы либо представляющих «нулевые» декларации;

5) при выявлении признаков, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком сделок, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, информация по данным сделкам должна быть по возможности истребована у всех лиц, участвующих в цепочке движения товара от производителя до налогоплательщика, в отношении которого проводится мониторинг, а также у покупателя товара,

и т.д.

Существенные особенности имеет мониторинг деятельности налогоплательщиков, относящихся к так называемой «группе риска». При этом под налогоплательщиками, относящимися к «группе риска», понимаются организации, имеющие следующие признаки:

а) минимальный размер уставного капитала, формируемого имуществом, вносимым учредителем;

б) учредителем является одно лицо (юридическое или физическое);

в) руководитель организации является индивидуальным предпринимателем, учредителем или должностным лицом других организаций;

г) постоянно действующий исполнительный орган отсутствует по месту нахождения юридического лица;

д) государственная регистрация осуществляется по утерянным или похищенным паспортам, по паспортам умерших лиц, на подставных лиц и по несуществующим адресам.

Деятельность указанных организаций зачастую осуществляется в ущерб интересам законопослушных налогоплательщиков, способствуя формированию неравноправных условий экономической деятельности хозяйствующих субъектов, представляет значительную общественную опасность и выражается в совершении мошеннических операций и других противоправных действий.

Как правило, организации «группы риска» создаются в целях:

- незаконного возмещения налога на добавленную стоимость, как по экспортным операциям, так и по внутренним оборотам, посредством участия указанных организаций в схемах уклонения от налогообложения или создания ими различных схем уклонения от налогообложения;

- обналичивания и обезналичивания денег в целях сокрытия выручки (объектов налогообложения) либо в иных криминальных целях;

- получения кредитов с последующим «закрытием» фирмы.

Большая часть указанных организаций не ведет или прекратила ведение финансово-хозяйственной деятельности, не представляет отчетность или представляет «нулевую» отчетность в налоговые органы.

При установлении указанных выше признаков организаций «группы риска», в отношении руководителей и учредителей проводится проверка по базе данных, формируемой на основе сведений, сообщаемых в соответствии с п. 8 ст. 85 НК РФ органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, на предмет использования утерянных или похищенных паспортов, паспортов умерших лиц; а также направляются запросы в органы МВД России (подразделения паспортно-визовой службы) в целях подтверждения адресов указанных выше физических лиц.

В случае установления фактов использования в документах данных утерянных или похищенных паспортов, паспортов умерших лиц, недействительных адресов указанных физических лиц в Программу выездной налоговой проверки необходимо включать проведение следующих контрольных мероприятий:

- вызов на основании письменного уведомления в налоговый орган для дачи пояснений (производства опроса) гражданина, чей паспорт использован для регистрации юридического лица (лица, указанного в учредительных документах как учредитель); в случае необходимости - проведение почерковедческой и технико- криминалистической экспертизы на предмет установления изготовления фиктивных документов;

- в случае установления указания в документах несуществующего адреса (места нахождения) юридического лица, на основании письменного уведомления в налоговый орган для дачи пояснений произвести вызов учредителей и руководителей указанного лица.

Кроме того, на основании сведений, содержащихся в базе данных ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, необходимо установить, не является ли руководитель организации индивидуальным предпринимателем, учредителем или должностным лицом других организаций; анализируется информация, полученная налоговым органом в результате контрольной работы на основании базы данных других налогоплательщиков (досье налогоплательщика), с целью получения информации:

- имеют ли место нарушения взаимозависимыми лицами законодательства о налогах и сборах, а также валютного законодательства;

- о совершении крупных сделок и финансовых вложений налогоплательщиками, учредитель или должностное лицо которых указан в учредительных документах;

- о фактах нарушения валютного законодательства налогоплательщиками, учредитель или должностное лицо которых указаны в учредительных документах;

- о наличии взаимосвязи между участниками экспортно-импортных и связанных с ними операций (совпадение учредителей, должностных лиц, регистрация по одному адресу);

- и т.д.

На стадии формирования плана выездных налоговых проверок проводится общая оценка налоговых рисков по каждому конкретному налогоплательщику, индивидуальному предпринимателю (далее - ИП), рекомендуемому для включения в план проверок: реальные ли это риски или просто недочеты методологии по исчислению налогов и сборов.

Кроме обязательного включения в план проверок организаций, подлежащих ликвидации или реорганизации, либо по мотивированным запросам вышестоящих налоговых органов, других налоговых органов и правоохранительных органов, приоритетными являются следующие категории налогоплательщиков (ИП):

- если налоговый орган располагает информацией, полученной от правоохранительных и других органов, свидетельствующей о нарушениях налогоплательщиком законодательства РФ о налогах и сборах, для выявления которых требуется назначение выездной налоговой проверки;

- если налогоплательщик не представляет в налоговый орган налоговую отчетность (налоговые декларации и иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов) и бухгалтерскую отчетность, либо представляет «нулевые балансы», но при этом налоговый орган располагает информацией об осуществлении им финансово-хозяйственной деятельности;

- если у налогового органа в процессе проведения камеральной налоговой проверки возникли основания полагать, что налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, для подтверждения которого требуется проведение мероприятий налогового контроля, организация которых в рамках камеральной налоговой проверки НК РФ не предусмотрена (выемка документов и предметов, инвентаризация имущества налогоплательщика и т.д.);

- имеющие постоянные убытки. Основные методы и формы налогового контроля – анализ и установление источников их покрытия, в частности, могут использоваться косвенные методы сопоставления имущества:

а) проводится анализ изменения имущественного положения за отчетный период. Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного, с другой стороны, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период, На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период;

б) метод, основанный на анализе производственных запасов, с помощью которого оценивается достоверность отраженного в отчетности объема продаж с затратами на производство;

- имеющие существенные различия в показателях прибыльности, публикуемых в целях рекламирования своих товаров (работ, услуг), и отражаемых в налоговой и бухгалтерской отчетности;

- признаки необоснованного получения налоговой выгоды («схемные операции»). Применяемые методы и формы налогового контроля в отношении этой категории налогоплательщиков:

- получение объяснений от налогоплательщика, каким образом он вступил в правоотношения, насколько это соответствует обычаям делового оборота и насколько практика заключения договоров адекватна той практике, которая принята в его сфере деятельности;

- опросы руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя с целью установления отсутствия личных контактов при обсуждении условий поставок и подписании договоров, а также документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя) на основании соответствующих документов, в том числе документов, удостоверяющих их личность (п.п. 3 п. 1 ст. 31, п. 4 ст. 93, ст. 99 НК РФ);

- истребование и получение информации по конкретной сделке с целью установления фактического местонахождения контрагента и наличия и местонахождения его складских и/или производственных и/или торговых площадей (ст. 93.1 НК РФ);

- оценка степени осмотрительности руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и компании-покупателя в получении информации о контрагенте (ИР ФНС России «Проверь своего контрагента», а также использование рекламы в СМИ, рекомендации партнеров или других лиц, сайт контрагента и т.п.). При этом негативность признака осмотрительности усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

- проверка государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

- существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

С целью ограничения частоты проведения выездных налоговых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, указанные проверки должны охватывать вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и (или) перечисления всех видов налогов, сборов и других обязательных платежей, обязанность уплаты (удержания и перечисления) которых возложена на данного налогоплательщика.

Эффективность планирования выездных налоговых проверок по налогоплательщикам, в частности, применяющим специальные налоговые режимы, зависит от полноты формирования и своевременности наполнения в налоговых органах массивов информации о налогоплательщиках, состав которой регламентирован действующими внутриведомственными актами ФНС России, и использования этой информации в процессе отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (в т.ч. специализированные программные комплексы, предназначенные для автоматизации указанной процедуры: «ВНП-отбор», «План ВНП-КП» и др.).

На основе анализа налоговой нагрузки (используется ИР «Налоговый мониторинг предприятий») выявляются налогоплательщики, уровень налоговой нагрузки которых существенно ниже средней по виду экономической деятельности, а также отражавших в бухгалтерской и налоговой отчетности на протяжении двух и более лет убытки от финансово-хозяйственной деятельности.

Приоритетными для формирования плана выездных налоговых проверок являются организации, применяющие специальные налоговые режимы:

1) величины показателей которых, дающие право применять специальные налоговые режимы, неоднократно приближаются к предельному значению, установленному положениями Налогового кодекса РФ.

При практическом применении указанного критерия необходимо использовать следующую информацию о предельных значениях указанных выше показателей.

Показатель и его предельное значение

Значение
показателя,
которое может
стать основанием
для включения
в план выездной
проверки

Норма НК РФ,
которой
установлено
ограничение

ЕСХН

Доля дохода от реализации
произведенной сельхозпродукции в
общем доходе от реализации товаров
(работ, услуг) составляет не менее
70%

Менее 73,5%

п. п. 1, 2
ст. 346.2 НК РФ

УСН

Доля участия других организаций
составляет не более 25%

Более 23,75%

пп. 14 п. 3
ст. 346.12 НК РФ

Средняя численность работников за
налоговый (отчетный) период
составляет не более 100 человек

Более 95 человек

пп. 15 п. 3
ст. 346.12 НК РФ

Остаточная стоимость основных средств
и нематериальных активов составляет
не более 100 млн руб.

Более 95 млн руб.

пп. 16 п. 3
ст. 346.12 НК РФ

Предельный размер доходов,
определяемый по итогам отчетного
(налогового) периода, составляет не
более 60 млн руб.

Более 57 млн руб.

п. 4.1
ст. 346.13 НК РФ

ЕНВД

Площадь торгового зала магазина или
павильона по каждому объекту
организации розничной торговли
составляет не более 150 кв. м

Более 142,5 кв. м

пп. 6 п. 2
ст. 346.26 НК РФ

Площадь зала обслуживания посетителей
по каждому объекту организации
общественного питания, имеющему зал
обслуживания посетителей, составляет
не более 150 кв. м

Более 142,5 кв. м

пп. 8 п. 2
ст. 346.26 НК РФ

Количество имеющихся на праве
собственности или ином праве
(пользования, владения и (или)
распоряжения) автотранспортных
средств, предназначенных для оказания
автотранспортных услуг, составляет не
более 20 единиц

Более 19 единиц

пп. 5 п. 2
ст. 346.26 НК РФ

Общая площадь спальных помещений в
каждом объекте, используемом для
оказания услуг по временному
размещению и проживанию, составляет
не более 500 кв. м

Более 475 кв. м

пп. 12 п. 2
ст. 346.26 НК РФ
  1   2   3

Похожие:

Мехова Татьяна Николаевна Проверка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы iconЗаконопроектом предусматривается введение
Федеральными законами от 13. 07. 15 г.№232-фз, от 04. 15 г. №84-фз, от 06. 15 г. №150-фз, приказами Минэкономразвития России от 20....

Мехова Татьяна Николаевна Проверка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы icon3. Специальная часть. Налогообложение физических лиц. Региональные и местные налоги
Налоговые режимы, установленные действующим законодательством. Сравнительный анализ налоговой нагрузки и налоговых рисков. Условия...

Мехова Татьяна Николаевна Проверка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы iconСпециальные налоговые режимы
Единый сельскохозяйственный налог (есхн) предназначен для сельскохозяйственных товаропроизводителей, определенных пунктами 2 и 1...

Мехова Татьяна Николаевна Проверка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы iconПеречень инструктивных материалов по теме
«Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход...

Мехова Татьяна Николаевна Проверка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы iconПлан проведения бесплатных семинаров для налогоплательщиков в ифнс...
Отчетность некоммерческих организаций (для снт, гск, овощные кладовки). Применяемые налоговые режимы

Мехова Татьяна Николаевна Проверка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы iconПрактический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года
В связи с этим усовершенствованы действующие специальные налоговые режимы (есхн, усн, енвд) и введен новый патентная система налогообложения,...

Мехова Татьяна Николаевна Проверка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы iconОблагаются ли ндс кондитерские изделия, импортируемые из Белоруссии при пересечении таможни?
Учет налогоплательщиков собственников товаров. Уплачивать ндс обязаны и лица, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика...

Мехова Татьяна Николаевна Проверка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы iconН. Н. Ермолаева заместитель начальника отдела методологического обеспечения...
Фсс россии отчетность за 1-е полугодие. Работодатели, применяющие общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, подают...

Мехова Татьяна Николаевна Проверка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы iconУтвержден Президиумом Арбитражного суда Забайкальского края (Постановление...
Забайкальского края Б. В. Цыцыковым, судьёй Минашкиным Д. Е., помощником судьи Гирченко Д. В. подготовлен обзор судебной практики...

Мехова Татьяна Николаевна Проверка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы iconЗадания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения...
По итогам налогового периода отгружено продукции на 4550 000. руб., расходы составили 4720 000 руб., оплачены полностью. На расчетный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск