Орнз 10905026951


Скачать 142.29 Kb.
НазваниеОрнз 10905026951
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы


Профессиональная ответственность застрахована


Член НП «Российская Коллегия Аудиторов» (СРО)

ОРНЗ 10905026951


Москва, ул. Садовническая, д.14, стр.2

Телефон/факс: (495) 641-59-49

e-mail: betroen@betroen.ru

http://www.betroen.ru

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ 11 июля 2012 г.


Вопрос:
Вопрос о трудоустройстве нерезидента из Молдавии.

Напишите, пожалуйста, как оформить по трудовому срочному договору на 1 год.
Ответ:
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ) на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Таким образом, при трудоустройстве на территории РФ иностранного работника, работодателю следует руководствоваться нормами ТК РФ.

Часть 1 ст. 16 ТК РФ указывает на то, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Таким образом, между работодателем и работником (иностранным гражданином) должен быть заключен трудовой договор.
Статьей 65 ТК РФ предусмотрен перечень документов, предъявляемые работником при заключении трудового договора, среди которых:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства, а также если у работника нет трудовой книжки установленного в РФ образца;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Если у привлекаемых Вашей организацией иностранных работников, которые постоянно или временно проживают в РФ, отсутствует страховое свидетельства государственного пенсионного страхования, то работодатель должен его оформить. Если иностранные работники Вашей организации временно пребывают на территории РФ и с ними заключен срочный трудовой договора на срок менее 6-ти месяцев, то страховое свидетельство им оформлять не нужно;
Основные требования, предъявляемые к работодателям - российским организациям и индивидуальным предпринимателям в сфере применения труда иностранных работников установлены Федеральным законом РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона№ 115-ФЗ, всех находящихся в РФ иностранцев можно разделить на 3 группы:

- временно пребывающие в РФ;

- временно проживающие в РФ;

- постоянно проживающие в РФ.

Под временно пребывающими в РФ иностранцами понимаются лица, прибывшие в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающим в РФ иностранцем будет лицо, получившее разрешение на временное проживание, а точнее - имеющее в паспорте или ином удостоверяющем личность документе отметку о разрешении временного проживания.

Постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином считается лицо, получившее от российских властей вид на жительство.
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Трудовое законодательство запрещает требовать от лиц поступающих на работу иных документов помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Заметим, что в отдельных случаях работодатель может запросить дополнительные документы, но при этом следует учитывать абсолютно добровольный характер их представления. Документы о персональных данных работника могут быть запрошены работодателем для обоснования полагающихся ему гарантий, компенсаций и льгот. Например, документы о наличии и возрасте детей, об ученой степени и ученом звании, а также о состоянии здоровья работника, если в соответствии с требованиями законодательства он должен пройти предварительный и периодические медицинские осмотры. Кроме этого работодатель, как правило, просит предоставить дополнительные личные документы информативного характера: копию свидетельства о присвоении ИНН, анкету, автобиографию.

Однако, поскольку принимаемые на работу работники являются гражданами иностранного государства важно честь следующее.
В соответствии с положениями ст. 13 Закона № 115-ФЗ, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

При этом, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане 1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (п. 4.5. ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с Письмом МИД РФ от 27.09.2006 г. № 32253/19 «О перечне стран и режимах въезда их граждан на территорию РФ» в порядке не требующем получения визы на территории РФ могут находиться граждане таких государств как – Молдова. Следовательно, для привлечения к трудовой деятельности граждан Молдовы Вам, как работодателю, не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Как определено в ст. 13 Закона № 115-ФЗ, иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Отметим, что в рамках Закона № 115-ФЗ трудовая деятельность иностранного гражданина представляет собой работу иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Перечень случаев, при которых наличие у иностранного работника разрешения на работу для осуществления трудовой деятельности не требуется сформулирован в п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

В настоящее время предоставление государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (утв. Приказом ФМС РФ N 1, Минздравсоцразвития РФ N 4, Минтранса РФ N 1, Госкомрыболовства РФ N 2 от 11.01.2008), далее по тексту - Регламент.

В соответствии с п. 43 Регламента, государственную услугу в части оформления и выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений на работу иностранным гражданам предоставляют территориальные органы ФМС России, а также ФМС России.

Пункт 11 Регламента определяет, что разрешение на работу выдается иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, лично при предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.

Следовательно, при приеме иностранного гражданина на работу Вы обязаны затребовать, а работник должен предоставить разрешение на работу, предоставляющее иностранцу право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ.
Частью первой ст. 18.15. Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора (ст. 68 ТК РФ) по форме N Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу» (форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

На основании приказа, тем же числом (датой приказа) в трудовую книжку работника вносится запись о приеме на работу и заполняется Личная карточка работника (форма N Т-2). Она включает в себя сведения о трудовом стаже сотрудника, его семейном положении, социальных льготах, присвоенном ИНН, знании иностранных языков, аттестации, повышении квалификации и т.д. (форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Напоминаем, что согласно Письму Федеральной службы по труду и занятости от 15 июня 2005 г. № 908-6-1, если у принимаемого на работу иностранца отсутствует трудовая книжка российского или советского образца (образца 2004 г. или 1974 г.), работодатель обязан оформить ему новую трудовую книжку не позднее недельного срока со дня приема иностранца на работу (пункт 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

Трудовая книжка иностранного образца, выданная в иностранном государстве в соответствии установленными там правилами, не признаётся действующей на территории России, поэтому работодатель должен завести на иностранного работника новую трудовую книжку. Причем никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории иностранного государства в соответствии с представленной трудовой книжкой иностранного образца в трудовую книжку российского образца не производится.

Заключение трудового договора с иностранным работником влечет необходимость для работодателя по совершению ряда действий Так, после заключения трудового договора с иностранным гражданином, Вы обязаны в срок не превышающий 3-х рабочих дней с момента заключения трудового договора уведомить о привлечении к работе иностранного гражданина Управление Федеральной миграционной службы соответствующего субъекта РФ, а также Управление Федеральной службы по труду и занятости этого же субъекта РФ (п. 9 ст. 13.1. Закона № 115-ФЗ). Для этого, следует заполнить и направить уведомление по установленной Приказом ФМС РФ от 28.06.2010 N 147 форме.

Статьей 18 Закона устанавливается обязанность работодателя, пригласившего иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в РФ новый трудовой договор, уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня (п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ):

  • прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;

  • получения иностранным гражданином разрешения на работу;

  • заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

  • приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

  • либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;

  • аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.


Отметим, что в настоящее время Президиумом ВАС РФ высказано мнение о том, что если иностранные граждане пребывают на территории РФ в порядке не требующем получения визы, то работодателю направлять в налоговый орган уведомление во исполнение пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ не требуется. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 11773/09 по делу N А53-21580/2008-С4-45 был сделан следующий вывод:

«…Согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 18 Закона работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и использовании такого работника.

Как следует из данного положения, Закон предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ налогового органа в случае приглашения ими иностранного гражданина в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности либо заключения с этим гражданином нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Исходя из пункта 1 статьи 2 Закона приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, определенных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Поскольку федеральными законами и международными договорами Российской Федерации для граждан Украины, с которыми общество заключило договоры подряда, обязанность получения приглашения для въезда в Российскую Федерацию не установлена, упомянутое положение подпункта 4 пункта 8 статьи 18 Закона, предусматривающее обязанность заказчика работ уведомлять налоговый орган о привлечении и использовании иностранных работников, не подлежало применению».

Таким образом, считаем, что уведомлять налоговые органы о заключении с иностранным гражданином трудового договора в Вашей ситуации не требуется. Однако, нельзя на отметить, что как следует из факта существования такой судебной практики, контролирующие органы считают, что уведомлять налоговый орган нужно.
В отношении же возможности заключения срочного трудового договора с иностранцем отметим следующее.

Согласно ст. 59 ТК РФ, срочный трудовой договор заключается:

- на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;

- на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;

- для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);

- с лицами, направляемыми на работу за границу;

- для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

- с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;

- с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

- для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника;

- в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;

- с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;

-с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;

- в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:

- с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек);

- с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера;

- с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;

- для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;

- с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- с лицами, обучающимися по очной форме обучения;

- с лицами, поступающими на работу по совместительству;

- в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Таким образом, как видим, указание на возможность заключения срочного трудового договора с иностранным гражданином в приведенной выше ст. 59 ТК РФ не содержится. Следовательно, возможность заключать срочный трудовой договор с иностранным работником имеется только в том случае, когда выполняемая им работа по тем или иным основаниям будет подпадать под действие перечня приведенного в ст. 59 ТК РФ. В остальных случаях с иностранными работниками следует заключать трудовой договор на неопределенный срок, согласно ст. 58 ТК РФ.
Напомним, что согласно положениям ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

  • место работы,

  • трудовая функция,

  • дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора,

  • условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты),

  • режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя),

  • компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте,

  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы),

  • условие об обязательном социальном страховании работника.

Таким образом, рекомендуем отразить указанные условия в трудовом договоре.
Отметим, что имеются особенности при осуществлении трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами. Если иностранные граждане, трудоустройство который предполагается, являются высококвалифицированными специалистами, то за соответствующими разъяснениями о специфике правового положения таких работников Вы вправе обратиться к специалистам Аудиторской компании «Бетроен».

Специалисты Аудиторской компании «Бетроен»


Дополнения и изменения к ответу на вопрос принимаются в течение 7 календарных дней с даты поступления ответа


Похожие:

Орнз 10905026951 iconОрнз 10905026951
Москва, ул. Садовническая, д. 14, стр. 2 Телефон/факс: (495) 641-59-49 e-mail

Орнз 10905026951 iconОрнз 10905026951
Наша организация собирается осуществлять поставки товара в Казахстан. Товар мы закупаем в Германии

Орнз 10905026951 iconОрнз 10905026951
Какую страну происхождения и номер гтд должен указывать продавец в случае если он продает товар

Орнз 10905026951 iconОрнз 10905026951
«Расчет налога на прибыль организаций, удерживаемого налоговым агентом» декларации по налогу на прибыль?

Орнз 10905026951 iconОрнз 10905026951
В трудовой книжке сделана запись в сведениях о награждениях предыдущим работодателем и нашей организацией, получены копии приказов...

Орнз 10905026951 iconОрнз 10905026951
Но изначально предупредила компанию, что использовать отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет полностью не хочет, а планирует выйти...

Орнз 10905026951 iconОрнз 10905026951
Особенности покупки материалов у частного лица: нам для производства работ (смр) нужны материалы, купить которые у поставщиков –...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск