Руководство по самообследованию Введение


Скачать 132.88 Kb.
НазваниеРуководство по самообследованию Введение
ТипРуководство
filling-form.ru > бланк заявлений > Руководство
Руководство по самообследованию

Введение

Процедура самообследования образовательной программы учреждения системы высшего образования является этапом в процессе общественно-профессиональной аккредитации, осуществляемой Аккредитационным Центром АКУР.

Данное руководство определяет форму отчета по самообследованию, который несет основную информацию об академической программе и общую информацию об учреждении для анализа экспертной комиссией в ходе аудита программы и анализа по завершении аудита.

Самообследование проводится специально создаваемой рабочей группой под руководством администрации учреждения или подразделения, ответственного за реализацию образовательной программы. Учреждение самостоятельно определяет форму и методы проведения самообследования. При необходимости, можно обратиться за консультацией к экспертам АКУР.

При самообследовании производится честная и добросовестная самооценка образовательной программы в соответствии со стандартами для аккредитации.

Учреждение, предлагающее образовательную программу для получения аккредитационного статуса АКУР, обеспечивает документальное доказательство выполнения Стандартов и критериев АКУР для Аккредитации. С этой целью учреждение суммирует данные об академической программе и данные об учреждении, связанные с условиями реализации программы и ее результатов в отчете о самообследовании программы, которые являются системой данных для анализа экспертной комиссией, назначаемой АКУР.

Признавая свободу учреждения создавать свой собственный проект документа самообследования, процесс АКУР аккредитации предлагает учреждению макет отчета по самообследованию и обращает внимание на ряд существенных положений и признаков для проведения эффективного процесса самообследования. Акредитационный центр АКУР предполагает, что эффективный процесс самообследования удовлетворяет следующему набору признаков:

  • соответствует природе учреждения;

  • направлен на достижение целей аккредитации и повышения качества образования;

  • гарантирует эффективную оценку образовательной программы и учреждения в части реализации программы;

  • подчеркивает воздействие на учреждение и образовательную программу;

  • привлекает внимание заинтересованных сторон учреждения;

  • опирается на предыдущие отчеты по самообследованию;

  • имеет сильную поддержку администрации учреждения и программы;

  • основан на экспертизе и привлечении признанных лидеров учреждения;

  • поддерживает регулярные и эффективные связи с заинтересованными сторонами и работодателями;

  • приводит свидетельства выполнения стандартов и критериев для Аккредитации АКУР;

  • отвечает требованиям договора об аккредитации;

  • свидетельствует об обязательстве учреждения по проведению внешнего аудита;

  • организован (если возможно) с привлечением сотрудников, осуществлявших подготовку отчета по предыдущей аккредитационной процедуре самообследования

Эффективный процесс самообследования основывается на принятом плане проведения процесса. Руководство учреждения должно проявить повышенное внимание к следующим задачам перед поручением процесса самообследования группе или комитету по проведению необходимых работ и процедур.

  • Сформулировать цели или результаты для процесса самообследования; если есть ожидаемые приоритеты для образовательной программы ясно их сформулировать.

  • Определить ожидаемые изменения или усовершенствования по программе, которые должны быть включены в процесс самообследования или в отчет о самообследовании.

  • Идентифицировать ценности учреждения и культуры качества, которую процесс самообследования должен продемонстрировать.

  • Установить (проявить) связи между процессом самообследования образовательной программы и процессом стратегического и тактического планирования.

  • Проконсультироваться с аккредитационной Комиссией АКУР, чтобы определить, как процесс самообследрвания может использоваться, чтобы подтвердить лидерство учреждения.

Комплекс работ и процессов при проведении самообследования должны гарантировать, что учреждение в состоянии обеспечить свидетельство выполнения Стандартов и Критериев для Аккредитации АКУР, в соответствии с заявленным статусом аккредитации. С этой целью руководство учреждения и рабочая группа должны установить график выполнения работ, определить задачи комитета, спланировать ожидаемые результаты процесса и определить финансирование процедур самообследования. Рабочая группа должна включать сотрудников учреждения и программы, которые ранее участвовали в процессе аккредитации данной программы, способны охватить цели и проблемы академической программы и учреждения в целом, пользуются авторитетом в учреждении и имеют административные полномочия. Так как рабочая группа и иные координаторы процесса планируют работы по проведению самообследования для них необходимо:

  • создать структуры, которые вовлекают круг заинтересованных сторон, образуя подкомиссии или маленькие группы с определенными задачами или проектами;

  • использовать информационные технологии для сбора данных, коммуникации и организации сети;

  • установить эффективную координацию всех процессов в пределах единого процесса самообследования образовательной программы;

  • обеспечить эффективное управление и сбор данных;

  • организовать эффективный контроль использования бюджета для процесса самообследования;

  • организовать процессы мониторинга и контроля системы самообследования.

В сотрудничестве с руководством учреждения и программы рабочая группа должна определить аудиторов текста отчета, выбрать одного или более авторов/редакторов и ясно определить их обязанности, спланировать время для написания, анализа и корректировки текста отчета, развить стратегию включения данных в отчет.

Учреждение представляет __1___ копию отчета (включая информацию на бумажных и электронных носителях ) для каждой образовательной программы. Отчет включает любые дополнительные материалы по усмотрению учреждения, помимо установленных ниже.

Учреждение должно обеспечить доступность материалов к самообследованию для персонала, который будет работать с группой экспертов во время внешнего аудита.

Вся информация, содержащаяся в отчете по самообследованию, касающаяся вуза и аккредитуемой образовательной программы, предназначена исключительно для внвутреннего использования Аккредитационным центром АКУР и его уполномоченными лицами и не распространяется без получения согласия вуза.

Согласованная с учреждением информация в случае успешного прохождения аккредитации размещается на сайте АКУР, а также может быть опубликована в средствах массовой информации и доведена до региональных и федеральных органов управления, объединений работодателей и иных заинтересованных сторон.

При представлении свидетельств, вытекающих из документов, вместо бумажной копии документа допускается ссылка на электронную копию документа ( с указанием пункта документа), расположенного на официальном сайте учреждения. В случае, если электронный документ не находится в открытом доступе в отчете должен быть приведен способ доступа к этому документу при проведении соответствующей регистрации экспертов и представителей АКУР

I. Рекомендации по структуре и формам отчета по самообследованию

1.Титульный лист отчета

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Наименование»

Утверждаю

ректор

__________________ Ф.И.О.

«_____» _________________ 2013 г.

ОТЧЕТ

О результатах самообследования образовательной программы

(код, наименование направления подготовки (специальности))

(факультет)

Рассмотрен и рекомендован

к утверждению решением

совета факультета
«____» ____________ 2013г.

Город 2013

2. Общая информация об учреждении

Составляется учреждением произвольно, исключая повторение детальной информации в соответствии с критериями аккредитации. Объемом не более одной страницы отчета,

3. Общая информация о программе

Наименование, код, год начала реализации программы, используемые ГОС или ФГОС. Аннотация программы

4. Информация о программе в соответствии с критериями по аккредитации.

Данный раздел формирует основной материал отчета по самообследованию. В данном разделе необходимо представить свидетельство того, насколько программа удовлетворяет требованиям каждого критерия аккредитации. При заполнении раздела, нужно представить соответствия данной программы критериям, продемонстрировать несоответствия критериям (если имеются) и намеченные планы с указанием сроков для устранения несоответствий.

Представленная информация для каждого критерия должна быть краткой, но в разумных пределах полной, чтобы эксперты могли определить выполнение требования критерия, без перекрестных ссылок на материалы, представленные для других критериев. С этой целью допускается дублирование необходимых, по мнению авторов отчета, материалов и данных или ссылок на электронные документы в Сети.

Номер критерия

Обоснование его выполнения. Или план выполнения отдельных пунктов критерия. В случае если для обоснования выполнения критерия или в соответствии с содержанием критерия необходимо приложить документы на бумажном носителе, то документы прикладываются к отчету в виде Приложения, пронумерованного следующим образом:

Приложение Номер критерия/ Последовательный номер документа

Например: Приложение 1.1/1, Приложение 1.1/2 и т.д.

Соответственно в тексте отчета указывается наличие данного Приложения

5. Информация о программе в соответствии c данными представленными в электронных формах.

Заполнение электронных таблиц следующих двух файлов:

- «Формы самообследования.xls» (одиннадцать листов «Форма 1 ПРЕПОДАВАТЕЛИ», « Форма 2 СТУДЕНТЫ», «Форма 3 ФИНАНСЫ», «Форма 4 Курсы», «Форма 5 Научная работа ППС», «Форма 6 Научная работа студентов», «Форма 7 Библиотека», «Форма 8 Справочник Организации», «Форма 9 Справочник Спорт», «Форма 10 Культура», «Форма 11 Общественная работа» ) и

- «Итоги экзаменационных процедур.xls» (три листа «Экзамены», «Гос.экзамены», «ВКР»)

Заполненные файлы не распечатываются. Рассматриваются как Приложение к Самоотчету

6. Результаты опроса студентов выпускного года обучения.

Опрос проводится по методике, разработанной в образовательном учреждении. Опрос должен продемонстрировать степень удовлетворенности студентов результатами обучения по программе.

7. Результаты опроса работодателей.

Опрос проводится по методике, разработанной в образовательном учреждении. Опрос должен продемонстрировать степень удовлетворенности работодателей результатами обучения по программе.

8. Мнение образовательного учреждения о содержании Критериев

Данный раздел составляется учреждением по желанию и может включать в себя аналитическую оценку содержания критериев аккредитации и их реальное влияние на повышение качества образования. Кроме того в разделе могут быть отмечены иные положительные и отрицательные стороны процедуры самооценки, предложенные по данной процедуре.

9. Заключение

Заключение составляется по произвольной форме на усмотрение образовательного учреждения. В заключении желательно привести самооценку программы в сравнении с имеющимися российскими (или международными аналогами). Кроме того в заключении может быть представлен план выполнения Критериев, которые не выполнены в полном объеме в настоящее время.

II. Типовые методические рекомендации при проведении самообследования.

1. Общие положения

Документы по самообследованию профессиональной образовательной программы являются основным источником сведений о программе на этапе подготовки к проведению общественно-профессиональной аккредитации профессиональной образовательной программы и составляют основу для оценки качества реализации программы при работе эксперта в вузе. Поэтому вуз должен быть уверен в том, что предоставляемые им документы содержат ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у эксперта.

В документах по внутренней оценке должны указываться как достижения, так и недостатки деятельности, выявленные вузом, поскольку это позволяет экспертам составить мнение о положении дел в вузе и оценить эффективность мер и процедур, проводимых вузом для контроля качества на программном уровне и его повышения.

2. Содержание документов по самообследованию профессиональной образовательной программы ВПО

Документы по внутренней оценке обычно содержат:

  • описание и оценку того, как вузом выполняются обязательства по реализации по программе профессионального образования заявленного качества. Это позволяет вузу продемонстрировать обществу, насколько он надежен как учреждение, предоставляющее профессиональное образование;

  • описание и оценку эффективности используемых вузом механизмов гарантии качества образования, реализуемого по программе,

  • описание и оценку способов, с помощью которых вуз регулярно проверяет качество образовательной программы, а также выполнение рекомендаций предыдущих проверок;

  • описание и оценку методов, гарантирующих точность, полноту и надежность публикуемой информации о качестве программы. Это позволяет эксперту оценить степень доверия к информации о качестве программы, публикуемой вузом. Подобная оценка весьма полезна для студентов и иных заинтересованных сторон;

  • описание и оценку конкретных примеров того, как работают процедуры внутреннего контроля качества на уровне программы для того, чтобы выяснить, насколько надежна и ценна информация, полученная в результате таких проверок.

Кроме того, документы должны содержать информацию, необходимую эксперту для рассмотрения различных вопросов, возникающих в ходе программной аккредитационной экспертизы вуза, таких как:

  • публичная доступность информации о качестве программы,

  • внутренние системы контроля информации и их вклад в гарантию качества;

  • разработка, использование и публикация спецификаций программ;

  • предполагаемые результаты обучения и фактически полученные студентами знания и навыки;

  • мнение студентов о качестве программы;

  • «качество» преподавательского состава, критерии, применяемые при приеме на работу, способы оценки, повышения и поощрения эффективности преподавания.

Работа экспертов будет значительно облегчена, если вуз укажет все источники получения сведений и фактов, использованные при составлении документов по внутренней оценке программы. Указанные источники должны быть доступны экспертам во время визита в вуз для того, чтобы они могли сравнить собранные ими сведения и факты с данными, указанными в документах.

Документы по внутренней оценке программы должны:

  • быть сформулированы ясно и четко и содержать сведения, непосредственно относящиеся к вопросам гарантии;

  • быть написаны достаточно кратко, но в них должны содержаться все сведения, необходимые экспертам для понимания затронутых вопросов;

  • содержать информацию о мерах по улучшению и поддержанию качества программ, которые вуз намерен предпринять в течение ближайших лет;

  • содержать оценки и описания в нужной пропорции, т.е. количество описаний должно быть достаточным для того, чтобы эксперт мог увидеть ключевые черты подхода вуза к процедуре гарантии качества.

Если по результатам самообследования программы выражается уверенность в эффективности работы вуза по реализации программы, то следует четко определить, на чем основана уверенность вуза, поскольку документы по внутренней оценке считаются правильно составленными, если эксперту после ознакомления с ними требуются минимальные разъяснения.

3. Требования к структуре документов по самообследованию профессиональной образовательной программы ВПО

Рекомендуется, чтобы документы по самообследованию, включали следующие разделы:

  • Введение.

  • Процедуры, принимаемые вузом на уровне программы для того, чтобы гарантировать качество образования, и их эффективность.

  • Процедуры поддержки учебного процесса, принятые в вузе, и их эффективность. Точность, полнота, достоверность и актуальность информации, предоставляемой вузом.

  • Планы вуза по повышению качества образования.

  • Положительная практика в области гарантии качества образования на уровне программы, приобретенная вузом.

Кроме того, желательно, чтобы вуз, подготавливая документацию по внутренней оценке программы:

  • предоставил информацию о размерах вуза, стиле работы, целях и задачах, а также об участии в партнерских программах;

  • описал и проанализировал меры, принятые вузом после проведения последней комплексной проверки, и сообщил, в какой степени выполнение рекомендаций способствовало улучшению практической деятельности вуза;

  • перечислил программы, которые либо являются примерами положительной практики, либо указывают на сделанные попытки приобрести таковую.

Вуз может добавить к документации по внутренней оценке программы в качестве приложения документы, которые он хочет представить эксперту для более точного понимания положения дел.

Список документов, необходимых для проведения независимой оценки качества профессиональных образовательных программ


  1. Аннотация к программе

  2. Стратегия развития программы

  3. ФГОС по программе (ГОС)

  4. Учебный план.

  5. График учебного процесса.

  6. Рабочие учебные программы (примеры учебных программ специальных дисциплин или дисциплин специализации).

  7. Программы практик.

  8. Список тем курсовых и дипломных работ (проектов).

  9. Методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ (проектов).

  10. Положение о проведение промежуточной и итоговой аттестации

  11. Примеры экзаменационных билетов по трем специальным дисциплинам (не менее пяти билетов по каждой дисциплине).

  12. Программа итоговой государственной аттестации (включая примеры пяти билетов к междисциплинарному государственному экзамену).

  13. Список преподавателей, реализующих программу (шаблон 1).

  14. Итоги экзаменационных сессий последних трех лет (шаблон 2).

  15. Итоги государственных экзаменов последних трех лет (шаблон 3).

  16. Итоги защиты ВКР последних трех лет (шаблон 4).

  17. Результаты анкетирования выпускников

  18. Результаты анкетирования студентов

  19. Результаты анкетирования работодателей

  20. Результаты анкетирования ППС

Похожие:

Руководство по самообследованию Введение iconРуководство по эксплуатации Введение: Принцип соответствия в imc
Определения

Руководство по самообследованию Введение iconРуководство пользователя (Приказ Росстата от 23. 11. 2012 г. №615)...
Участие в сетях аудиторских организаций(по состоянию на 31 декабря отчетного года) 25

Руководство по самообследованию Введение iconРуководство пользователя (Приказ Росстата от 23. 11. 2012 г. №615)...
Участие в сетях аудиторских организаций (по состоянию на 31 декабря отчетного года) 25

Руководство по самообследованию Введение iconРуководство пользователя (Приказ Росстата от 23. 11. 2012 г. №615)...
Участие в сетях аудиторских организаций (по состоянию на 31 декабря отчетного года) 25

Руководство по самообследованию Введение iconРуководство пользователя 2013 Содержание Введение 4 о системе «Банк Клиент Онлайн»
Данное руководство предназначено для клиентов банка втб 24 (зао), являющихся пользователями системы «Банк-Клиент Онлайн». В документе...

Руководство по самообследованию Введение iconОоо «аксиком» арм страхователя Руководство пользователя Содержание 1 Введение 3
Автоматизированная система электронного документооборота с государственными органами власти

Руководство по самообследованию Введение iconСистема электронного документооборота «счета-фактуры» листов краткое...
Руководство предназначено для участников электронного документооборота в рамках выставления и получения счетов-фактур в электронном...

Руководство по самообследованию Введение iconРуководство пользователя Декабрь, 2014 Содержание Введение Данное...
Руководство предназначено для Клиентов банка втб 24 (пао), являющихся пользователями системы «Банк клиент онлайн». В документе содержатся...

Руководство по самообследованию Введение iconРуководство пользователя Декабрь, 2014 Содержание Введение Данное...
Руководство предназначено для Клиентов банка втб 24 (пао), являющихся пользователями системы «Банк клиент онлайн». В документе содержатся...

Руководство по самообследованию Введение iconРуководство пользователя 1 Введение 6 Вход в Систему 6 Начало работы в «Личном кабинете»
Участие в сетях аудиторских организаций (по состоянию на 31 декабря отчетного года) 29

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск