Зарегистрировано Министерством Юстиции Республики Узбекистан №533 «16» ноября 1998 г. Утверждено


НазваниеЗарегистрировано Министерством Юстиции Республики Узбекистан №533 «16» ноября 1998 г. Утверждено
страница1/9
ТипИнструкция
filling-form.ru > бланк заявлений > Инструкция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Зарегистрировано


Министерством Юстиции Республики Узбекистан

533

«16» ноября 1998 г.



Утверждено

Центральным банком Республики Узбекистан

61

21 июня 1997г



ИНСТРУКЦИЯ

по бухгалтерскому учету и отчетности в банках

Республики Узбекистан
(Внесены изменения и дополнения, утвержденные Правлением Центрального банка Республики Узбекистан от 5 марта 1999 года за № 61-1 и

от 22 февраля 200 года за № 61-2, зарегистрированные Министерством юстиции Республики Узбекистан 2 апреля за №533-1 и 13 апреля 2000 года за № 533-2 )
Настоящая Инструкция разработана Центральным банком в соответствии со статьей 51 Закона «О Центральном банке Республики Узбекистан», статьей 41 Закона «О банках и банковской деятельности», статьей 5 Закона «О бухгалтерском учете» и устанавливает обязательные для банков правила ведения бухгалтерского учета.

ВВЕДЕНИЕ



1. В системе банков важное значение имеет правильная организация работы бухгалтерского учета, так как четкая постановка бухгалтерского учета и контроля обеспечивает правильное выполнение функций банка, для этого от бухгалтеров требуется, определенные знания, понимание основных принципов и методов бухгалтерского учета и отчетности.

2. В настоящей инструкции приведены принципы бухгалтерского учета, структура бухгалтерского аппарата; включены правила выполнения учета и контроля банковских операций; даны указания о способах обслуживания клиентов и методах построения документооборота; определены объемы и порядок составления бухгалтерской отчетности и других банковских операции, основанной на Международных стандартах, также поставлено целью обеспечить:

  • ускорение оборачиваемости средств в расчетах, быстрое и четкое обслуживание клиентов, правильное выполнение расчетных, кассовых, валютных, кредитных и других банковских операций;

  • своевременное и точное отражение произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности;

  • надлежащее оформление исходящих из банка документов, облегчающее их использование по месту назначения, а также предупреждение возникновение ошибок и совершение незаконных действий при проведении операций по этим документам в других банках и в учете обслуживаемых ими клиентов;

  • предотвращение возможности возникновения недостач, растрат и иных форм незаконного расходования денежных средств, материальных ценностей, а также бланков строгой отчетности, находящихся в банках;

  • документальное обоснование ответственности должностных лиц банка в случаях выявления неправомерных действий с их стороны при совершении операций, утраты ценностей и документов и т.п.;

  • возможность наведения справок и осуществления последующих проверок за законностью и правильностью совершения операций, а также их оформления;

  • строгое соблюдение режима рабочего дня в банке;

  • сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций, их учет и составление отчетности на основе широкого применения средств современной компьютерной техники.

3. Содержащиеся в инструкции и в приложениях к ней указания о порядке выполнения, оформления, учета и контроля операций являются обязательными для всех банков. Порядок прохождения документов внутри банка может быть установлен главным бухгалтером с учетом особенностей работы данного банка, но с соблюдением основных правил документооборота, предусмотренных инструкцией.

4. Организация бухгалтерской работы и бухгалтерского учета, изложенная в инструкции, предусмотрена исходя из условий применения компьютерной техники.

5. Система кодирования для счетов главной книги должна быть пятизначной. Коды по счетам активов являются нечетными, а по счетам пассивов четными. Это предусмотрено для более легкого восприятия и запоминания. Учет на балансовых счетах ведется по методу двойной записи. Операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения, независимо от даты движения средств по ним.

6. По счетам непредвиденных обстоятельств учет ведется по методу двойной записи. Для каждого основного счета или группы основных счетов, предусмотрен контр-счет, который предназначен только для бухгалтерских целей. В балансовом отчете или других подобных отчетах отражаются только основные счета без отражения данных контр-счетов.

7. Номенклатура балансовых счетов и счетов непредвиденных обстоятельств, приведенная в плане счетов бухгалтерского учета и описание плана счетов в Коммерческих банках и Центральном банке Республики Узбекистан, являются единой для всех банков и не могут быть изменены без разрешения Правления Центрального банка Республики Узбекистан. В плане счетов все счета являются исключительно активными или пассивными, в соответствии с этим счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.

ЧАСТЬ I

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ РАБОТЫ И ДОКУМЕНТООБОРОТА В БАНКАХ
Глава I

Построение бухгалтерского аппарата банков
8. Бухгалтерский аппарат банка включает в себя работников, занятых оформлением, контролем расчетно-денежных документов и отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета. Бухгалтерский аппарат возглавляется главным бухгалтером банка, действующим на основании Положения о главных бухгалтерах банковской системы (Приложение № 1 к настоящей инструкции).

9. Конкретные обязанности работников бухгалтерского аппарата определяются главным бухгалтером банка.

10. В крупных банках могут создаваться отделы бухгалтерского учета. Количество создаваемых отделов зависит от объема совершаемых операций и уровня их автоматизации.

11. За бухгалтерскими работниками банка закрепляется ведение определенных счетов или же выполнение отдельных операций, что оформляется записями в специальной книге учета распределения и перераспределения счетов между бухгалтерскими работниками банка, где отражаются и оттиски переданных им штампов под расписку. В случае болезни работника, дела которого принимаются другим лицом, в книге распределения делается соответствующая запись. Распределение счетов между работниками бухгалтерии производится так, что бы депозитные счета и все ссудные счета по краткосрочным кредитам одного хозоргана велись одним бухгалтерским работником.

12. Ведение учета по межбанковским расчетам и операций по внутрибанковским счетам должно сосредотачиваться в специальных отделах или возлагаться на отдельных учетных работников, достаточно хорошо знающих эти операции.

13. Общее руководство работой по отражению операций во вспомогательных и главной книгах, составлению отчетности программно компьютерной системе возлагается на главного бухгалтера банка, при его отсутствии на заместителя по приказу руководителя банка. Организацию бухгалтерского учета и отчетности осуществляет главный бухгалтер банка.

14. В каждом банке должны быть разработаны и утверждены должностные обязанности работников, копии которых передаются под расписку. Перечень основных обязанностей бухгалтерского аппарата приведен в приложении № 2 к настоящей инструкции.
Глава II

Организация рабочего дня и документооборота
15. Организация рабочего дня бухгалтерских работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное исполнение поступающих расчетно-денежных документов и отражение их в бухгалтерском учете по счетам с составлением ежедневного баланса.

16. В банках устанавливаются следующие основные требования к организации рабочего дня и документооборота;

  • приему, оформлению и отражению по счетам бухгалтерского учета в тот же день подлежат все расчетно-денежные документы, поступившие в банк в течение первой половины рабочего дня (это время называется операционным днем). Расчетно-денежные документы, поступившие в банк по истечении времени операционного дня, проводятся по счетам клиентов, как правило, следующим рабочим днем;

  • прием расчетно-денежных документов от клиентов в течение операционного дня производится непосредственно бухгалтерскими работниками. Во вне операционное время документы могут сдаваться в банк через специальные устройства (ящики), из которых документы вынимаются не реже одного раза в час;

  • для регулирования операционной нагрузки в каждом банке устанавливается график приема документов от основных клиентов, постоянно представляющих в банк значительное количество платежных документов;

  • расчетные и кассовые операции физических лиц (вкладчиков, граждан, сдающих различные взносы) производятся в течение операционного дня непосредственно бухгалтерскими работниками, выполняющими соответствующие операции;

  • оплата всех расчетно-денежных документов с депозитных счетов довостребования, включая перечисления в бюджет и выплату заработной платы, производится при наличии средств на этих счетах.

17. С учетом изложенного, в каждом банке устанавливается график обслуживания клиентов и документооборота, в которых указывается конкретное время (интервал) для расчетно-кассового обслуживания хозяйствующих субъектов и время прохождения документов по всем участкам их обработки. График обслуживания клиентов и документооборота утверждаются руководителем банка.

18. Примерные указания о режиме рабочего дня бухгалтерских работников в банках приведены в приложении №3 к настоящей инструкции.
Глава III

Внутрибанковский контроль
19. При совершении банковских операций должен обеспечиваться надлежащий контроль за законностью их оформления и сохранностью средств и ценностей.

20. При приеме денежно-расчетных документов работник обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все реквизиты, предусмотренные банком, правильность указания банковских реквизитов, соответствие оттиска печати и подписей заявленным банку образцам. После этого документ заверяется подписью работника банка с указанием даты исполнения.

21. Документы, подлежащие дополнительному контролю, передаются контролеру или главному бухгалтеру оба экземпляра, после получения контрольной визы принимаются к исполнению.

22. Расчетно-денежные документы по указанным ниже счетам и операциям должны быть проверены и подписаны контролирующим работником:

а) расчетно-денежные документы:

  • по операциям, производимым без поручений клиентов, в частности, ордера по списанию суммы пени, не взысканной одновременно с основным платежом;

  • ордера по перечислениям остатков вторичных счетов довостребования (субсчетов);

  • ордера по переадресовке и возврату сумм, по корреспондентскому счету банка;

б) расчетно-денежные документы и записи в аналитическом учете:

  • по сберегательным депозитным счетам граждан и военнослужащих;

  • по взысканию с клиентов штрафов за нарушение правил совершения расчетных операций;

  • по счетам драгоценных металлов; основных средств банка, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; расчетов с хозрасчетными предприятиями банка; дебиторов и кредиторов банка (только по дебету); сумм перечисленных по корсчету до выяснения; хозяйственных материалов; расходов будущих периодов; операционных и разных доходов и расходов;

  • по счетам государственного бюджета в случаях, предусмотренных инструкцией по кассовому исполнению Государственного бюджета Республики Узбекистан;

  • по депозитным счетам уполномоченных;

  • по ссудным счетам частных заемщиков;

  • по другим счетам и операциям, осуществляемым по отдельным решениям Правительства и Центрального банка Республики Узбекистан.

23. Ордера по счетам капиталов банка, иностранных операций, драгоценных металлов, подкреплений и излишков касс в пути, прибылей и убытков, долгов списанных в убыток, а также ордера на закрытие депозитных, ссудных и других счетов, ордера по исправлению допущенных ошибок в бухгалтерском учете должны иметь контрольную подпись главного бухгалтера или его заместителя.

Ордера по иностранным операциям в банках, где имеются отделы иностранных операций, подписываются контрольной подписью начальников этих отделов.

24. Ордера на прием и отсылку денег и других ценностей, хранящихся в денежных хранилищах и ордера по операциям с резервными фондами должны быть подписаны, кроме исполнителей и главного бухгалтера, также руководителем банка и заведующим кассой.

25. При совершении безналичных банковских операций должны соблюдаться основные правила документооборота и контроля, изложенные в настоящем разделе.

Бухгалтер, ведущий счет, принимает документ к проводу после проверки правильности оформления документа, в т.ч. соответствия подписей и оттиска печати распорядителей счетом заявленным образцам и возможности списания его суммы со счета, т.е. наличие остатка средств на счете и в удостоверение этой проверки работник бухгалтерии подписывает документ и копии, предварительно убедившись в их тождестве. Последний экземпляр документа возвращается клиенту с проставленным штампом банка, как расписка в приеме документа к исполнению. (Слова изменены согласно п.1., Дополнения №1 зарегистрированный Министерством юстиции Республики Узбекистан 2 апреля 1999 года за № 533-1).

26. В тех случаях, когда операции по счетам подлежат дополнительному контролю, бухгалтер, оформивший своей подписью документы по безналичному перечислению средств с одного счета на другой, передает оба экземпляра документов контролеру.

Контролер проверяет правильность совершаемых операции исходя из уставной деятельности, убеждается в полном соответствии между собой первого и второго экземпляров документа, подписывает их и первый экземпляр направляет на обработку по отражению операций по дебету, а второй экземпляр - бухгалтеру, ведущему кредитуемый лицевой счет.

27. Кассовые расходные операции, выполняемые бухгалтерами, контролируются централизованно контролером, рабочее место которого размещается по возможности в непосредственной близости от кассы. Контроль расходных операций должен быть организован так, чтобы была исключена возможность:

а) оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттиском печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из книжки, не принадлежащей данному клиенту;

б) поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих операционных работников и контролера банка;

в) внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые документы.

28. Кассовые журналы по приходу и расходу составляются с помощью компьютерной техники (где отсутствует такая возможность, вручную) с указанием номера счета клиента, номера документа по приходу и по расходу и его суммы.

29. Порядок направления контролером кассовых расходных документов в кассу для оплаты - под расписку кассира устанавливается руководителем и главным бухгалтером банка.

30. Документооборот по приходным кассовым операциям должен быть организован так, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу.

31. Приходный кассовый документ, принятый или составленный работником бухгалтерии, подписывается им. При приеме денег от работников банка для зачисления на счета внутри банковского значения приходный кассовый ордер выписывается в двух экземплярах, из которых один заменяет квитанцию.

Получив обратно из кассы ордер из комплекта стандартных бланков с подписью кассира, работник бухгалтерии проверяет подлинность подписи кассира на ордере по ее образцу и проводит его по системе на обработку для отражения операции в бухгалтерском учете.

32. Для проверки подлинности подписей правомочных должностных лиц банка на принимаемых к исполнению расчетно-денежных документах, соответствующие работники должны иметь образцы их подписей.

Контролеры должны пользоваться своими экземплярами образцов подписей работников банка, а также образцов подписей и оттисков печатей на документах, представляемых клиентурой. Контролерам запрещается пользоваться тем же экземпляром образцов подписей и оттисков печатей клиентов и образцов подписей работников банка, которым пользуются работники бухгалтерии.

В карточках образцов подписей и печатей клиентов у исполнителей и контролеров подлежат регистрации номера выданных банком клиентам денежных чеков для проверки номеров чеков, предъявляемых к оплате.

Оформление открытия депозитного, бюджетного банковского или ссудного счета производится главным бухгалтером или его заместителем с разрешительной подписью руководителя банка на заявлении в соответствии с инструкцией "О банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан". После открытия счета карточки образцов подписей и оттиска печати передаются соответствующим работникам банка.

При замене карточек с образцами подписей и оттиска печати по действующим счетам новые образцы принимаются работниками бухгалтерии, которые представляют их вместе с отменяемыми главному бухгалтеру или его заместителю (если ему дано такое право по приказу), которые проверяют документы и заверяют их своей подписью.

33. В случае закрытия счета, а также при изменении наименования предприятия либо номера счета, владелец счета обязан возвратить банку чековые книжки с оставшимися неиспользованными чеками и корешками при заявлении, в котором указываются номера возвращаемых неиспользованных чеков. Если счет закрывается, то в этом заявлении должно содержаться также подтверждение остатка средств на счете на день закрытия, а также указание, куда перечисляется остаток счета и номер счета по кредиту.

34. Неиспользованные чеки по закрываемым счетам, а также по счетам, передаваемым в другие банки, принимать от клиентов имеет право только главный бухгалтер или его заместитель, который должен немедленно погасить каждый сданный чек путем вырезания части чека, предназначенной для подписи. Лишь после этого чеки передаются соответствующему работнику, который программно обязан формировать ордер на закрытие счета и представить его по монитору для проверки и подписания главному бухгалтеру или его заместителю, с лицевым счетом по окончании решения операционного дня.

35. При закрытии счета по распоряжению банка и зачислении остатка соответствующих средств на "Счетах к оплате" главный бухгалтер банка или его заместитель обязан тщательно проверить по документам все записи в закрываемом счете со дня вручения клиенту последней выписки из счета, убедиться в правильности выведенного окончательного остатка с учетом уплаченных и зачисленных процентов за ссуды и банковское обслуживание, и сделать об этом соответствующую отметку в закрываемом лицевом счете за своей подписью.

36. Главный бухгалтер банка обязан обеспечить контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков с тем, чтобы исключить возможность их утери или использования в целях злоупотреблений. Учет печатей и угловых штампов банка ведется в специальной книге, где указываются фамилии и должности лиц, у которых они находятся. Книга должна быть пронумерована, прошнурована и заверена печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера банка и храниться в несгораемом шкафу у руководителя банка или, по его усмотрению, у главного бухгалтера.

Рабочие места сотрудников банка должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печати, штампам, документам и бланкам банка.

37. Жалобы на действия работников банка и другие письма принимает от клиентов экспедиция (специально выделенные лица) банка или лично руководитель или главный бухгалтер. Об этом порядке клиенты должны быть извещены путем вывешивания объявлений. Бухгалтерским работникам принимать такую корреспонденцию запрещается.

38. Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы возлагаются на главного бухгалтера.

Руководитель банка, наряду с общим наблюдением за состоянием бухгалтерской работы, обязан проверять своевременность составления баланса и отчетности, периодически осуществлять контроль за своевременностью и полнотой списания и зачисления средств по счетам клиентов.

39. Бухгалтер последующего контроля обязан систематически производить последующие проверки отдельных участков бухгалтерской работы, согласно утвержденному плану руководителем банка.

К проверкам могут привлекаться и другие специалисты по усмотрению руководителей и главных бухгалтеров банков.

Проверки осуществляются в соответствии с планами, в которых предусматриваются участки, подлежащие последующей проверке, их объем и время проведения. При составлении планов учитывается, какие участки были обревизованы или обследованы за последнее время, а также на каких участках ревизиями, обследованиями или проверками были выявлены серьезные недостатки и необходима повторная проверка.

Проверки работы отдельных работников или отделов производятся с всесторонним охватом всех их функций и обязанностей не реже одного раза в полугодие.

Наряду с этим рекомендуется проводить тематические проверки выполнения определенных однородных обязанностей бухгалтерских работников банка, а также проверки выполнения отдельных указаний Центрального банка Республики Узбекистан, в особенности вновь поступивших. Примерная тематика и методы последующих проверок приведены в приложении №4 к настоящей инструкции.

40. Результаты последующих проверок должны оформляться краткими справками; руководители банков обязаны в трехдневный срок после получения справки о недостатках, выявленных при последующей проверке, лично рассмотреть справку в присутствии сотрудников бухгалтерского аппарата и принять необходимые меры для устранения причин, вызвавших отмеченные недостатки. При выявлении недостач, хищений, а также должностных и иных злоупотреблений руководитель банка обязан в двухдневный срок передать материалы в следственные органы.

41. Главный бухгалтер и работник последконтроля обязаны установить наблюдение за устранением недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, и в необходимых случаях организовать повторную проверку.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Зарегистрировано Министерством Юстиции Республики Узбекистан №533 «16» ноября 1998 г. Утверждено iconМинистерство юстиции донецкой народной республики зарегистрировано
Вич-инфицированными лицами, в том числе в учреждениях здравоохранения Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции...

Зарегистрировано Министерством Юстиции Республики Узбекистан №533 «16» ноября 1998 г. Утверждено iconПорядок оформления документов по вопросу
В соответствии с положениями "Закона о гражданстве Республики Узбекистан" выход из гражданства Республики Узбекистан разрешается...

Зарегистрировано Министерством Юстиции Республики Узбекистан №533 «16» ноября 1998 г. Утверждено iconПорядок оформления документов по вопросу
В соответствии с положениями "Закона о гражданстве Республики Узбекистан" выход из гражданства Республики Узбекистан разрешается...

Зарегистрировано Министерством Юстиции Республики Узбекистан №533 «16» ноября 1998 г. Утверждено iconВ консульский отдел Посольства Республики Узбекистан в Москве от...

Зарегистрировано Министерством Юстиции Республики Узбекистан №533 «16» ноября 1998 г. Утверждено iconРаспоряжением Главы Администрации Перевальского района Луганской...
...

Зарегистрировано Министерством Юстиции Республики Узбекистан №533 «16» ноября 1998 г. Утверждено iconДля получения разрешения о выходе из гражданства республики узбекистан
Республики Узбекистан, то Вы должны представить письменные, нотариально удостоверенные заявления этих лиц об отсутствии к Вам имущественных...

Зарегистрировано Министерством Юстиции Республики Узбекистан №533 «16» ноября 1998 г. Утверждено iconПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25...
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...

Зарегистрировано Министерством Юстиции Республики Узбекистан №533 «16» ноября 1998 г. Утверждено iconМинистр юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики
Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики

Зарегистрировано Министерством Юстиции Республики Узбекистан №533 «16» ноября 1998 г. Утверждено iconМинистр юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики
Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики

Зарегистрировано Министерством Юстиции Республики Узбекистан №533 «16» ноября 1998 г. Утверждено iconМинистр юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики
Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск