Методические рекомендации министерство образования иркутской области областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования


Скачать 409.56 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации министерство образования иркутской области областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
страница1/2
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2
Требования к содержанию, структуре, оформлению, порядку разработки методических материалов

Методические рекомендации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

«ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Требования к содержанию, структуре, оформлению, порядку разработки методических материалов

Методические рекомендации

Иркутск

2012

Составители работы:

Бугакова Л.И., старший преподаватель кафедры ПО и ЭО ИИПКРО

Турчанинова О.Н., специалист по УМР кафедры ПО и ЭО ИИПКРО

Рецензент:

Кондратьева О.Г.. к.п.н., доцент, зав кафедрой ПО и ЭО ИИПКРО

Краткая аннотация:

Настоящие методические рекомендации определяют типы, виды, требования к содержанию, структуре, оформлению, порядку разработки методических материалов на основе ГОСТ и Положения об авторских педагогических разработках (Приложение № 5 к приказу ГлавУО и ПО от 25.06.04. № 1163). Целью данных методических рекомендаций является оказание помощи разработчикам методических материалов в правильном их оформлении в соответствии с действующими стандартами и нормативными документами.

Рассмотрена и утверждена

На заседании кафедры ПО и ЭО

Протокол № ___

От «_» __________ 2013 г.

Содержание

1.

Пояснительная записка

5

2.

Нормативно-правовая основа разработки методической продукции в образовательном учреждении

6

3.

Основные понятия и функции методической продукции

6

4.

Виды методической продукции:

7

4.1.

Учебные издания:




4.2.

Методические издания

8

4.3.

Учебно-научно-методические издания

9

4.4.

Учебно-методический комплекс

15

5.

Содержание и структура методической продукции:

16

5.1

Структурные элементы методической продукции

17

5.2

Структурные элементы электронных образовательных ресурсов

19

6.

Рекомендации по разработке учебного издания

20

7.

Основные требования к оформлению педагогической разработки

21

8.

Порядок и последовательность подготовки педагогической разработки к публикации

23

9.

Библиографический список

24

10.

Приложения


25

10.1

Приложение №5 к приказу ГлавУОиПО

от25.06.04 № 1163 Положение об авторских педагогических разработках

25

10.2

Образец заполнения титульного листа авторской педагогической разработки

28

10.3

Примерное содержание рецензии (памятка рецензенту)

29

10.4

Аннотация

30


Пояснительная записка
Концепция качества обучения специалиста претерпевает во времени значительные изменения. Сегодня качество рассматривается как универсальный инструмент управления всеми аспектами деятельности организации. Качественные учебно-методические материалы, разрабатываемые педагогическими работниками, являются важнейшей составляющей формирования образовательной среды в современном образовательном учреждении и гарантом обеспечения выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС).

ФГОС предъявляет особые требования к методическому обеспечению эффективной самостоятельной, внеаудиторной работы, индивидуальной образовательной программы обучающихся и, в целом, всего образовательного процесса.

Качественные учебно-методические материалы – авторские педагогические разработки – являются обязательным условием обеспечения целостного и системного усвоения обучающимися основной профессиональной программы. Преподаватель как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом в обеспечении обучающегося методической поддержкой через создание методических материалов, авторских педагогических разработок. Процессы преобразований в связи с введением ФГОС требуют от педагога творчества в создании таких продуктов, умения приспосабливать и использовать в педагогической деятельности современные педагогические технологии, соответствующие требованиям ФГОС.

Цель создания настоящих методических рекомендаций заключается в том, чтобы в обобщённом виде представить педагогическим работникам систему требований к методическим материалам разного рода. Целостная система требований позволит сделать актуальными созданные ранее и используемые педагогами авторские педагогические разработки и создать новые методические материалы, отвечающие требованиям ФГОС.

2.Нормативно-правовая основа разработки методической продукции в образовательном учреждении

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе:

- Закон об образовании РФ;

  • ФГОС СПО/НПО;

  • Положения об авторских педагогических разработках (Приложение № 5 к приказу ГлавУО и ПО от 25.06.04. № 1163);

  • ГОСТа 7.82—2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов.

  • ГОСТа 7.83—2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

  • ГОСТа 7.1.-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание.

  • ГОСТа 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения.

  • ОСТа 29.130-97. Издания. Термины и определения.



3.Основные понятия и функции методической продукции
Создание методической продукции является одним из направлений методической деятельности педагогического работника. Методическая продукция – это одна из форм отражения результатов методической работы педагогов, форма учебно-научно-методического обеспечения образовательного процесса, способ выражения и распространения передового педагогического опыта.

Методическая продукция в образовательном процессе выполняет ряд функций:

  • является документальным носителем учебного содержания;

  • является методическим обеспечением образовательных технологий;

  • выполняет роль педагогических механизмов (психолого-педагогического и методического сопровождения), обеспечивающих усвоение обучающимися учебного содержания, способствует более качественному формированию общих и профессиональных компетенций;

  • выступает средством творческой самореализации преподавателей, обеспечивает возможность осмыслить и интерпретировать свой субъектный профессиональный опыт.

Создание методической продукции может быть как индивидуальной, так и коллективной деятельностью педагогических работников.
4.Виды методической продукции
4.1.Учебные издания:

4.1.1 Учебник

- содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения»).

4.1.2. Учебное пособие

- учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник и официально утверждённое в качестве данного вида издания (ГОСТ7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения»)

4.1.3. Учебно - методическое пособие ( для педагогов и/или обучающихся)

- учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания или изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) и методике выполнения различных практических форм (контрольных, курсовых, квалификационных выпускных работ, чтение лекции и пр.) (ГОСТ 7. 60- 90. «Издания. Основные виды. Термины и определения»).

4.1.4. Практикум

- это руководство для проведения практических занятий, предназначенное для закрепления теоретического материала и проверки знаний.

Основными видами практикумов являются:

сборник описаний лабораторных работ (содержит тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса);

сборник задач (содержит задачи и методические рекомендации по их выполнению);

сборник контрольных заданий (содержит типовые контрольные задания для проверки знаний).

4.1.5.Учебная программа

- это учебное издание, определяющее содержание , объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины( ее раздела, части).

4.1.6. Программа практики

- это учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок проведения практики (ГОСТ7. 60-90. «Издания. Основные виды. Термины и определения»). В программе определяется перечень профессиональных знаний, умений и навыков, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке к проведению практик.

4.2.Методические издания:

4.2.1.Методическая разработка

-содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, урока) или проведения внеурочного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению личного опыта; учебный материал по дисциплине (рабочая программа, перспективно-тематический план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);

4.2.2.Методические пособия

делятся на методические рекомендации и методические указания и содержат комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению письменных экзаменационных работ, курсовых и дипломных проектов, лабораторных и практических занятий, решению вопросов практики, по подготовке к итоговой государственной аттестации, практические задания с примерами их выполнения;

4.2.3.Рабочая тетрадь

- представляет собой средство обучения, являющееся одновременно как средством преподавания, так и средством учения. Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, помогающий обучающемуся, студенту в освоении учебной дисциплины. Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс.

Технология работы с рабочей тетрадью предполагает изменение организации самостоятельной работы обучающихся.

Таким образом, главное назначение методических материалов – это совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание практических механизмов личностно-профессионального развития обучающихся. Наличие учебно-методического обеспечения по отдельным дисциплинам, профессиональным модулям, специальности – является одним из ключевых условий повышения качества подготовки выпускника.
4.3. Учебно-научно-методические издания:
4.3.1 Учебно-теоретические издания - учебные издания, содержащие систематизированные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. К учебно-теоретическим изданиям относятся:

  • Учебное пособие: учебно-теоретическое издание, предназначенное для обучающихся, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Включает сведения в объеме, превышающем учебную программу, или, наоборот, отражает часть программы. Может быть выпущено по разделу/теме программы учебной дисциплины/профессионального модуля. Рекомендуемы объем учебного пособия –64 л. печатного текста/4 печатных листа.

  • Курс лекций - учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины/междисциплинарного курса. Разрабатывается в качестве издания, заменяющего учебник/учебное пособие в случае отсутствия литературы по дисциплине/модуля.

4.3.2 Учебно-практическое издание

- учебное издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. К учебным изданиям относятся:

  • Практикум (сборник упражнений/сборник задач (задачник)/ сборник лабораторных работ и пр.) - учебно-практическое издание, содержащее упражнения, задания (задачи, лабораторные работы, практические работы и т.п.) методические рекомендации по их выполнению в объеме дисциплины/модуля или их частей, обеспечивающее формирование практических умений студентов.

  • Сборник иностранных текстов - учебно-практическое издание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации по работе с ними, способствующее формированию знаний, умений и их контролю и самоконтролю.

  • Сборник планов учебных занятий (семинарских, практических, лабораторных и пр.) - учебно-практическое издание, содержащее тематику и планы занятий, порядок их подготовки и проведения, методические комментарии и рекомендации по изучению предлагаемых тем, рекомендуемую литературу, обеспечивающую деятельность обучающихся на аудиторных занятиях и внеаудиторною работу обучающихся по подготовке к занятиям.

  • Сборники контрольных заданий (контрольных работ, тестов и пр.) - учебно-практическое издание, практикум, содержащий перечень типовых контрольных заданий, обеспечивающих проверку знаний и умений обучающихся по конкретной учебной дисциплине/профессиональному модулю или комплексу учебных дисциплин.

  • Хрестоматия - учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие предмет изучения учебной дисциплины. Хрестоматия направлена на обеспечения аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

4.3.3 Учебно-методическое издание

- учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм усвоения знаний. К учебно-методическим изданиям относятся:

  • Учебно-методическое пособие – учебно-методическое издание для реализации целей учебной дисциплины/профессионального модуля или их части на основе утвержденных программ. Предназначено для обучающихся. Освещает содержание учебного курса и методику работы с ним. Разрабатывается преимущественно для обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы (системы заочного, очно-заочного, дистанционного обучения). Рекомендуемый объем учебно-методического пособия не менее 64стр. печатного текста или 4 печатных листа.

  • Методическое пособие – учебно-методическое издание, включающее в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методику изучения/преподавания какого-либо учебного курса либо актуального направления учебно-воспитательного процесса. Представляет собой целостное рассмотрение определённого курса. Методическое пособие создаётся с целью адаптации имеющихся вузовских учебников к условиям СПО, в условиях отсутствия изданных пособий по соответствующей дисциплине для данной специальности. Основой такого пособия являются, сделанные на базе результатов исследования, теоретически обоснованные методические рекомендации для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Приводятся конкретные примеры применения рекомендуемых методов и методических приемов в практике учебных заведений. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой. Рекомендуемый объем методического пособия от 64 стр. печатного текста/4 печатных листа.

  • Методическая разработка – учебно-методическое издание, как правило, освещающее методику преподавания отдельного раздела, темы учебной программы или нескольких отдельных разделов, тем. Раскрывают отдельные аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса. Чаще всего представляют собой логично структурированный и подробно описанный ход проведения каких-либо форм организации педагогического процесса (учебные занятия, мероприятия, мастер-классы, тренинги и т.д.), прошедших апробацию в учебном процессе, тиражированные в достаточном количестве для использования педагогическими работниками в методическом кабинете или во время проведения лабораторных и практических занятий.

  • Методические рекомендации - это методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания. Данный вид материалов разрабатывается на основе изучения и обобщения опыта образовательного учреждения, преподавателей. Методические рекомендации представляют собой обеспечение авторской технологии преподавателя. Они могут включать теоретический материал, план работы по изучению определённых вопросов и проведению практической и исследовательской работы, перечень контрольных вопросов, списки рекомендуемых для изучения источников. В методических рекомендациях акцент делается на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности. В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике. Как правило, их объем составляет 16-48 стр. печатного текста /1-3 печатного листа.

  • Методические указания – вид методической продукции, содержащий пошаговое описание последовательности действий обучающегося при выполнении какого – либо вида учебной работы.

  • Рабочая тетрадь (дневник) - учебно-методическое издание, имеющее особый дидактический аппарат, который позволяет организовать самостоятельную работу обучающегося по усвоению учебного содержания темы/раздела/дисциплины и пр. Рабочие тетради предназначены для организации аудиторной и внеаудиторной работы. Рабочие тетради создаются на основе рабочих программ учебных дисциплин/профессиональных модулей и основной литературы.

4.3.4. Учебно-справочное издание

- учебное издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке удобном для их быстрого отыскания, и предназначенные для обучения:

  • Учебный толковый словарь - учебно-справочное издание, словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения. Составляется в учебных целях, помогает организовать и направить преподавание и изучение лексического состава языка.

  • Учебный терминологический словарь (тезаурус) - учебно-справочное издание, словарь, содержащий термины какой-либо учебной дисциплины, (ее раздела, части), области знания и их определения (разъяснения).

  • Учебный справочник - учебно-справочное издание, справочник, содержащий сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой, помогающие изучению и освоению предмета. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной практический характер.

4.3.5. Учебно-наглядное издание

- учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенной дисциплины, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основные виды:

  • Учебно-наглядное пособие - учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (альбомы, атласы, картографические пособия и др.);

  • Альбом - учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изо-издание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей.

  • Атлас - учебное издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей.

  • К учебно-наглядным пособиям также могут быть отнесены схемы, чертежи, рисунки, карты, фотографии, иллюстрации, видеоролики, модели, тематические подборки наглядно-иллюстративного материала и т.п.

4.3.6. Информационно-методические издания

- имеют целью изложить определенные сведения, подлежащие распространению среди обучающихся и их родителей с целью ознакомления с образовательной программой.

  • Буклет – издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в тетрадь ширмообразно или иным способом.

  • Листовка – непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.

  • Аннотированный каталог – нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень кратких характеристик документа или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.

  • Информационно-методический справочник – сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной деятельности и по ее организации.

  • Инструктивно-методический плакат – плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.

  • Тематическая подборка материала – подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенному разделу программы или отдельным темам. Например, подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.

4.3.7. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

- материалы (информация графическая, текстовая, числовая, аудио-, видео, а также ее совокупность) и/или средства их воспроизведения при помощи компьютера или периферийных устройств, содержащие систематизированные сведения образовательного характера, находящиеся в локальном (зафиксированные на отдельном физическом носителе) и/или удаленном (размещенные на винчестере или в информационных сетях) доступе.

  • Электронный учебник – электронное учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному образовательному стандарту и рабочей программе дисциплины, дающее возможность самостоятельно или совместно с учителем освоить изучаемый материал. Электронный учебник может быть создан с использованием традиционных алгоритмических языков, инструментальных средств общего назначения, средств мультимедиа или гипертекстовых средств.

  • Электронное учебное пособие – электронное учебное издание, частично (полностью) заменяющий или дополняющий учебник. К электронным учебным пособиям, как правило, относятся сборники задач, сборники лабораторных работ, указания, примеры, тренажеры и т.п. Электронное учебное пособие может быть создано с использованием традиционных алгоритмических языков, инструментальных средств общего назначения, средств мультимедиа или гипертекстовых средств.

  • Электронные дидактические демонстрационные материалы – электронный образовательный ресурс, предназначенный для сопровождения учебных или внеучебных занятий (презентации, схемы, видео- и аудиозаписи и др.), подготовленные с помощью инструментальных программных средств.

  • Электронный курс лекций – электронное учебное издание, представляющее собой комплекс лекций, освещающее содержание учебной дисциплины, включающее в себя план лекций и теоретический материал, разбитый по темам. Электронный курс лекций может быть создан с использованием традиционных алгоритмических языков, инструментальных средств общего назначения, средств мультимедиа или гипертекстовых средств.

  • Компьютерный тест - электронный образовательный ресурс, содержащий стандартизированные задания в тестовой форме, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические, личностные характеристики, а также знания и умения испытуемого, предполагающий автоматическую обработку результатов тестирования.

  • Электронный справочник – электронный образовательный ресурс, содержащий краткие сведения научного, производственного или прикладного характера, расположенные в определенном порядке (алфавитном, систематическом, хронологическом и т.д.).

  • Электронная библиотека объектов – совокупность электронных ресурсов и сопутствующих технических возможностей для их создания, поиска и использования.

  • Электронный учебно-методический комплекс – электронный образовательный ресурс, представляющий комплекс образовательных компонентов, поддерживающий проведение всех видов занятий по дисциплине и включающий в себя:

    • электронный учебник/электронное учебное пособие/электронный курс лекций для поддержки теоретической составляющей дисциплины;

    • средства поддержки практических занятий, если они предусмотрены;

    • средства поддержки лабораторных занятий, если они предусмотрены;

    • средства проверки знаний;

    • методические указания по применению и эксплуатации ЭУМК.

  • Сетевой учебно-методический комплекс – обновляемое сетевое учебное издание по образовательной дисциплине, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, содержащее совокупность учебных изданий, объединенных единой системой управления обучением: учебную программу дисциплины; электронный курс лекций; контрольно-измерительные материалы; дополнительные информационно-справочные материалы; интерактивный график изучения дисциплины и другие учебные издания, определяемые учебной программой дисциплины. Предназначен для организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.

4.3.8. Технические средства обучения. Системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. По функциональному назначению Т. с. о. обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.

4.3.9. Научные издания

  • Материалы конференции (съезда, симпозиума) - непериодический сборник, содержащий итоги конференции (доклады, рекомендации, решения). В зависимости от характера конференции различают: материалы научной конференции, материалы научно-практической конференции и т.п.

  • Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

  • Научная статья - то самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей по актуальной научной проблеме. Объем статьи обычно бывает от 5 до 15 стр.

  • Тезисы докладов и выступлений на конференциях, семинарах, педагогических чтениях и т.д. - издание, в котором в очень сжатой, конспективной форме излагаются самые главные результаты исследования, которые докладчик, выступающий хочет доложить участникам конференции, семинара или симпозиум. Рекомендуемый объем тезисов от 1 до 3 стр.

  • Отчет о научно-исследовательской работе - научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывающий процесс или результаты научно-технического исследования или состояние научно-технической проблемы (ГОСТ 7.32-91).

  • Монография -научное издание, в котором какая-то одна проблема (моно - одиночный) рассматривается достаточно разносторонне и целостно. Монография может иметь одного или несколько авторов. Монография также оформляется в виде брошюры или книги.


Требования к программно-методической продукции определяются соответствующими положениями в ОУ.
4.4.Учебно-методический комплекс

система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана. Основная цель создания УМК - предоставить обучающемуся полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного освоения содержания учебных дисциплин/профессиональных модулей. В состав УМК рекомендуется включать:

  • Программу учебной дисциплины/профессионального модуля.

  • Учебно-теоретические издания, обеспечивающие формирование знаниевого компонента общих и профессиональных компетенций.

  • Учебно-практические издания, обеспечивающие формирование умений и опыта деятельности, как во время аудиторных занятий и так и прохождения практики.

  • Учебно-методические издания, обеспечивающие выполнение обучающимися самостоятельной работы, реализации индивидуальных образовательных траекторий, в том числе курсовых и выпускных квалификационных работ.

  • Контрольно-оценочные материалы.

  • Другие дополнительные издания необходимы для освоения содержания учебных дисциплин/модулей, эффективной организации учебной деятельности обучающихся, сопровождения используемых форм, методов обучения, образовательных технологий.

Учебно-методический комплекс является открытой системой, которая должна постоянно обновляться, корректироваться, дополняться. Конкретное наполнение УМК определяется образовательным учреждением.

Типы авторских разработок

Основания для классификации

По содержанию

По способу создания

По новизне

концепция

адаптационная

открытие

проект

комбинаторная

изобретение

Программа учебного курса

радикальная

инновация

методика









Адаптационная - связанная с приспособлением разработки к конкретным условиям;

Комбинаторная - новая конструкция создается путем различных сочетаний известных способов, форм, средств;

Радикальная - содержащая принципиальную новизну.
В региональном Положении, которое на сегодня является для нас руководством к действию, принята за основу классификация авторских педагогических разработок по способу их создания.

5.Содержание и структура методической продукции

Содержание методических материалов должно отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование инновационных, активных и интерактивных методов и технических средств образовательного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать изучаемый материал и развивать соответствующие компетенции.

К компонентам образовательного процесса, требующим создания методического обеспечения относятся:

  • Содержание профессионального образования ( программы учебных дисциплин/профессиональных модулей; программы дополнительного профессионального образования; образовательные программы дополнительного образования обучающихся).

  • Технологии профессионального образования (организация самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся; активной познавательной, учебной и учебно-профессиональной деятельности; учебно-исследовательской и проектной деятельности и т.д.).

  • Отдельные аспекты совершенствования профессионально-образовательного процесса (формирование отдельных компетенций, развитие критического мышления, внедрение новых методов и форм обучения и т.д.).

  • Познавательные затруднения обучающихся (методические материалы направлены на оказание помощи обучающимся в различных видах учебно-профессиональной деятельности).

  • Мониторинг качества профессионального образования.

  • Развитие профессиональных компетенций педагогических работников ОУ.

  • Передовой (уникальный) педагогический опыт преподавателей.

  • Результаты научно-исследовательской деятельности преподавателей.


Разрабатываемая методическая продукция должна соответствовать ряду требований. К основным из них относятся следующие:

  • Содержание методической продукции должно соответствовать цели и задачам программы учебной дисциплины/профессионального модуля/целевых программ (например, программа воспитания).

  • Содержание методической продукции должно быть таким, чтобы пользователи могли получить не только информационные сведения, но и методический и дидактический аппарат, организующий учебно-познавательную деятельность обучающихся.

    • Методические материалы не должны дублировать содержание учебников и учебных пособий, вопросов, изложенных в общепедагогической литературе.

    • Материал должен быть систематизирован, представлен целостно, логично, иметь терминологическую четкость изложения.

    • Язык методической продукции должен быть лаконичным, стилистически и профессионально грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

    • Методическая продукция должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления образовательного процесса.

    • Организация содержания учебно-практических и учебно-методических изданий должна быть ориентирована на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся, организовывать учебно-познавательную и учебно-профессиональную деятельность обучающихся.


5.1.структурные элементы Методической продукции
Титульный лист, на котором указывается:

  • наименование вышестоящей организации и наименование учреждения;

  • заглавие (название) работы;

  • вид методической продукции (учебное пособие, методические указания, методические разработки, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание - отделение, курс и т.д.);

  • место и год издания.

Оборот титульного листа, где указано:

  • библиографическое описание методической продукции (авторы или составители, полное название, вид, место, год и количество страниц издания);

  • аннотация методической продукции (аннотация кратко, 3-4 предложения) указывается, какой проблеме посвящается методическая продукция, цель ее создания, какие вопросы раскрывает, кому адресована.

  • данные об утверждении методической продукции на заседании научно-методического совета колледжа (№ протокола, дата рассмотрения);

  • составитель/автор материалов (указывается ученая степень, звание, должность, ФИО автора/составителя);

  • рецензенты работы (указывается ученая степень, звание, должность, место работы, ФИО). Сведения об ученой степени, звании и должности приводится в соответствии с существующими правилами сокращения: доктор - д-р, профессор - проф., кандидат - канд., доцент - доц., биол., ист., мат., хим. и др. наук, например: канд. тех. наук, доц.

Введение (пояснительная записка), которая включает:

  • Цель и конкретные задачи методической продукции (цель зависит от того, кому адресованы материалы; каково их назначение).

  • Обоснование актуальности (почему возникла потребность в разработке данных методических материалов в настоящее время).

  • Обоснование наиболее значимых положений, взятых за основу разработки методических материалов или педагогической идеи, лежащей в основе разработки материалов.

  • Обоснование принципов отбора содержания (на основе какого опыта или источников написаны материалы), принципы его структурирования, (логика изложения, которая принята автором) описание работы с ним (т.е. необходимо задать некий общий алгоритм деятельности с материалами).

  • Предполагаемый результат (какие результаты предполагается достигнуть при работе с данными материалами; чёткость требований к ожидаемым результатам использования данной категории материалов).

Основная часть, которая раскрывает основное содержание методического материала, методический/дидактический аппарат по работе с ним.

Список использованной литературы. Список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания с учетом требований ГОСТ 7.1.-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание.

Список рекомендуемой литературы.

Содержание (оглавление);

Тезаурус (если необходим);

Приложения (памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий и т. д.).
5.2.структурные элементы Электронных образовательных ресурсов:
Титульный экран, на котором указывается:

  1   2

Похожие:

Методические рекомендации министерство образования иркутской области областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconКировское областное государственное образовательное автономное учреждение...

Методические рекомендации министерство образования иркутской области областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconМетодические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области Владимирский...

Методические рекомендации министерство образования иркутской области областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconМетодические рекомендации для студентов по составлению и оформлению...
Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования

Методические рекомендации министерство образования иркутской области областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconАвтономная некоммерческая образовательная организация «вятский центр...
Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей – «Центр дополнительного...

Методические рекомендации министерство образования иркутской области областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconМетодические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Методические рекомендации министерство образования иркутской области областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской федерации Федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации министерство образования иркутской области областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской федерации Федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации министерство образования иркутской области областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconОбластное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский...

Методические рекомендации министерство образования иркутской области областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconПравила приема в имеющее государственную аккредитацию областное государственное...
Российской федерации для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования...

Методические рекомендации министерство образования иркутской области областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconКурганской области педагогическое зауралье
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск