Требования к содержанию, структуре, оформлению, порядку разработки методических материалов
Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
«ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Требования к содержанию, структуре, оформлению, порядку разработки методических материалов
Методические рекомендации
Иркутск
2012
Составители работы:
Бугакова Л.И., старший преподаватель кафедры ПО и ЭО ИИПКРО
Турчанинова О.Н., специалист по УМР кафедры ПО и ЭО ИИПКРО
Рецензент:
Кондратьева О.Г.. к.п.н., доцент, зав кафедрой ПО и ЭО ИИПКРО
Краткая аннотация:
Настоящие методические рекомендации определяют типы, виды, требования к содержанию, структуре, оформлению, порядку разработки методических материалов на основе ГОСТ и Положения об авторских педагогических разработках (Приложение № 5 к приказу ГлавУО и ПО от 25.06.04. № 1163). Целью данных методических рекомендаций является оказание помощи разработчикам методических материалов в правильном их оформлении в соответствии с действующими стандартами и нормативными документами.
Рассмотрена и утверждена
На заседании кафедры ПО и ЭО
Протокол № ___
От «_» __________ 2013 г.
Содержание
1.
| Пояснительная записка
| 5
| 2.
| Нормативно-правовая основа разработки методической продукции в образовательном учреждении
| 6
| 3.
| Основные понятия и функции методической продукции
| 6
| 4.
| Виды методической продукции:
| 7
| 4.1.
| Учебные издания:
|
| 4.2.
| Методические издания
| 8
| 4.3.
| Учебно-научно-методические издания
| 9
| 4.4.
| Учебно-методический комплекс
| 15
| 5.
| Содержание и структура методической продукции:
| 16
| 5.1
| Структурные элементы методической продукции
| 17
| 5.2
| Структурные элементы электронных образовательных ресурсов
| 19
| 6.
| Рекомендации по разработке учебного издания
| 20
| 7.
| Основные требования к оформлению педагогической разработки
| 21
| 8.
| Порядок и последовательность подготовки педагогической разработки к публикации
| 23
| 9.
| Библиографический список
| 24
| 10.
| Приложения
| 25
| 10.1
| Приложение №5 к приказу ГлавУОиПО
от25.06.04 № 1163 Положение об авторских педагогических разработках
| 25
| 10.2
| Образец заполнения титульного листа авторской педагогической разработки
| 28
| 10.3
| Примерное содержание рецензии (памятка рецензенту)
| 29
| 10.4
| Аннотация
| 30
|
Пояснительная записка Концепция качества обучения специалиста претерпевает во времени значительные изменения. Сегодня качество рассматривается как универсальный инструмент управления всеми аспектами деятельности организации. Качественные учебно-методические материалы, разрабатываемые педагогическими работниками, являются важнейшей составляющей формирования образовательной среды в современном образовательном учреждении и гарантом обеспечения выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС).
ФГОС предъявляет особые требования к методическому обеспечению эффективной самостоятельной, внеаудиторной работы, индивидуальной образовательной программы обучающихся и, в целом, всего образовательного процесса.
Качественные учебно-методические материалы – авторские педагогические разработки – являются обязательным условием обеспечения целостного и системного усвоения обучающимися основной профессиональной программы. Преподаватель как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом в обеспечении обучающегося методической поддержкой через создание методических материалов, авторских педагогических разработок. Процессы преобразований в связи с введением ФГОС требуют от педагога творчества в создании таких продуктов, умения приспосабливать и использовать в педагогической деятельности современные педагогические технологии, соответствующие требованиям ФГОС.
Цель создания настоящих методических рекомендаций заключается в том, чтобы в обобщённом виде представить педагогическим работникам систему требований к методическим материалам разного рода. Целостная система требований позволит сделать актуальными созданные ранее и используемые педагогами авторские педагогические разработки и создать новые методические материалы, отвечающие требованиям ФГОС.
2.Нормативно-правовая основа разработки методической продукции в образовательном учреждении
Настоящие методические рекомендации разработаны на основе:
- Закон об образовании РФ;
ФГОС СПО/НПО;
Положения об авторских педагогических разработках (Приложение № 5 к приказу ГлавУО и ПО от 25.06.04. № 1163);
ГОСТа 7.82—2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов.
ГОСТа 7.83—2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
ГОСТа 7.1.-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание.
ГОСТа 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения.
ОСТа 29.130-97. Издания. Термины и определения.
3.Основные понятия и функции методической продукции Создание методической продукции является одним из направлений методической деятельности педагогического работника. Методическая продукция – это одна из форм отражения результатов методической работы педагогов, форма учебно-научно-методического обеспечения образовательного процесса, способ выражения и распространения передового педагогического опыта.
Методическая продукция в образовательном процессе выполняет ряд функций:
является документальным носителем учебного содержания;
является методическим обеспечением образовательных технологий;
выполняет роль педагогических механизмов (психолого-педагогического и методического сопровождения), обеспечивающих усвоение обучающимися учебного содержания, способствует более качественному формированию общих и профессиональных компетенций;
выступает средством творческой самореализации преподавателей, обеспечивает возможность осмыслить и интерпретировать свой субъектный профессиональный опыт.
Создание методической продукции может быть как индивидуальной, так и коллективной деятельностью педагогических работников. 4.Виды методической продукции 4.1.Учебные издания:
4.1.1 Учебник
- содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения»).
4.1.2. Учебное пособие
- учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник и официально утверждённое в качестве данного вида издания (ГОСТ7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения»)
4.1.3. Учебно - методическое пособие ( для педагогов и/или обучающихся)
- учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания или изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) и методике выполнения различных практических форм (контрольных, курсовых, квалификационных выпускных работ, чтение лекции и пр.) (ГОСТ 7. 60- 90. «Издания. Основные виды. Термины и определения»).
4.1.4. Практикум
- это руководство для проведения практических занятий, предназначенное для закрепления теоретического материала и проверки знаний.
Основными видами практикумов являются:
сборник описаний лабораторных работ (содержит тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса);
сборник задач (содержит задачи и методические рекомендации по их выполнению);
сборник контрольных заданий (содержит типовые контрольные задания для проверки знаний).
4.1.5.Учебная программа
- это учебное издание, определяющее содержание , объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины( ее раздела, части).
4.1.6. Программа практики
- это учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок проведения практики (ГОСТ7. 60-90. «Издания. Основные виды. Термины и определения»). В программе определяется перечень профессиональных знаний, умений и навыков, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке к проведению практик.
4.2.Методические издания:
4.2.1.Методическая разработка
-содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, урока) или проведения внеурочного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению личного опыта; учебный материал по дисциплине (рабочая программа, перспективно-тематический план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);
4.2.2.Методические пособия
делятся на методические рекомендации и методические указания и содержат комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению письменных экзаменационных работ, курсовых и дипломных проектов, лабораторных и практических занятий, решению вопросов практики, по подготовке к итоговой государственной аттестации, практические задания с примерами их выполнения;
4.2.3.Рабочая тетрадь
- представляет собой средство обучения, являющееся одновременно как средством преподавания, так и средством учения. Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, помогающий обучающемуся, студенту в освоении учебной дисциплины. Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс.
Технология работы с рабочей тетрадью предполагает изменение организации самостоятельной работы обучающихся.
Таким образом, главное назначение методических материалов – это совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание практических механизмов личностно-профессионального развития обучающихся. Наличие учебно-методического обеспечения по отдельным дисциплинам, профессиональным модулям, специальности – является одним из ключевых условий повышения качества подготовки выпускника. 4.3. Учебно-научно-методические издания: 4.3.1 Учебно-теоретические издания - учебные издания, содержащие систематизированные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. К учебно-теоретическим изданиям относятся:
Учебное пособие: учебно-теоретическое издание, предназначенное для обучающихся, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Включает сведения в объеме, превышающем учебную программу, или, наоборот, отражает часть программы. Может быть выпущено по разделу/теме программы учебной дисциплины/профессионального модуля. Рекомендуемы объем учебного пособия –64 л. печатного текста/4 печатных листа.
Курс лекций - учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины/междисциплинарного курса. Разрабатывается в качестве издания, заменяющего учебник/учебное пособие в случае отсутствия литературы по дисциплине/модуля.
4.3.2 Учебно-практическое издание
- учебное издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. К учебным изданиям относятся:
Практикум (сборник упражнений/сборник задач (задачник)/ сборник лабораторных работ и пр.) - учебно-практическое издание, содержащее упражнения, задания (задачи, лабораторные работы, практические работы и т.п.) методические рекомендации по их выполнению в объеме дисциплины/модуля или их частей, обеспечивающее формирование практических умений студентов.
Сборник иностранных текстов - учебно-практическое издание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации по работе с ними, способствующее формированию знаний, умений и их контролю и самоконтролю.
Сборник планов учебных занятий (семинарских, практических, лабораторных и пр.) - учебно-практическое издание, содержащее тематику и планы занятий, порядок их подготовки и проведения, методические комментарии и рекомендации по изучению предлагаемых тем, рекомендуемую литературу, обеспечивающую деятельность обучающихся на аудиторных занятиях и внеаудиторною работу обучающихся по подготовке к занятиям.
Сборники контрольных заданий (контрольных работ, тестов и пр.) - учебно-практическое издание, практикум, содержащий перечень типовых контрольных заданий, обеспечивающих проверку знаний и умений обучающихся по конкретной учебной дисциплине/профессиональному модулю или комплексу учебных дисциплин.
Хрестоматия - учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие предмет изучения учебной дисциплины. Хрестоматия направлена на обеспечения аудиторной и внеаудиторной работы студентов.
4.3.3 Учебно-методическое издание
- учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм усвоения знаний. К учебно-методическим изданиям относятся:
Учебно-методическое пособие – учебно-методическое издание для реализации целей учебной дисциплины/профессионального модуля или их части на основе утвержденных программ. Предназначено для обучающихся. Освещает содержание учебного курса и методику работы с ним. Разрабатывается преимущественно для обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы (системы заочного, очно-заочного, дистанционного обучения). Рекомендуемый объем учебно-методического пособия не менее 64стр. печатного текста или 4 печатных листа.
Методическое пособие – учебно-методическое издание, включающее в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методику изучения/преподавания какого-либо учебного курса либо актуального направления учебно-воспитательного процесса. Представляет собой целостное рассмотрение определённого курса. Методическое пособие создаётся с целью адаптации имеющихся вузовских учебников к условиям СПО, в условиях отсутствия изданных пособий по соответствующей дисциплине для данной специальности. Основой такого пособия являются, сделанные на базе результатов исследования, теоретически обоснованные методические рекомендации для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Приводятся конкретные примеры применения рекомендуемых методов и методических приемов в практике учебных заведений. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой. Рекомендуемый объем методического пособия от 64 стр. печатного текста/4 печатных листа.
Методическая разработка – учебно-методическое издание, как правило, освещающее методику преподавания отдельного раздела, темы учебной программы или нескольких отдельных разделов, тем. Раскрывают отдельные аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса. Чаще всего представляют собой логично структурированный и подробно описанный ход проведения каких-либо форм организации педагогического процесса (учебные занятия, мероприятия, мастер-классы, тренинги и т.д.), прошедших апробацию в учебном процессе, тиражированные в достаточном количестве для использования педагогическими работниками в методическом кабинете или во время проведения лабораторных и практических занятий.
Методические рекомендации - это методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания. Данный вид материалов разрабатывается на основе изучения и обобщения опыта образовательного учреждения, преподавателей. Методические рекомендации представляют собой обеспечение авторской технологии преподавателя. Они могут включать теоретический материал, план работы по изучению определённых вопросов и проведению практической и исследовательской работы, перечень контрольных вопросов, списки рекомендуемых для изучения источников. В методических рекомендациях акцент делается на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности. В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике. Как правило, их объем составляет 16-48 стр. печатного текста /1-3 печатного листа.
Методические указания – вид методической продукции, содержащий пошаговое описание последовательности действий обучающегося при выполнении какого – либо вида учебной работы.
Рабочая тетрадь (дневник) - учебно-методическое издание, имеющее особый дидактический аппарат, который позволяет организовать самостоятельную работу обучающегося по усвоению учебного содержания темы/раздела/дисциплины и пр. Рабочие тетради предназначены для организации аудиторной и внеаудиторной работы. Рабочие тетради создаются на основе рабочих программ учебных дисциплин/профессиональных модулей и основной литературы.
4.3.4. Учебно-справочное издание
- учебное издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке удобном для их быстрого отыскания, и предназначенные для обучения:
Учебный толковый словарь - учебно-справочное издание, словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения. Составляется в учебных целях, помогает организовать и направить преподавание и изучение лексического состава языка.
Учебный терминологический словарь (тезаурус) - учебно-справочное издание, словарь, содержащий термины какой-либо учебной дисциплины, (ее раздела, части), области знания и их определения (разъяснения).
Учебный справочник - учебно-справочное издание, справочник, содержащий сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой, помогающие изучению и освоению предмета. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной практический характер.
4.3.5. Учебно-наглядное издание
- учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенной дисциплины, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основные виды:
Учебно-наглядное пособие - учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (альбомы, атласы, картографические пособия и др.);
Альбом - учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изо-издание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей.
Атлас - учебное издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей.
К учебно-наглядным пособиям также могут быть отнесены схемы, чертежи, рисунки, карты, фотографии, иллюстрации, видеоролики, модели, тематические подборки наглядно-иллюстративного материала и т.п.
4.3.6. Информационно-методические издания
- имеют целью изложить определенные сведения, подлежащие распространению среди обучающихся и их родителей с целью ознакомления с образовательной программой.
Буклет – издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в тетрадь ширмообразно или иным способом.
Листовка – непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.
Аннотированный каталог – нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень кратких характеристик документа или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
Информационно-методический справочник – сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной деятельности и по ее организации.
Инструктивно-методический плакат – плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.
Тематическая подборка материала – подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенному разделу программы или отдельным темам. Например, подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.
4.3.7. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
- материалы (информация графическая, текстовая, числовая, аудио-, видео, а также ее совокупность) и/или средства их воспроизведения при помощи компьютера или периферийных устройств, содержащие систематизированные сведения образовательного характера, находящиеся в локальном (зафиксированные на отдельном физическом носителе) и/или удаленном (размещенные на винчестере или в информационных сетях) доступе.
Электронный учебник – электронное учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному образовательному стандарту и рабочей программе дисциплины, дающее возможность самостоятельно или совместно с учителем освоить изучаемый материал. Электронный учебник может быть создан с использованием традиционных алгоритмических языков, инструментальных средств общего назначения, средств мультимедиа или гипертекстовых средств.
Электронное учебное пособие – электронное учебное издание, частично (полностью) заменяющий или дополняющий учебник. К электронным учебным пособиям, как правило, относятся сборники задач, сборники лабораторных работ, указания, примеры, тренажеры и т.п. Электронное учебное пособие может быть создано с использованием традиционных алгоритмических языков, инструментальных средств общего назначения, средств мультимедиа или гипертекстовых средств.
Электронные дидактические демонстрационные материалы – электронный образовательный ресурс, предназначенный для сопровождения учебных или внеучебных занятий (презентации, схемы, видео- и аудиозаписи и др.), подготовленные с помощью инструментальных программных средств.
Электронный курс лекций – электронное учебное издание, представляющее собой комплекс лекций, освещающее содержание учебной дисциплины, включающее в себя план лекций и теоретический материал, разбитый по темам. Электронный курс лекций может быть создан с использованием традиционных алгоритмических языков, инструментальных средств общего назначения, средств мультимедиа или гипертекстовых средств.
Компьютерный тест - электронный образовательный ресурс, содержащий стандартизированные задания в тестовой форме, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические, личностные характеристики, а также знания и умения испытуемого, предполагающий автоматическую обработку результатов тестирования.
Электронный справочник – электронный образовательный ресурс, содержащий краткие сведения научного, производственного или прикладного характера, расположенные в определенном порядке (алфавитном, систематическом, хронологическом и т.д.).
Электронная библиотека объектов – совокупность электронных ресурсов и сопутствующих технических возможностей для их создания, поиска и использования.
Электронный учебно-методический комплекс – электронный образовательный ресурс, представляющий комплекс образовательных компонентов, поддерживающий проведение всех видов занятий по дисциплине и включающий в себя:
электронный учебник/электронное учебное пособие/электронный курс лекций для поддержки теоретической составляющей дисциплины;
средства поддержки практических занятий, если они предусмотрены;
средства поддержки лабораторных занятий, если они предусмотрены;
средства проверки знаний;
методические указания по применению и эксплуатации ЭУМК.
Сетевой учебно-методический комплекс – обновляемое сетевое учебное издание по образовательной дисциплине, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, содержащее совокупность учебных изданий, объединенных единой системой управления обучением: учебную программу дисциплины; электронный курс лекций; контрольно-измерительные материалы; дополнительные информационно-справочные материалы; интерактивный график изучения дисциплины и другие учебные издания, определяемые учебной программой дисциплины. Предназначен для организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.
4.3.8. Технические средства обучения. Системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. По функциональному назначению Т. с. о. обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.
4.3.9. Научные издания
Материалы конференции (съезда, симпозиума) - непериодический сборник, содержащий итоги конференции (доклады, рекомендации, решения). В зависимости от характера конференции различают: материалы научной конференции, материалы научно-практической конференции и т.п.
Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Научная статья - то самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей по актуальной научной проблеме. Объем статьи обычно бывает от 5 до 15 стр.
Тезисы докладов и выступлений на конференциях, семинарах, педагогических чтениях и т.д. - издание, в котором в очень сжатой, конспективной форме излагаются самые главные результаты исследования, которые докладчик, выступающий хочет доложить участникам конференции, семинара или симпозиум. Рекомендуемый объем тезисов от 1 до 3 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе - научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывающий процесс или результаты научно-технического исследования или состояние научно-технической проблемы (ГОСТ 7.32-91).
Монография -научное издание, в котором какая-то одна проблема (моно - одиночный) рассматривается достаточно разносторонне и целостно. Монография может иметь одного или несколько авторов. Монография также оформляется в виде брошюры или книги.
Требования к программно-методической продукции определяются соответствующими положениями в ОУ. 4.4.Учебно-методический комплекс –
система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана. Основная цель создания УМК - предоставить обучающемуся полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного освоения содержания учебных дисциплин/профессиональных модулей. В состав УМК рекомендуется включать:
Программу учебной дисциплины/профессионального модуля.
Учебно-теоретические издания, обеспечивающие формирование знаниевого компонента общих и профессиональных компетенций.
Учебно-практические издания, обеспечивающие формирование умений и опыта деятельности, как во время аудиторных занятий и так и прохождения практики.
Учебно-методические издания, обеспечивающие выполнение обучающимися самостоятельной работы, реализации индивидуальных образовательных траекторий, в том числе курсовых и выпускных квалификационных работ.
Контрольно-оценочные материалы.
Другие дополнительные издания необходимы для освоения содержания учебных дисциплин/модулей, эффективной организации учебной деятельности обучающихся, сопровождения используемых форм, методов обучения, образовательных технологий.
Учебно-методический комплекс является открытой системой, которая должна постоянно обновляться, корректироваться, дополняться. Конкретное наполнение УМК определяется образовательным учреждением.
Типы авторских разработок
Основания для классификации
| По содержанию
| По способу создания
| По новизне
| концепция
| адаптационная
| открытие
| проект
| комбинаторная
| изобретение
| Программа учебного курса
| радикальная
| инновация
| методика
|
|
|
Адаптационная - связанная с приспособлением разработки к конкретным условиям;
Комбинаторная - новая конструкция создается путем различных сочетаний известных способов, форм, средств;
Радикальная - содержащая принципиальную новизну. В региональном Положении, которое на сегодня является для нас руководством к действию, принята за основу классификация авторских педагогических разработок по способу их создания.
5.Содержание и структура методической продукции
Содержание методических материалов должно отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование инновационных, активных и интерактивных методов и технических средств образовательного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать изучаемый материал и развивать соответствующие компетенции.
К компонентам образовательного процесса, требующим создания методического обеспечения относятся:
Содержание профессионального образования ( программы учебных дисциплин/профессиональных модулей; программы дополнительного профессионального образования; образовательные программы дополнительного образования обучающихся).
Технологии профессионального образования (организация самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся; активной познавательной, учебной и учебно-профессиональной деятельности; учебно-исследовательской и проектной деятельности и т.д.).
Отдельные аспекты совершенствования профессионально-образовательного процесса (формирование отдельных компетенций, развитие критического мышления, внедрение новых методов и форм обучения и т.д.).
Познавательные затруднения обучающихся (методические материалы направлены на оказание помощи обучающимся в различных видах учебно-профессиональной деятельности).
Мониторинг качества профессионального образования.
Развитие профессиональных компетенций педагогических работников ОУ.
Передовой (уникальный) педагогический опыт преподавателей.
Результаты научно-исследовательской деятельности преподавателей.
Разрабатываемая методическая продукция должна соответствовать ряду требований. К основным из них относятся следующие:
Содержание методической продукции должно соответствовать цели и задачам программы учебной дисциплины/профессионального модуля/целевых программ (например, программа воспитания).
Содержание методической продукции должно быть таким, чтобы пользователи могли получить не только информационные сведения, но и методический и дидактический аппарат, организующий учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Методические материалы не должны дублировать содержание учебников и учебных пособий, вопросов, изложенных в общепедагогической литературе.
Материал должен быть систематизирован, представлен целостно, логично, иметь терминологическую четкость изложения.
Язык методической продукции должен быть лаконичным, стилистически и профессионально грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
Методическая продукция должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления образовательного процесса.
Организация содержания учебно-практических и учебно-методических изданий должна быть ориентирована на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся, организовывать учебно-познавательную и учебно-профессиональную деятельность обучающихся.
5.1.структурные элементы Методической продукции Титульный лист, на котором указывается:
наименование вышестоящей организации и наименование учреждения;
заглавие (название) работы;
вид методической продукции (учебное пособие, методические указания, методические разработки, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание - отделение, курс и т.д.);
место и год издания.
Оборот титульного листа, где указано:
библиографическое описание методической продукции (авторы или составители, полное название, вид, место, год и количество страниц издания);
аннотация методической продукции (аннотация кратко, 3-4 предложения) указывается, какой проблеме посвящается методическая продукция, цель ее создания, какие вопросы раскрывает, кому адресована.
данные об утверждении методической продукции на заседании научно-методического совета колледжа (№ протокола, дата рассмотрения);
составитель/автор материалов (указывается ученая степень, звание, должность, ФИО автора/составителя);
рецензенты работы (указывается ученая степень, звание, должность, место работы, ФИО). Сведения об ученой степени, звании и должности приводится в соответствии с существующими правилами сокращения: доктор - д-р, профессор - проф., кандидат - канд., доцент - доц., биол., ист., мат., хим. и др. наук, например: канд. тех. наук, доц.
Введение (пояснительная записка), которая включает:
Цель и конкретные задачи методической продукции (цель зависит от того, кому адресованы материалы; каково их назначение).
Обоснование актуальности (почему возникла потребность в разработке данных методических материалов в настоящее время).
Обоснование наиболее значимых положений, взятых за основу разработки методических материалов или педагогической идеи, лежащей в основе разработки материалов.
Обоснование принципов отбора содержания (на основе какого опыта или источников написаны материалы), принципы его структурирования, (логика изложения, которая принята автором) описание работы с ним (т.е. необходимо задать некий общий алгоритм деятельности с материалами).
Предполагаемый результат (какие результаты предполагается достигнуть при работе с данными материалами; чёткость требований к ожидаемым результатам использования данной категории материалов).
Основная часть, которая раскрывает основное содержание методического материала, методический/дидактический аппарат по работе с ним.
Список использованной литературы. Список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания с учетом требований ГОСТ 7.1.-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание.
Список рекомендуемой литературы.
Содержание (оглавление);
Тезаурус (если необходим);
Приложения (памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий и т. д.). 5.2.структурные элементы Электронных образовательных ресурсов: Титульный экран, на котором указывается:
|