Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока безопасности школьников в сети


НазваниеМетодические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока безопасности школьников в сети
страница1/6
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк доверенности > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6



Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования»

(ФГАОУ АПК и ППРО)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока безопасности

школьников в сети Интернет

Разработчики:

Болотина Т.В., зав. кафедрой методики преподавания

истории, социально-политического

образования и права ФГАОУ АПК и ППРО, к.п.н.

Павлова С.А., старший преподаватель кафедры методики

преподавания истории, социально-политического

образования и права ФГАОУ АПК и ППРО.

Прутченков А.С., профессор кафедры методики

преподавания истории, социально-политического

образования и права ФГАОУ АПК и ППРО, д.п.н.
Москва

2015 г.

Аннотация

Данные методические рекомендации ориентированы на оказание методической помощи педагогам начального, основного общего, полного (среднего) общего образования по организации и проведению тематического урока, посвященного Интернет безопасности детей. В методических рекомендациях предлагаются концептуальные, содержательные, методические и технологические подходы к проведению урока в соответствии с возрастными особенностями детей.

Материалы методических рекомендаций также могут быть использованы для проведения по данной тематике: классного часа, урока-экскурсии или иного внеклассного занятия во внеурочной деятельности школьного педагога или в форме занятия в системе дополнительного образования.

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет становится все более актуальной в связи с постоянным ростом несовершеннолетних пользователей. Число пользователей Интернета в России стремительно растет и молодеет, доля детской аудитории среди них очень велика. Для многих российских школьников Интернет становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Вместе с тем, в Интернете содержатся огромные массивы информации, которая является запрещенной для детей, так как может нанести вред их физическому и психическому здоровью, духовному и нравственному развитию.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.1

Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет. Формирование навыков информационной безопасности должно осуществляться на уроках информатики, обществознания, права, ОБЖ и т.д. и во внеурочной деятельности. Этому вопросу должно быть уделено достаточное внимание в программе по воспитанию и социализации обучающихся, которая является частью основной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом2. Знания об Интернет угрозах, умения различать и предотвращать их последствия, защитить от них себя и своих близких - способствуют социализации детей.

Достичь действенных результатов в обеспечении информационной грамотности и, как следствие, - безопасности детей невозможно без привлечения родителей. Часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается их ребенок, находясь в сети Интернет. С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательной организации, и тем более отдельного педагога. На родительских собраниях, лекториях, встречах со специалистами нужно знакомить их с видами существующих интернет угроз, рекомендациями по обеспечению безопасности ребенка в сети Интернет дома (в зоне ответственности родителей).

Поэтому эффективное обеспечение безопасности детей при работе в сети Интернет является задачей, которую могут и должны решать вместе школа и семья, причем школа инициирует и организует это сотрудничество, просвещая родителей и обучая своих учеников.

Цель данных рекомендаций – обеспечение методический поддержки педагогов, организующих и проводящих занятия по интернет безопасности детей путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в среде Интернет.
Пояснительная записка

30 октября 2014 во всех школах страны состоялся первый Единый урок безопасности в сети Интернет. Инициатором проведения урока стала временная комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. Данные методические рекомендации ориентированы на продолжение этой образовательной акции в 2015 году.

Материалы данных рекомендаций подготовлены в соответствии с категориями информационной продукции, которые зафиксированы Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»:

- первый раздел «Детям 6+», что соответствует обучающимся начальной школы (1 - 4 классы);

- второй раздел «Подросткам 12+» - основная школа (5 - 7 и 8 - 9 классы);
- третий раздел «Молодежь 16+» - старшая школа (10 - 11 классы).

Цели подготовки методических рекомендаций:

- оказать методическую помощь педагогам-практикам в организации и проведения урока, посвященного интернет безопасности детей;

- помочь учителю в осмыслении роли интернета в современном образовании, обозначении проблемно-тематического поля и важнейших содержательных и сюжетных линий урока;

- помочь педагогам в отборе и систематизации необходимой информации к уроку, добываемой из различных источников;

- предложить школьным педагогам несколько вариантов проведения данного урока в соответствии с уровневой системой общего образования и возрастными особенностями детей в рамках того или иного уровня общего образования по соответствующим сюжетам;

- предложить учителю интересные подходы к методической, содержательной и технологической составляющей урока.
Цель проведения занятий - обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи:

1) информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

2) информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно- телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

3) ознакомление обучающихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;

4) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);

5) предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций:

- учитель получит возможность подготовить и провести урок, выделяя в нём содержательные блоки в зависимости от возрастных и психологических особенностей школьников, используя современные методические и технологические подходы;

- родители получают практические материалы, знакомство с которыми поможет им более грамотно организовать общение с детьми при обсуждении проблем, связанных с интернетом.

Основной ожидаемый результат - в ходе уроков Интернет - безопасности обучающиеся должны научиться делать более безопасным и полезным свое время пребывания в сети Интернет и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:

- критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;

- отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

- избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации; распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

- распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации; критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;

- анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников; применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.
Методические рекомендации

Формы работы с учащимися при проведении урока интернет безопасности могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были увлекательными и эффективными, способствовали формированию навыков информационной безопасности, соответствовали возрасту учеников.
Первый раздел «Детям 6+» (начальная школа - 1 - 4 классы).

В рамках урока «Интернет-безопасность» в начальных классах целесообразно ознакомить обучающихся:

- с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;

- как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

- как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

Рекомендуется продемонстрировать возможности детских поисковых систем http://kids.quintura.ru, http://agakids.ru и детского браузера http://www.gogul.tv, а также познакомить с детскими социальными сетями:

- http://cyberpapa.ru/,

- http://interneshka.net/,

- http://kinderonline.ru/detskiy_portal.html,

- http://1dnevnik.ru/,

- http://www.detkino.ru.

Для отбора содержания урока могут быть использованы материалы сайта www.detionline.com (видеоматериалы, материалы электронного журнала «Дети в информационном обществе», материалы Линии помощи), а также материалы других сайтов, содержащих информацию по безопасному использованию сети Интернет. Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения.

Целесообразно использовать для 1-4 классов – урок-путешествие, урок-викторину, урок- соревнование, урок-игру, беседу.
Полезные ссылки:

1)http://www.microsoft.com/eesti/haridus/veebivend/koomiksid/rus/loputon_ metsa.html – о правилах безопасного поведения в сети Интернет с элементами интерактива;

2) http://www.nachalka.com/node/948 - учебное видео «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете»;

3) http://content-filtering.ru/aboutus/ - информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет».
В качестве примера приводим урок-сказку.

Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет

Источник: Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность Интернет». /Авторы составители: Селиванова О. В., Иванова И. Ю., Примакова Е. А., Кривопалова И. В. - Тамбов, ИПКРО 2012.с. 35-37
В некотором царстве, Интернет - государстве жил-был Смайл-царевич- Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом.

И была у него невеста– прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал еѐ царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста.

Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет- паутина всѐ-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да делать нечего: надо спасать невесту.

Собрал он рать королевскую- СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал "Регату" премудрую. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального.И придумали они «Семь золотых правил безопасного поведения в Интернет», сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту искать.

Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети знакомств-зазывалок русалочьих…

Как же найти-отыскать Смайл-царевну?

Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину непролазную.

Долго бродил он, отбиваясь от реклам, зазывающих и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трѐхуровневого, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень попадѐшь – времени счѐт потеряешь, до второго уровня доберѐшься – от родных-близких отвернѐшься, а на третий пойдѐшь - имя своѐ забудешь.

И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту. Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного!

Выскользнула из сетей, разомкнувшихся Смайл - царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в объятия своего суженого.

Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: «Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!»

1. Всегда помни своѐ Интернет-королевское имя (E-mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!

2. Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи тропками, путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!

3. Если пришло письмо о крупном выигрыше – это «Лохотрон-грамота»: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно участвовать в полезных обучающих проектах – в «Регате…».

4 Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!

5. Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные сервисы: они помогут тебе построить «Мой королевский мир», свой царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных

6. Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер!

7. Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!

Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречѐнному слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнѐт обучаться и помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой.

И зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы образовательные.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока безопасности школьников в сети iconМетодические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных...
Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока безопасности школьников в сети iconМетодические рекомендации по организации внутреннего контроля качества...
Ии медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее – обязательные...

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока безопасности школьников в сети iconМетодические рекомендации по проведению социально-психологического...
Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования...

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока безопасности школьников в сети iconМетодические рекомендации по проведению проверок в коммерческих организациях:...
Проверка законности, обоснованности выделения организации средств бюджета Республики Татарстан, целевого и эффективного

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока безопасности школьников в сети iconМетодические рекомендации по ведению воинского учета в организациях...
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности...

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока безопасности школьников в сети iconМетодические рекомендации по ведению воинского учета в организациях...
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности...

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока безопасности школьников в сети iconМетодические рекомендации для школ, подключаемых к сети Интернет...
Должностная инструкция ответственного за работу «точки доступа к Интернету» в школе

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока безопасности школьников в сети iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных организаций
Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций...

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока безопасности школьников в сети iconМетодические рекомендации для общеобразовательных организаций по...
Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» по пониманию инвалидности...

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока безопасности школьников в сети iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению родительских...
Президента РФ д. А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и др.) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введено...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск