Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций


НазваниеМетодические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Приложение №1

к письму департамента образования

от 25.03.2015 № ДО-1913-04-07
Департамент образования администрации Владимирской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования

имени Л.И. Новиковой»

Основные подходы к психолого-педагогическому сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций

Л.Н.Прохорова. Основные подходы к психолого-педагогическому сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций / Л.Н.Прохорова, заведующая кафедрой дошкольного образования ВИРО, к.п.н, доцент, психолог высшей квалификационной категории – М.: Владимирский институт развития образования, 2015.


Предлагаемые методические рекомендации адресованы различным субъектам образовательных отношений: руководителям дошкольных образовательных организаций, педагогам всех категорий и временным творческим коллективам, занимающимся проектированием и созданием системы психолого-педагогического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Введение ФГОС дошкольного образования привело к изменению парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, что означает необходимость разработки системы психолого-педагогического сопровождения, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности позитивную социализацию, личностное развитие, развитие инициативы, творческих способностей воспитанников ДОО.

Система психолого-педагогического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования разрабатывается педагогическим коллективом ДОО с целью обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования с учетом особенностей педагогического коллектива и запросов родительской общественности (на основе результатов мониторинга).

Психолого-педагогическое сопровождениеэто целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для обеспечения полноценного развития личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

В словаре русского языка С.И. Ожегова сопровождение трактуется следующим образом – «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» (С.И. Ожегов, 1990). Использование сопровождения продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи, а также для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений. Анализ научной литературы дает основания предполагать, что сущность педагогического сопровождения рассматривается и понимается в следующих значениях: как система педагогических действий; как комплекс мер различного характера; как целенаправленный процесс; как педагогическая технология.

Выделяют следующие этапы психолого-педагогического сопровождения (Т.В. Анохина):

  1. Диагностический: предполагает обнаружение проблем сопровождаемого, осознание им их значимости и желания их разрешить.

  2. Поисковый: совместный с сопровождаемым поиск причин и способов решения.

  3. Проектировочный: построение договорных отношений между педагогом и сопровождаемым с целью продвижения к решению проблемы.

  4. Деятельностный: взаимодополняющая деятельность педагога и сопровождаемого, где в основном действует сам сопровождаемый.

  5. Рефлексивный: анализ совместной деятельности по решению проблемы, обсуждение полученных результатов, способов решения проблемы.

Целью создания Системы психолого-педагогического сопровождения должно стать создание социально-психологических условий для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей каждого ребенка, в тесном взаимодействии двух институтов социализации ребёнка – дошкольной образовательной организации и семьи.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

    • Систематическая оценка уровня индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий.

    • Создание социально-психологических условий для раскрытия познавательных, творческих возможностей воспитанников и его успешного развития в детских видах деятельности.

    • Организация помощи детям, имеющим особые образовательные потребности (в том числе проблемы в психологическом развитии и обучении).

    • Психолого-педагогическая поддержка педагогов ДОО и родителей воспитанников

Результатом психолого-педагогического сопровождения является создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, создающей условия для развивающего вариативного дошкольного образования; гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивающей эмоциональное благополучие детей, профессиональное саморазвитие педагогических работников и участие родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Разработка системы психолого-педагогического сопровождения, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Нормативно-правовой основой разработки системы психолого-педагогического сопровождения являются следующие документы федерального и регионального уровней:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.);

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

  • Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10.01.2014 г. № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10));

  • Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 10.01.2014 г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»;

Региональный уровень

  • Постановление Губернатора области от 31.12.2013 г. №1567 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 28.02.2013 №220 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Владимирской области «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;

  • Постановление Губернатора области от 04.02.2014 г. №59 «Об утверждении Государственной программы Владимирской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы»;

  • План мероприятий по введению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (дорожная карта) / на 2014 – 2016 годы.


Система психолого-педагогического сопровождения строится с учетом:

1) индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности),

2)индивидуальных потребностей отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

3) возможностей освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

При разработке системы психолого-педагогического сопровождения следует ориентироваться на основные принципы, заложенные в Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, ФГОС ДО:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

5) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

6) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

7) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

8) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

9) сотрудничество Организации с семьей;

10) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

11) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Разработчикам системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС необходимо ориентироваться на концептуальные идеи и ценности дошкольного образования, заложенные во ФГОС, основными из которых являются:

  • изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие воспитанников, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала, реализация развивающего потенциала дошкольного образования;

  • сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;

  • реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие;

  • приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению, которое происходит через ведущий вид детской деятельности — игру;

  • приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение должно опираться на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности;

  • ориентация образовательной деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

  • важнейшим компонентом механизма становления социального опыта является деятельность, соответствующая определённым педагогическим условиям, которая должна: воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни; вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности; предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия в ней, с ответственностью, самоконтролем и оценкой; предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.


Основными субъектами психолого-педагогического сопровождения в дошкольной организации являются:

• воспитанники;

• педагоги;

• родители воспитанников (законные представители) .

Введение ФГОС дошкольного образования обозначило ряд проблем для всех субъектов образовательных отношений: для педагогов – это проектирование методического обеспечения реализации стандартов, выбор средств и способов достижения целей-результатов, оценка образовательных результатов на дошкольной ступени образования; для детей – это готовность к развитию и обучению на следующем уровне образования; для родителей – необходимость разобраться в том, что такое стандарты и как помочь своим детям успешно социализироваться.

Все обозначенные проблемы субъектов образовательных отношений взаимосвязаны, и необходимо понять, как педагоги и родители действительно способны помочь развивать в детях такие личностные качества, как самостоятельность, инициативу, ответственность, обеспечивающие их позитивную социализацию.

Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОО должна содержать конкретизацию целей, задач, содержания, планируемых результатов, а также способов, приёмов и технологий, используемых при её реализации.

Собственная Система ППС должна строиться с учётом специфики дошкольной образовательной организации (условий осуществления образовательного процесса), а также в соответствии с индивидуальной траекторией развития детей в рамках реализации ФГОС.

Для организации и полноценного функционирования образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: ДОО, семьи, учреждений дополнительного образования культуры и спорта.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Федерации от 24 марта 2010 года №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций iconМетодические рекомендации по проведению аттестации педагогических...
Просим руководителей муниципальных органов управления образованием довести данное письмо до сведения руководителей образовательных...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных организаций
Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций iconАттестация педагогических работников
Документы, регламентирующие аттестацию педагогических работников образовательных организаций, методические, справочные материалы...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций iconАдминистративный регламент
«Организация и проведение аттестации педагогических работников и руководителей государственных образовательных организаций Ставропольского...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций iconМетодические рекомендации по организации и проведению аттестации...
Обращаем внимание на то, что новый Порядок аттестации предусматривает обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций iconМетодические рекомендации по проведению аттестации педагогических...
В соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций iconМетодические рекомендации по применению в работе приказа Министерства...
«Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», а также...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск