Комментарии к замечаниям на проект административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (за исключением подтверждения соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии)
№
п/п
| Краткая формулировка предложения или замечания
| Инициатор (субъект) предложения, замечания
| Комментарий
Росаккредитации
| Возможность учета предложения при дальнейшем совершенствовании нормативного правового регулирования в сфере аккредитации
| 1.
| Наименование изложить в редакции «Об утверждении Административного регламента по предоставлению федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия», все остальные пояснения перенести из наименования в текст документа.
| Главный эксперт
НП «ОПЖТ» В.А.Морозов
| Наименование административного регламента дано в соответствии с полномочием Росаккредитации, закрепленным в Положении о ней.
Необходимо отметить, что в связи со сложившейся нормотворческой практикой, изложение наименования административного регламента в редакции, не соответствующей редакции наименования соответствующего полномочия федерального органа, закрепленного в Положении о нем, влечет невозможность регистрации данного административного регламента в Министерстве юстиции Российской Федерации.
|
| 2.
| Пункт 1 проекта административного регламента. «Административный регламент» и «государственная услуга» не являются синонимами, как указано во фразе «далее - Административный регламент, государственная услуга».
| Главный эксперт
НП «ОПЖТ» В.А.Морозов
| Сокращение «государственная услуга» использовано для целей краткого наименования государственной услуги по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (за исключением подтверждения соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии). Сокращение «административный регламент» - используется для целей краткого наименования административного регламента по предоставлению указанной государственной услуги.
|
| 3.
| Проект административного регламента предполагает реализацию только одного вида полномочий по осуществлению проведения аккредитации, по подпункту 5.1.1.1, что позволяет предположить, что по подпунктам 5.1.1.2-5.1.1.6 также будут подготовлены административные регламенты. Такое дробление установленных полномочий может привести к путанице и нарушениям при реализации единой национальной системы аккредитации.
| РСПП;
НО «ФРТП»
| В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти на основании полномочий, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Следовательно, все полномочия Росаккредитации, являющиеся государственными услугами, будут урегулированы в рамках административных регламентов.
| Проектом Федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации» предусмотрены единые правила и организация аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что позволит впоследствии разработать и принять единый административный регламент.
|
| Возникает вопрос о необходимости разработки ещё 5 административных регламентов для нормирования процедур аккредитации процедур аккредитации в следующих областях:
1) проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
2) подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна;
3) подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий;
4) сертификационных испытаний средств связи;
5) привлечения органами государственного контроля (надзора) граждан и организаций, к проведению мероприятий по контролю.
| Главный метролог ФГБНУ ТИСНУМ А.Л.Пятов
| 4.
| В перечне нормативных правовых актов проекта, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, отсутствует Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», который необходим для обеспечения достоверности измерений, проводимых испытательными лабораториями (центрами) выполняющими работы по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям».
| Главный метролог ФГБНУ ТИСНУМ А.Л.Пятов
| В административном регламенте даются ссылки на нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги. Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» предоставление рассматриваемой государственной услуги не регулирует.
|
| 5.
| В перечне нормативных правовых актов проекта, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, ссылка на Приказ Минпромторга России от 22 июля 2009 г. № 665 «Об утверждении форм аттестатов аккредитации» представляется неправомерным, поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» на Министерство экономического развития Российской Федерации возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации, а в соответствии с общепризнанными международными принципами и нормами в области аккредитации утверждение форм аттестатов аккредитации прерогатива национального органа по аккредитации.
| Главный метролог ФГБНУ ТИСНУМ А.Л.Пятов
| Формы аттестатов аккредитации приведены в соответствии с действующим приказом Минпромторга России от 22.07.2009 № 665 «Об утверждении форм аттестатов аккредитации».
Соответственно, указанные формы аттестатов аккредитации административным регламентом изменены быть не могут.
|
| 6.
| Могут ли быть заявителями иностранные юридические лица.
| НО «ФРТП»;
Главный эксперт
НП «ОПЖТ» В.А.Морозов
| Следует отметить, что вопрос участия иностранных юридических лиц в национальной системе аккредитации в настоящее время в законодательстве Российской Федерации не урегулирован.
В связи с этим однозначно решить в административном регламенте указанный вопрос не представляется возможным.
| Проектом Федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации» предусмотрено участие иностранных лиц в национальной системе аккредитации, особенности, аккредитации которых будут установлены Правительством Российской Федерации.
| 7.
| Пояснить какие экспертные организации должны проходить государственную аккредитацию. В частности – должны ли ее проходить экспертные организации, имеющие лицензии Ростехнадзора и лицензии ФСБ России.
| ЗАО «Уральский экспертный центр»
| Лицензирование в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является самостоятельным инструментом государственного регулирования и не отменяет (подменяет) собой национальную систему аккредитации.
Соответственно, наличие у экспертной организации лицензии не отменяет необходимость прохождения аккредитации в выбранной области аккредитации.
|
| 8.
| Не указаны результаты оказания государственной услуги при переоформлении аттестата аккредитации (сокращение или увеличение области аккредитации, изменение реквизитов) заявителя.
| НО «ФРТП»
| В пункте 8 административного регламента указан исчерпывающий перечень результатов оказания государственной услуги по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.
Следует отметить, что приложение к аттестату аккредитации является неотъемлемой его частью, и, соответственно, выдача переоформленного аттестата аккредитации, в том числе в связи с сокращением или расширением области аккредитации, является административной процедурой в рамках предоставления государственной услуги по выдаче аттестата аккредитации.
|
| 9.
| В «описании результатов предоставления государственной услуги» в качестве результата предоставления государственной услуги предусмотрена «выдача дубликата аттестата аккредитации». Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 163 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия" (вместе с "Положением об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия") (далее - Положение) не предусмотрено предоставление дубликата аттестата аккредитации в качестве результата предоставления государственной услуги. Прекращение действия аттестата аккредитации в соответствии с Постановлением не предусмотрено в качестве результата предоставления государственной услуги. Отказ в предоставлении государственной услуги подразумевает собой отказ в аккредитации, т.к. наименование государственной услуги - аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, в связи с чем, считаем целесообразным в качестве результатов предоставления государственной услуги в соответствии с Постановлением указать: аккредитация или отказ в аккредитации; продление или отказ в продлении аттестата аккредитации; переоформление или отказ в переоформлении аттестата аккредитации, что подразумевает собой принятие соответствующего решения руководителем (заместителем руководителя) Росаккредитации либо внести соответствующие изменения в Постановление.
| Ассоциация НСОПБ
| Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 163 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия", действительно, не предусматривает выдачу дубликата аттестата аккредитации. Однако для удобства заявителей и с учетом того, что государственная пошлина за выдачу дубликата аттестата аккредитации установлена Налоговым кодексом Российской Федерации, административный регламент предусматривает административные процедуры по выдаче дубликата аттестата аккредитации.
|
| 10.
| Требования к экспертным организациям, участвующих в предоставлении государственных услуг.
| РСПП;
НО «ФРТП»
| Формируемая система аккредитации основана на участии в ней экспертных организаций, правовой статус и требования к которым не урегулированы действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции Федерального закона от 21.07.2011 № 255-ФЗ) порядок аттестации экспертов по аккредитации, порядок привлечения, отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Также следует отметить, что проектом Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 352», разработанным Минэкономразвития России и направленным в Правительство Российской Федерации, предлагается дополнить Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациям, участвующими в предоставлении государственных услуг, - услугой по экспертизе документов и сведений, представленных заявителем аккредитации, и проведению работ по проверке соответствия заявителя критериям аккредитации.
| Проектом Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 163 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия", разработанным Минэкономразвития России и направленным в Правительство Российской Федерации, предусмотрен порядок аттестации экспертов по аккредитации, привлечения, отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации.
|
| По какому принципу ответственный исполнитель выбирает экспертную организацию? Что такое экспертные организации? Каким критериям они должны отвечать? Где найти их списки? Подтверждение компетентности и область деятельности этих организаций?
| ООО «Астра Консалтинг»
| |