Задача №1


НазваниеЗадача №1
страница1/8
ТипЗадача
filling-form.ru > бланк заявлений > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8

Ситуационные задачи – 2011/2012

Задача № 1



В отдел социальной защиты одного из районов г. Казани обратились жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей. Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляют алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители. Кроме того, она испытывает физическое и психическое насилие со стороны отца.

  1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.

  2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае.

  3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы?

  4. Предложите Ваш вариант оказания помощи семье специалистом социальной службы.


Ответ 1

  1. Основная проблема – дальнейшее проживание детей в семье. Родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию, образованию, защите прав и интересов детей (Семейный Кодекс РФ, ст. 63-64).

  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 02.07.1992г. №3185-1 (с изм. и доп.).

  3. Учреждения:

  • Территориальный орган (отдел) социальной защиты населения;

  • Органы опеки и попечительства (вопрос о лишении родительских прав),

  • РОВД,

  • Судебные органы,

  • ЛПУ наркологического профиля (если родители захотят лечиться),

  • Кризисный центр (психологическая помощь старшей дочери, обучение ее навыкам воспитания детей).

В соответствии с Семейным Кодексом РФ (ст. 54), ребенок «имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно». Скорее всего, для детей большей психологической травмой будет помещение их в интернат и длительная разлука друг с другом, нежели дальнейшее проживание в стенах дома.

4. Возможно, оптимальный вариант оказания социальной помощи – организация лечения родителей; разовые встречи с ними детей; оформление опекунства на старшую сестру; оказание ей психолого-педагогической поддержки в воспитании братьев-сестёр. Возможно, опекунами согласятся стать другие родственники.

Задача № 2
27-летняя девушка не может самостоятельно передвигаться – только на коляске или с чьей-либо помощью. Девочка родилась физически здоровой, но с 10 лет начали проявляться симптомы атрофии мышц – усталость, слабость. Последние два года обучения в школе занималась дома. Надеялась на выздоровление, но информация о поставленном диагнозе и пожизненной инвалидности I группы стала сильной психологической травмой.

  1. Определите основную проблему.

  2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае

  3. Какие учреждения социального профиля могут помочь девушке?

  4. Какие меры помощи можно использовать в данном случае?



Ответ 2

  1. Основная проблема – физическое и психическое здоровье.

  2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ (с изм. и доп.); Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.1993г.

  3. Учреждения: социально-психологическая служба, территориальный орган (отдел) социальной защиты населения, реабилитационный центр.

  4. Меры помощи:

- организация адекватных видов активности (заочная учеба, хобби, др.) – адаптация;

- оказание психолого-педагогической помощи;

- оказание материальной помощи.

Задача № 3
Пожилая женщина была вынуждена уехать из Казахстана в Курганскую область. Женщина живет с семьей сына (сын, сноха, внук, мать снохи) в доме с частичными удобствами. Попытки получить какое-либо жилье были неудачны. Женщине 73 года, она чувствует себя лишней в семье, обузой детьми и внуками.

  1. Определите статус женщины. Какие права по законодательству имеет женщина?

  2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

  3. Перечислите основные учреждения, в которых может быть оказана помощь.

  4. Какие меры могут быть приняты по отношению к женщине и членам ее семьи?



Ответ 3

  1. Статус женщины – вынужденная переселенка, т.к. она была вынуждена уехать из бывшей союзной Республики СССР. Ее основные права: получение ссуды на приобретение или строительство жилья, материальная помощь (единовременное пособие), получение пенсии (после оформления гражданства).

  2. О беженцах: ФЗ от 28.06.1997г. №95-ФЗ (с изм. и доп.); О гражданстве в Российской Федерации: ФЗ от 31.05.2002г. №62-ФЗ; О вынужденных переселенцах: ФЗ от 19.02.1993г. №4530-1; О государственной социальной помощи 178-ФЗ от 17.07.1999г.; Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан: ЗРТ от 08.12.2004г. 63-ЗРТ.

  3. Учреждения: миграционная служба, территориальный орган (отдел) социальной защиты населения, социально-психологическая служба, общественные организации.

  4. Мероприятия:

– психологическая помощь женщине;

– помощь в улучшении жилищных условий;

– помощь в оформлении необходимых документов – если клиентка настаивает на помещении ее в дом-интернат для престарелых и инвалидов на платной основе (т.к. есть родственники).

Задача № 4
Женщина страдает системным заболеванием крови, признана инвалидом. Воспитывает двух детей одна (ей 32 года, дочери 5 лет, сыну 10 лет), работает воспитателем в детском саду. Денег на жизнь и на лечение не хватает, другой работы найти не может (пыталась не раз). Муж живет с другой семьей, никакой помощи не оказывает.

        1. Определите социальные проблемы семьи.

        2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем семьи.

        3. Какие варианты решения проблем Вы можете предложить?

        4. Какие учреждения и организации должны быть задействованы в решении проблем этой семьи?
Ответ 4

  1. Основная проблема – материальная незащищенность.

  2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ (с изм. и доп.); Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.1993г.; Семейный кодекс РФ; О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ (с изм. и доп.); О государственной социальной помощи 178-ФЗ от 17.07.1999г.; О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: Постановление правительства Российской Федерации от 14.12.2005г. №761.

  3. Варианты решения проблемы:

    • помощь в организации лечения, прохождении медико-социальной экспертизы женщиной, оформлении инвалидности (как следствие – получение пенсии и прочих выплат);

    • помещение детей (на время лечения матери в стационаре) в кризисный центр или организация их проживания у родственников женщины или в новой семье отца;

    • привлечение отца детей к выплате алиментов в судебном порядке;

    • помощь женщине в поиске дополнительных источников дохода – работы, адекватной ее состоянию здоровья; обращение к родственникам; др.

  1. Учреждения:

– Здравоохранения;

– Социального обслуживания населения;

– Судебные;

– Бюро МСЭ.



Задача № 5


14-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается.

1. Назовите основные проблемы семьи.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

3. Какие учреждения могут помочь в разрешении проблем?

4. Какие специалисты должны быть задействованы?

Ответ 5

1. Основные проблемы: девиантное поведение подростка, неспособность матери выполнять родительские обязанности, материальная незащищенность.

2. Конституция Российской Федерации (с изм.); Семейный кодекс; О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 02.07.1992г. №3185-1 (с изм.); О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991г. №1032-1.

3. Учреждения:

    • ЛПУ наркологического профиля – нестационарная помощь женщине и сыну;

    • социальный приют для детей и подростков – до решения вопроса попечительства (если возникнет необходимость);

    • социально-психологическая служба;

    • органы труда и занятости – помощь женщине в трудоустройстве (получении новой профессии).

4. Специалисты: врачи, педагоги, психологи, сотрудники центра занятости населения.

Задача № 6
В Центр занятости населения обратился Вегеторов О.С. с заявкой на работников (официантов, повара, бухгалтера) в новом открывшемся кафе, его главным критерием в подборе работников: что бы они были местные, с высшим образованием по специальности и не кавказкой национальности.

  1. Кем является Вегеторов О.С. с точки зрения трудовых отношений?

  2. Какой тип социально-трудовых отношений Вегеторов О.С. предъявляет своим будущим работникам?


Ответ №6

1) Вегетеров О.С. с точки зрения трудовых отношений является работадателем, а так же физическим лицом, желающий вступить в трудовые отношения с работником (ТК РФ. – Ст. 20).

2) Доминирующий тип социально-трудовых отношений дискриминирующий – произвольное, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений, в результате которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда.

Задача № 7
В Центр социального обслуживания населения Советского района г. Казани обратился пенсионер 80-ти лет. Постоянно живет в семье сына. Жалуется на конфликты – из-за нехватки денег, свободной жилой площади, непонимания родственниками.

  1. Определите проблему клиента.

  2. Нормативно-правовая база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем.

  3. В какие учреждения может посоветовать обратиться клиенту сотрудник Центра социального обслуживания населения?

  4. Какие для этого необходимы документы?


Ответ 7

  1. Проблема – необходимость комплексной социально-психологической помощи, как клиенту, так и членам семьи.

  2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ (с изм. и доп.); О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: ФЗ от 02.08.1995г. №122-ФЗ (с изм.); Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан: ЗРТ от 08.12.2004г. №63-ЗРТ (с изм.), О порядке и условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам услуг государственными учреждениями социального обслуживания в Республике Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.1998г. №581; Об утверждении положения об оценке индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому Центров социального обслуживания населения и Домах-интернатах системы социального обслуживания Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007г. №41; Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам социального обслуживания в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.06.2007г. №245.

  3. Отделение надомного социального обслуживания Центра социального обслуживания населения, дом-интернат для престарелых и инвалидов.

  4. Документы:

- В дом-интернат для престарелых и инвалидов:

        1. личное заявление подается в территориальный орган (отдел) социальной защиты населения;

  1. медицинская карта гражданина пожилого возраста или инвалида, направляемого на социальное обслуживание, установленного образца с приложением результатов анализов;

  2. заключение клинико-экспертной комиссии учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения о нуждаемости гражданина пожилого возраста или инвалида в постороннем уходе;

  3. копии паспорта, справки об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

  4. копии страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

  5. справка о размере пенсии за текущий месяц, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе с учетом всех социальных выплат, и иного дохода;

  6. копии справки медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида (для лиц, являющихся инвалидами);

  7. документ установленного образца, подтверждающий право на внеочередное и первоочередное получение социального обслуживания;

  8. справка из наркологического диспансера (для лиц старше 18 лет);

  9. справка из организации, осуществляющей функции по управлению объектами жилищного фонда, о наличии жилья (выписка из домовой книги);

  10. для граждан, имеющих жилое помещение на праве собственности, - копии документов, устанавливающих право собственности; копия свидетельства о регистрации завещания, договора дарения, справка об отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг;

  11. для граждан, реализовавших принадлежавшие им на праве собственности жилое помещение, земельный участок в течение года до момента подачи заявления - копия договора купли-продажи.

Факт наличия или отсутствия постоянного жилья у гражданина подтверждается справкой, выдаваемой органом, уполномоченным осуществлять учет государственного и муниципального жилищного фонда. Дополнительно к справке прилагаются иные документы, указывающие причину отсутствия постоянного жилья (о пожаре, стихийном бедствии, признании жилого помещения непригодным для проживания, подтверждающие статус беженца, вынужденного переселенца и др.).

Граждане, имеющие проживающих с ними совместно и (или) раздельно лиц, обязанных содержать родственников, дополнительно представляют:

  1. справку из организации, осуществляющей функции по управлению объектами жилищного фонда, о составе семей лиц, обязанных содержать родственников, проживающих раздельно от гражданина, с указанием даты рождения каждого проживающего, их родственных отношений;

  2. копии паспортов и свидетельств ИНН лиц, обязанных содержать родственников;

  3. копии документов, подтверждающих объективную невозможность осуществления ухода лицами, обязанными содержать родственников (при наличии).

- В отделение надомного социального обслуживания Центра социального обслуживания населения:

  1. заявление о предоставлении социальных услуг личное или законных представителей

  2. предъявляют документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт; свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста; заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории республики; справку об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);

  3. справка, свидетельство, удостоверение или иной документ установленного образца о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством;

  4. справка, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, о размере пенсии;

  5. заключение лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний к принятию на обслуживание;

  6. справки о размере других доходов.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях или имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством их содержать, представляют также:

  1. справку органов местного самоуправления или жилищно-эксплуатационных предприятий о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;

  2. справки от каждого члена семьи (родственника) с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходов.


Задача № 8
Молодой человек 29-ти лет, проведя в учреждениях пенитенциарной системы 10 лет, вернулся домой – к пожилой матери, инвалиду I группы. Безуспешно пытается найти работу.

1. Каковы основные проблемы семьи?

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы

в данном случае для решения проблем членов семьи.

3. Куда может обратиться клиент?

4. Какую помощь может оказать специалист социальной работы?
Ответ 8

1. Основная проблема – социальная незащищенность: необходимо оказать психологическую поддержку (и матери, и сыну), помощь в поиске работы (сыну), провести медико-реабилитационные мероприятия (женщине).

2. Гражданский кодекс РФ; Конституция Российской Федерации (с изм.); О государственной социальной помощи 178-ФЗ от 17.07.1999г.; Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан: ЗРТ от 08.12.2004г. №63-ЗРТ (с изм.); О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан от 19.06.2006г. №39-ЗРТ (с изм.).

3. Учреждения: центры занятости населения, социально-психологическая служба.

4. Специалисты: сотрудники центра занятости населения, сотрудники территориального органа (отдела) социальной защиты населения, врачи, психологи.

Специалисты социальной работы УИН – передать информацию о клиенте в органы социальной защиты по месту жительства; специалист по социальной работе органа социальной защиты по месту жительства – рекомендует обратиться в Центр занятости населения по месту жительства, предлагает источники информации о вакансиях, называет номер телефона доверия, специалисты центра занятости населения выполняет служебные обязанности.

Задача № 9
Пожилая женщина (72 года) похоронила мужа, детей нет. Осталась одна в однокомнатной квартире, передвигается по квартире с трудом. Хочет жить в доме-интернате для престарелых и инвалидов.

1. Имеет ли она на это право?

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения вопроса.

3. Какие документы необходимы для помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов?

4. Перечислите основные права граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Ответ 9

1. Женщина имеет право на то, чтобы жить в доме-интернате для престарелых и инвалидов, т.к. ей больше 55-ти лет и у нее нет детей, обязанных по закону ее содержать.

2. Конституция Российской Федерации (с изм.); О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Федеральный закон от 02.08.1995г. № 122-ФЗ (с изм.); О государственной социальной помощи 178-ФЗ от 17.07.1999г; Об утверждении положения об оценке индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому Центров социального обслуживания населения и Домах-интернатах системы социального обслуживания Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007г. №41; Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам социального обслуживания в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.06.2007г. №245.

2. Документы:

  1. личное заявление подается в территориальный орган (отдел) социальной защиты населения;

  2. медицинская карта гражданина пожилого возраста или инвалида, направляемого на социальное обслуживание, установленного образца с приложением результатов анализов;

  3. заключение клинико-экспертной комиссии учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения о нуждаемости гражданина пожилого возраста или инвалида в постороннем уходе;

  4. копии паспорта, справки об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

  5. копии страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

  6. справка о размере пенсии за текущий месяц, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе с учетом всех социальных выплат, и иного дохода;

  7. копии справки медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида (для лиц, являющихся инвалидами);

  8. документ установленного образца, подтверждающий право на внеочередное и первоочередное получение социального обслуживания;

  9. справка из наркологического диспансера (для лиц старше 18 лет);

  10. справка из организации, осуществляющей функции по управлению объектами жилищного фонда, о наличии жилья (выписка из домовой книги);

  11. для граждан, имеющих жилое помещение на праве собственности, - копии документов, устанавливающих право собственности; копия свидетельства о регистрации завещания, договора дарения, справка об отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг;

  12. для граждан, реализовавших принадлежавшие им на праве собственности жилое помещение, земельный участок в течение года до момента подачи заявления - копия договора купли-продажи.

Факт наличия или отсутствия постоянного жилья у гражданина подтверждается справкой, выдаваемой органом, уполномоченным осуществлять учет государственного и муниципального жилищного фонда. Дополнительно к справке прилагаются иные документы, указывающие причину отсутствия постоянного жилья (о пожаре, стихийном бедствии, признании жилого помещения непригодным для проживания, подтверждающие статус беженца, вынужденного переселенца и др.).

Граждане, имеющие проживающих с ними совместно и (или) раздельно лиц, обязанных содержать родственников, дополнительно представляют:

  1. справку из организации, осуществляющей функции по управлению объектами жилищного фонда, о составе семей лиц, обязанных содержать родственников, проживающих раздельно от гражданина, с указанием даты рождения каждого проживающего, их родственных отношений;

  2. копии паспортов и свидетельств ИНН лиц, обязанных содержать родственников;

  3. копии документов, подтверждающих объективную невозможность осуществления ухода лицами, обязанными содержать родственников (при наличии).

3. Права:

  • условия проживания, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям,

  • уход, первичная медико-санитарная и стоматологическая помощь,

  • социально-медицинская реабилитация и социальная адаптация,

  • добровольное участие в лечебно-трудовом процессе,

  • право на обследование медико-социальной экспертизой,

  • свободное посещение адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками.



Задача № 10
Женщина 60-ти лет воспитывает одна десятилетнего внука. Ее дочь - мать ребенка - умерла при родах; отец ребенка ушел из семьи еще до его рождения.

У мальчика порок сердца. Основной источник дохода – пенсии: по старости – женщины и по утере кормильца - ребенка.

        1. Определите социальные проблемы семьи.

        2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

        3. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в её решении?

        4. Какова роль специалиста социальной работы?


Ответ 10

1. Основные проблемы – малообеспеченность, необходимость организации лечения ребенка.

2. Конституция Российской Федерации (с изм.); Семейный кодекс РФ; Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан: ЗРТ от 08.12.2004г. № 63-ЗРТ (с изм.); О государственной социальной помощи: ФЗ от 17.07.1999г. №178.

3. Специалисты: медперсонал детских ЛПУ, психологи социально-психологической службы, сотрудники администрации района, сотрудники суда (привлечение отца ребенка к выплате алиментов).

4. Меры помощи:

- единоразовое выделение материальной помощи семье;

- организация лечения и реабилитации ребенка, медико-социальное освидетельствование ребенка с целью получения статуса ребенок-инвалид;

- привлечение отца к материальной ответственности,

- психологическая помощь;

Задача № 11
Молодой человек вернулся из армии, службу проходил в одной из «горячих точек». Имеет ранения. Не может найти работу. Проживает с пожилыми родителями и 15-летней сестрой.

1. Определите проблемы клиента.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы для решения данного вопроса.

3. В какие учреждения и организации может он обратиться?

4. Какие меры помощи Вы можете предложить?
Ответ 11

  1. Основная проблема – отсутствие работы, социальная дезадаптация, потребность в социальной реабилитации.

  2. Конституция Российской Федерации (с изм.); О ветеранах: ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ (с изм. и доп.); О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991г. №1032-1; О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан от 19.06.2006г. №39-ЗРТ.

  3. Учреждения: центр занятости населения; реабилитационный центр, оказывающий помощь ветеранам; центры социально–психологической помощи; общественные организации ветеранов боевых действий.

  4. Меры помощи:

    • обращение центр занятости населения с просьбой о поиске адекватной состоянию здоровья работы – «мирной профессии»,

    • помощь в организации мероприятий по реабилитации,

    • обращение в общественные организации.



Задача № 12
Семья проживает в пригороде. 7-летняя дочь – ребенок-инвалид (диагноз – ДЦП) – замкнута, со сверстниками не общается, в школу не ходит, все время проводит дома. Родители считают, что общение с посторонними людьми может навредить дочери.

1. Определите социальную проблему.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы семьи, имеющей ребенка инвалида.

3. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в оказании помощи?

4. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?
Ответ 12

  1. Основная социальная проблема – изолированность ребенка.

  2. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.1993; О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ (с изм. и доп.); Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления социального обслуживания государственными Реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями в Республике Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.03.2009г. №162.

  3. Специалисты: специалисты по социальной работе, педагоги, психологи, врачи.

  4. Вариант решения проблемы:

- Убедить родителей в необходимости преодоления социальной изоляции дочери, позитивного влияния реабилитационных и адаптационных мероприятий.

- Содействовать организации обучения ребенка на дому.

- Содействовать прохождению ребенком и родителями каких-либо реабилитационных мероприятий в Реабилитационных центрах центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Для этого необходимо предоставить в территориальный орган (отдел) социальной защиты населения следующие документы:

- заявление законного представителя ребенка-инвалида;

- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

- индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, содержащая рекомендации федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы по проведению реабилитационных мероприятий в условиях Центра.

Задача № 13
Двадцатисемилетний К. страдает наркотической зависимостью на протяжении пяти лет. Находится на иждивении родителей, проживающих в другом городе. Его подруга в растерянности – она не знает, куда обратиться за помощью.

1. В какие учреждения можно обратиться?

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

3. Какие специалисты будут задействованы в решении проблемы?

4. Какие механизмы решения данной проблемы Вы можете предложить?
Ответ 13

1.Учреждения:

    • Государственные или муниципальные ЛПУ наркологического профиля,

    • Социально-психологические службы,

    • Негосударственные медико-реабилитационные центры,

  • Общественные организации (например, АН).

2. Единая конвенция о наркотических средствах (Нью – Йорк, 30 марта 1961 г.); О наркотических и психотропных веществах: ФЗ от 08.01.1998г. 3-ФЗ (с изм.); Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях): Приказ Минздрава РФ от 23.08.1999г. №327; О мерах по усилению борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, профилактике наркомании в Республике Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.05.2002г. № 270; О мерах по усилению работы по профилактике наркомании, противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в г. Казани: Постановление Главы администрации г. Казани от 17.07.2000г. №1399 (с изм.).

3. Специалисты: врачи-наркологи, психотерапевты, психологи, специалисты социальной работы.

4. Необходимо убедить К. в необходимости лечения; направить в ЛПУ; сообщить родителям о болезни сына и попросить оплатить их курс реабилитации; найти адекватные виды активности для К.

Задача № 14
Мать и сын десяти лет подвергаются физическому насилию со стороны мужа и отца. Мальчик периодически сбегает из дома, ночует в подвале.

1. Куда может обратиться женщина с сыном?

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

2. Какова роль специалиста социальной работы?

3. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?

Ответ 14

  1. Учреждения: органы МВД, органы образования, центр (отделение) социальной помощи семье и детям, кризисный центр.

  2. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; Конституция Российской Федерации (с изм.); О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: указ Президента Российской Федерации от 06.09.1993г. №1338; Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: ФЗ от 24.07.1998г. № 124- ФЗ (с изм.); Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних: ФЗ от 24.06.1999г. № 120-ФЗ (в ред. от 05.01.2006. № 9-ФЗ).

  3. Оказание помощи в оформлении документов в соответствующие органы, сопровождение клиентов до разрешения ситуации.

  4. Варианты решения проблемы:

  • Оказание помощи матери и сыну в кризисном центре.

  • Возможно, помощь женщине в оформлении развода, переезде, поиске работы.

  • Подача заявление женщиной в органы внутренних дел для привлечения к ответственности мужчины.


Задача № 15


Мальчик 10-ти лет был подобран на улице сотрудниками правоохранительных органов. Занимался попрошайничеством.

1. Каковы дальнейшие действия работников правоохранительных органов?

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы ребенка.

3. Какие учреждения занимаются подобными проблемами?

4. Какие специалисты будут задействованы в решении проблем?
Ответ 15

1. Действия работников правоохранительных органов:

- Передача дела в ведение инспектора по делам несовершеннолетних.

- После выяснения личности – возвращение ребенка домой. Другой вариант - помещение в социальный приют или приемник-распределитель, если дома неблагополучная обстановка, - до решения вопроса опекунства.

2. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: указ Президента Российской Федерации от 06.09.1993г. №1338; Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: ФЗ от 24.07.1998г. № 124- ФЗ (с изм.); Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: ФЗ от 24.06.1999г. № 120-ФЗ (с изм.); Об утверждении порядка направления и приема детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации, в специализированные учреждения для несовершеннолетних: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.05.2007г. №195.

3. Учреждения:

- Центр (отделение) социальной помощи семье и детям,

- Социальный приют для детей и подростков,

- Отдел опеки и попечительства Министерства образования и науки РТ,

- Республиканский и Городской центры социально-юридической и психолого-педагогической помощи детям и молодежи.

4. Специалисты: сотрудники МВД РТ, МОиН РТ, МДМ РТ, МТЗиСЗ РТ психологи, педагоги, специалисты по социальной работе.

Задача № 16
Женщина пятидесяти лет была уволена в связи с банкротством предприятия. После увольнения находится в депрессивном состоянии. Одна воспитывает 14-летнюю дочь (ребенок-инвалид), также с ними проживает пожилая мать (72года).

        1. Определите проблемы членов семьи.

        2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы ребенка.

        3. В какие учреждения могут обратиться взрослые члены семьи для решения проблем?

        4. Какие специалисты будут задействованы в решении проблем?



Ответ 16

1. Основные проблемы: у женщины – отсутствие работы, депрессия, наличие дочери – подростка – инвалида детства, малообеспеченность; у дочери - инвалидность.

2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ (с изм. и доп.); О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации: ФЗ от 22.08.04 №122; О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991г. №1032-1; О государственной социальной помощи 178-ФЗ от 17.07.1999г.; О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: Постановление правительства Российской Федерации от 14.12.2005г. №761; Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления социального обслуживания государственными Реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями в Республике Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.03.2009г. №162.

3. Учреждения: центр занятости населения, центр (отделение) социальной помощи семье и детям, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.

4. Специалисты: сотрудники центра занятости населения, специалисты социальной работы, психологи, педагоги, врачи.


Задача № 17
Женщина, воспитывающая 4-х детей - школьников, осталась безработной. Муж - отец детей - погиб год назад. Женщина растеряна. По совету соседей она обратилась в территориальный орган (отдел) социальной защиты населения своего района.

1. Какую помощь могут оказать в территориальном органе (отделе) социальной защиты населения?

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем детей и семьи.

3. Роль социального педагога школы в решении проблем семьи.

4. Что можете предложить Вы для решения данной проблемы?

Ответ 17

  1. В территориальном отделе социальной защиты могут посоветовать обратиться в центр занятости населения. Поскольку отец детей погиб год назад, можно предположить, что детям уже начислена пенсия по утере кормильца. Кроме того, по-видимому, женщина уже давно пользуется льготами, положенными многодетным матерям, - уже с момента рождения 3-го ребенка (пособия, льготы в оплате коммунальных услуг, бесплатные обеды для детей в школе, др.). Таким образом, основное направление в оказании социальной помощи – помощь в поиске работы. Необходима также и психологическая поддержка специалистов кризисного центра, социально-психологической службы, центра (отделения) социальной помощи семье и детям.

  2. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991г. №1032-1; О государственной социальной помощи 178-ФЗ от 17.07.1999г.

  3. Индивидуальный контроль и помощь детям данной семьи в школе и за ее пределами.

  4. Вариант решения – помощь в поиске работы женщине, оказание психологической поддержки и ей, и детям.


Задача № 18
Русскоязычная семья (ребенок в возрасте 11 лет, отец и мать, бабушка и дедушка) была вынуждена уехать с Северного Кавказа в Казань, так как взрослые члены семьи потеряли работу, испытывали психологическое давление и дискриминацию по признаку национальности и вероисповедания. В Казани они живут в однокомнатной квартире вместе с пожилыми родителями. Отец (инвалид ВОВ) обратился за помощью в территориальный отдел социальной защиты населения г. Казани.

1. Определите статус членов семьи.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем членов семьи.

3. Назовите учреждения и организации, в которых могут получить помощь члены семьи.

4. Специалисты каких профилей будут задействованы в решении проблем семьи?
Ответ 18

1. Статус семьи – вынужденные переселенцы.

2. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991г. №1032-1; О беженцах: ФЗ от 28.06.1997г. №95-ФЗ (с изм. и доп.); О государственной социальной помощи 178-ФЗ от 17.07.1999г.; О гражданстве Российской Федерации. ФЗ от 31.05.2002г. №62-ФЗ; О вынужденных переселенцах ФЗ от 19.02.1993г. № 4530-1; Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941–1945 годов: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. №714.

3. Варианты решения проблем:

    • В территориальном органе (отдел) социальной защиты населения могут посоветовать обратиться в миграционную службу, где должны оказать помощь в получении ссуды на приобретение жилья, и в центр занятости населения, где должны оказать помощь в поиске работы.

    • Необходима помощь психолога в адаптации к новым условиям и реабилитации после длительного пребывания в конфликтной среде, как для взрослых, так и для детей.

    • Помощь в получении пособий, льгот и компенсаций, закрепленных законодательно для названной категории граждан.

4. Специалисты: специалисты территориального органа социальной защиты населения, сотрудники центра занятости населения, психологи и педагоги, сотрудники миграционной службы.


Задача № 19



Специалист по социальной работе СПИД-центра более года работал с 27-летним К., страдающего наркотической зависимостью на протяжении 5 лет. К. не имеет семьи, его родственники живут в другом городе, присылая деньги. Общение с социальным работником привело К. к тому, что он принял решение пройти курс лечения, о чем заявил в ходе беседы. Однако буквально на следующий день после беседы К. был задержан милицией за ограбление аптеки с целью добыть себе наркотик.

1. Что должен сделать в этой ситуации социальный работник?

2. Законодательная база решения проблем.

3. Должен ли специалист социальной работы СПИД-центра установить контакт со специалистом пенитенциарного учреждения?

4. Каковы дальнейшие действия специалиста социальной работы СПИД-центра.

Ответ 19

1. Социальный работник должен передать информацию в СИЗО о пребывании К. на учете в СПИД-центре вследствие наркотической зависимости.

2. Единая конвенция о наркотических средствах (Нью – Йорк, 30 марта 1961 г.); О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции): ФЗ (с изм.) от 30.03.1995г. №38-ФЗ; О наркотических и психотропных веществах: ФЗ от 08.01.1998г. 3-ФЗ (с изм.); Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях): Приказ Минздрава РФ от 23.08.1999г. №327; О мерах по усилению борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, профилактике наркомании в Республике Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.05.2002г. №270; О мерах по усилению работы по профилактике наркомании, противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в г. Казани: Постановление Главы администрации г. Казани от 17.07.2000г. №1399 (с изм.).

3. Социальный работник в случае задержания К. милицией обязан сообщить о том, что он находится на учете в СПИД-центре. Специалист социальной работы должен связаться с социальным работником из пенитенциарного учреждения, объяснить ему ситуацию и проводить дальнейшую работу с клиентом вместе с ним.

4. Необходимо проводить с клиентом психолого-медицинскую работу в целях его дальнейшего лечения и реабилитации. Не прерывать патронаж данного клиента до полного излечения, в том случае; если клиент окажется в пенитенциарном учреждении, поддерживать связь с социальным работником этого учреждения.


Задача № 20



К специалисту социальной работы обратился за советом молодой человек с просьбой принять его на работу по договору социальным работником для ухода за своей немощной матерью.

1.Могут ли принять молодого человека на работу по договору социальным работником в этом случае?

2. Законодательная база для решения проблемы.

3. Каков должен быть ответ специалиста социальной работы?

4.Какие учреждения могут оказать помощь в уходе за немощной матерью?
Ответ 20

1. Специалист социальной работы должен обратить внимание молодого человека на моральную ответственность перед своей матерью и провести с ним соответствующую беседу.

2. Конституция Российской Федерации (с изм.); Семейный Кодекс Российской Федерации; О порядке и условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам услуг государственными учреждениями социального обслуживания в Республике Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.1998г. №581.

3. На работу по договору социальным работником молодого человека принять не могут, так как трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

4. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, отделение надомного социального обслуживания Центра социального обслуживания населения.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Задача №1 iconПетр бочкарев: задача работы с большим объемом информации
Перед нами стоит не управленческая, а чисто информационная задача, а если быть точнее задача информационных технологий

Задача №1 iconПрограмма (задача, мероприятие): Федеральная целевая программа развития...
Ректор фгбоу впо “Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского”

Задача №1 iconЗадача «Сессия» Кафедры вводят результаты сдачи зачетов, в том числе...
Задача предназначена для формирования базы данных о наиболее активных, отлично успевающих студентах и магистрантах, об их достижениях...

Задача №1 iconЗадача: Сформировать недостающие движения по регистру «Учет затрат...
Задача: Сформировать недостающие движения по регистру «Учет затрат (бухгалтерский и налоговый учет)» по документам «Требования накладная»...

Задача №1 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Лабораторный практикум...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (Сквозная задача по финансовому учету и управленческому...

Задача №1 iconЗадача сложного учета ндс в программе «1С: Управление производственным предприятием 8»
Простая задача сложного учета ндс в программе «1С: Управление производственным предприятием 8»

Задача №1 iconЗадача №1
Кадровое делопроизводство и кадровые технологии для органов местного самоуправления

Задача №1 iconЗадача №1
Кадровое делопроизводство и кадровые технологии для органов местного самоуправления

Задача №1 iconЗадача №1
Кадровое делопроизводство и кадровые технологии для органов местного самоуправления

Задача №1 iconТеория и практика составления словарей. Основная задача разработка...
Типы словарей. Лексикография теория и практика составления словарей. Основная задача разработка принципов и приемов словарного описания...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск