Скачать 0.94 Mb.
|
Аппарат Уполномоченного по правам человека в Саратовской области Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Статья 46 Конституции РФ читайте в этом номере: Интервью с председателем Саратовского областного суда А.Галкиным Встречи правозащитников с представителями судейского сообщества стали традиционными Как обратиться в суд? Н. Лукашова. Бесплатная юридическая помощь: права и реальность М. Лобов. Права человека и их защита в Европейском Суде Образец жалобы для обращения в Европейский Суд по правам человека Д.Красиков. К вопросу о соотношении национальной и международной судебной юрисдикции в контексте субсидиарной природы международной защиты прав человека Год Великой Победы Р. Куценко. С проблемой — к Уполномоченному Т. Левченко. Процедура исполнения судебных актов по искам к казне РФ на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти в разрезе российского законодательства Совершенствование законодательства Международная конференция омбудсменов «Толерантность как фактор устойчивого развития современной цивилизации» Делегация посольства Великобритании знакомится с деятельностью Саратовского омбудсмена Л. Зуева. Почему льготных лекарств не хватает на всех? Обеспечение прав граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг Институт Уполномоченного по правам человека развивается Т. Милевская. Права детей-сирот — в ответственности взрослых Александр Галкин, председатель Саратовского областного суда Александр ГАЛКИН: «Открытость судебной деятельности — это взаимополезный процесс и для судов и для населения» - Судебная защита прав и свобод человека и гражданина — наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав. Как Вы оцениваете в целом положение судебной системы сегодня? - Судебная власть организационно воплощается в судебной системе. Значимость проблемы организационного построения системы органов, реализующих судебную власть, проявилась, в частности, в том, что согласно ч. 3 ст. 118 Конституции РФ такая система должна устанавливаться Конституцией и Федеральным конституционным законом, принятие которого происходит в особой более усложненной процедуре (ст. 108 Конституции РФ). Важнейшим направлением судебной реформы выступает комплекс мер, связанных с организационным и ресурсным обеспечением деятельности судов. Это достаточно широкий круг проблем, включающий мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание надлежащих условий для полного и независимого осуществления правосудия. Необходимо еще раз вернуться к проблеме научно обоснованных критериев рабочей нагрузки судей с учетом изменившейся ситуации как в части расширения подведомственности правовых споров судам общей юрисдикции, так и в части характеров таких споров. За проблемой единства судебной системы стоит проблема обеспечения единства судебной практики, что служит условием обеспечения конституционного требования равенства всех перед законом и судом. В этом направлении еще не исчерпаны и имеющиеся возможности обеспечения единообразного применения закона: совместные обсуждения вопросов толкования и применения закона, системное обучение судей и работников аппарата, введение специализации в рассмотрении дел, не исключая создание специализированных судов, изменение компетенции вышестоящих судебных инстанций и др. Над этими и другими вопросами мы постоянно работаем с целью обеспечения населения доступной и эффективной судебной защитой. - Как известно областной суд был «пионером» на территории России во многих направлениях защиты прав граждан. Например, суд присяжных. Федеральный Уполномоченный В.П. Лукин первый свой специальный доклад «Проблемы совершенствования суда присяжных в современной России» посвятил именно этой проблеме. Как в настоящее время обстоит дело? - В настоящее время Саратовский областной суд с участием присяжных заседателей рассматривает более четверти уголовных дел, поступающих в суд по первой инстанции. Так, в первом полугодии 2005 года было рассмотрено 34 дела, из них судом присяжных 8 уголовных дел. Около 95 % дел — это дела об убийствах, судом присяжных также рассматриваются иные категории дел, например, о взяточничестве, бандитизме. Это наиболее демократичная форма уголовного судопроизводства, где основное решение по делу — о виновности или невиновности подсудимого, принимают наши сограждане без участия судьи-профессионала. Благодаря суду присяжных, почти 10 лет внедрявшему в судопроизводство реальную состязательность, в Уголовно-процессуальном кодексе РФ 2001 года состязательность сторон была закреплена в качестве основного принципа всего уголовного судопроизводства. Многие положения закона, ранее применявшиеся лишь в суде присяжных, были распространены на все судебное производство по уголовным делам. Это относится, например, к положениям об изменении государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения или отказе от обвинения, которые для суда являются обязательными и предопределяют характер судебного решения. По делам, где в качестве обвиняемых привлекается несколько человек, возможность рассмотрения их судом присяжных увеличилась. Если хотя бы один из обвиняемых в совершении преступления, подсудного областному суду по первой инстанции, заявил ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, то при невозможности выделить в отношении других обвиняемых дело в отдельное производство, все оно рассматривается судом присяжных. Таким образом, суд присяжных продолжает развиваться как подлинный демократический институт уголовного судопроизводства, действие которого предусмотрено Конституцией Российской Федерации. - В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Однако обращения в адрес Уполномоченного социально незащищенных категорий: инвалидов, пенсионеров, одиноких матерей — подтверждают тот факт, что из-за отсутствия средств они не в состоянии получить квалифицированную помощь, в связи с этим, ограничены в доступе к правосудию. По Вашему мнению, как практика с большим стажем работы судьей, каким образом обеспечить квалифицированную юридическую помощь такой групп населения? - Принципиально важным вопросом, на мой взгляд, является обеспечение квалифицированной юридической помощью любого гражданина, нуждающегося в ней, независимо от материального положения и социального статуса. Наше законодательство объемно, сложно, грамоздко, его правильное понимание и толкование для неподготовленного в правовой области лица практически невозможно. При отсутствии квалифицированной юридической помощи такие граждане не могут в свои интересах реализовать основополагающие принципы судопроизводства состязательности и диспозитивности. На деле это означает, что они не могут реально защитить нарушенные права в суде. Я абсолютно согласен с заявлением Н.Ф. Лукашовой, сделанным во время встречи с представителями общественных организаций, о создании института муниципальных адвокатов, который позволит реализовать право на защиту по уголовным и представительство по гражданским делам малоимущим слоям населения. Кроме того, необходимо максимально использовать средства массовой информации для правового образования населения. Передачи и публикации в интересной форме должны обеспечить доступное понимание действующего законодательства по наиболее распространенным правоотношениям. - Поступают ли к Вам жалобы на поведение судей? Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Однако, если участник процесса считает, что судья позволяет вести себя не этично, то что делать в этом случае? - Да, к сожалению, такого рода жалобы имеют место, хоть и в небольшом количестве. Такие обращения, направленные в адрес председателя Саратовского областного суда, подвергаются тщательной проверке, и если изложенные факта подтверждаются, то принимаются адекватные меры реагирования, вплоть до направления представления в квалификационную коллегию судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности. Ответственность судьи может наступить не только за нарушение правовых норм, но и этических, установленных Кодексом судейской этики, принятым на VI Всероссийском съезде судей. - На ваш взгляд, что необходимо сделать для улучшения работы судов? Возможно, необходима большая открытость судебной деятельности, улучшение взаимодействия со средствами массовой информации? - Ответить на этот вопрос полно и кратко невозможно, поскольку улучшение деятельности судов зависит от целого комплекса мер, включая в том числе и открытость судебной деятельности как стимул для совершенствования профессионального уровня и своеобразный контроль общества за деятельностью судов. Не надо забывать и о том, что правильно поданная информация о конкретном судебном процессе, направлении судебной практики по определенной категории дел, в целом о работе судов и судей повышает уровень правовой информации населения, который в свою очередь способствует росту активности граждан в реализации конституционного права на судебную защиту. Актуальность этой проблемы подчёркивалась и на VI Всероссийском съезде судей, в частности, Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении обратил особое внимание на открытость правосудия не только для участников процесса, но и для общества, на взаимодействие судебной власти и средств массовой информации, выработку четких принципов сотрудничества и взаимодействия. Вопросы публичности, гласности и транспорентности правосудия находятся в постоянном внимании Верховного Суда Российской Федерации. Одним словом, открытость судебной деятельности это взаимополезный процесс и для судов и для населения, развитие и совершенствование которого мы всячески поддерживаем. Как показывают различные опросы общественного мнения, суждения о деятельности судов основаны в большей части на получении искаженной опосредованной информации. Для изменения ситуации необходима непосредственная информация, получаемая гражданами - лично в ходе рассмотрения конкретных дел, для чего мы максимально стараемся обеспечить публичность судебных процессов; - через публикации, выступления, анонсы, подготовленные судьями, работниками аппаратов судов, либо при их непосредственном участии. Мы считаем, что и этого недостаточно. Необходима обратная связь, суды должны получать информацию об общественном мнении о своей работе. В этих целях мы проводим систематические встречи с представителями общественных организаций, выступающих в защиту прав и свобод граждан. Такие встречи очень полезны, они позволяют со стороны увидеть наши «узкие» места в работе и принять меры к устранению недостатков. Лично я такие встречи провожу не реже двух раз в год, по результатам которых планируем и проведение различных мероприятий, обобщений для более глубокого изучения поставленных вопросов. Организуем мы и опросы общественного мнения о работе судов. В настоящее время такой oпpoс проведен, и мы анализируем его итоги, которые дадут возможность правильно определить приоритеты в информационной политике судов. Вместе с тем, необходимо учитывать, что информация в судебных сферах нуждается в специальном режиме ее защиты, поскольку свободный доступ к этой информации может не только затруднить или даже сделать невозможным отправление правосудия по уголовнным и гражданским делам, но и причинить невосполнимый материальный, моральный или физический вред участникам процесса. Именно с учетом этих обстоятельств законодатель, провозгласив право каждого на свободный доступ к информации с одновременно ограничил это право в случаях, предусмотренных нормами гражданско- и уголовно-процессуального права. Встречи правозащитников с представителями судейского сообщества стали традиционными В рамках заседания Общественного совета при Уполномоченном по правам человека в Саратовской области 11 апреля т.г. состоялась встреча председателя Саратовского областного суда А.И. Галкина, его заместителей Р.Е. Волосатых, Б.С. Каневского, В.М. Матросова с лидерами правозащитных организаций области. Такие встречи проводятся с 2003 года, что стало хорошей традицией. Как подать иск, что означает принцип состязательности сторон, каким образом оценивать качество работы судей – эти и другие вопросы были обсуждены на встрече. Открывая заседание, А.И. Галкин отметил, что с каждым годом растет количество обращений граждан в суды. За 2004 год в судах области их было рассмотрено более 200 тысяч. С одной стороны, это свидетельствует о доверии населения к судебной власти, а с другой – о массовых нарушениях прав граждан. По словам председателя областного суда, показатель качества работы судов также высокий. За прошлый год отменено всего 460 приговоров по уголовным делам и 1200 решений – по гражданским. Председатель правления Саратовской областной организации общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» России А.В. Смирнов высказал проблемы, связанные с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В решении этого вопроса Саратовский областной суд принимал активное участие. В защиту указанной категории граждан заместитель председателя областного суда Р.Е. Волосатых выступила на заседании Верховного Суда РФ. В итоге Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление от 5 апреля 2005 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 35», где содержатся подробные разъяснения судам. Президент Саратовской региональной общественной организации Ассоциации вынужденных переселенцев «Саратовский источник» А.П. Зуев обеспокоен судебной практикой дел об административном выдворении. По его словам, более 15 тысяч человек в области подлежат депортации, а выдворены только 670. А.И. Галкин заявил о необходимости установления их личности. Суд должен разбирать каждый конкретный случай, проявляя индивидуальный подход к делу. Отвечая на вопрос состязательности сторон в судебном процессе, Р.Е. Волосатых пояснила: суд, сохраняя независимость и беспристрастность, принимает во внимание только те доказательства, которые представили стороны. К сожалению, в силу социальной дифференциации общества, отсутствия средств, правовой неграмотности многие граждане не могут получить квалифицированную юридическую помощь и защитить свои нарушенные права в суде. Напротив, обеспеченные граждане имеют больше возможности отстоять свою позицию, обратившись к профессиональным специалистам. Участники встречи сошлись во мнении, что одной из основных проблем нашего общества является правовой нигилизм населения. Граждане не имеют представления об элементарных правовых основах. Для повышения уровня правосознания населения необходимо правовое просвещение населения, особенно через средства массовой информации. «Эффективность проводимой в стране судебной реформы, направленной на защиту человека, будет обеспечена в том случае, когда квалифицированная юридическая помощь станет доступной для населения» - заявил Уполномоченный. Н.Ф. Лукашова подчеркнула необходимость принятия областного закона «О муниципальной адвокатуре», регулирующего вопрос бесплатной юридической помощи социально незащищенной категории лиц. В заключение представители правозащитных организаций поблагодарили председателя областного суда и его заместителей за откроенные ответы на актуальные вопросы и выразили надежду на дальнейшее взаимодействие. КАК ОБРАТИТЬСЯ В СУД? «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» — гласит ст. 46 Конституции РФ. Порядок обращения граждан за защитой своих прав в судах общей юрисдикции регулируется законодательством о гражданском судопроизводстве. К сожалению, не всем доступна квалифицированная юридическая помощь, и нередко граждане защищают свои интересы самостоятельно. Невысокая правовая грамотность населения приводит к тому, что решение, принятое судом, не соответствует ожиданиям гражданина. В итоге у граждан возникает неудовлетворенность судебным решением, формируется правовой нигилизм и складывается отрицательное отношение к судебной системе в целом. Правильное и своевременное обращение в суд имеет большое значение для эффективной реализации права на судебную защиту. Судебная система В случае нарушения прав граждан другими гражданами или юридическими лицами им предоставлено право обратиться в суд за защитой нарушенного права. Любой спор о защите любых прав, свобод и законных интересов может быть передан на рассмотрение суда. Основная роль в судебной защите нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан принадлежит судам общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции состоит из федеральных судов и мировых судей. К федеральным судам относятся районные суды; суды субъектов РФ - Верховные суды республик, краевые областные суды, суды автономной области и автономных округов, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга; Верховный суд РФ. К федеральным судам общей юрисдикции относятся и военные суды. Все суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают гражданские дела, связанные с защитой нарушенных прав физических лиц, при этом низшим звеном являются районные суды и мировые судьи, высшим - Верховный суд РФ. Выбрав судебную форму защиты, гражданин должен определить, каким судебным органом должен быть рассмотрен возникший правовой спор, поскольку защиту нарушенных прав осуществляют как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды. Подведомственность Для того, чтобы правильно решить вопрос о подведомственности спора, необходимо определить его характер и состав участников. Суды общей юрисдикции рассматривают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; дела по требованиям, разрешаемым в порядке приказного производства; дела, возникающие из публичных правоотношений; дела особого производства; дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, далее - ГПК РФ). Исковые дела возбуждаются путем подачи искового заявления истцом. Для них характерно наличие двух сторон - истца и ответчика, с противоположными интересами. Приказное производство отличается быстрым и упрощенным способом рассмотрения дела: заявление о выдаче судебного приказа рассматривается без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений. Перечень требований, рассматриваемых в порядке приказного производства, установлен ст. 122 ГПК РФ. В порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (факты наличия родственных отношений, факты принятия наследства, факты смерти и другие); об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим, объявлении умершим; об ограничении дееспособности, о признании недееспособным и т.д. После того как будет определена подведомственность дела, гражданин должен определить его подсудность. Подсудность Гражданский процессуальный кодекс РФ четко устанавливает, в суд какого звена следует обратиться с заявлением с целью возбуждения гражданского дела. Подсудность Верховного суда РФ и судов субъектов РФ определена ст. ст. 26, 27 ГПК РФ. Мировой судья рассматривает категории дел, перечисленные ст. 23 ГПК РФ. В районных судах рассматриваются и разрешаются все дела, не подлежащие рассмотрению и разрешению в Верховном суде РФ, в суде субъекта РФ, военным судом и мировым судьей. Если в одном заявлении содержатся требования, одно из которых подлежит рассмотрению мировым судьей, а другое районным судом, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В военных судах рассматриваются и разрешаются гражданские дела по требованиям военнослужащих Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований; граждан, проходящих военные сборы; граждан, уволенных с военной службы, предъявляющих свои требования к органам военного управления и к воинским должностным лицам (Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 31-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации). По общему правилу, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ). Законом (ст. 29 ГПК РФ) предусмотрены отступления от общего правила территориальной подсудности, и по некоторым категориям дел истец имеет возможность выбора предъявления иска либо по месту жительства ответчика, либо по своему месту жительства. Некоторые категории гражданских дел могут рассматриваться только судом, указанным в законе (исключительная подсудность). Определив подведомственность и подсудность дела, можно приступать к составлению искового заявления. Исковое заявление Закон предъявляет определенные требования к форме и содержанию искового заявления. Исковое заявление подается суду в письменной форме, на русском языке. В исковом заявлении должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подается заявление; 2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; 3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения; 4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования; 5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; 6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; 7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон; 8) перечень прилагаемых к заявлению документов. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд. Требования истца, изложенные в исковом заявлении, должны быть основаны на нормах права, но могут не содержать ссылки на конкретные статьи нормативного акта. Факты, указанные истцом в исковом заявлении в обоснование своих требований, подтверждаются сведениями о них, содержащимися в доказательствах. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключений экспертов, аудио- и видеозаписей. По общему правилу, установленному ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Цена иска указывается только по делам искового производства, если иск подлежит оценке. Цена иска представляет собой стоимостное денежное выражение отыскиваемого истцом имущества, а в случае заявления требований о взыскании денежных средств - размер взыскиваемой денежной суммы. Цена иска определяется истцом, исходя из рыночной стоимости имущества, и влияет на подсудность и размер государственной пошлины, подлежащей оплате. К исковому заявлению должны быть приложены следующие документы: - копии искового заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц; - документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; - доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца; - документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют; - текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания; - доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором; - расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц. Государственная пошлина Государственная пошлина подлежит уплате при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной). Размер государственной пошлины установлен главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Документом, подтверждающим факт уплаты государственной пошлины плательщиком, является платежное поручение с отметкой банка о его исполнении либо квитанция установленной формы, выдаваемая банком. Существуют категории граждан, которые освобождены от уплаты государственной пошлины на основании ст. 89 ГПК РФ и ст. 333.36 НК РФ. Кроме того, гражданин с учетом его имущественного положения может быть освобожден судом от уплаты государственной пошлины. Истцу, в пользу которого состоялось решение суда, возмещаются все понесенные им по делу судебные расходы, в том числе и государственная пошлина. Заявления о возбуждении гражданских дел неискового производства, как правило, должны отвечать требованиям, предъявляемым к форме и содержанию исковых заявлений. |
Регулирование права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции РФ свидетельствует об общегосударственном значении указанного... | Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст ст. 254, 255 гпк РФ | ||
За 9 месяцев 2012 г из учреждений уголовно-исполнительной системы поступило 743 жалобы и обращения | |||
Конституция гарантирует каждому гражданину право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22 Конституции рф) | Лазарев Л. В. Правовые позиции Конституционного Суда России. Оао "Издательский дом "Городец"; "Формула права", 2003 г | ||
Статья 30 Конституции рф: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.... | |||
Статья 30 Конституции рф: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.... | Статья 16. Порядок допуска Подрядчика и обеспечение безопасности производства работ 45 |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |