ДОКЛАД
о лицензировании деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Еврейской автономной области за 2016 год
Раздел 1. Состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Еврейской автономной области Лицензирование деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Еврейской автономной области отнесено в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» к полномочиям органа государственной власти области – управления экономики правительства Еврейской автономной области.
Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих отношения, связанные с лицензированием деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории области:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- Закон Еврейской автономной области от 23.12.2005 № 617-ОЗ «О регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Еврейской автономной области»;
- постановление правительства ЕАО от 16.04.2013 № 162-пп «Об определении мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции»;
- постановление правительства Еврейской автономной области от 18.12.2012 № 744-пп «Об управлении экономики правительства Еврейской автономной области»;
- приказ управления промышленности и потребительского рынка правительства ЕАО от 04.06.2012 № 31 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции». Раздел 2. Организация и осуществление лицензирования конкретных видов деятельности 2.1. Сведения об организационной структуре лицензирующего органа и о распределении полномочий.
Отдел развития предпринимательства и потребительского рынка – структурное подразделение управления экономики правительства Еврейской автономной области, на который возложены полномочия по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий и осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции (далее – Отдел).
Штатная численность отдела – 4 человека, в том числе:
1 - начальник отдела;
1 - заместитель начальника отдела;
1 - главный специалист-эксперт;
1 – ведущий специалист-эксперт.
Отдел осуществляет прием заявлений о выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, экспертизу представленных заявлений и документов, проверку на соответствие соискателей лицензий (лицензиатов) лицензионным требованиям, представление сведений о выданных, приостановленных, аннулированных лицензиях на розничную продажу алкогольной продукции в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка для размещения в сводном государственном реестре лицензий, оформление, выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
2.2. Сведения об организации и осуществлении лицензирования, в том числе в электронной форме.
При лицензировании деятельности по розничной продаже алкогольной продукции выполняются следующие административные процедуры:
1) прием и регистрация заявления о выдаче, продлении срока действия, переоформлении, прекращении действия лицензии и прилагаемых документов, представленных заявителем, проверка заявления и документов на наличие или отсутствие оснований для возврата заявителю заявления и документов;
2) запрос сведений в порядке межведомственного взаимодействия;
3) проверка полноты и достоверности предоставленных сведений, содержащихся в заявлении о выдаче, продлении срока действия или переоформлении лицензии и документах, в том числе проверка соответствия заявителя лицензионным требованиям;
4) принятие решения о выдаче, продлении срока действия или переоформлении лицензии либо об отказе в выдаче, продлении срока действия или переоформлении лицензии;
5) вручение (направление) заявителю решения об отказе в выдаче, продлении срока действия или переоформлении лицензии, или бланка лицензии;
6) принятие решения о прекращении действия лицензии;
Обеспечена возможность представления заявителем документов в электронном виде.
2.3. Сведения об организации межведомственного взаимодействия при осуществлении лицензирования, включая перечень запрашиваемых в порядке межведомственного взаимодействия документов, в том числе о среднем сроке ответа на межведомственный запрос.
В ходе лицензирования деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Еврейской автономной области Отдел взаимодействует с:
- Управлением Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области – в части получения, в том числе посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ) сведений о юридическом лице – соискателе лицензии: о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
- Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области – в части получения, в том числе посредством СМЭВ сведений о регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) прав, в том числе аренды, на стационарные торговые объекты и складские помещения, заявленные лицензиатом и (или) соискателем лицензии для осуществления розничной продажи алкогольной продукции;
- Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка – обмен информацией о деятельности организаций в сфере оборота алкогольной продукции, представление сведений: о выданных, приостановленных и аннулированных лицензиях на розничную продажу алкогольной продукции, о нарушениях, выявленных в ходе осуществления лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции, приостановление действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;
- Управлением Федерального казначейства по еврейской автономной области – в части получения сведений об уплате заявителем государственной пошлины за предоставление и переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
2.4. Сведения об организации взаимодействия в электронной форме с соискателями лицензии (лицензиатами) в рамках полномочий по лицензированию.
Для заявителей обеспечивается возможность получения государственной услуги в электронной форме посредством обращения заявителя с запросом на портал (адрес портала: www.pgu.eao.ru), а также осуществление мониторинга хода предоставления услуги с использованием данного портала.
2.5. Сведения о проведении проверок соискателей лицензии (лицензиатов).
В 2016 году проведена 81 проверка в рамках рассмотрения заявлений лицензиатов и соискателей лицензий на предмет соответствия лицензионным требованиям, предъявляемым к розничной продаже алкогольной продукции Федеральным законом от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Нарушений лицензионных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции не выявлено.
2.6. Сведения о квалификации работников, осуществляющих лицензирование, и о мероприятиях по повышению квалификации этих работников.
Квалификация сотрудников лицензирующего органа, на которых возложено лицензирование деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, отвечает квалификационным требованиям в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Еврейской автономной области, утвержденными должностными регламентами.
2.7. Сведения о способах проведения и показателях методической работы с лицензиатами, направленной на предотвращение ими нарушений лицензионных требований.
В целях реализации методической работы с лицензиатами, направленной на предотвращение нарушений ими лицензионных требований осуществляется консультирование о действующих федеральных и областных нормативных правовых актах, регулирующих осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Еврейской автономной области.
Разъяснительная работа осуществляется:
- с использованием средств телефонной связи, каналов передачи данных и средств обработки информации;
- посредством размещения в информационно-коммуникационных сетях общего пользования, в том числе:
- на портале государственных и муниципальных услуг Еврейской автономной области;
- на официальном сайте управления экономики правительства Еврейской автономной области;
- посредством размещения на информационных стендах. Раздел 3. Организация деятельности по контролю за осуществлением
переданных субъектам Российской Федерации полномочий
по лицензированию Полномочия по лицензированию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Иных переданных полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Еврейская автономная область не имеет. Раздел 4. Анализ и оценка эффективности лицензирования
конкретных видов деятельности Данные анализа и оценки:
1) Показатели эффективности лицензирования деятельности по розничной продаже алкогольной продукции:
В 2016 г. рассмотрено 185 заявлений, представленных в лицензирующий орган, что составляет 93,9 % к 2015 году (197 заявлений).
2) Наиболее распространенные причины отказа в предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
В 2016 г. отказано в выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензии 4 организациям, в том числе, в связи с наличием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов за нарушение налогового законодательства – 3 организациям или 75 %.
3) Случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедших по причине нарушения лицензионных требований, в 2016 г. не выявлено.
Раздел 5. Выводы и предложения по осуществлению лицензирования конкретных видов деятельности В соответствии с абзацем двадцать вторым статьи 5 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее также – Закон № 171-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится установление требований к производственным, складским помещениям и стационарным торговым объектам, используемым для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 10 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что для розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива, организации и индивидуальные предприниматели должны иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения. Требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
До настоящего времени требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлены.
Решением проблемы может стать принятие Министерством финансов Российской Федерации приказа об утверждении требований к стационарным торговым объектам и складским помещениям для розничной продажи алкогольной продукции, стационарным объектам общественного питания и складским помещениям для розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Приложения
1. Сведения об осуществлении лицензирования за 2016 г. (нарастающим итогом) по форме № 1-лицензирование – на 5 л. в 1 экз.
Заместитель начальника управления
экономики правительства
Еврейской автономной области В.А Пастухов |