Дисциплина: «Основы поиска работы и трудоустройство» Преподаватель: Цыбина Е.И.
МЕТОДИЧЕСКИАЯ РАЗРАБОТКА по проведению открытого урока в форме деловой игры
«Собеседование с работодателем» Тема урока: «Собеседование с работодателем».
Дата проведения 25 октября 2011 года.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2011
Одобрено методической комиссией
Председатель Методической комиссии
.
| Рекомендовано методической комиссией спец. дисциплин
2011 г.
|
|
|
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ТЕМА: СОБЕСЕДОВАНИЕ С РАБОТОДАТЕЛЕМ
ВРЕМЯ: 4 академических часа.
ВИД ЗАНЯТИЯ: комбинированный урок, включающий деловую игру.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. УЧЕБНАЯ:
Познакомиться с типовой схемой собеседования и прояснить суть вопросов, чаще всего задаваемых на собеседовании с работодателем. Практически освоить приемы позитивной самопрезентации, приобрести практические навыки адекватного и эффективного ведения переговоров: умению логично, ясно и лаконично излагать информацию, задавать точные вопросы, анализировать полученную информацию.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
Обратить внимание обучающихся на необходимость активной и ответственной позиции в процессе поиска работы, тщательной подготовки к собеседованию с работодателем. Показать возможность вести переговоры, сохраняя спокойствие, уверенность и чувство собственного достоинства. Помочь обучающимся укрепить уверенность в себе, повысить мотивацию к развитию и успеху в трудовой деятельности.
3. РАЗВИВАЮЩАЯ:
Предоставить возможность обучающимся адекватно оценить свои сильные и слабые стороны с точки зрения трудоустройства. На основе полученных в деловой игре практического опыта и обратной связи определить направления необходимого развития.
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕЦИИ: ОК 1, ОК2, ОК 3, ОК4, ОК5, ОК 6.
Ожидаемым результатом занятия является также развитие базовых компетенций, обеспечивающих выпускникам конкурентоспособность и успешную адаптацию на рынке труда:
Ценностно-смысловая компетенция:
способность осознавать свою роль и предназначение, умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций,
умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.
Коммуникативная компетенция:
стремление получать в диалоге необходимую информацию;
умение представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей;
умение использовать приемы саморегуляции в процессе межличностного общения.
Социально-трудовая компетенция:
умение действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: работника, гражданина и др.
Компетенция самосовершенствования:
умение планировать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения;
способность оценивать результаты своей деятельности и принимать ответственное решение, обеспечивая своими действиями его воплощение в жизнь:
способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности:
умение самостоятельно осваивать знания и умения для решения поставленной задачи.
ФОРМЫ ОПТИМИЗАЦИИ:
Схема-конспект
Участие в деловой игре в ролях соискателя, работодателя, наблюдателя.
Предоставление обратной связи другим участникам.
Принцип наглядности: раздаточный материал.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Основы психологии и этики профессиональной деятельности.
Правовые основы профессиональной деятельности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
№ п/п
| Этап занятия
| Время
| Уровень усвоения
| 1
| Организационный момент.
| 5
| -
| 2
| Повторение пройденного материала.
| 15
| III
| 3
| Мотивация темы занятия
| 5
| I
| 4
| Изложение нового материала
| 40
| II
| 5
| Деловая игра «Собеседование с работодателем»
| 90
| III
| 6
| Закрепление, рефлексия полученного опыта.
| 20
| III
| 7
| Подведение итогов занятия.
| 5
| -
| ИТОГО 180
|
№ п/п
| Этапы занятия
| Методическое обоснование
|
| Организационный этап. Ознакомление обучающихся с планом занятия.
| Приветствие, объявление темы урока, формирование положительной мотивации. Выявление отсутствующих, заполнение журнала. Преследуется цель сконцентрировать внимание обучающихся, настроить их на работу.
|
| Повторение пройденного материала.
| Повторение основных понятий, техник и приемов, необходимых для формирования профессиональной самопрезентации и успешного поиска работы.
|
| Мотивация темы занятия.
| Деловая игра в приближенных к реальным условиях позволяет попробовать свои силы в ситуации собеседования с работодателем. Полученный опыт, который будет разобран и проанализирован, даст возможность более успешно действовать в дальнейшем.
|
| Изложение нового материала.
План изложения. Сообщение преподавателя: подготовка к собеседованию, виды собеседований, структурированное интервью, наиболее часто встречающиеся вопросы и рекомендации по подготовке ответов на них.
| Преподаватель стремится заинтересовать обучающихся, привлечь внимание к важности данной темы с точки зрения успешности трудоустройства и дальнейшего построения карьеры. Стимулирует их к актуализации собственных целей, опыта, впечатлений и переживаний по данному вопросу.
На каждый стол обучающимся раздается «Типичные вопросы собеседования при приеме на работу»
Преподаватель подробно разбирает смысл наиболее часто встречающихся вопросов собеседования и дает рекомендации по индивидуальной подготовке ответов на них. Преподаватель рассказывает о правилах и приемах позитивной самопрезентации.
|
| Деловая игра «Собеседование с работодателем».
| Подготовка к проведению игры. Учащиеся-члены отборочной комиссии готовят вопросы интервью, тем самым осмысливая их и продумывая возможные ответы. Обучающиеся-соискатели готовятся к собеседованию на вакансии, которые соответствуют их реальным интересам. Участникам игры даются необходимые инструкции.
«Собеседование с работодателем» - интервью отборочной комиссии с «соискателями», обратная связь каждому «соискателю». Обратная связь дается максимально доброжелательно и психологически безопасно в соответствии с правилами тренингов. Это способствует осознанию своих сильных и слабых сторон и развитию навыков самопрезентации. Преподаватель следит за соблюдением правил обратной связи и при необходимости корректирует и дополняет ее.
|
| Закрепление материала, анализ полученного опыта.
| Рефлексия. Обучающиеся высказываются о том, что показалось им важным в полученном в ходе игры опыте.
Преподаватель делает акцент на необходимости тщательной подготовки к собеседовании, а также об ответственном и вдумчивом подходе к выполнению любой работы, в том числе и поиска работы. Преподаватель направляет и корректирует дискуссию таким образом, чтобы она способствовала повышению самооценки обучающихся и развитию их мотивации достижения, стремлению к самосовершенствованию и успеху в профессиональной деятельности.
|
| Подведение итогов занятия
| Результаты работы обучающихся оцениваются на основе наблюдения за их поведением в ходе деловой игры, анализа уровня компетенций, проявленных в ответах на вопросы «работодателя». Подводятся итоги занятия, отмечаются удачные моменты, даются общие рекомендации. Оценки объявляются и проставляются в журнал.
| СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Организационный этап
Здравствуйте. Мы сегодня познакомимся с типовым планом собеседования при приеме на работу, обсудим наиболее часто задаваемые соискателям вопросы и проведем деловую игру «Собеседование с работодателем».
На предыдущих занятиях мы занимались обсуждением методов изучения возможностей рынка труда и активного поиска работы, анализом сильных и слабых сторон соискателей с точки зрения трудоустройства, составлением индивидуальных резюме, изучали правила и особенности телефонных переговоров с работодателем. Мы говорили об особенностях восприятия при формировании первого впечатления, правилах поведения в деловых переговорах и приемах позитивной самоподачи, необходимости тщательной подготовки к очному собеседованию с работодателем.
Прежде чем продолжим урок, отметим присутствующих. Последовательность нашей работы сегодня будет следующей:
Знакомство с примерным планом типового собеседования при отборе кандидатов на определенную вакансию;
Изучение целей и смысла наиболее часто задаваемых вопросов, а также рекомендаций к подготовке собственных ответов на такие вопросы;
Проведение деловой игры — интервью при отборе на вакансии, соответствующие планам и намерениям участников. В качестве интервьюеров наряду с преподавателем будут выступать также и учащиеся.
Каждый участник, попробовавший себя в роли соискателя получит обратную связь, которая позволит ему совершенствовать свою профессиональную самопрезентацию.
Обмен мнениями, дискуссия среди обучающихся по результатам игры.
Оценка результатов обучающихся.
Подведение итогов.
2. Повторение пройденного материала, опрос учащихся, проверка выполнения домашнего задания
Вспомним основные понятия, необходимые для формирования успешной профессиональной самопрезентации и, в конечном итоге, получения достойной работы:
эффекты восприятия при формировании первого впечатления, их использование при самопрезентации;
уверенность в себе как основа успешной самоподачи, ее связь с наличием целей и ресурсов, необходимых для их достижения;
составляющие профессионального имиджа;
основные формы самопрезентации в процессе поиска работы;
подготовка, структура и содержание, правила составления резюме;
этика деловых переговоров.
Один или двое обучающихся вслух зачитывают свои подготовленные по материалам предыдущих занятий резюме. Копии резюме пускается по рядам с тем, чтобы участники могли увидеть и оценить оформление. Происходит групповое обсуждение резюме, возможностей сделать его более интересным и информативным, представить себя в наиболее выгодном свете. Преподаватель отмечает необходимость серьезной работы над своей самопрезентацией в условиях конкуренции на рынке труда.
3. Мотивация темы занятия
С ситуацией, которую мы собираемся смоделировать в предстоящей деловой игре, неизбежно столкнется каждый из вас, кто захочет получить работу в соответствии с приобретенной специальностью. Современный рынок труда устроен таким образом, что каждому человеку, желающему найти хорошую и достойно оплачиваемую работу, приходится рассылать свое резюме, вести телефонные переговоры с работодателем и проходить очное собеседование. И нередко объективно вполне достойный кандидат получает отказ из-за неумения адекватно презентовать себя, излишнего волнения, ошибок при ответах на «трудные» вопросы и т.п. Наша сегодняшняя задача — дать вам возможность получить опыт собеседования при отборе на интересующую каждого из вас вакансию, почувствовать себя в роли соискателя, оценить имеющиеся навыки и те, которые необходимо развивать. В ходе деловой игры вы получите то, чего почти никогда нельзя получить при реальном собеседовании — подробную и максимально доброжелательную обратную связь от наблюдателей и тех, кто проводил собеседования о том, в чем вы сильны, а что вам надо совершенствовать. Кроме того, в качестве наблюдателей вы сможете увидеть сильные моменты и, возможно, ошибки других участников, и это даст вам дополнительный ценный опыт. В конце занятия мы подведем итоги, проанализируем и обсудим полученный опыт, у каждого будет возможность высказаться, поделиться своими переживаниями, наблюдениями и выводами. Все это позволит вам стать увереннее, усовершенствовать свои навыки самопрезентации и успешно проходить собеседования для получения желаемой работы.
|