Рабочая тетрадь по курсу


НазваниеРабочая тетрадь по курсу
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Документы
  1   2   3   4   5

Областное государственное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Костромской областной институт развития образования»




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО КУРСУ
Государственно-общественное управление образовательными системами

Кострома 2011

Печатается по решению

Учёного совета ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»
Рецензенты:

М.О. Антонова, к.п.н., заместитель директора департамента образования и науки Костромской области, начальник отдела обеспечения дошкольного, общего и дополнительного образования.

А.Е. Скворцов, проректор по информатизации образования ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»

Государственно-общественное управление образовательными системами: Рабочая тетрадь по курсу - Кострома: Изд-во КОИРО, 2011. – 42 с.

Рабочая тетрадь является составной частью учебно-методического комплекса к курсу «Государственно-общественное управление образовательными системами» и предназначена для самостоятельной работы с учебным содержанием курса. Организационная структура учебного материала и содержание, представленное в рабочей тетради, совпадает с учебно-тематическим планом курса, что позволяет быстро ориентироваться при выполнении необходимых видов учебной деятельности и контрольных заданий. В рабочей тетради предложены практические работы, выполнение которых поможет слушателям курса освоить необходимые компетенции, обеспечивающие способность к проектированию и эффективной организации государственно-общественного управления как обязательного элемента управляющей системы в условиях конкретного образовательного учреждения.

Для руководителей и педагогических работников учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования


 Костромской областной институт развития образования (КОИРО), 2011
Авторский коллектив: сотрудники Костромского областного института развития образования


Модуль 1.
Модуль 2.


Модуль 3.
Модуль 4.


Модуль 5.


Модуль 6


Наянова М.А., заведующий кафедрой управления и экономики образования

Будкина Л.В. – заведующий кафедрой развития профессионального образования

Воронцова Л.И., заведующий отделом сопровождения профессионального образования

Сиушева Г.Г. – доцент кафедры управления и экономики образования

Шалимова Н.А. - декан факультета развития образовательных систем

Наянова Е.А. – старший преподаватель кафедры управления и экономики образования

Наянова М.А. - заведующий кафедрой управления и экономики образования

Осипова Л.Г. – проректор по инновационной деятельности (практическая работа №6)

Шалимова Н.А. - декан факультета развития образовательных систем



Оглавление


Введение…………………………………………………………………………………………

5

Модуль 1. Государственная политика в области государственно-общественного управления образованием…………………………………………………………………….


7

Модуль 2. Правовые основы государственно - общественного управления образовательным учреждением ……………………………………………………………..


9

Модуль 3. Методологические основы проектирования государственно- общественного управления в образовательном учреждении …………...........................


12

Модуль 4. Форматы и функции государственно - общественного управления в системе управления образовательным учреждением…………………………………….


16

Модуль 5. Реализация задач государственно - общественного управления в различных видах деятельности образовательного учреждения……………………………………………………………………………………..



26

Модуль 6. Тьюторство как ресурс развития

системы образования…………………………………………………………….....................

32

Глоссарий……………………………………………………………………………………….

38

Список литературы для самостоятельной работы слушателей…………………………

39


Введение

Вашему вниманию предлагается рабочая тетрадь по курсу «Государственно-общественное управление образовательными системами».

Цель курса – освоение управленческими и педагогическими работниками системы общего, дошкольного и дополнительного образования необходимых компетенций, обеспечивающих способность к проектированию и эффективной организации государственно-общественного управления как обязательного элемента управляющей системы в условиях конкретного образовательного учреждения.

Работа с рабочей тетрадью позволит

1) обеспечить общую готовность и позитивную мотивацию слушателей курса к реализации задач государственно-общественного управления в конкретном образовательном учреждении;

2) обеспечить понимание необходимости, сущности и специфики государственно-общественного характера управления образованием, его отличий от предшествующих типов и моделей управления общим образованием; основных ценностей и механизмов деятельности органов государственно-общественного управления образованием и их роли в становлении и развитии гражданского общества, роли и места ОУ в этом процессе;

3) овладеть соответствующим понятийным аппаратом и терминологией;

4) освоить опыт проектирования и модернизации управляющих систем в аспекте государственно-общественного управления.
Обзор курса


Название модуля

Дидактические задачи


1. Государственная политика в области государственно-общественного управления образованием


  • Изучение документов, определяющих государственную политику в области государственно-общественного управления образованием.

  • Формирование представления о принципах, содержании и направлениях развития государственно-общественного управления образованием.

2. Правовые основы государственно- общественного управления образовательным учреждением


Формирование представления о нормативно-правовых основах, компетенциях и ответственности участия общественных институтов в управлении образовательным учреждением.


3. Методологические основы проектирования государственно- общественного управления в образовательном учреждении


Формирование общих представлений о методологических основах управления и современного менеджмента, роли каждого из методологических подходов в формировании государственно-общественного управления в образовательном учреждении; о подходах к проектированию целостной системы управления образовательным учреждением, реализующей принцип государственно-общественного управления.


4. Форматы и функции государственно- общественного управления в системе управления образовательным учреждением


Формирование представления о структуре управления образовательным учреждением в условиях демократизации управления системой образования; о функциях и компетенциях органов государственно-общественного управления.

5. Реализация задач государственно- общественного управления в различных видах деятельности образовательного учреждения

Понимание и осмысление задач государственно- общественного управления в различных видах деятельности образовательного учреждения.


6. Модуль по выбору: Тьюторство как ресурс развития системы образования

Актуализация позиции обучающегося. Овладение техниками тьюторской деятельности, предъявление и закрепление образцов работы тьютора

7. Модуль итоговой аттестации

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы.

Рефлексия своей профессиональной деятельности.


Выполняя практические задания по каждому модулю, Вы сможете осмыслить теоретический материал, осуществить самопроверку осваиваемых тем программы курсов повышения квалификации.

Начните работу в тетради с заполнения 1 и 2 части таблицы. По окончании курса заполните 3 часть, проанализировав свои результаты обучения по всем модулям.


Модуль

Мои цели

Мои результаты

1. Государственная политика в области государственно-общественного управления образованием








2. Правовые основы государственно- общественного управления образовательным учреждением








3. Методологические основы проектирования государственно- общественного управления в образовательном учреждении








4. Форматы и функции государственно- общественного управления в системе управления образовательным учреждением








5. Реализация задач государственно- общественного управления в различных видах деятельности образовательного учреждения







6. Модуль по выбору: Тьюторство как ресурс развития системы образования







7. Модуль итоговой аттестации





Удачи в освоении курса!
МОДУЛЬ 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Дидактические задачи модуля:

  • Изучение документов, определяющих государственную политику в области государственно-общественного управления образованием; освещающих отечественный и зарубежный опыт организации общественно-государственного управления образованием;

  • Формирование представления о принципах, содержании и направлениях развития государственно-общественного управления образованием.

Познакомьтесь с теоретическими материалами по теме модуля в рабочей тетради и Хрестоматии по курсу и выполните Практическую работу № 1.

Миссия образования как фактора социально-экономического развития не может быть реализована, если общеобразовательные учреждения по-прежнему будут оставаться закрытыми по отношению к местному сообществу. Цели и результаты образования находятся за пределами образовательной системы, поэтому важнейшим фактором обеспечения качества образования является развитие партнерских отношений образовательных систем с другими сферами общественной практики. Долгосрочное, продуктивное партнерство может быть построено только на основе взаимной выгоды и взаимной ответственности. Однако в настоящий момент примеры развитого партнерства школ с субъектами внешней среды остаются скорее исключением, чем правилом. Причина такого положения дел заключается в отсутствии методов и механизмов участия социальных партнеров в решении задач образования.

Содержание государственно-общественного управления составляет деятельность его субъектов по двум направлениям:

1)организационное обеспечение функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие государственных органов и общественных объединений и организаций, способствующих гармонизации, гуманизации и гражданско-правовому закреплению разнообразных организационных и правовых форм взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение в образование внешних ресурсов;

2) развитие содержательного наполнения деятельности системы образования; разработка и реализация соответствующих программ, в том числе направленных на его модернизацию; совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности; подготовка, принятие и введение в действие нормативных документов по мерам стимулирования деятельности учреждений образования органами управления.

В организационную структуру государственно-общественного управления образованием включаются органы государственной власти и местного самоуправления; местные органы управления образованием, органы управления образовательными учреждениями; органы общественного управления и самоуправления всех уровней.

В итоге государственно-общественное управление образованием можно представить как интеграцию трех направлений работы:

- демократизация деятельности органов государственной власти и управления образованием;

- развитие самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций педагогов, органов ученического и родительского самоуправления всех уровней);

- организация общественных органов управления образованием, в которых представлены все слои населения.

Основными проблемами здесь являются:

а) отсутствие необходимой и достаточной нормативно-правовой базы,

б) определенная изолированность органов ученического самоуправления,

в) отсутствие систематической работы по выявлению и подготовке актива ученического самоуправления,

г) отсутствие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в структуре самоуправления.

Дальнейшее движение в понимании сущности государственно-общественных отношений предполагает согласование и определение представлений о возможностях:

- государственной составляющей;

- общественной составляющей;

- развитие согласованного (аддетивного) компонента.

Цели государственно-общественного управления образования не могут задаваться лишь ведомственными интересами самой системы образования, они могут формироваться в диалоге между всеми заказчиками и конкретными потребителями результатов образования: детьми, родителями, производственными структурами, хозяйствующими субъектами, местной, региональной властью, региональной и национальной элитой с учетом социально-культурных, экономических и других особенностей территории, культурно-образовательных традиций, национально-этнических отношений и заявленных стратегических приоритетов развития республики.

Государственно-общественное управление образованием должно развиваться на основе принципов, предполагающих открытость и демократичность, взаимодействие и согласованность, участие и соуправление.

(Гусаров В.И. Государственно-общественное образование: Монография. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. – 496 с. Тезисы)
Практическая работа № 1.

  • Задание 1. Проведите анализ сильных и слабых сторон, возможностей и рисков государственно-общественного управления образованием в Вашем образовательном учреждении. Заполните прилагаемую таблицу и составьте список мероприятий.






Сильные стороны/возможности

Слабые стороны/риски

Государственная составляющая

управления

1.___________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________

5.___________________________

1.___________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________

5.___________________________

Общественная составляющая

управления

1.___________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________

5.___________________________



1.___________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________

5.___________________________






  • Мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей ОУ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Мероприятия, которые используют сильные стороны ОУ для избегания угроз:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избегания угроз:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Задание 2. Проанализируйте следующие федеральные документы с точки зрения определения ими роли, места, целей и т.д. государственно-общественного управления образованием (см. Хрестоматию по курсу):

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.

Занесите соответствующие цитаты из документов в таблицу:

Название документа

Цитаты


















МОДУЛЬ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Дидактическая задача модуля: формирование представления о нормативно-правовых основах, компетенциях и ответственности участия общественных институтов в управлении образовательным учреждением; определение принципов и нормативно-правовых основ государственно-общественного управления образовательным учреждением.

Изучите материалы Хрестоматии по курсу по проблеме нормативно-правового обеспечения государственно-общественного управления и выполните Практическую работу № 2.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая тетрадь по курсу iconУправление образования павлодарской области
Данная рабочая тетрадь для учащихся к курсу «Электромонтажное дело» подготовлена для более полного изучения этого предмета

Рабочая тетрадь по курсу iconРабочая тетрадь
Русский язык и литература. Русский язык: Рабочая тетрадь. Часть 2 /авт сост. Л. В. Левандовская – Иркутск: гбпоу ио иркпо 2015 –...

Рабочая тетрадь по курсу iconРабочая тетрадь по криминалистике
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с программой курса «Криминалистика» факультета истории и права шгпи, содержит лабораторные...

Рабочая тетрадь по курсу iconПрактическая работа №3 Ведение документации по охране труда 77 Практическая...
Рабочая тетрадь по выполнению практических и лабораторных работ по специальности 140101 Тепловые электрические станции

Рабочая тетрадь по курсу iconРабочая тетрадь организатора аттестации педагогических работников
Рабочая тетрадь организатора аттестации педагогических работников подготовлена специалистами Управления образования Администрации...

Рабочая тетрадь по курсу iconГосударственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального...
В становлении и формировании личности философия всегда играла ведущую роль, обусловленную ее многовековым опытом критического размышления...

Рабочая тетрадь по курсу iconКомплекс информационное общество рабочая тетрадь Челябинск 2011 Федеральное...
И 90 Информационное общество : рабочая тетрадь в помощь освоению курса / Ю. В. Гушул; фгоу впо «Челяб гос акад культуры и искусств»....

Рабочая тетрадь по курсу iconКгбоу дпо «Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической...
Адь педагога предназначена для проведения профориентационной работы с учащимися 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Пособие...

Рабочая тетрадь по курсу iconПояснительная записка Рабочая тетрадь предназначена для студентов...
Жданова М. В. Английский язык [Текст]: рабочая тетрадь для обучающихся 1 курса очная форма обучения специальности 40. 02. 01 «Право...

Рабочая тетрадь по курсу iconБим И. Л., Рыжова Л. И. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 5 класс:...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск