Рабочая тетрадь


НазваниеРабочая тетрадь
страница1/14
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области

«Иркутский региональный колледж педагогического образования»

(ГБПОУ ИО ИРКПО)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Русский язык и литература. Русский язык


Иркутск 2015
Печатается по решению научно-методического совета

ГБПОУ ИО ИРКПО


Русский язык и литература. Русский язык: Рабочая тетрадь. Часть 2 /авт.- сост. Л.В. Левандовская – Иркутск: ГБПОУ ИО ИРКПО 2015 – с.136
Рабочая тетрадь предназначена для организации закрепления и проверки знаний по русскому языку у студентов 1-2 курсов педагогического колледжа, а также для самостоятельной работы. Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины Русский язык и литература для раздела «Русский язык и литература. Русский язык» специальности 44.02.01 Дошкольное образование.


© Левандовская Л.В., 2015

© ГБПОУ ИО ИРКПО, 2015



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Обучение русскому языку – педагогический процесс, в ходе которого обучающиеся под руководством преподавателя овладевают знаниями, умениями и навыками, формируются их личностные черты, осуществляется их общее развитие. Занятия по русскому языку в педагогическом колледже – особые занятия: это не только повторение, обобщение и систематизация ранее полученных знаний, но, прежде всего, более глубокое изучение языка, его структуры, законов.

Данная рабочая тетрадь поможет студентам 1-2 курсов педагогического колледжа в течение обучения всесторонне подготовиться к сдаче итогового экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ, также мотивирует обучающихся к активному чтению, анализу и комментированию авторского текста, что соответствует основным требованиям ФГОС СОО. Для преподавателя же издание может стать незаменимым помощником в организации индивидуальной и групповой домашней, а также самостоятельной работы обучающихся.

Большинство упражнений в предлагаемом учебно-методическом издании включают задания как среднего уровня трудности, так и повышенного, последний из которых в упражнении отмечен звездочкой. Выполняя тренировочные упражнения, можно подготовиться не только к выполнению тестовых заданий с выбором ответа (первая часть экзаменационной работы), но и к выполнению заданий с кратким ответом (вторая часть работы).

РАЗДЕЛ 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ



Тема 5.2. Имя существительное
Упражнение 1. Выпишите имена существительные. Поставьте их в начальную форму. Определите разряды имён существительных по значению (собственные – нарицательные; одушевлённые – неодушевлённые; конкретные – вещественные – отвлечённые – собирательные).

1.Был пасмурный, но душный день. Крюков бесцельно бродил по комнатам, засматривал в окна или же перелистывал давно уже надоевшие альбомы. В этот день ему почему-то казалось, что дети ведут себя отвратительно, жена плохо глядит за прислугой, что расходы ведутся несообразно с доходами (Чехов). 2. Так росла молодёжь вместе со своим городом, вместе со своим парком и по-своему крестила его районы, слободки, улицы (Фадеев). 3. – Расплывчатое свечение, которое коромыслом огибает всё небо, называется Млечным Путём, – тихо сказал учитель (Закруткин). 4. Китайцы старались палками выбросить животное на берег (Арсеньев). 5. Голос его, будто нож, царапал сердце, и мертвец вдруг ушёл под землю (Гоголь).

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение 2. Определите род существительных.

Жена, дитя, книга, бедняга, сирота, злюка, время, дедушка, вояка, косуля, слониха, жаба, акула, тихоня, стремя, мачеха, Бетси, буржуа, имя, семя, существо, домишко, пальто, ничтожество, какао, кофе, окно, божество, животное, страшилище, брюки, сирокко, депо, портье, конферансье, гусь, гусак, гусыня, родитель, врач, директор, письмо, подмастерье, лошадь, конь, голосище, кость, гость, нож, дрожь, такси, вилы, авеню, рояль, шампунь, диагональ, тюль, вуаль, жалюзи, макароны, ясли, толки, нападки, носилки, часы, тряпьё, зверьё, мёд, фарфор, бархат, конопля, деньги, сутки, каникулы, похороны, сластёна, неженка, заводила, умница, гуляка, плакса, домина, гостиная, столовая, ванная, горничная, мороженое, жаркое.
Упражнение 3. Среди изменяемых существительных, данных в упражнении 2, выделите те, которые имеют только одну форму числа (либо единственного, либо множественного).

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение 4. Распределите изменяемые существительные, данные в упражнении 2, по склонениям.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение 5. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3).

1.В Киргизи..3, где скалы стоят плеч..м к плечу, несётся голубая, вся вспененная Чу (Щипачёв). 2. В шум..3 родной реки есть что-то схожее с колыбельной песн..й, с рас..казами бедной нян.. (Лермонтов). 3. – В бою под Татурин..м! – хрипло прокричал солдат (Паустовский). 4. Климов в отчаяни..3 уткнулся лиц..м в угол дивана и стал думать о сестре Кат.. и ден..щике Павл.. (Чехов). 5. Очнувшись, он увидел себя в своей постел..3 (Чехов). 6. Дневной свет в спальн..й3 то и дело сменялся ночными сумерк..ми3, доктор, казалось, не отходил от кроват.. . Через спальную непрерывно тянулся ряд лиц.. (Чехов). 7. Дрожащий луч..3, тонкий и грациозный, как лезви.., играл на графин.. (Чехов). 8. В отчаяни.., забыв о запрещени.. доктора, старуха горько расплакалась (Чехов). 9. Хозяйство Пульхери.. Ивановны состояло в беспр..станном отп..рани.. и зап..рани.. кладовой3, в солени.., сушени.. и варени.. бес..численного множества фруктов и р..стений (Гоголь). 10. Мне в Заполярь.., на краю земли, на вечере цветы пр..поднесли (Щипачев).

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение 6. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3).

1. Пастуш..нок гонялся по саду за коровой (Бунин). 2. Перед ним тарелка с борщ..м3, ломт..ки ч..рного хлеба и оливки3 на блюд..чке (А.Н. Толстой). 3. Потешь же, миленький дружоч..к. Вот лещ..к, потроха3, вот стерляди кусоч..к (Крылов). 4. Она хоть и плакала, но и сейчас вынула из кармана шубы два старых пёр..шка, коротенький карандаш..к и тоненькую книж..чку крупной печати (Гладков). 5. Спросишь мнение, – придёт в смятень..це, деликатно отложит до следующего дня, а к следующему узнает мнень..це уважаемого товарища заведующего3 (Маяковский). 6. Лепечут песню новую и липа (бледно) листая, и белая берёз..н..ка с зелёною косой (Некрасов). 7. Актёры любили её и называли «мы с Ван..ч..кой» и «душ..ч..кой» (Чехов). 8. Уж я врем..ч..ко проведу, проведу… Уж я тем..ч..ко почешу, почешу… Уж я сем..ч..ки полущу, полущу (Блок). 9. Виш..н..ки мне, признаться, теперь в редкость (Салтыков-Щедрин). 10. Лиз..н..ка вздохнула (Попов).
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение 7. Выпишите из предложений все одушевленные имена существительные.

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его « белой вороной» среди его сослуживцев, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень , очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигенция равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро. (Д.С. Лихачев)

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение 8. Укажите номер предложения, в котором есть имена существительные, имеющие только форму единственного числа.

1)А в чем самая большая цель жизни? 2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. 3) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. 4) Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. 5) Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Упражнение 9. Укажите номер предложения, в котором есть имя существительное, перешедшее из причастия.

1) А в чем самая большая цель жизни? 2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. 3) А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. 4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. 5) Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. 6) Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение 10. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы н или нн. Обоснуйте ответ – графически выделите морфемы.

Ю..ый, ю..ат, серебря..ый, авиацио..ый, дли..ый, оловя..ый, пря..ый, урага..ый, дискуссио..ый, лебеди..ый, ветре..ый, ветря..ой, безветре..ый, осе..ий, утре..ий, утре..ик, стекля..ый, труже..ик, сребре..ик, серебря..ый, серебря..ка, бессребре..ик, семе..ой, ледя..ой, клюкве..ый, конопля..ый, конопля..ик, воробьи..ый, соловьи..ый, стреме..ой, семе..ой, краснознамё..ый, торжестве..ый, жизне..ый, стари..ый, гости..ая, гости..ица, масле..ый, масле..ица, ветре..ица, ва..ая, пле..ый, це..ый, пья..ый, рья..ый, румя..ый, румя..а, огне..ый, песча..ый, ремесле..ый, второстепе..ый, пенсио..ый, глиня..ый, звери..ый, потомстве..ый, драгоце..ый, бульо..ый, плоскодо..ый, полуде..ый, дикови..ый, недюжи..ый, овчи..ый, инфекцио..ый, сочувстве..ый, семистру..ый, бесчисле..ый, дружестве..ый, овся..ый, единовреме..ый, муравьи..ый, маши..ый, мыши..ый, сви..ой, свини..а, дровя..ик, нефтя..ик, мали..ик, оси..ик, ряби..ик, дружи..ик, моше..ик, ветре..ик, сторо..ик, смышлё..ый, ко..ица, подветре..ый, песча..ик, путешестве..ик, влася..ица, више..ик, выветре..ый, куре..ой (атаман).
Тема 5.3. Имя прилагательное
Упражнение 11. Прочитайте текст и выполните ниже приведенные задания по тексту.

1) Зеленой чертой ложится след ваших ног по зеленой, побелевшей траве. 2) Стоят серые сумерки, но сквозь толщу воды еще можно разглядеть, где находится солнце – большое светлое пятно. 3) Рыбачьи шхуны и нарядные яхты на всех парусах спешат к берегу укрыться от бури. 4) Под серыми камнями водятся крабы. 5) Дальше растут красные коралловые кусты, укрывающие в своих ветвях мелких рыбок.

Укажите номер предложения, в котором есть притяжательные имена прилагательные.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Выпишите качественные имена прилагательные.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Выпишите слова с орфограммой «безударная гласная в корне, проверяемая ударением»

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение 12. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми поставлена цифра 3.

1. Этот (трёх) суточный бой за Цариц..н начался штурмом города при по..держке ураган..ого3 огня кораблей (Федин). 2. Гусь степен..ый в луж.. моет свой гусин..ый3 красный нос (Исаковский). 3. Над омутами каждой реки трудятся мельниц.. водян..ые (Щипачев). 4. (Полутора) тон..ки готовы, в порядке фонд сем..ной (Щипачев). 5. Пр..ятна со..нца утрен..яя весть и полотенце свежест..ю льнян..ою3 (Щипачев). 6. Сам граф подушки поправлял, медвеж..ю3 полость в ноги стлал (Некрасов). 7. Нынче де..кий бал.. (Некрасов). 8. Её грудь тр..петала от соч..ного искр..него смеха (М. Горький). 9. Я солнц..в3 брат, и зимн..ю порою чудес не меньше солнца строю (Крылов). 10. Измученные извоз..ич..и3 лошади лёг..нькой рысц..й тащили нас в гору (Писемский). 11. Обедал он и ужинал во вдов..м доме: мать, возвр..щаясь из общ..й столовой3, тайком пр..носила ему половину своей скудной порц.. (Куприн). 12. Она осядет от дождей, от снега в ледя..ые3 ночи (Шипачёв).

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение 13. Выберите те прилагательные, которые имеют полные и краткие формы. Образуйте от этих прилагательных краткие формы.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Упражнение 14. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки. Сделайте полный морфологический разбор имён прилагательных (любых 3 имени прилагательного на выбор обучающегося).

1.Мои мысли были так горьки, что мне казалось, что я мыслил вслух (Чехов). 2. Как ни горько было мне, но, помнится, я как будто старался, чтобы мои мысли были печальн..е и мрач..нее (Чехов). 3. Не нужно ей было рас..казывать мне, что муж.. её стар и десп..т, что она добра и в..села (Чехов). 4. Антон Павлович не любил рыб..и зубы и петушиные пер..я (М. Горький). 5. В котле варился чай с баран..им жиром и солью (Пушкин). 6. В д..ревне не читай скверных книг в дядин..й библ..отеке (Пушкин). 7. Шум был огромн..йший (Кренкель). 8. Она с ужасом смотрела на Клаву, на её сп..койное, точно каменное лицо (Степанов). 9. При доме пр..лес..нейший садик (Лесков). 10. Лучш..го к..мандира для головного участка не пр..думаешь (Ажаев). 11. Я перевёл Шекспировы с..неты (Маршак). 12. Отхл..стала его папашин..й нагайкой (М. Горький). 13. Я не помню утра более голубого и свеж..го (Лермонтов). 14. Я жил в самой буржуазной, самой м..ркантильной среде (Достоевский). 15. Прежде чем я ост..новился в этом берёзов..м леску, я со своей собакой прошёл через высокую осиновую рощу (Тургенев). 16. Я, пр..знаться, не люблю это дерево – осину – с его (бледн..) лиловым пнём и (сер..) зелёной листвой (Тургенев).

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Выпишите из текста упражнения 14 имена прилагательные в краткой форме.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Выпишите из текста упражнения 14 притяжательные имена прилагательные.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Выпишите из текста упражнения 14 имена прилагательные в простой превосходной степени.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Выпишите из текста упражнения 14 слова с орфограммой «правописание приставок пре- и при-», объясняя их написание.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Выпишите слово(-а) из текста упражнения 14, образованное(-ые) безаффиксным способом ( нулевой суффиксацией).

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение 15. Выполните тестирование.

1. Продолжите: «Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает…»:

а) признак предмета;

б) действие предмета;

в) признак признака.
2. Найдите неправильное утверждение.

Имя прилагательное изменяется:

а) по родам;

б) по временам;

в) по числам;

г) по падежам.
3. Найдите неправильное утверждение.

Имена прилагательные могут иметь степени сравнения:

а) сопоставительную;

б) сравнительную;

в) превосходную.
4. Укажите, имена прилагательные в форме простой сравнительной степени:

а) не изменяются по родам, числам и падежам;

б) изменяются по родам, числам и падежам.
5. Укажите, имена прилагательные в форме простой превосходной степени:

а) не склоняются;

б) склоняются.
6. Найдите неверное утверждение

По значению и форме имена прилагательные делятся:

а) на качественные;

б) количественные;

в) относительные;

г) притяжательные.
7. Укажите, имена прилагательные какого разряда имеют краткую форму:

а) качественные;

б) относительные;

в) притяжательные.
8. Найдите неправильное утверждение: «Одна н пишется в суффиксах прилагательных»:

а) – ан; б) – енн; в) – ин; г) – ян.
9. Найдите неправильное утверждение: «Сложные прилагательные пишутся через дефис, если.. »:

а) образованы на основе словосочетания;

б) обозначают оттенки цветов;

в) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис;

г) образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и.
10. Отметьте имя прилагательное в простой сравнительной степени:

а) самый быстрый;

б) красивейший;

в) ярче;

г) более легкий.
11. Укажите относительное имя прилагательное:

а) лисий след;

б) знакомый человек;

в) железная дверь;

г) сестрина книга.
12. Укажите, в каком из указанных случаев не- приставка?

а) (не) взрачный кустарник;

б) (не) знакомый маршрут;

в) (не) здоровый, а больной человек;

г) дом (не) большой, а маленький.
13. Найдите имя прилагательное, в котором пишется одна буква Н:

а) листве..ый лес;

б) глин..ый сосуд;

в) деревя..ый дом;

г) подли..ая правда.
14. Укажите имя прилагательное с суффиксом -ов-:

а) плюш..вый;

б) ситц..вый;

в) ключ..вой;

г) свинц..вый
15. Найдите имя прилагательное, которое пишется слитно:

а) (юго) западный;

б) (ярко) красный;

в) (средне) вековой;

г) (научно) фантастический.
Тема 5.4. Имя числительное
Упражнение 16. Выпишите цифровые обозначения словами. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в предложениях числительные, сделайте их морфологический разбор. Выделите слова других частей речи со значением количества.

1. В ночь получения известия Кутузов послал (четырёх) тысяч..ный авангард Багратиона направо горами с (кремно) цнаймской дороги на (венско) цнаймскую (Л. Толстой). 2. Пройдя с голодными, разутыми с..лдатами, без дорог.., по горам, в бурн..ю ноч.. сорок пять вёрст, рас..теряв трет..ю часть с..лдат отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на (венско) цнаймскую дорогу пят..ю часами прежде французов (Л. Толстой). 3. Земля обращается вокруг со..нца в течение 365 суток пяти часов 46 секунд (Светлаев). 4. Верстах в пят..надцати нашёл я (ниже) городский полк, остановившийся на берегу реч..ки, посреди скал (Пушкин). 5. Были пробиты осколками и пр..ведены в негодность шлюпки, за исключением ш..стёрки и одной двойки (Новиков-Прибой). 6. В ноябре месяце 1805 года князь Василий должен был ехать на р..визию в четыре губерни.. (Л. Толстой). 7. Поверх вороха газет лежала крохотная вос..мушка сер..й бумаг.. (Леонов). 8. Тимофей трижды выстрелил (Седых). 9. Посмотри, вон-вон далеко пром..лькнули звёздоч..ки: одна, другая, трет..я, четвёртая, пятая (Гоголь). 10. Пятый д..сяток живу, ни разу не болел (Гоголь). 11. Три м..тоциклиста выводили гиган..ские вос..мёрки по мокрому настилу плаца (Саянов). 12. Билибин был человек лет тридцати пяти (Л. Толстой). 13. Тройка, с..мёрка и туз выигрывают тебе сряду (Пушкин). 14. Таким образом, через каждые 400 лет кал..ндарный год отставал от астр..номического на 3 суток с небольш..м (Светлаев). 15. Гр..мадная печ.. занимала поч..ти треть п..карни (М. Горький). 16. Всех саней было четв..ро: в трёх сидело по одн..му человеку без всякой поклаж.., которая вся пом..щалась на четвёртых санях (Аксаков). 17. Между тем минуло мне шес..надцать лет (Пушкин). 18. Карганов спросил у старика, не видал ли он шест..рых кон..ых (Л. Толстой). 19. На третий день рождества Николай обедал дома, что в последн..е время ре..ко случалось с ним (Л. Толстой). 20. 31-го декабря, накануне нового 1810 года, был бал у екатерин..нского вельмож.. (Л. Толстой).

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение 17. Запишите словами имена числительные.

8, 11, 17, 60, 80, 365, 413, 515, 699, 719, 79, 800, 988.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение 18. Образуйте из словосочетаний сложные прилагательные. Запишите их.

Юбилей в 90 лет, мороз в 40 градусов, жара в 38 градусов, высота в 900 метров, дом с 450 квартирами, коллектив в 1,5 тыс. человек, расстояние в 340 километров, бак на 200 литров, город с населением в 1,5 млн. человек.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение 19. Выполните тестирование.
1. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) четырьмястами строчками;

б) шестьюстами учениками;

в) свыше пятисот шестидесяти тысяч километров;

г)  в двух тысячи восьмом году.
2.Укажите, в каком числительном Ь пишется в середине слова?

а) 18;

б) 60;

в) 15;

г) 19.
3.Укажите, в каких словах не пишется Ь в середине слова?

а)сем...десят;

б)трид...цать;

в) пят...сот;

г)четыр...мя.
4. Укажите, в каком числительном Ь не пишется в середине слова?

а) 16;

б) 60;

в) 600;

г) 80.
5.Укажите, в каком числительном на конце пишется буква А?

а) девяност... ;

б)трист... ;

в) ст…
6. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

а) пятидесятью;

б) шестьюдесятью;

в) восемьюдесятью.
7.Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

а)    двумстам;

б)  двухста;

в)  двумястами.
8.  Укажите,   в написании какого числительного допущена ошибка?

а)    двухтысячный год;

б)  до две тысячного года;

в)  к двухтысячному году;

г)  две тысячи седьмой год.
9.   Укажите верное написание составного количественного числительного в В.п.:

а)     одна тысяча восемьсот пятьдесят три;

б)  одну тысячу восемьсот пятьдесят три.
10.    Укажите верное написание составного количественного числительного в Т.п.:

а)    одной тысячи восьмисот пятидесяти тремя;

б)  одной тысячей восьмисот пятидесятью тремя;

в)  одной тысячей восемьюстами пятьюдесятью тремя.
11.   Укажите верное написание числительного:

а) с восьмистами девяноста шестью;

б)  с восемьюстами девяносто шестью;

в)  с восемьюстами девяноста шестью;

г)  с восемьюста девяноста шестью.
12.  Укажите правильное написание числительного полтора:

а)    полтора метрам;

б)  полутора метрам;

в)  полуторам метрам.
13. Укажите правильное написание числительных в Р.п.:

а)    сто сорок рублей;

б)  ста сорока рублей.
Тема 5.5. Местоимение
Упражнение 20. Подчеркните в отрывке из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» местоимения. Сделайте полный морфологический разбор этих местоимений.
– Откуда вы знаете, как меня зовут?

– Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? – Здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой странице своё изображение, а под ним свои собственные стихи. Но вчера ещё радовавшее доказательство славы и популярности на этот раз не обрадовало поэта.

– Я извиняюсь, – сказал он, и лицо его потемнело, – вы не можете подождать минутку? Я хочу товарищу пару слов сказать.

– О, с удовольствием! – воскликнул неизвестный. – Здесь так хорошо под липами, а я, кстати, никуда и не спешу.

– Вот что, Миша, – зашептал поэт, оттащив Берлиоза в сторону, – он никакой не интурист, а шпион. Это русский эмигрант, перебравшийся к нам. Спрашивай у него документы, а то уйдёт...

– Ты думаешь? – встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: «А ведь он прав...»

– Уж ты мне верь, – засипел ему в ухо поэт, – он дурачком прикидывается, чтобы выспросить кое-что. Ты слышишь, как он по-русски говорит, – поэт говорил и косился, следя, чтобы неизвестный не удрал, – идём, задержим его, а то уйдёт...

И поэт за руку потянул Берлиоза к скамейке.

Незнакомец не сидел, а стоял возле неё, держа в руках какую-то книжечку в тёмно-сером переплёте и визитную карточку.

– Извините меня, что я в пылу нашего спора забыл представить себя вам. Вот моя карточка, паспорт и приглашение приехать в Москву для консультации, – веско проговорил неизвестный, проницательно глядя на обоих литераторов.

Те сконфузились.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнение 21. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Не (за) что благодарить; н.. (за) что не благодарил; (не) когда болтать; (не) кого спросить; увидел (н..) кого иного, как отца; (н..) кого иного не увидел; (не) кому доложить; сообщил (н..) кому другому, как директору; (н..) кому другому нельзя доложить; (не) куда спешить; (н..) где не находил покоя; это (н..) как невозможно; (н..) какой благодарности; не (на) что купить; н.. (на) что не обращать внимания; не (от) куда ждать помощи; (не) чем заняться; здание было (н..) чем иным, как университетом; (н..) чем иным объяснить не мог; (н..) когда не опаздывал; (н..) куда не спешил; н.. (к) чему не притрагивался; н.. (от) куда не ждал вестей; н.. (по) чём не догадался бы; я здесь н.. (при) чём; это его (н..) сколько не занимало; (н..) чей щенок; (во) что (бы) то (н..) стало; н.. (в) какую не соглашался.
Упражнение 22. Прочитайте текст и выполните задания, приведенные ниже.

(1)… (2) Но жизнь складывается так, что по-настоящему развить способность к творчеству удается немногим. (3) В школе от ученика ждут не творческого, оригинального, а лишь «правильного» ответа. (4)На производстве работник, как правило, должен выполнять определенные, заранее предписанные обязанности. (5)… сам человек часто боится собственных неожиданных, нестандартных решений, поскольку они всегда связаны с риском ошибиться и оказаться предметом насмешек окружающих. (6)Многие психологи убеждены, что если избавить человека от внешних и внутренних барьеров, от страхов и стереотипов, то в нем проявится творческое начало.

Укажите номер предложения, в котором есть определительное местоимение.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Выпишите из текста личные местоимения.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Тема 5.6.. Глагол. Грамматические признаки глагола.
Тема 5.7.Причастие как особая форма глагола
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Рабочая тетрадь iconРабочая тетрадь по криминалистике
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с программой курса «Криминалистика» факультета истории и права шгпи, содержит лабораторные...

Рабочая тетрадь iconПрактическая работа №3 Ведение документации по охране труда 77 Практическая...
Рабочая тетрадь по выполнению практических и лабораторных работ по специальности 140101 Тепловые электрические станции

Рабочая тетрадь iconРабочая тетрадь организатора аттестации педагогических работников
Рабочая тетрадь организатора аттестации педагогических работников подготовлена специалистами Управления образования Администрации...

Рабочая тетрадь iconКомплекс информационное общество рабочая тетрадь Челябинск 2011 Федеральное...
И 90 Информационное общество : рабочая тетрадь в помощь освоению курса / Ю. В. Гушул; фгоу впо «Челяб гос акад культуры и искусств»....

Рабочая тетрадь iconПояснительная записка Рабочая тетрадь предназначена для студентов...
Жданова М. В. Английский язык [Текст]: рабочая тетрадь для обучающихся 1 курса очная форма обучения специальности 40. 02. 01 «Право...

Рабочая тетрадь iconБим И. Л., Рыжова Л. И. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 5 класс:...
...

Рабочая тетрадь iconРабочая тетрадь
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Рабочая тетрадь iconРабочая тетрадь
По дисциплине: мдк 01. 02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования

Рабочая тетрадь iconРабочая тетрадь
Модуль Сущностные черты Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования

Рабочая тетрадь iconРабочая тетрадь
Семинар по теме «Управление некоммерческой организацией с учетом последних изменений в законодательстве»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск