1. Концепции регулирования аудиторской деятельности. Модель регулирования аудиторской деятельности в РФ в свете нового закона «Об аудиторской деятельности»


Название1. Концепции регулирования аудиторской деятельности. Модель регулирования аудиторской деятельности в РФ в свете нового закона «Об аудиторской деятельности»
страница1/35
ТипЗакон
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
Билет 1.

1. Концепции регулирования аудиторской деятельности. Модель регулирования аудиторской деятельности в РФ в свете нового закона «Об аудиторской деятельности». До мирового экономического кризиса существовало 2 модели регулирования аудита:

-государственного регулирования (европейская модель – Германия, Австрия, Франция, Испания)

-англо-американская модель (саморегулирования – США, Канада, Англия, Австралия, Украина)

Государственное регулирование: Регулирование аудиторской деятельности с помощью законов и государственных нормативных актов, охватывающих деятельность всех участников аудиторской деятельности и их взаимоотношения. На государственные органы возложены функции по аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских организаций, а также осуществлению контроля за качеством аудита. Обязательный характер аудиторских стандартов, что позволяет им совместно с законодательными актами обеспечивать регламентацию аудиторской деятельности. Органы регулирования аудиторской деятельности в США до 2002 года:

-Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC) и комиссии штатов

-Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA)

-Совет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB)

Саморегулирование: Ведущую роль в системе органов регулирования аудита занимают профессиональные аудиторские объединения. Им переданы все основные функции, такие как аттестация аудиторов, осуществление контроля за качеством аудита, а также разработка стандартов и норм аудита. Принципы, нормы, а также стандарты аудиторской деятельности являются основными инструментами установления взаимоотношений между всеми субъектами аудита. Государственное влияние на аудиторскую деятельность осуществляется посредством общего регулирования экономики и других сфер деятельности.

Корпоративные скандалы начала XX века привели к возникновению неоклассической модели регулирования аудиторской деятельности. Последний мировой финансовый кризис способствовал появлению широкого взгляда на аудит. В декларации саммита «Группы двадцати» по финансовым рынкам и мировой экономике отмечено, что основными причинами кризиса стали крупные провалы в финансовом регулировании и организации надзора. Все это привело к ужесточению государственного регулирования и контроля за деятельностью аудиторов и аудиторских фирм. В 2002 г. был принят закон Сарбейнса – Оксли (Act Sarbanes – Oxley of 2002, SOX), который явился ответом на несовершенство системы саморегулирования аудиторской профессии в США. Законом установлены жесткие стандарты, которые обязаны соблюдать осуществляющие свою деятельность на территории США публичные компании при организации работы советов директоров, корпоративного менеджмента, а также осуществляющие аудиторскую проверку их финансовой отчетности аудиторские фирмы.

Основные положения SOX:

-образование специального контрольного органа – Комитета по надзору за финансовой отчетностью публичных компаний;

-требования (стандарты) по обеспечению независимости внешних аудиторов

-требования по усилению корпоративной ответственности и персональной ответственности высших должностных лиц компании-эмитента

-требования по полному и своевременному раскрытию финансовой информации о транзакциях и организации внутреннего контроля и аудита за точностью и полнотой раскрытия финансовой информации;

-ужесточение уголовной ответственности высшего менеджмента компаний за криминальные действия и преступный сговор

Черты смешанной модели регулирования аудита:

-четкое разделение полномочий государства и делового сообщества по регулированию аудиторской деятельности

-создание смешанных органов регулирования аудиторской деятельности

-создание смешанной системы нормативных актов регулирования аудиторской деятельности.

В РФ был принят закон Об аудиторской деятельности» №307ФЗ – переход на смешанную систему регулирования. (Минфин как УФО и Совет по аудиторской деятельности + СРО)

Концепции:

Узкого взгляда на аудит («аудит вчера»). Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (Закон РФ «Об аудиторской деятельности»). Под аудитором понимается бухгалтер, проверяющий другого бухгалтера

Широкого взгляда: Не только аудит бухгалтерской отчетности, но аудит бизнеса. Аудит бизнеса - это процесс, посредством которого компетентное независимое лицо накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к соответствующей бизнес - системе, чтобы определить и выразить в своем заключении или ином публичном сообщении степень соответствия этой информации общепринятым критериям.Компоненты категории аудит в широком понимании:

1) Специфическая система (бизнес)

2) Поддающаяся количественной оценке информация

3) Общепринятые критерии оценки информации

4) Процесс накопления и оценки свидетельств

5) Компетентное независимое лицо

6) Сообщение о результатах

Различия концепций – методологическая (узкий: аудит – проверка; широкой: аудиторская деятельность – комплекс услуг) и по объекту аудита (узкий: только финансово-промышленный капитал бизнеса; широкий: весь бизнес)

В настоящее время проверка бухгалтерской отчетности воспринимается как «плата за вход» к сотрудничеству с клиентом, а не как основной приносящей доход деятельности.


  1. Учет образования и использования оценочных резервов. Их целевое назначение.

Резервы создаются для уточнения оценки отдельных статей бухгалтерского учета и покрытия предстоящих расходов и платежей. Их иначе называют оценочными резервами.

Счета оценочных резервов — 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»; 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» и 63 «Резервы по сомнительным долгам» — в Плане счетов выступают в роли регулирующих контрактивных счетов и к собственному капиталу организации имеют только косвенное отношение.

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей учитываются на счете 14 того же названия, который предназначен для отражения резервов, создаваемых под снижение рыночной стоимости сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и т.п. Этот резерв создается за счет доходов организации. При этом делается следующая проводка:

Дебет 91 Кредит 14.

Затем, в начале периода, следующего за отчетным периодом, когда была произведена эта запись, по мере списания материальных ценностей, зарезервированная сумма списывается бухгалтерской записью:

Дебет 14 Кредит 91.1.

Аналитический учет по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» ведется по каждому резерву отдельно.

Резервы под обесценение финансовых вложений создаются за счет доходов организации под потенциальное обесценение вложений организации в ценные бумаги, не котируемые на рынке ценных бумаг (акции, облигации и другие долговые обязательства). Величина резерва образуется в том случае, когда рыночная стоимость ценных бумаг ниже их балансовой стоимости.

В активе баланса ценные бумаги счет 58 «Финансовые вложения» отражаются по стоимости нетто-оценки за вычетом созданного резерва на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений».

Образование резервов осуществляется за счет доходов организации и отражается проводкой:

Дебет 91 Кредит 59.

При повышении рыночной стоимости ценных бумаг, по которым ранее были созданы резервы, сумма резервов уменьшается и доход увеличивается на эту разницу. В этом случае делается запись:

Дебет 59 Кредит 91.

Аналогичная запись производится при списании с баланса ценных бумаг, по которым ранее были созданы резервы.

Аналитический учет по субсчету 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» ведется по каждому виду финансовых вложений.

Резервы по сомнительным долгам создаются за счет доходов организации. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации и граждан, которая не погашена в сроки, установленные договорами, не обеспеченная соответствующими гарантиями (поручительствами).

Резервы по сомнительным долгам рекомендуется создавать в течение года после проведения инвентаризации и письменного обоснования дебиторской задолженности организации. Таким обоснованием могут быть материалы переписки с должниками.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца года, следующего за годом создания резерва сомнительного долга, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к доходам соответствующего года. В активе бухгалтерского баланса дебиторская задолженность, по которой созданы резервы сомнительных долгов, показывается в нетто-оценке, т.е. за вычетом резерва, а в пассиве баланса сумма этого резерва не отражается.

Списанная сумма дебиторской задолженности (должников) учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (дебитора).

Создание резерва по сомнительным долгам отражается бухгалтерской проводкой:

Дебет 91 Кредит 63.

При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, делается следующая запись:

Дебет 63 Кредит 62, 76.

Если не израсходованы суммы резервов сомнительных долгов, созданных в предыдущем году, то они присоединяются к доходам отчетного года, делается запись:

Дебет 63 Кредит 91.

Аналитический учет резервов по сомнительным долгам ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв.


  1. Информационное обеспечение комплексного экономического анализа деятельности предприятия и проблемы его совершенствования.

Анализ хозяйственной деятельности основывается на эконо­мической информации. Кроме того, используют техническую и технологическую информацию, сведения об организации труда и производства, а также данные по социальным, правовым и другим вопросам.

По своим функциям в процессе управления экономическая информация подразделяется на плановую, оперативную, бухгал­терскую и статистическую. При изучении отдельных вопросов анализа используют также и неучетные, внеплановые данные.

К подготовке исходных данных для анализа следует подхо­дить целенаправленно и осмысленно, необходимо убедиться в достоверности и полноте анализируемой информации.

Исходными данными для анализа производственной и хозяйственной деятельности промышленного предприятия служат материалы отчетности об объемах производства продукции за анализируемый период (год, квартал, месяц, сутки), об объемах работ и использовании техники, составе и численности персонала, производительности труда, а также показатели работы вспомогательных цехов, состояния и использования основных производственных фондов, стоимостные показатели по видам работ: заработная плата, расход материалов и их стоимость, расход электроэнергии, сжатого воздуха, расчет амортизационных отчислений. Используются проектные показатели и нормативные данные, протоколы производственных совещаний и т.д.

Однако только одни данные учета и отчетности не могут удовлетворить требования аналитической работы. Поэтому воз­никает необходимость дальнейшей обработки отчетных данных с целью увязки и сопоставимости показателей, выявления их взаимосвязи и взаимодействия, а также влияния отдельных фак­торов на работу предприятия.

Комплексно хозяйственная деятельность отражается в фор­мах годовой отчетности, где, как правило, содержатся отчетные показатели за текущий и предшествующий периоды.

Информационная система включает в себя совокупность входных данных, результаты их промежуточной обработки, вы­ходные данные и конечные результаты, поступающие с систему управления. Рационально организованный и соответствующим образом регулируемый информационный поток служит надеж­ной базой для построения моделей (моделирования) в соответ­ствии с задачами экономического анализа.

Состав, содержание и качество информации, которая привле­кается к анализу не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию. Все источники данных для анализа де­лятся на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные задания, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные зда­ния и др.

Источники информации учетного характера - это все дан­ные, которые содержат документы бухгалтерского, статистиче­ского и оперативного учета, а также все виды отчетности, пер­вичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа при­надлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их резуль­таты. Своевременный анализ и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчет­ности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших резуль­татов хозяйствования.

Данные статистического учета, в которых содержится коли­чественная характеристика массовых явлений и процессов, ис­пользуются для углубленного изучения и осмысления взаимо­связей, выявления экономических закономерностей.

Оперативный учет и отчетность способствуют более опера­тивному по сравнению со статистикой или бухгалтерским уче­том обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производст­венных запасов) и тем самым создают условия для повышения аналитических исследований.

Учетным документом, согласно нашей классификации, явля­ется и экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет. Значительная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет провести многочисленные исследования динамики, выявить тенденции и закономерности развития пред­приятия.

С расширением компьютерной техники появились и новые машинные источники информации. К ним относятся данные, которые содержатся в оперативной памяти ПЭВМ, на гибких дисках, а также выдаются в виде разнообразных машинограмм.

К внеучетным источникам информации относятся докумен­ты, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. Конкрет­но в их число входят следующие документы.

1. Официальные документы, которыми обязано пользоваться хозяйство в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ре­визий и проверок, приказы и распоряжения руководителей хозяйства.

2. Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.

3. Решения общих собраний коллектива, совета трудового кол­лектива предприятия в целом или отдельных ее подотделов.

4. Материалы изучения передового опыта, приобретенные из разных источников информации (радио, телевидение, газеты и т.д.).

5. Техническая и технологическая документация.

6. Материалы специальных исследований состояния производ­ства на отдельных рабочих метах (хронометраж, фотография и т.д.).

7. Устная информация, которая получена во время встреч с членами своего коллектива или представителями других предприятий.

К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований. Эта аналитичность информа­ции, ее объективность, единство, оперативность, рациональ­ность и др.

Смысл первого требования заключается в том, что вся систе­ма экономической информации независимо от источников по­ступления должна соответствовать потребностям анализа, т.е. обеспечивать поступление данных именно о тех направле­ниях деятельности и с той детализацией, которая в этот момент нужна аналитику для всестороннего изучения экономических явлений и процессов, выявления влияния основных факторов и определения внутрихозяйственных резервов повышения эффек­тивности производства. Поэтому вся система информационного обеспечения должна постоянно совершенствоваться.

Это очевидно в сегодняшней практике организации учета, планировании и статистики на предприятии. Там постоянно пе­ресматриваются формы документов, их содержание, организа­ция документооборота, появляются принципиально новые фор­мы накопления и сохранения данных (имеется в виду компью­терная техника). Все изменения диктуются не только собственно требованиями учета или планирования. Они в значительной степени подчинены необходимости информационного обеспе­чения анализа и выработки управленческих решений.

Экономическая информация должна объективно отражать исследуемые явления и объекты. Иначе выводы, сделанные по результатам анализа, не будут соответствовать действительно­сти, а разработанные аналитиками предложения не только не принесут пользы предприятию, но могут стать вредными.

Следующее требование, предъявляемое к организации ин­формационного потока, - это единство информации, посту­пающей из разных источников (планового, учетного и внеучетного характера). Из этого принципа вытекает необходимость устранения обособленности и дублирования разных источников информации. Это означает, что каждое экономическое явление, каждый хозяйственный акт должны регистрироваться только один раз, а полученные результаты могут использоваться в уче­те, планировании, контроле и анализе.

Эффективность анализа может быть обеспечена только тогда, когда есть возможность оперативно вмешиваться в процесс производства по его результатам. Это значит, что информация должна поступать к аналитику как можно быстрее. В этом и со­стоит сущность еще одного требования к информации - опера­тивность. Повышение оперативности информации достигается применением новейших средств связи, обработкой ее на ЭВМ и т.д.

И, наконец, система информации должна быть рациональ­ной (эффективной), т.е. требовать минимума затрат на сбор, хранение и использование данных. Вместе с тем, она должна максимально полно обеспечивать запросы анализа и управле­ния. Из данного требования вытекает необходимость изучения полезности информации и на этой основе совершенствование информационных потоков путем устранения лишних данных и введения нужных.

Таким образом, информационная система анализа хозяйст­венной деятельности должна формироваться и совершенство­ваться с учетом перечисленных выше требований, что является необходимым условием повышения действенности и эффектив­ности анализа.
Билет 2.

  1. Анализ факторов формирования и использования чистой прибыли предприятия.

Формирование:

Валовая прибыль (GP) = Выр-ка – себ-ть

Прибыль от продаж (EBIT) = ВП – управленческие расходы

Бухгалтерская прибыль (EBT) = Прибыль от продаж +/- прочие доходы и расходы

Чистая прибыль (NP) = Бух прибыль – налоги

Факторный анализ:

Для проведения факторного анализа принято выделять влияние на прибыль следующих факторов:

1. цена (p)

(p1-p0)*q1

2. себ-ть (с)

-(c1-c0)*q1

3. объем (структура / физический объем) (q)

(q1-q0)*(p-c)

Фактор объема необходимо детализировать с учетом влияния структуры и объема продукции. Выявленным отклонениям необходимо дать объяснения => детализированный анализ. Следует проанализировать коммерческие и управленческие расходы. Их анализ предполагает оценку исполнения сметы расходов.

КР/Выручка

УР/Выручка

Как только один из данных показателей растет, у компании пропорционально снижается прибыль. Данный анализ предполагает оценку эффективности отдельных наиболее существенных статей расходов.

Некорректно выстраивать тренд чистой прибыли. Так как ЧП – это комбинация случайных и неслучайных факторов. Первая задача анализа – выявить, какие факторы являются неслучайными (и они должны участвовать в расчете тренда) и какие случайными. Необходимо обращать внимание на такие факторы, как прочие доходы и расходы, резервы, имеющие оценочное суждение. Кроме того, существует давление менеджеров на показатель прибыли.

Прогноз финансового результата распадается на прогноз основных статей дохода, основных статей расхода. При этом необходимо решить следующие вопросы:

-Какие элементы можно использовать для прогнозирования и насколько им можно доверять

-Насколько стабильны главные элементы доходов и расходов и каков их тренд

-Анализ качества прибыли

Цель анализа прибыли – оценка эффективности бизнеса и выявление резервов роста прибыли.

Основные задачи:

-Оценить, насколько эффективны осуществляемые затраты в целом по компании и в разрезе структурных подразделений.

-Оценка стабильности получения доходов и расходов. Оценка «качества» прибыли.

-Анализ эффективности операционной деятельности. Выявление факторов роста прибыли от операционной деятельности.

-Анализ бюджета доходов и расходов и оценка его соответствия поставленным целям развития организации.

-Разработка KPI для оценки структурных подразделений и эффективности менеджмента.

Система показателей финансовых результатов будет различаться в зависимости от субъекта анализа (внешний или внутренний анализ).

Внешний:

-валовая прибыль

-операционная прибыль

-прибыль до налогообложения

-чистая прибыль

Внутренний:

-маржинальный доход

-всё, что для внешнего

Основное преимущество показателя GP – характеризует вклад отдельных сегментов бизнеса в общий финансовый результат компании. Управление рентабельностью продаж, рассчитанной на базе данного показателя в разрезе отдельных сегментов, позволяет оптимизировать рентабельность продаж компании.

Смысловая нагрузка показателя операционной прибыли – позволяет охарактеризовать результат обычной стабильной деятельности. Данный показатель позволяет оценить рентабельность продаж. Является базовым для расчета показателей ROI или рентабельности используемого капитала (ROCE), которые являются основой для расчета EVA.

Маржинальный доход или сумма покрытия рассчитывается по сегментам. Вклад в прибыль каждого сегмента.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Похожие:

1. Концепции регулирования аудиторской деятельности. Модель регулирования аудиторской деятельности в РФ в свете нового закона «Об аудиторской деятельности» iconПрограмма Дата и время проведения
Международные стандарты аудита (мса), регулирующие процесс планирования аудиторской проверки. Сходства и различия российских правил...

1. Концепции регулирования аудиторской деятельности. Модель регулирования аудиторской деятельности в РФ в свете нового закона «Об аудиторской деятельности» iconДиссертация на тему: «Международные стандарты аудита и российские...
Правило (стандарт) аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»

1. Концепции регулирования аудиторской деятельности. Модель регулирования аудиторской деятельности в РФ в свете нового закона «Об аудиторской деятельности» iconФедеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов сопутствующих...

1. Концепции регулирования аудиторской деятельности. Модель регулирования аудиторской деятельности в РФ в свете нового закона «Об аудиторской деятельности» iconПеречень вопросов и примерных задач, рекомендуемых кафедрой «аудит...
Планирование аудита в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности. План и программа аудиторской проверки

1. Концепции регулирования аудиторской деятельности. Модель регулирования аудиторской деятельности в РФ в свете нового закона «Об аудиторской деятельности» iconПравила независимости аудиторов и аудиторских организаций одобрены...
Настоящие Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (далее – Правила независимости) разработаны в соответствии с...

1. Концепции регулирования аудиторской деятельности. Модель регулирования аудиторской деятельности в РФ в свете нового закона «Об аудиторской деятельности» iconПравила независимости аудиторов и аудиторских организаций одобрены...
Настоящие Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (далее – Правила независимости) разработаны в соответствии с...

1. Концепции регулирования аудиторской деятельности. Модель регулирования аудиторской деятельности в РФ в свете нового закона «Об аудиторской деятельности» icon«возникновение и развитие целей и приемов аудита» 5
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Раскрывает правовые основы аудиторской деятельности в рф, этику аудита, процесс организации...

1. Концепции регулирования аудиторской деятельности. Модель регулирования аудиторской деятельности в РФ в свете нового закона «Об аудиторской деятельности» iconДоклад о действующей в Российской Федерации системе государственного...
Совет по общественному надзору за развитием бухгалтерского учета, финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудита

1. Концепции регулирования аудиторской деятельности. Модель регулирования аудиторской деятельности в РФ в свете нового закона «Об аудиторской деятельности» iconСовет по аудиторской деятельности
Данные примерные формы одобрены Советом по аудиторской деятельности 24 марта 2015 г. (протокол №16, раздел ІX), 23 сентября 2015...

1. Концепции регулирования аудиторской деятельности. Модель регулирования аудиторской деятельности в РФ в свете нового закона «Об аудиторской деятельности» iconСовет по аудиторской деятельности
Данные примерные формы одобрены Советом по аудиторской деятельности 24 марта 2015 г. (протокол №16, раздел ІX), 23 сентября 2015...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск