Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса, а так же примеры утвержденных учебных документов ведущих педагогов моу дод «Ишеевского Дома детского творчества»


Скачать 469.43 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса, а так же примеры утвержденных учебных документов ведущих педагогов моу дод «Ишеевского Дома детского творчества»
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Ишеевский Дом детского творчества


Составитель :

методист МОУ ДОД ИДДТ

Прохорова В.В.




Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса, а так же примеры утвержденных учебных документов ведущих педагогов МОУ ДОД «Ишеевского Дома детского творчества». Образцы представленной документации соответствуют современным требованиям системы образования РФ.

Представленные материалы имеют практическое значение, как для начинающих, так и для более опытных педагогов дополнительного образования.

Содержание:

Введение

1. Виды учебной документации в учреждении дополнительного образования детей

2. Основная документация

2.1. Образовательная программа

2.2. Программа деятельности коллектива

2.3. План занятия

3. Дополнительная документация

3.1. Критерии оценки уровня усвоения образовательной программы

3.2. Тесты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников

3.3. Индивидуальный образовательный маршрут

Список литературы

Введение
Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых. Образовательный процесс – процесс управляемый, следовательно, включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ её результатов. Все эти элементы присущи и деятельности педагога.

Планирование своей деятельности педагог осуществляет посредством разработки учебной документации, которая в свою очередь помогает грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время, эффективно отслеживать результаты.

Какие же требования предъявляются к оформлению и содержанию данных материалов? Главным правилом является то, что при разработке учебной документации всех уровней педагог должен руководствоваться Государственными образовательными стандартами, нормативными документами и инструкциями Министерства образования и науки, а так же Уставом образовательного учреждения (см. схему).

Схема 1. Нормативная база образовательной деятельности

учреждения дополнительного образования детей








Личная документация педагогов, воспитанников


1. Виды учебной документации в учреждении дополнительного образования детей
Существует большое количество видов учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую – основную и вторую – дополнительную. Если говорить о важности тех или иных материалов, то здесь вопрос нужно рассматривать по степени необходимости в данный момент. Есть, например, документация, которую нужно иметь педагогу уже до начала организованного образовательного процесса, а есть такая, которую можно разработать в ходе реализации образовательного процесса. Рассмотрим это на примерах.

К основной учебной документации относятся образовательная программа и программа деятельности творческого коллектива, календарно-тематические планы, планы занятий и воспитательных мероприятий. В деятельности педагога дополнительного образования эта документация имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса. Образовательная программа – база, на основе которой ведется перспективное и тематическое планирование. Планы разрабатываются и к каждому учебному занятию, при этом наличие подробных планов-конспектов занятий необходимо в случае, если педагогом проводится открытое или итоговое занятие. То же можно сказать и о планах воспитательных мероприятий.

Дополнительная учебная документация востребована на определенном этапе образовательного процесса. В ходе реализации образовательной программы педагогами дополнительного образования широко используется диагностический и исследовательский аппарат. Это различные контрольно–оценочные диагностики, тесты стартовой, промежуточной и итоговой аттестации, анкеты, индивидуальные дневники наблюдений, обеспечивающие непрерывный мониторинг процесса личностного развития обучающихся. По дополнительным программам разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, рассчитанные на обучение одаренных детей или детей с ограниченными физическими возможностями.

Одним из критериев вида учебной документации является ее целесообразность, необходимость для совершенствования образовательного процесса. В широком смысле под «документом» понимается любой материальный носитель данных и информации, следовательно, он может быть представлен не только в форме печатной продукции, но и в форме аудио- и видеоматериалов, которые способствуют решению задачи сохранения и распространения педагогического опыта. С этой целью в учреждении создаются архивы, банки данных, музеи и т.д.

Подробный перечень учебной документации учреждения по образовательной деятельности представлен на схеме 2.

Схема 2. Перечень учебной документации.



2. Основная документация

2.1. Образовательная программа
Организация процесса обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования осуществляется на основе образовательных программ, которые могут быть как типовыми, т.е. рекомендуемыми государственными органами управления социально-образовательной сферы, так и модифицированными (адаптированными), экспериментальными и авторскими , которые разрабатываются педагогами, имеющими в настоящее время широкие возможности творчески подходить к отбору содержания и направления своей деятельности.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической, естественно-научной);

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах, формах, методах и средствах обучения.

Дополнительная образовательная программа – это вид организационно-нормативного документа, при разработке которого определяется возможный объем и содержание образования детей в свободное время, состав педагогов, материально-техническая база и возможный контингент обучающихся. Образовательная программа – важнейший документ, являющийся основой методического обеспечения образовательного процесса и в то же время – оперативный управленческий документ, определяющий особенности деятельности детского творческого коллектива через содержание и объемы образования, технологии, необходимые и достаточные условия.

Теоретическое обоснование структуры образовательной программы в системе дополнительного образования детей впервые было проведено в 1993 году Фоминой А.Б. и опубликовано в учебно-методическом пособии «Управление социально-педагогической деятельностью УДОД». Согласно нормативным документам последних лет в структуру образовательной программы, как правило, входят следующие элементы:

  1. Титульный лист.

  2. Введение.

  3. Пояснительную записку.

  4. Учебный и учебно-тематический планы.

  5. Содержание изучаемого курса.

  6. Методическое обеспечение.

  7. Список литературы.

На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указать полное наименование образовательного учреждения, где, когда и кем утверждена программа, её полное название, возраст детей и срок реализации, Ф.И.О. и должность автора, название города, в котором реализуется программа и год её разработки.

Во введении дается краткая характеристика направления деятельности, по которому написана образовательная программа, говорится о его социальной значимости и анализируется ситуация, сложившаяся в данной местности на данный момент времени.

Более подробно направленность образовательной программы раскрывается в Пояснительной записке. Далее отдельными абзацами расписывается новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы, выделяются отличительные особенности данной программы от уже существующих.

Здесь же должны быть четко сформулированы цели педагогической деятельности и обозначены основные тенденции в развитии детского коллектива. При этом многие педагоги сталкиваются с определенными трудностями, вызванными неправильным толкованием понятия «цель». Чаще всего целью называют задачу, однако, в образовательной деятельности под целью следует понимать желаемый результат. Результат — это то, ради чего человек тратит время, силы, ресурсы окружающей среды. Результат — это то, что удовлетворяет определенную потребность определенного человека. Можно сказать, что цель – это описание желаемой ситуации в измеряемых переменных. А процесс достижения этой цели, порядок действий, шагов, этапов, ведущих к цели, в свою очередь являются задачами. Таким образом, цели и задачи образовательной программы должны представлять собой систему достижения ожидаемого результата.

В пояснительной записке так же должны быть указаны следующие исходные данные: нормативный срок реализации программы; возраст детей, на которых рассчитан процесс обучения по программе, их психологические и физиологические особенности; количественный состав учебных групп, режим занятий.

Особым пунктом пояснительной записки является описание предполагаемых результатов по каждому году обучения и формы их отслеживания. Собственная система диагностики поможет педагогу скорректировать свою деятельность таким образом, чтобы на выходе выпускник приобрел те качества, которые считаются показателями освоения образовательной программы. Используемые формы контроля должны давать возможность в полной мере определить качество усвоения программного материала, показать творческий рост воспитанника в соответствии с разработанными критериями оценки знаний, умений и навыков воспитанников.

Эффективным отражением качества образовательной деятельности является проведение мониторинговых исследований, а одним из перспективных видов мониторинга – педагогическое и психологическое тестирование. В результате тестирования получают количественные показатели, которые служат объективной стандартизированной мерой уровня усвоения образовательной программы.

Учебный и учебно-тематический планы содержат перечни разделов и тем дополнительной образовательной программы и определяют количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Комплексные образовательные программы должны содержать сводные учебные планы, отражающие все изучаемые предметы (курсы) и распределение учебной нагрузки воспитанника, занимающегося по данной программе по годам обучения, за весь период обучения. Если же образовательный процесс предполагает индивидуальную работу с детьми (например, с солистами ансамбля, танцевальными парами и т.д.), то программа должна содержать и учебно-тематический план индивидуальных занятий.

Основное содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание теоретического и практического материала каждой темы (раздела) программы. Здесь же возможно описание формы проведения занятия, используемые приемы и методы работы с детьми, необходимый дидактический материал и оборудование, формы подведения итогов.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы возможно выделить и отдельным пунктом раздела Условия реализации программы. В него будет включено более подробное описание всех условий, необходимых для реализации программы. Это кадровое обеспечение, характеристика функционального помещения, перечень учебных и вспомогательных материалов, методическое и технологическое сопровождение и т.д.

Список литературы, помещенный в конце программы, должен состоять из двух разделов – литературу для педагога и литературу для воспитанников.

Составленная таким образом программа будет являться целостной системой, обеспечивающей эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками, способствующей достижению поставленных целей и реальных результатов учебной и творческой деятельности детей. При этом важно помнить, что реализуемые в образовательной практике программы должны быть гибкими и открытыми, т.е. допускать внесение изменений.

Необходимо отметить, что разработанная авторская или экспериментальная образовательная программа рассматривается на заседании научно-методического совета и утверждается решением педагогического совета учреждения.

Программа должна иметь 2 рецензии (внутреннюю, внешнюю). Основными критериями оценки образовательной программы для рецензента является следующее:

  1. Степень актуальности (социальная значимость), новизны и преимуществ в содержании, педагогические технологии, инновационные методики организации образовательной деятельности в сравнении с ранее созданными программами этой направленности.

  2. Педагогическая обоснованность построения программы и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности её целям и задачам.

  3. Наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности.


Образец оформления титульного листа

образовательной программы

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ишеевский Дом детского творчества
Утверждаю

директор

МОУ ДОД ИДДТ

_______ Е.В.Ивонина

дополнительная образовательная программа


Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 2года
Программа разработана

педагогами дополнительного образования

Цыгановой Л.А..
Программа рассмотрена на заседании методического Совета

МОУ ДОД ИДДТ

Протокол № 2 от «27»_августа_ 2010 г.

р.п.Ишеевка

2010г.



2.2. Программа деятельности коллектива
Программа деятельности коллектива является перспективным планом работы педагога на учебный год и разрабатывается на основе утвержденной образовательной программы с учетом реального состояния образовательного процесса на данном этапе и контингента воспитанников данного коллектива.

Структура программы деятельности отличается следующими особенностями:

- конкретность (программа пишется на конкретных детей конкретных групп коллектива);

- вариативность (наличие или отсутствие отдельных элементов/пунктов в зависимости от года обучения групп в данном коллективе);

- многоплановость (решение задач образования и воспитания в двух аспектах - комплексно и раздельно).

В структуре программы деятельности коллектива можно выделить следующие разделы:

  1. Введение.

  2. Организационно-педагогические основы обучения.

  3. Процесс обучения.

  4. Организационно-методическое обеспечение.


Программа деятельности коллектива начинается с проблемно-ориентированного анализа деятельности за предыдущий учебный год. Именно, исходя из анализа, ставятся цели и задачи деятельности коллектива на предстоящий учебный год. Ошибкой большинства педагогов является механический перенос целей образовательной программы в программу деятельности. Как уже говорилось выше, образовательная программа – это стандарт, к которому необходимо стремится, а программа деятельности описывает реальное положение дел, в ней делаются «скидки» на потенциальные возможности воспитанников, планируется решение значимых в данный момент воспитательных задач и т.д.

Если же в коллективе занимаются только вновь прибывшие дети (группы первого года обучения), то цели и задачи ставятся, исходя из их возрастных и психофизических особенностей, выявленных в ходе стартовой аттестации, которая может быть проведена в форме тестирования, анкетирования, собеседования и т.д.

Цели и задачи деятельности прописываются отдельно на группу каждого года обучения.

В разделе «Организационно-педагогические основы обучения» должна быть помещена информация об образовательной программе (название и тип программы, автор-разработчик, срок реализации, возраст детей, на которых она рассчитана), описаны возрастные и психофизические особенности детей, на основании которых сформированы учебные группы, приведены статистические данные по коллективу (количество, возраст детей), дана характеристика детского контингента (одаренные дети, дети категории «трудных», дети-инвалиды, социальный статус семей и т.д.). Здесь же расписывается режим работы коллектива и продолжительность учебного занятия.

Раздел «Процесс обучения» содержит календарно-тематический план, описание этапов педагогического контроля, план работы коллектива на лето.

Календарно-тематический план составляется по полугодиям (I полугодие – с сентября по декабрь, II полугодие – с января по май) и отражает как, собственно образовательную деятельность, так и воспитательную работу. Количество учебных часов рассчитывается, исходя из норм образовательной программы и режима работы коллектива. Так, в случае, если учебный план образовательной программы содержит 144 часа, т.е. коллектив занимается 4 часа в неделю, на проведение мероприятий воспитательного и досугового характера отводится 12 часов. Следовательно, в календарно-тематическом плане должно быть расписано 156 часов, что наглядно продемонстрировано в следующих расчетах:
Кол-во часов, отведенное на освоение тем и разделов образовательной программы в год равно 144. Это 36 учебных недель, следовательно, в неделю группа занимается 144:36=4 часа. Количество неучебных (каникулярных) недель – 3, следовательно, количество часов, отводимых на воспитательную работу 3×4=12 часов. Значит, общее количество часов календарно-тематического плана должно быть 144+12=156 часов.
Для составления календарно-тематического плана, обычно, рекомендуется использовать следующую таблицу:

Таблица 1. Календарно-тематический план




Дата

Тема

Теоретическая

часть

Кол-во часов

Практическая часть

Кол-во часов

Наглядность, ТСО



























Сюда же прилагаются индивидуальные образовательные маршруты, если существует необходимость в индивидуальной работе и есть резервные часы педагогической нагрузки.

Текущий педагогический контроль осуществляется в течение всего периода обучения – на каждом этапе учебного занятия, по ходу изучения отдельной темы. Итоговый контроль осуществляется по окончанию изучения нескольких тем или разделов образовательной программы, обычно – в конце полугодия в ходе промежуточной и итоговой аттестации воспитанников. Этапы педагогического контроля должны быть описаны в программе деятельности коллектива, для чего рекомендуется следующая таблица:
Таблица 2. Этапы педагогического контроля


Сроки

Какие знания, умения, навыки

контролируются

Форма

проведения

занятия



















Описываемые здесь знания, умения и навыки должны строго соответствовать требованиям образовательной программы (см. пункт «… должен знать и уметь»).

Далее необходимо указать, какие инновационные формы работы с детьми и методы обучения будут использоваться в ходе реализации программы.

Работа коллектива в летний период планируется отдельно. При этом необходимо расписать содержание работы и указать количество отводимых на неё часов.

Участие в конкурсных программах – хорошая возможность для реализации творческого потенциала воспитанников, эффективное средство повышения их познавательной активности. Педагог должен запланировать участие воспитанников в выставках, смотрах и конкурсах детского художественного творчества, а так же в концертных программах, если это соответствует специфике деятельности коллектива.

Раздел «Организационно-методическое обеспечение» включает три подраздела:

- организация и создание внутри коллектива творческих и/или инициативных групп,

- работа с родителями (темы и сроки проведения родительских собраний, консультаций, совместных мероприятий для детей и родителей, другие формы привлечения родителей к учебно-воспитательной деятельности),

- методическая работа (работа по самообразованию, разработка конспектов занятий и сценариев воспитательных мероприятий, диагностических материалов, методических пособий, бесед и консультаций с указанием конкретных тем и сроков исполнения и т.д.).

Программа деятельности коллектива согласовывается с методистом и утверждается заведующим отделом.

2.3. План занятия
При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.

Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:

  • организационный этап,

  • проверочный этап,

  • подготовительный этап,

  • этап актуализации имеющихся у детей знаний,

  • этап работы по новому материалу,

  • этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,

  • этап повторения изученного материала,

  • этап обобщения пройденного материала,

  • этап закрепления новых знаний, умений и навыков,

  • физкультминутка или этап релаксации,

  • контрольный этап,

  • итоговый этап,

  • этап рефлексии,

  • информационный этап.

Рассмотрим пример планирования комбинированного учебного занятия как наиболее распространенного типа.

Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы. Зачастую, в качестве темы занятия педагогами используются неконкретные или некорректные фразы типа «Веселый гномик», «Зимние забавы» и т.п. Такие фразы могут быть использованы только в контексте, например: «Развитие навыка изображения фигуры человека в процессе рисования «Веселого гномика» или «Знакомство с сезонными народными играми и обрядами».

Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы. Так, если взять для примера вышеуказанные темы учебных занятий, то цели могут звучать следующим образом: «Создать условия для формирования основных навыков изображения…», «Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о традициях…».

Задачи – это ориентиры для достижения цели и должны образовывать единую систему деятельности. Педагог вправе поставить три основные задачи – образования, развития и воспитания, а может расписать их и более подробно. Главное, что бы поставленные задачи не были голословны, а действительно решались по ходу проведения занятия.

Для формулировки целей и задач рекомендуется использовать фразы «создать условия для восприятия/ понимания/ закрепления/ осмысления…», «организовать деятельность по восприятию/ применению/ контролю/ коррекции…», «способствовать формированию/развитию …», «помочь в …» и т.д.

Каждое занятие начинается с организационного этапа, т.е. с приветствия и посадки детей, настроя их на работу, концентрации внимания. На следующем этапе проверяются готовность детей к занятию, наличие каких-либо материалов для работы, выполнение домашнего задания и т.д. Затем следует подготовительный этап – объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса.

Затем идет основная часть занятия, состоящая из нескольких этапов. Здесь обычно имеет место работа по новому материалу (не изложение нового материала!), во время которой идет процесс усвоения воспитанниками новых знаний и способов действий. Работу по новому материалу эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. На фоне собственного опыта изучаемый материал станет для воспитанников личностно-значимым, а значит, усвоится на более высоком уровне. Этап знакомства с новым материалом завершается этапом его первичного усвоения.

Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения пройденного на прошлом занятии. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая детям вспомнить тему и основную мысль предыдущей встречи, сделанные выводы.

Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов. В процессе закрепления (повторения, запоминания) воспитанники действуют по образцу, алгоритму.

На обобщающем этапе детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале.

Контрольные вопросы задаются по ходу всего занятия, но на контрольном этапе педагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач. При этом контрольная (самостоятельная) работа должна быть разноуровневой.

После этого проводится итоговый этап, в ходе которого педагог анализирует деятельность детей или направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается общая работа группы.

На рефлексивном этапе педагог мобилизует воспитанников на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, определить наиболее перспективные пути на будущее.

На информационном этапе детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.

Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка или этап релаксации, в случае, если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический, спортивный коллектив). Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. Так, в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение двух- или трехчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.

Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом.
3. Дополнительная документация

3.1. Критерии оценки уровня усвоения образовательной программы
Говоря о качестве образовательной деятельности, мы подразумеваем соответствие специфических характеристик объекта, на которого направлена эта деятельность (личность воспитанника) и требований, установленных образовательной программой. Рассмотрим общие критерии оценки уровня усвоения образовательной программы.

Предлагаемая технология основывается на трех показателях - теоретической и практической подготовке, общеучебных умениях и навыках.

Главными параметрами оценки качества теоретической подготовки являются теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы и владение специальной терминологией.

Параметрами практической подготовки являются практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой, владение специальным оборудованием и оснащением и творческие навыки воспитанников.

К общеучебным умениям и навыкам относятся такие параметры, как учебно-интеллектуальные умения (умения подбирать и анализировать специальную литературу, умение пользоваться электронными источниками информации, умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность), учебно-коммуникативные умения (умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссиях и т.д.), учебно-организационные умения и навыки (умение организовать свое рабочее место, умение аккуратно выполнять работу).

Степень выраженности каждого показателя выявляется по четырем уровням:
1 уровень - оптимальный (высокий образовательный результат, полное освоение содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города, области, России);

2 уровень - достаточный (полное освоение программы);

3 уровень - средний, т.е. базовый (полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки);

4 уровень - недостаточный (не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).
На основе вышеизложенного педагог может составить индивидуальную карту достижений воспитанника или общую на группу таблицу результативности обучения воспитанников.

3.2. Тесты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников

Оценка успехов воспитанников - основная составляющая образовательного процесса. Проверяя уровень теоретической подготовки воспитанников, очень важно продумать форму проведения аттестации. Педагоги дополнительного образования широко используют самые разнообразные формы, но наиболее оптимальной из них, на наш взгляд, является выявление уровня знаний, умений и навыков в ходе тестирования.

Тест – это набор стандартизированных вопросов и заданий, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. В ходе педагогического тестирования получают количественные показатели, которые являются объективной мерой уровня освоения теоретической части образовательной программы. В этой связи качество теста зависит от того, насколько точно его задания выявляют знания, подлежащие измерению, и насколько точно тест отражает контролируемую область знаний.

Основными характеристиками теста являются:

  • валидность,

  • надежность.

Валидность теста – это комплексная характеристика, отражающая показатели соответствия диагноза и прогноза теста определенным внешним критериям, охвата заданиями теста той области знания, подготовленность в которой он оценивает.

Надежность теста – это показатель точности и устойчивости результатов измерения при многократном применении.

Тесты различают по длине, т.е. количеству тестовых заданий.

Любой тест прежде всего должен содержать инструкцию - словесные указания испытуемому, связанные с выполнением заданий (выбором правильного ответа из нескольких вариантов; решением какой-то задачи и т.п.). В инструкции указывается способ записи правильного ответа (что, каким образом и где надо отметить, вписать и т.д.).

Тестовые задания могут быть закрытого типа, когда содержание сопровождается несколькими номерованными вариантами ответа и испытуемому предлагается выбрать номер правильного, и открытого типа - без указания возможных вариантов ответа, когда испытуемому предлагается самостоятельно указать правильный ответ.

Один и тот же тест может иметь несколько вариантов, различающихся по трудности заданий, при этом каждый вариант может содержать, так называемые, узловые (общие) задания, которые используются для выравнивания результатов тестирования.

Тестовое задание не должно содержать ассоциации, т.е. словесные подсказки, позволяющие тестируемому угадать правильный ответ. Наличие ассоциаций свидетельствует о некорректности задания.

Для проведения тестирования могут применяться бланки определенного образца, которые и являются носителем содержания теста. Бланки теста обычно дополняются соответствующим бланков ответов (ключом), с помощью которого производят проверку.

Компьютерное тестирование предполагает наличие специальной программы, обеспечивающей нужную презентацию тестовых заданий и обработку результатов тестирования. При этом возможен вариант тестирования с мгновенной проверкой ответа на поставленный вопрос (в случае правильности выбранного ответа он принимает определенную окраску).

Условной единицей для оценки по определенной шкале результатов выполнения теста или его заданий служит балл – количественный показатель верно выполненных заданий.

В зависимости от вида аттестации (стартовая, промежуточная или итоговая) выделяют и несколько видов теста (вводные, тематические, промежуточные, итоговые), что дает педагогу возможность создать стабильную систему контроля.



    1. Индивидуальный образовательный маршрут


Решением актуальной задачи дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении конкретных образовательных стандартов является создание индивидуальных образовательных маршрутов.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нет единого мнения о понятии «индивидуальный образовательный маршрут», некоторые авторы отождествляют его с понятием «индивидуальная образовательная траектория». В любом случае здесь понимается структурированная программа действий обучаемого на некотором фиксированном этапе обучения. В соответствии с этим можно выделить временную, содержательную и, обязательно, контролирующую структуры индивидуального образовательного маршрута.

Временная структура индивидуального образовательного маршрута определяет отрезок учебного времени, покрываемый индивидуальным обучением, и фиксирует общий срок выполнения (предполагает, например, ускоренный или замедленный темп развития ребенка, учитывает внешние обстоятельства его жизни и т.д.). На основании временной структуры составляется график выполнения учебных задач с указанием контрольных точек – сроков промежуточной и итоговой аттестации.

Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута основана на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса, а так же примеры утвержденных учебных документов ведущих педагогов моу дод «Ишеевского Дома детского творчества» iconТема : Теоретико-методологические основы планирования и прогнозирования...
Тема: Теоретико-методологические основы планирования и прогнозирования макроэкономических процессов

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса, а так же примеры утвержденных учебных документов ведущих педагогов моу дод «Ишеевского Дома детского творчества» iconДекларация пожарной безопасности
Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Кемеровского муниципального...

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса, а так же примеры утвержденных учебных документов ведущих педагогов моу дод «Ишеевского Дома детского творчества» iconМаоу дод «Дворец творчества детей и молодежи» г. Хабаровска Организация...
Данный сборник содержит материалы, которые помогут как начинающим, так и опытным педагогам в планировании, организации и проведении...

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса, а так же примеры утвержденных учебных документов ведущих педагогов моу дод «Ишеевского Дома детского творчества» iconПриложение №2 Творческая карта экспоната Образец заполнения творческой карты экспоната
Территория, образовательное учреждение, где создан экспонат (полностью): г. Саяногорск, моу дод «Центр детского творчества»

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса, а так же примеры утвержденных учебных документов ведущих педагогов моу дод «Ишеевского Дома детского творчества» iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса уц ООО «автоледи»
Настоящие рекомендации определяют основы организации образовательного процесса в учебном центре ООО «автоледи» (далее – учебный центр),...

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса, а так же примеры утвержденных учебных документов ведущих педагогов моу дод «Ишеевского Дома детского творчества» iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса уц ООО «автоледи»
Настоящие рекомендации определяют основы организации образовательного процесса в учебном центре ООО «автоледи» (далее – учебный центр),...

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса, а так же примеры утвержденных учебных документов ведущих педагогов моу дод «Ишеевского Дома детского творчества» iconМоу дод дюсш
Положение об учебной документации тренеров-преподавателей моу дод «дюсш» составлено на основании нормативных документов

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса, а так же примеры утвержденных учебных документов ведущих педагогов моу дод «Ишеевского Дома детского творчества» iconТеоретико-методологические основы бизнес-планирования

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса, а так же примеры утвержденных учебных документов ведущих педагогов моу дод «Ишеевского Дома детского творчества» iconМетодические рекомендации по производственной практике пм. 01. Ведение...
Настоящие методические указания разработаны на основе требований фгос спо по специальности 38. 02. 07 Банковское дело (углубленной...

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса, а так же примеры утвержденных учебных документов ведущих педагогов моу дод «Ишеевского Дома детского творчества» iconИнструкция по заполнению журнала учёта работы объединения в системе...
Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей – Центр детского творчества «Галактика»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск