Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Астраханской области
«Астраханский государственный политехнический колледж»
(ГБПОУ АО «АГПК») Методические рекомендации
по производственной практике
ПМ.01. Ведение расчетных операций
специальность 38.02.07 Банковское дело (углубленной подготовки)
Составители: преподаватели
специальных дисциплин
М.С. Латышева
Рассмотрено на заседании
методической комиссии
Экономики и права
протокол № __ от _____ 2016г.
Методист
__________ Е. П. Тураева
Астрахань 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3 ЗАДАНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ
4 ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец титульного листа
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Формуляр-образец характеристики на практиканта
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прохождении производственной практики
| 3
4
5
6
13
|
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические указания разработаны на основе требований ФГОС СПО по специальности 38.02.07 Банковское дело (углубленной подготовки), утвержденных учебных планов, графиков учебного процесса, действующих нормативных и методических документов.
Производственная практика – форма профессионального обучения в среднем специальном учебном заведении и средство профессионального становления и развития будущих специалистов; она проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности. Процесс практики направлен на интенсификацию профессионального и личностного развития студента.
Во время прохождения производственной практики студентом формируется портфолио.
В данном методическом пособии определяются цели и задачи производственной практики, умения и навыки, получаемые в результате работы.
Пособие является руководством при оформлении портфолио по практике.
В методическом пособии даны образцы титульного листа, дневника прохождения практики, типового формуляра характеристики.
Итогом производственной практики является портфолио и мультимедийная презентация.
Итоговая оценка за практику выводится дифференцированно:
- оценка «3» ставится, если выполнены 3 задания, приведенные ниже;
- оценка «4» - ставится, если выполнены все задания, но не в полном объеме, либо, если в работе содержаться фактические ошибки;
- оценка «5» - только при полном и правильном выполнении всех заданий данного методического пособия и при обязательном наличии портфолио и презентации.
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Целью прохождения производственной практики является формирование у студентов комплексного представления о порядке ведения расчетов в безналичной форме с использованием навыков самостоятельной работы специалиста банка и отработка соответствующих профессиональных компетенций обучающимися в ходе конкретных практических ситуаций:
осуществлять расчетно-кассовое обслуживания клиентов;
осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах;
осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.
осуществлять межбанковские расчеты;
осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям;
обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
Задачи, стоящие перед студентом во время прохождения производственной практики, состоят в:
ознакомлении со спецификой работы кредитной организации, его структурой, основными функциями;
изучении внутренних и внешних нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс ведения расчетных операций;
составлении и оформлении договора банковского счета, договора на обслуживание юридического/физического лица с использованием банковской карты, выписки из лицевого счета клиента банка, расчетных документов;
оказании консультативной помощи по вопросам по вопросам открытия счетов, расчётным операциям, операциям с использованием различных видов платёжных карт;
формировании основных правил профессиональной этики и приемов делового общения в коллективе.
Студент при прохождении практики в организациях (предприятиях, учреждениях) обязан:
полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
соблюдать действующие в учреждениях и организациях правила внутреннего трудового распорядка;
изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности.
Основная задача производственной практики:
уметь самостоятельно выполнять функции работников учетно-операционного аппарата банка: открывать и вести счета клиентов, принимать и проверять правильность платежно-расчетных и кассовых документов, формировать внутренние документы, осуществлять внутрибанковский контроль, составлять банковскую отчетность. Получить навыки самостоятельной аналитический работы, владеть основными приемами и методами управления банковской деятельностью.
Объектом производственной практики является механизм ведения расчетных операций в кредитной организации.
Общее время прохождения практики – 2,5 недели (90 часа). Один день практики составляет 6 часов.
2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Студенты допускаются к производственной практике после сдачи всех зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом. Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках ПМ.01. «Ведение расчетных операций» является успешное таких дисциплин как «Основы экономической теории», «Основы банковского дела», «Организация бухгалтерского учета в банках», «Экономика организации».
Студенту, направленному на практику, выдается задание, которое является основным документом, отражающим процесс и результаты прохождения практики.
В период прохождения практики студент обязан соблюдать правила техники безопасности, охраны труда, правила внутреннего трудового распорядка. Все сведения о нарушениях студентом установленных правил и норм заносятся руководителем практики от организации в соответствующий раздел Дневника практики.
По результатам прохождения практики студент составляет портфолио с мультимедийным приложением (презентация) в соответствии с заданием. Студент, не реализовавший задание практики и не защитивший портфолио, имеет академическую задолженность.
Руководитель практики от предприятия (учреждения, организации), где проходит практика, организует самостоятельную работу студента на своем участке работы, проверяет содержание записей в Дневнике, а также заполняет его в соответствующей части.
По окончании практики руководитель практики от предприятия составляет Отзыв-характеристику о работе студента, где отражает активность студента, его профессиональные и творческие возможности, теоретическую подготовленность, а также личные качества, в том числе взаимоотношения в коллективе. Отзыв-характеристика должна быть полной и отражать реальные качества студента.
3 ЗАДАНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ
Виды работ
| Тематика заданий практики по виду работ
| Формы представления в отчете
| Количество часов
| Ознакомление с деятельностью коммерческого банка, правилами внутреннего распорядка
| Инструктаж на рабочем месте по охране труда и технике безопасности. Структура организации. Нормативные документы, регламентирующие деятельность организации.
| Тип кредитного учреждения и его организационно-правовая форма. Лицензии банка, определяющие круг выполняемых операций, их виды. Учредительные документы. Устав банка. Статус, миссия организации. Уставный капитал банка. Органы управления банка, организационная структура, филиальная сеть. Структура и функции, задачи подразделений организации, распределение обязанностей между специалистами. Характеристика операций и услуг, осуществляемых подразделениями организации. Определение стратегических целей и формирование политики банка. Организация работы с клиентами. Защита интересов банка и клиентов. Банковская тайна. Знакомство с сайтом организации, информацией, размещенной на нем
| 3
| Изучение и анализ тарифов и условий расчётно-кассового обслуживания, ознакомление с работой операционного зала коммерческого банка
| Определение места отдела в структуре учреждения. Изучение задач деятельности отдела. Изучение должностных инструкций начальника отдела, главного и ведущего специалистов. Анализ планирования работы отдела. Анализ справочно-кодификационной работы в отделе. Расчет суммы вознаграждения за расчетное обслуживание в банке. Проверка правильности оформления документов на взнос наличных денег (объявления на взнос наличными, приходный кассовый ордер) и на выдачу наличных денег (денежный чек, расходный кассовый ордер).
| Пример расчета суммы вознаграждения за расчетное обслуживание. Правила выдачи и приема наличных денежных средств. Алгоритм оформления документов на взнос наличных денег (объявления на взнос наличными, приходный кассовый ордер) и на выдачу наличных денег (денежный чек, расходный кассовый ордер).
| 3
| Оформление договоров на открытие счёта клиенту, открытия и закрытия лицевых счетов, выписок, возврата сумм при неверном зачислении на счёт
| Составление алгоритма открытия и закрытия лицевых счетов в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в банке. Порядок нумерации лицевых счетов. Формирование юридических дел клиентов для открытия расчетных счетов. Ведение книги регистрации по открытию расчетных счетов клиентов. Оформление выписки из лицевых счетов клиентов Составление алгоритма исполнения и оформления операции по возврату сумм, неправильно зачисленных на счета клиентов.
| Алгоритм открытия закрытия лицевых счетов в валюте счетов в валюте Российской Федерации и иностранной валюте юридическим и физическим лицам. Заполненное заявление на открытие счета. Договор банковского счета. Книга регистрации открытых счетов Выписка из лицевого счета клиента банка Пример возврата сумм при неверном зачислении на счёт
| 6
| Проверка правильности оформления расчётных документов, учёт неоплаченных документов, взыскание суммы за расчётно-кассовое обслуживание согласно Тарифам коммерческого банка
| Порядок систематизации и оформления расчетных документов. Номенклатура дел. Порядок первичной обработки и регистрация документов. Контроль за исполнением документов. Подготовка дел к архивному хранению. Оформление операций при расчетах в порядке плановых платежей Учет хранящихся в банке не оплаченных расчетных документов, предъявленных к расчетному счету конкретного плательщика.
| Алгоритм:
Выполнения и оформления расчётных документов
взыскания суммы за расчётно-кассовое обслуживание согласно Тарифам коммерческого банка
ведения банком Очереди расчетных документов
| 3
| Отражение в автоматизированной банковской системе расчётных операций
| Изучение компьютерных программ. Ознакомление с порядком ввода, проверки, коррекции, зачисления и удалений приказов. Ознакомление с назначением пунктов основного меню. Ознакомление с алгоритмом проведения депозитных и расчетных операций.
| Описание специализированного программного обеспечения для совершения банковских операций. Описание алгоритмов для проведения банковских расчетных операций.
| 3
| Проверка соблюдения клиентами кассовой дисциплины: прогноз кассовых оборотов, расчёт лимита остатка кассы, составление календаря выдачи наличных денег
| Составление алгоритмов проверки соблюдения клиентами порядка работы с денежной наличностью, расчета прогноза кассовых оборотов, оформления календаря выдачи наличных денег. Расчет минимального остатка денежной наличности в кассе
| Алгоритмы проверки соблюдения клиентами порядка работы с денежной наличностью, расчета прогноза кассовых оборотов, оформления календаря выдачи наличных денег. Пример расчета минимального остатка денежной наличности в кассе.
| 6
| Оформление в банке расчётов, осуществляемых безналичным способом (со счёта) в виде платёжных поручений (и выписок со счетов), платёжных требований, инкассовых поручений, чеков, аккредитивов (и заявлений на открытие аккредитива, ведения реестров счетов)
| Обработка и провод документов ответственным исполнителем исходя из состояния счета клиента. Оформление операций при расчетах в порядке плановых платежей Прием, проверка правильности оформления инкассо. Выполнение и оформление расчетов платежными требованиями, поручениями в банке поставщика и в банке плательщика. Выполнение и оформление расчетов инкассовыми поручениями, чеками. Составление и посылка уведомления в банк поставщика при изменении (аннулировании) аккредитива. Ведение учета аккредитивов в банке поставщика. Исполнение аккредитива в соответствии с его условиями. Закрытие аккредитива в банке поставщика и посылка уведомления в банк плательщика
| Заполненные бланки платежных поручений, платежных, требований, аккредитивов, заявление на открытие аккредитива. Реестр счетов.
| 6
| Изучение обслуживания бюджетных счетов РФ: учёт доходов и средств бюджетов
| Составление алгоритмов оформления открытия счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней, оформления и отражения в учете операций по зачислению средств на счета бюджетов различных уровней Оформление и отражение в учете возврата налогоплательщикам сумм ошибочно перечисленных учете возврата налогов и других платежей.
| Алгоритмы оформления открытия счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней, оформления и отражения в учете операций по зачислению средств на счета бюджетов различных уровней, возврата налогоплательщикам сумм ошибочно перечисленных учете возврата налогов и других платежей.
| 6
| Оформление и ведение корреспондентских счетов: ЛОРО, НОСТРО
| Порядок заключения договоров банковского счета при оформлении корреспондентских отношений с коммерческими банками и расчетно-кассовыми центрами (РКЦ).
Ознакомление порядком присвоения номера корреспондентского счета.
Проверка реквизитов расчетно-денежных документов, приложенных к выписке по корреспондентскому счету, и провод их по счетам клиента.
Контроль и выверка расчетов по корреспондентскому счету.
Оформление операций по возврату сумм, неправильно зачисленных на счета клиентов. Заключение договоров на электронную отправку средств. Порядок оформления и учет расчетов банка со своими филиалами: через расчетную сеть Банка России, по счетам Межфилиальных расчетов
Учет взаимных расчетов между филиалами банка.
| Алгоритм:
исполнения и оформления операции по корреспондентскому счету, открытому в расчетно- кассовом центре Банка России;
проведения расчетов между кредитными организациями;
контроля и выверки расчетов по корреспондентским счетам;
отражения в учете межбанковских расчетов.
Пример платежного поручения по межфилиальным расчетам
| 6
| Отражение в бухгалтерском учёте межбанковских расчётов, расчётных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентском счёте, расчётов по экспортно-импортным операциям (банковские переводы, документарное инкассо, документарный аккредитив)
| Порядок учета расчетных документов, неоплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах.
Порядок проведения экспортно-импортных операций.
| Алгоритм ведения учета расчетных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентском счете;
Алгоритм проведения и отражения в учете расчетов по экспортно-импортным операциям банковскими переводами, в порядке документарного инкассо и документарного аккредитива
| 6
| Оформление конверсионных операций в кассовом отделе коммерческого банка, выполнение розыска и взыскания сумм вознаграждений за проведение конверсионных операций, осуществление контроля за репатриацией валютной выручки
| Порядок открытия и ведения счетов в иностранной валюте. Порядок и отражение в учете переоценки средств в иностранной валюте. Порядок расчета размеров открытых валютных позиций. Порядок выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля.
| Алгоритм проведения конверсионных операций по счетам клиентов
Реестр операций с наличной валютой и чеками
Пример расчета суммы вознаграждения международных расчетов
Алгоритм осуществления контроля за репатриацией валютной выручки в отчете
| 6
| Отражение в автоматизированной банковской системе операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками
| Изучение компьютерных программ. Ознакомление с порядком ввода, проверки, коррекции, зачисления и удалений приказов. Ознакомление с назначением пунктов основного меню, Ознакомление с алгоритмом проведения операций с наличной иностранной валютой и чеками.
| Описание специализированного программного обеспечения для совершения банковских операций. Описание алгоритмов для проведения банковских операций.
| 6
| Осуществление консультационной деятельности по вопросам открытия счетов, расчётным операциям, операциям с использованием различных видов платёжных карт
| Консультирование клиентов по вопросам открытия банковских счетов, расчетным операциям, операциям с использованием различных видов платежных карт
| Основные правила общения с клиентами
| 6
| Осуществление консультационной деятельности по видам платёжных карт коммерческого банка, оформление выдачи клиентам платёжных карт
| Порядок выдачи банковских карт. Дебетовая и кредитная схемы обслуживания.
| Пример договора на обслуживание юридического/физического лица с использование банковской карты
| 6
| Оформление расчётных и налично-денежных операций при использовании платёжных карт в валюте Российской Федерации и иностранной валюте
| Порядок осуществления операций при расчетах с использованием банковских карт. Оформление операций при расчетах с использованием различных видов банковских карт
| Общая характеристики специализированого обеспечения, используемого в банке для расчетного обслуживания клиентов, совершения межбанковских расчетов и операций с платежными картами в отчете
| 6
| Ведение бухгалтерского учёта налично-денежных операций при использовании платёжных карт
| Учет операций при расчетах с использованием различных видов банковских карт
| Алгоритм оформления и отражения в учете расчетных и налично-денежных операций при учете операций при использовании платежных карт в валюте Российской Федерации, иностранной валюте
| 6
| Отражение в автоматизированной банковской системе операций с использованием платёжных карт
| Изучение компьютерных программ, используемых Ознакомление с порядком ввода, проверки, коррекции, зачисления и удалений приказов, правила работы с магнитными носителями. Ознакомление с назначением пунктов основного меню, порядок проведения операций с использованием платёжных карт
| Описание специализированного программного обеспечения для совершения банковских операций. Описание алгоритмов для проведения банковских операций.
| 6
| 4 ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Содержание портфолио должно соответствовать заданию практики. Основные разделы портфолио:
- РАЗДЕЛ I «ПОРТФОЛИО БАЗЫ ПРАКТИКИ»:
а) полное наименование предприятия (учреждения, организации);
б) организационная структура (органы управления, структурные подразделения);
в) цели и виды деятельности;
г) режим работы.
д) характеристика нормативно-правовых актов, на основе которых изучалась деятельность предприятия (учреждения, организации) – устав, положения, договоры и т.д.;
- РАЗДЕЛ II «ПОРТФОЛИО РАБОТ»:
Ознакомление с деятельностью коммерческого банка, правилами внутреннего распорядка
Изучение и анализ тарифов и условий расчётно-кассового обслуживания, ознакомление с работой операционного зала коммерческого банка
Оформление договоров на открытие счёта клиенту, открытия и закрытия лицевых счетов, выписок, возврата сумм при неверном зачислении на счёт
Проверка правильности оформления расчётных документов, учёт неоплаченных документов, взыскание суммы за расчётно-кассовое обслуживание согласно Тарифам коммерческого банка
Отражение в автоматизированной банковской системе расчётных операций
Проверка соблюдения клиентами кассовой дисциплины: прогноз кассовых оборотов, расчёт лимита остатка кассы, составление календаря выдачи наличных денег
Оформление в банке расчётов, осуществляемых безналичным способом (со счёта) в виде платёжных поручений (и выписок со счетов), платёжных требований, инкассовых поручений, чеков, аккредитивов (и заявлений на открытие аккредитива, ведения реестров счетов)
Изучение обслуживания бюджетных счетов РФ: учёт доходов и средств бюджетов
Оформление и ведение корреспондентских счетов: ЛОРО, НОСТРО
Отражение в бухгалтерском учёте межбанковских расчётов, расчётных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентском счёте, расчётов по экспортно-импортным операциям (банковские переводы, документарное инкассо, документарный аккредитив)
Оформление конверсионных операций в кассовом отделе коммерческого банка, выполнение розыска и взыскания сумм вознаграждений за проведение конверсионных операций, осуществление контроля за репатриацией валютной выручки
Отражение в автоматизированной банковской системе операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками
Осуществление консультационной деятельности по вопросам открытия счетов, расчётным операциям, операциям с использованием различных видов платёжных карт
Осуществление консультационной деятельности по видам платёжных карт коммерческого банка, оформление выдачи клиентам платёжных карт
Оформление расчётных и налично-денежных операций при использовании платёжных карт в валюте Российской Федерации и иностранной валюте
Ведение бухгалтерского учёта налично-денежных операций при использовании платёжных карт
Отражение в автоматизированной банковской системе операций с использованием платёжных карт
Таблица Дневника практики заполняется применительно к каждому дню практики за исключением воскресенья исходя из 6-ти часовой нагрузки и наименования граф. ДНЕВНИК ПРАКТИКИ Вид работы
| Содержание работы
| Часы
| Дата
| Отметка руководителя
| Ознакомление с деятельностью коммерческого банка, правилами внутреннего распорядка
|
| 3
| 14.06.2016
| подпись руководителя от предприятия
| Изучение и анализ тарифов и условий расчётно-кассового обслуживания, ознакомление с работой операционного зала коммерческого банка
|
| 3
| 14.06.2016
|
| Оформление договоров на открытие счёта клиенту, открытия и закрытия лицевых счетов, выписок, возврата сумм при неверном зачислении на счёт
|
| 6
| 15.06.2016
|
| Проверка правильности оформления расчётных документов, учёт неоплаченных документов, взыскание суммы за расчётно-кассовое обслуживание согласно Тарифам коммерческого банка
|
| 3
| 16.06.2016
|
| Отражение в автоматизированной банковской системе расчётных операций
|
| 3
| 16.06.2016
|
| Проверка соблюдения клиентами кассовой дисциплины: прогноз кассовых оборотов, расчёт лимита остатка кассы, составление календаря выдачи наличных денег
|
| 6
| 17.06.2016
|
| Оформление в банке расчётов, осуществляемых безналичным способом (со счёта) в виде платёжных поручений (и выписок со счетов), платёжных требований, инкассовых поручений, чеков, аккредитивов (и заявлений на открытие аккредитива, ведения реестров счетов)
|
| 6
| 18.06.2016
|
| Изучение обслуживания бюджетных счетов РФ: учёт доходов и средств бюджетов
|
| 6
| 20.06.2016
|
| Оформление и ведение корреспондентских счетов: ЛОРО, НОСТРО
|
| 6
| 21.06.2016
|
| Отражение в бухгалтерском учёте межбанковских расчётов, расчётных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентском счёте, расчётов по экспортно-импортным операциям (банковские переводы, документарное инкассо, документарный аккредитив)
|
| 6
| 22.06.2016
|
| Оформление конверсионных операций в кассовом отделе коммерческого банка, выполнение розыска и взыскания сумм вознаграждений за проведение конверсионных операций, осуществление контроля за репатриацией валютной выручки
|
| 6
| 23.06.2016
|
| Отражение в автоматизированной банковской системе операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками
|
| 6
| 24.06.2016
|
| Осуществление консультационной деятельности по вопросам открытия счетов, расчётным операциям, операциям с использованием различных видов платёжных карт
|
| 6
| 25.06.2016
|
| Осуществление консультационной деятельности по видам платёжных карт коммерческого банка, оформление выдачи клиентам платёжных карт
|
| 6
| 27.06.2016
|
| Оформление расчётных и налично-денежных операций при использовании платёжных карт в валюте Российской Федерации и иностранной валюте
|
| 6
| 28.06.2016
|
| Ведение бухгалтерского учёта налично-денежных операций при использовании платёжных карт
|
| 6
| 29.06.2016
|
| Отражение в автоматизированной банковской системе операций с использованием платёжных карт
|
| 6
| 30.06.2016
|
|
В конце дневника ставится печать предприятия и подпись руководителя - РАЗДЕЛ III «ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» - представляет собой собрание документированных (сертифицированных) индивидуальных профессиональных достижений практиканта. Данный раздел даёт представление о результатах, но не описывает процесса практической деятельности студента-практиканта.
Наполнением этого раздела должны стать:
- образцы документирования деятельности (договор банковского счета, выписка из лицевого счета клиента банка, примеры: платежного поручения по переводу средств со счета коммерческой организации, аккредитива, платежного требования, инкассового поручения, банковского чека, платежного поручения по межфилиальным расчетам, договора на обслуживание юридического/физического лица с использованием банковской карты.);
- фотоотчеты с базы и практики;
- видеоматериалы;
- электронные носители с программным обеспечением и т.п.
В состав портфолио включается также перечень нормативно-правовых документов, которые используются в деятельности кредитной организации с ссылкой на конкретные статьи.
Портфолио может содержать таблицы, схемы, графики и другой справочно-информационный материал, подготовленный во время прохождения практики. Портфолио и презентация должны содержать фотографии с участием студента-практиканта в выполнении видов предлагаемых работ, образцы документов по специфике работы. - раздел IV «ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» включает в себя характеристики отношения практиканта к различным видам деятельности, представленные руководителю практики, а также письменный анализ самого студента своей конкретной деятельности и ее результата.
Раздел может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.
Обязательным элементом раздела является характеристика на студента. Портфолио студент оформляет в соответствии с указанной структурой. Обучающийся имеет право (по своему усмотрению) включать в папку с файлами и (или) в электронной форме дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность.
Портфолио выполняется на бумажном носителе формата А 4 и обязательно сброшюровывается, кроме этого оформляется презентация на диске и прикладывается к портфолио. Страницы текста, справочно-информационный материал, приложения (если имеются) помечаются сплошной нумерацией.
Титульный лист отчета оформляется по образцу.
При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
- систематичность и регулярность ведения портфолио;
- достоверность сведений, представленных в портфолио;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- разборчивость при ведении записей;
- целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
- наглядность
К портфолио должны быть приложены проекты процессуальных и иных документов, лично составленные практикантом, документы, бланки, формы и другие материалы, собранные и обработанные студентом в период практики необходимые для выполнения заданий.
Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой на дифференцированном зачете. Итоговая оценка по практике выставляется на основании отчетных материалов, представленных студентом в виде портфолио и защиты презентации, характеристики руководителя практики от организации, результатам текущего контроля.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»
ПОРТФОЛИО
производственной практики ПМ.01 Ведение расчетных операций
специальность 38.02.07 Банковское дело (углубленной подготовки)
Студента __________________________________________________________
(Ф.И.О.)
курса _____________группы _________________________________________
Место прохождения практики________________________________________ Руководитель практики от предприятия (учреждения)
Руководитель практики от колледжа
Начало практики «____»___________________20__г.
Окончание практики «___»__________________20__г.
Астрахань 20__г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Формуляр-образец характеристики на практиканта
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»
ОТЗЫВ-ХАРАКТЕРИСТИКА на студента (ку) ________________________________________________________
(Ф.И.О.)_______________________________________________________________
Курса ____________ группы_____________________________________________
Специальность ________________________________________________________
Прошел (а) производственную практику __________________________________
(место прохождения практики)
_______________________________________________________________________
с «___»___________________20__г. по «___»___________________________20__г. Результаты практики
1. Степень выполнения программы практики _________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Характеристика работы практиканта за период______________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Оценка практики и качество оформления дневника__________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель практики_____________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество)
М.П. |