Пробный демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года
биология
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответом к заданиям части 1 является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
|
1 вариант Часть 1
Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.
|
1.
| Рассмотрите предложенную схему структуры органоидов клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса
|
|
| Ответ: __________________________________
2.
| Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод позволяет определить:
|
| 1) степень влияния среды на формирование фенотипа
2) влияние воспитания на онтогенез человека
3) тип наследования признака
4) интенсивность мутационного процесса
5) этапы эволюции органического мира
| Ответ:
|
|
|
| 3.
| В РНК на долю нуклеотидов с урацилом и аденином приходится по 10%. Определите процентное содержание нуклеотидов с тимином входящих в состав комплементарной, двуспиральной цепи ДНК. В ответе запишите только соответствующее число.
| Ответ: __________________________________
4.
| Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|
|
| 1) наличие клеточного центра
2) наличие гликокаликса
3) запасное вещество гликоген
4) способность к миксотрофному питанию
5)способность к биосинтезу белка
| Ответ:
-
5.
| Установите соответствие между видом клетки и способом её образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
Вид клетки
| Способ образования
| А) спора мха
Б) сперматозоид мха
В) сперматозоид обезьяны
Г) яйцеклетка подсолнечника
Д) микроспоры мака
Е) клетка архегония папоротника
| 1) митоз
2) мейоз
| Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
6.
| Определите соотношение фенотипов у потомков при дигибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании.
|
| Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
| Ответ: __________________________________
7.
| Все приведённые ниже заболевания человека, кроме двух, являются результатом мутаций. Определите два заболевания, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|
| 1)
2)
3)
4)
5)
| синдром приобретенного иммунодефицита
гемофилия
серповидноклеточная анемия
гепатит
синдром Дауна
| Ответ:
|
|
|
| 8.
| Установите соответствие между признаками и видами гаметогенеза, для которых эти признаки характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| Признаки
| Виды гаметогенеза
|
|
| А) образуются яйцеклетки
Б) созревают четыре полноценных гаметы
В) образуются три направительных тельца
Г) гаметы содержат небольшое количество цитоплазмы
Д) гаметы содержат большое количество питательных веществ
Е) гаметы у млекопитающих могут содержать X или Y хромосомы
| 1) овогенез
2) сперматогенез
|
| Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
9.
| Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|
| Вирусы:
1) не обладают собственным обменом веществ
2) являются внутриклеточными паразитами
3) способны размножаться только внутри животных клеток
4) не содержат нуклеиновых кислот
5) могут быть уничтожены применением антибиотиков
6) не способны к самостоятельному синтезу белка
| Ответ:
-
10.
| Установите соответствие между признаком и классом типа Членистоногие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| Признаки
| Классы
|
|
| А) Головогрудь и брюшко
Б) Выделительная система - зеленые железы
В) Органы дыхания - трахеи
Г) Органы дыхания - жабры
Д) Три пары ходильных конечностей
Е) Голова, грудь и брюшко
| 1) Ракообразные
2) Насекомые
|
| Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
11.
| Установите правильную последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
|
| 1) Семейство Волчьи (Псовые);
2) Класс Млекопитающие;
3) Вид Обыкновенная лисица;
4) Отряд Хищные;
5) Тип Хордовые;
6) Род Лисица
| Ответ:
-
12.
| Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Поджелудочная железа в организме человека:
|
| 1) участвует в иммунных реакциях
2) образует клетки крови
3) является железой смешанной секреции
4) образует гормоны
5) выделяет желчь
6) выделяет пищеварительные ферменты
| Ответ:
-
13.
| Установите соответствие между заболеванием и системой органов, для которой это заболевание характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
Заболевания
| Система органов
| А) Плеврит
Б) Туберкулез
В) Гипертония
Г) Варикоз
Д) Астма
Е) Миокардит
| 1) Сердечно-сосудистая
2) Дыхательная
| Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
14.
| Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
|
| 1) Двигательный нейрон
2) Чувствительный нейрон
3) Спиной мозг
4) Рецепторы сухожилия
5) Четырёхглавая мышца бедра
| Ответ:
-
15.
| Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида норки американской. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|
| (1) Норка американская – источник ценного меха. (2) Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15– 25 см, масса тела – 1,5 кг. (3) Морда относительно длинная, заглазная область вытянутая, гребни хорошо развиты. (4) Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. (5) На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов. (6) Спина тёмно-коричневая, нижняя челюсть животного белая.
| Ответ:
-
16.
| Установите соответствие между признаком животного и типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| Признак животного
| Тип
|
|
| А) кровеносная система замкнутая
Б) есть сердце, разделённое на отделы
В) имеется мантия
Г) нервная система — брюшная нервная цепочка с узлами в сегментах тела
Д) тело сегментировано
Е) членики тела примерно одинаковые, не образуют отделов
| 1) кольчатые черви
2) моллюски
|
| Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
17.
| Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К рудиментам относят:
|
| 1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников
| Ответ:
-
18.
| Установите соответствие между группой растений или животных и её ролью в экосистеме пруда: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| Растения и животные пруда
| Компоненты экосистемы
|
|
| А) прибрежная растительность
Б) рыбы
В) личинки земноводных
Г) фитопланктон
Д) растения дна
Е) моллюски
| 1) продуценты
2) консументы
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
19.
| Установите правильную последовательность образования зиготы у покрытосеменных растений. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|
| 1) Образование гаплоидной макроспоры
2) Мейоз
3) Образование восьмиядерного зародышевого мешка
4) Формирование яйцеклетки
5) Оплодотворение
6) Митоз
7) Зигота
| Ответ:
-
20.
| Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
|
| Синтез органических веществ в растении
|
|
| Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе __________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в __________ (Б) – особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета – __________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является __________ (Г).
|
|
|
|
|
|
|
|
| Список терминов:
|
| 1) дыхание
2) испарение
3) лейкопласт
4) питание
5) свет
6) фотосинтез
7) хлоропласт
8) хлорофилл
| Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
-
21.
| Проанализируйте таблицу выживания птенцов скворцов в зависимости от количества яиц в кладке.
|
| Кол-во яиц в кладке
| Доля выживших птенцов (%)
|
|
| 1
| 100
|
|
| 2
| 95
|
|
| 3
| 90
|
|
| 4
| 83
|
|
| 5
| 80
|
|
| 6
| 53
|
|
| 7
| 40
|
|
| 8
| 35
|
|
| 9
| 32
|
|
| Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
|
| 1) Оптимальное количество яиц вкладке, позволяющее сохранить численность скворцов, – 5. 2) Гибель птенцов объясняется случайными факторами.
3) Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве.
4) Чем больше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.
5) Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.
| Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
Ответ: __________________________________
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
|
|