ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Часть II ПрактикумДопущено учебно-методическим советом ВГПУв качестве учебного пособия для студентов всех профилей, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»Под общей редакцией Г.С. СтепановойВОРОНЕЖ 1
Воронежский государственный педагогический университет 2015 УДК 316.6 ББК Ю9
С692
Издано по решению учебно-методического совета ВГПУ. Протокол №9 от 21 мая 2015 г. А в т о р ы :
докт. психол. наук Н.Б. Трофимова – тема 1; канд. пед. наук Н.В. Щиголева – тема 2; канд. пед. наук Е.В. Колосова – тема 3; канд. психол. наук Н.В. Ланина – тема 4, 5; канд. биол. наук М.В. Рогов – тема 6;
канд. пед. наук Т.Ф. Пушкина – тема 7; канд. психол. наук Г.С. Степанова – тема 8, 9. П о д о б щ е й р е д а к ц и е й
Г.С. Степановой
Р е ц е н з е н т ы :
доктор психологических наук, профессор Л.В. Вахтель (ВГПУ); доктор педагогических наук, профессор Н.И. Вьюнова (ВГУ)
С692
Социальная психология : учебное пособие для студентов всех профилей, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Часть II. Практикум / Н.Б. Трофимова [и др.]; под общ. ред. Г.С. Степа- новой. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический уни- верситет, 2015. – 220 с.
ISBN 978-5-00044-308-8
Вторая часть учебного пособия содержит практические задания, направленные на углубленное изучение теоретических вопросов социальной психологии. Темы заня- тий отражают основные проблемы научной отрасли. В издание включены вопросы для обсуждения, тестовые задания, проблемные задачи и ситуации, а также диагностиче- ские методики.
Учебное пособие предназначено для студентов всех профилей, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Содержание издания соответствует Фе- деральному государственному образовательному стандарту высшего профессиональ- ного образования.
УДК 316.6 ББК Ю9
© Трофимова Н.Б., Щиголева Н.В., Колосова Е.В., Ланина Н.В., Рогов М.В., Пушкина Т.Ф., Степанова Г.С., 2015
2
© Воронежский государственный педагогический университет, ISBN 978-5-00044-308-8 редакционно-издательская обработка, 2015
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современные стремительные социально-психологические изменения, происходящие в обществе, требуют от личности зна- ния о происходящих событиях и понимания их по сути. Изучение основ социальной психологии как теоретической и прикладной отрасли психологического знания способствует формированию социально-психологической компетентности, что является, в ча- стности, важнейшим профессиональным качеством педагогов.
Предлагаемое практическое пособие – это является продол- жение учебного пособия «Социальная психология. Часть I», на- писанного коллективом авторов.
Практикум отражает основные разделы учебного пособия, которые представлены темами семинарских и практических заня- тий. Каждое занятие имеет идентичную структуру, а именно включает вопросы для обсуждения, основную и дополнительную литературу, тестовые задания для контроля уровня усвоения зна- ния, проблемные задачи и задания. Кроме того, практические за- нятия предполагают анализ проблемных ситуаций, направленных на понимание и глубокий анализ изучаемых социально- психологических явлений, а также диагностический инструмен- тарий, предназначенный как для индивидуальной, так и для групповой диагностики изучаемых феноменов. С целью развития навыков эффективного общения, адаптации в группе, формиро- вания лидерских качеств предлагается набор социально- психологических игр и упражнений.
Основными целями практических занятий по социальной психологии являются следующие:
во-первых, практические занятия призваны помочь сту- дентам лучше осмыслить теоретический материал, систематизи- ровать и структурировать полученную на лекциях информацию;
во-вторых, студенты в рамках практических занятий должны развивать умение анализировать свои социально- психологические характеристики и особенности поведения, а также групповые процессы;
в-третьих, на практических занятиях у обучающихся должны формироваться навыки психологического анализа соци- альной реальности, современных социально-психологических
проблем, таких как миграционные процессы, межэтнические, межрелигиозные и политические конфронтации в современной России.
Кроме того, в рамках практических занятий студентам необ- ходимо приобрести навыки социально-психологической диагно- стики.
В целом практическое пособие направлено на формирование коммуникативных, культурных, поведенческих, межличностных компетенций будущих педагогов.
|