Технологический колледж


Скачать 308.46 Kb.
НазваниеТехнологический колледж
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Дисциплина "Метрология, стандартизация и

сертификация "

Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников по специальности 260502 "Технология продукции общественного питания"

ТЮМЕНЬ, 2008

Рассмотрено на заседании методического совета Технологического колледжа. Протокол № 1 от 11.09.08

Маслова И.А. Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 260502 "Технология продукции общественного питания" для дисциплины " Метрология, стандартизация и сертификация "

Рецензенты:

Толстоухова Т.М., заместитель директора по научно-методической работе

Технологический колледж ТюмГНГУ, 2008

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Предмет, цели, задачи и структура дисциплины

Студент должен:

иметь представление: о блок-схеме учебной дисциплины;

знать: основные понятия, цели и задачи учебной дисциплины, её профессиональную

значимость.

Методические рекомендации

Необходимо понять профессиональную значимость дисциплины, её структуру и задачи.

Конкурентоспособность любого предприятия зависит, в первую очередь, от качества его продукции или услуг как совокупности свойств и характеристик, обладающих способностью удовлетворять реально существующие и прогнозируемые потребности потребителя. Стандартизация, метрология и сертификация как составляющие ускорения НТП являются рычагами организации и управления экономикой во всех экономически развитых странах, в том числе и в России.

Задачи дисциплины: обеспечение высокого качества детского питания; обеспечение безопасности продукции и услуг для жизни и здоровья граждан и окружающей среды; снижения риска токсикологического воздействия пищевых продуктов и питьевой воды; создания научно обоснованных норм безопасности для потенциально опасных машин, оборудования и приборов; охраны и улучшения условий жизнеобеспечения; утилизации отходов.

Законы РФ по стандартизации, метрологии, сертификации и безопасности пищевых продуктов: «О сертификации продукции и услуг»; «О стандартизации»; «Об обеспечении единства измерений»; «О защите прав потребителей».

Вопросы для самоконтроля:

  1. Значение метрологии, стандартизации и сертификации в общественном питании.

  2. Дать определения основных понятий дисциплины.

Содержание программы

Раздел 1. Введение

1.1. Предмет, цели, задачи и структура дисциплины Раздел 2. Основы стандартизации

  1. Методологические основы стандартизации

  2. Принципы и методы стандартизации

  3. Средства стандартизации

  4. Системы стандартизации

  5. Техническое регулирование

  6. Международная и региональная стандартизация
    Раздел 3. Основы метрологии




  1. Структурные элементы метрологии

  2. Объекты и субъекты метрологии

  3. Средства и методы измерений

  4. Основы теории измерений

  5. Государственная система обеспечения единства измерений

Раздел 4. Оценка и подтверждение соответствия продукции и услуг

  1. Оценка и подтверждение соответствия

  2. правила проведения сертификации и декларирования продовольственного сырья

  3. Сертификация услуг общественного питания

Вопросы к зачёту

Вопросы к контрольной работе.

Список рекомендуемой литературы.

Раздел 2. Основы стандартизации

Тема 2.1. Методологические основы стандартизации

Студент должен:

знать: цели, задачи, объекты и субъекты стандартизации и технического

регулирования

Методические указания

После изучения учебного материала назовите цели и задачи стандартизации,

основные направления развития.

Стандартизация - это деятельность, направленная на достижение оптимальной

степени упорядочения в определённой области посредством установления

соответствующих норм, правил, нормативов и требований.

Цели стандартизации: достижение оптимальной степени упорядочения в

определённой области; обеспечение безопасности объектов для потребителя и

окружающей среды; обеспечение технической и информационной совместимости и

взаимозаменяемости; обеспечение качества продукции услуг и работ в соответствии с

уровнем развития науки, техники и технологии и т.д.

Задачи стандартизации: обеспечение взаимопонимания между разработчиками,

изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками); установление

оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах

потребителя и государства; установление требований по совместимости и

взаимозаменяемости продукции; установление метрологических норм, правил,

положений и требований и т.д.

Объекты стандартизации: продукция, работа (процесс), услуги.

Субъекты стандартизации: органы и службы, осуществляющие деятельность по

установлению норм, правил и характеристик.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Цели стандартизации

  2. Задачи стандартизации

  3. Объекты и субъекты стандартизации

  4. Основные направления развития

Тема 2.2. Принципы и методы стандартизации Студент должен:

знать: правовые, научные и организационные принципы, методы стандартизации, их взаимосвязь.

Методические рекомендации

Запомните методы стандартизации и их взаимосвязь, самостоятельно изучите принципы стандартизации в общественном питании, используя информацию из списка предложенной литературы, устно ответьте на вопросы. Принципы стандартизации: научные (эффективность, динамичность, комплексность, взаимовыгодность, перспективность, обязательность); организационные ( экономичность, управление многообразием, совместимость, взаимозаменяемость и т.д.) Методы стандартизации: унификация, систематизация, оптимизация.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите принципы стандартизации.

  2. Какой из научных принципов происходит с учётом пользы заинтересованных
    сторон?

  1. Назовите организационные принципы которые относятся к числу обязательных
    требований.

  1. Дайте определение методу стандартизации.

  2. Классификация методов стандартизации.

  3. Какой из методов основывается на принципах эффективности и перспективности?

Тема 2.3. Средства стандартизации.

Студент должен:

иметь представление: о порядке разработки стандартов разных категорий;

знать: виды нормативных документов, категории и виды стандартов, требования к

структуре и содержанию стандартов разных категорий;

уметь: анализировать структуру стандартов разных категорий.

Методические рекомендации

Необходимо разбираться в нормативных документах, отличая их по видам и содержанию, используя ГОСТы самостоятельно изучить общую схему разработки стандартов.

Нормативные документы по стандартизации - документы, содержащие правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определённых видов деятельности или их результатов.

Виды нормативных документов определены ст. 6 Закона РФ «О стандартизации» К ним относятся - регламенты, стандарты, правила, нормы, рекомендации, общероссийские классификаторы технико-экономической информации. Регламент - документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти;

Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утверждённый) признанным органом (предприятием). ГОСТ Р, ОСТ, СТП, СТО; Виды стандартов - основополагающие, стандарты на продукцию (услуги), стандарты на работы (процессы), стандарты на методы контроля.

Порядок разработки стандартов разных категорий определяется стандартами ГСС.
Технические условия (ТУ) - нормативный документ, устанавливающий требования к
качеству конкретной продукции. Общие правила построения, изложения, оформления,
согласования и утверждения на продукцию устанавливаются ГОСТ 2.114-95
«Технические условия» V

Практическая работа

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите виды нормативных документов

  2. Дайте определения стандарту.

  3. На какие виды делятся стандарты

  4. Из каких разделов состоят стандарты на работу (процесс)?

  5. Что является объектами ТУ?

Тема 2.4. Системы стандартизации

Студент должен:

иметь представление: о межотраслевых системах стандартизации;

знать: основные положения Системы стандартизации РФ и Межгосударственной

системы стандартизации.

Методические рекомендации

При изучении данной темы обратите внимание на отличительные признаки систем и перечень их объектов, ответьте на вопросы.

Государственная система стандартизации (ТСС) - комплекс основополагающих стандартов, предназначенных для регламентации организационно-методических и общетехнических положений в области стандартизации.

Объектами ГСС России служат: термины и их определения в области национальной стандартизации; определения организационных форм, принципов и средств стандартизации; порядок разработки, принятия и применения государственных и межгосударственных стандартов; требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов; порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам; порядок разработки, принятия и регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации. Межгосударственная система стандартизации (МГСС) - комплекс основополагающих межгосударственных стандартов, предназначенных для регулирования взаимоотношений и обеспечения взаимопонимания и взаимных интересов государств СНГ, входящих в состав Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации, в области стандартизации.

Межотраслевые системы стандартизации (МОСС) - комплексы основополагающих общетехнических стандартов, предназначенных для регламентации требований, норм и правил, которые обеспечивают взаимопонимание, техническое единство, взаимосвязь и совместимость в различных отраслях народного хозяйства. Объектами МОСС являются требования, нормы и правила в определённых сферах науки, техники и технологии. Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите стандарты, входящие в систему

  2. Какова роль государственной системы стандартизации?

  3. Назовите отличительные особенности МГСС от ГСС.

Тема 2.5. Техническое регулирование

Студент должен:

знать: правовую базу технического регулирования: Федеральный закон,

организационно-методические документы, порядок проведения государственного

контроля и надзора;

уметь: применять базу технического регулирования

Методические рекомендации^

При изучении учебного материала запомните основные элементы в сфере технического регулирования и порядок проведения государственного контроля и надзора.

Система законодательных и нормативных актов в сфере технического регулирования включает следующие основные элементы:

  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

  • международные соглашения, принятые Российской Федерацией в области
    технического регулирования;

  • систему общих и специальных технических регламентов;

  • методики расчётов, испытаний и контроля параметров, принимаемые в соответствии
    с техническими регламентами Правительством РФ;

  • совокупность стандартов - национальных, отраслевых, корпоративных.

В установленном Законом о техническом регулировании системе технического законодательства принципиальным является разделение норм на обязательные и добровольные.

Практическое занятие

Вопросы для самоконтроля:

  1. В каких документах изложены правила и процедуры национальной системы
    стандартизации?

  2. Дайте характеристику обязательным требованиям системы технического
    законодательства.

  1. Как называются требования не входящие в технические регламенты?

Тема 2.6. Международная и региональная стандартизация

Студент должен:

иметь представление: о целях и задачах международного и регионального

сотрудничества в области стандартизации;

знать: важнейшие международные и региональные организации по стандартизации,

их правовой статус, цели, задачи, структуру.

Методические рекомендации

Необходимо уяснить цели и задачи международного сотрудничества, запомнить основные международные и региональные организации по стандартизации.

Международное сотрудничество в области стандартизации служит обеспечению

высокого качества продукции, удовлетворяющего ожидание потребителя, и

соизмеримости её цены с предлагаемым качеством.

Основной задачей научно-технического сотрудничества в области стандартизации

является гармонизация, т.е. согласование действий международных, национальных и

региональных систем качества в целях повышения уровня качества продукции и её

конкурентоспособности на мировом уровне.

Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала и опубликовала

стандарты серии 9000 по системам качества организаций, требования которых

приняты и в России.

Международная региональная организация по стандартизации (МГС) - основной

рабочий орган по стандартизации, метрологии и сертификации в России.

Международные организации по стандартизации - МЭК, ЕЭС, СЕН.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите цель создания международной региональной организации.

  2. Перечислите требования, предъявляемые при разработке международных
    стандартов на продукцию. %

  3. Назовите виды стандартов принятые ИСО

Раздел 3 Основы метрологии

Тема 3.1. Структурные элементы метрологии

Студент должен:

иметь представление: о структурных элементах метрологии, её разделах;

знать: основные понятия, профессиональную значимость знаний по метрологии.

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо уяснить роль науки метрологии в экономике России, самостоятельно изучить элементы метрологии, используя литературу из предложенного списка.

Метрология - это наука об измерениях, методах достижения их единства и требуемой

точности.

Основными задачами метрологии являются: создание общей теории измерений;

установление единиц физических величин; разработка методов и средств измерений,

основ обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений; создание

эталонов и образцовых средств измерений, поверка мер и средств измерений.

Метрология подразделяется на теоретическую, практическую и законодательную. На предприятиях пищевой промышленности и общественного питания необходимы хорошо налаженный учёт и отлаженная система контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, основанная на использовании достаточно точных средств измерения. Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите нормативные документы, применяемые в метрологии.

  2. Назовите орган государственного управления по метрологии.

  3. Дайте характеристику практической метрологии.

Тема 3.2. Объекты и субъекты метрологии

Студент должен:

знать: объекты и субъекты метрологии;

уметь: применять правила перевода внесистемных национальных единиц измерения

разных стран в системные, а также внесистемные, принятые в России.

Методические рекомендации

Необходимо уяснить значение свойств физических величин, их зависимость между собой, запомнить документ, предписывающий обязательное использование СИ. Объектом метрологии являются физические величины.

Физическая величина - свойство, которое может быть для одного объекта в то или иное число раз больше или меньше, чем для другого.

Единицей физической величины является принятая количественная доля физического свойства объекта (1 кг-1 единица, 2 кг-2 единицы).

Измерение - это определение количества единиц данной физической величины. Характеристиками физических величин являются размер и размерность. В России действует ГОСТ 8.417-2002, предписывающий обязательное использование СИ. В нём перечислены единицы измерения, приведены их русские и международные названия и установлены правила их применения.

В систему СИ входят семь основных единиц физических величин, имеющих эталоны, две дополнительные и производные.

Единство измерения обеспечивается субъектами метрологии - Государственной метрологической службой, которой руководит Ростехрегулирование, увязывающей свою деятельность с отраслевыми метрологическими организациями, метрологическими службами федеральных органов власти РФ и метрологическими службами юридических лиц.

Практическое занятие

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определения физической величины

  2. Назовите характерные отличительные признаки размера и размерности.

  3. Перечислите основные единицы СИ.

Тема 3.3.Средства и методы измерений.

Студент должен:

знать: средства и методы измерений, правила поверки, способы подтверждения

соответствия средств измерения;

уметь: проводить измерения с помощью мер и весов, применяемых в П.О.П..

Методические рекомендации

После изучения содержания учебного материала темы, объясните разницу между рабочими средствами измерений и метрологическими. Самостоятельно изучите тему «погрешности», используя рекомендуемую литературу, ответьте на вопросы. Средством измерения (СИ) называется техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики,

воспроизводящее и хранящее единицу физической величины, размер которой принимается неизменным в течение известного интервала времени. Средства измерения классифицируют по следующим признакам: конструктивному исполнению; метрологическому назначению; уровню стандартизации. К методам измерения относят: метод непосредственной оценки; метод сравнения с мерой; метод противопоставления; нулевой метод измерения; дифференциальный метод измерения; метод замещения; метод совпадений.

Практическое занятие

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определения СИ.

  2. Как подразделяются СИ по конструктивному признаку?

  3. Что отражают погрешности СИ?

  4. Перечислите общие методы измерений.

Тема ЗАОсновы теории измерений.

Студент должен:

знать: основы теории измерения, уравнения, шкалы измерений, виды погрешностей,

способы обнаружения и устранения ошибок при измерении.

Методические указания

При анализе измерений необходимо чётко разграничивать два понятия: истинные значения физических величин и результаты измерений.

Самостоятельно изучите тему - «погрешности», используя рекомендуемую литературу, ответьте на вопросы.

Измерение - отображение эмпирической системы в числовую систему, сохраняющую порядок отношений между объектами.

Различают два способа приписывания объектам значений переменных. Первый способ называется оцениванием - приписывание объектам значений в соответствии с заданной системой отношений на различных уровнях. Разница между результатами измерения и истинным значением измеряемой величины называется погрешностью измерения.

Причинами возникновения погрешностей являются: несовершенство методов измерений, технических средств, применяемых при измерениях, и органов чувств наблюдателя.

Погрешности объединяют в две основные группы: случайные; систематические. В процессе измерения оба вида погрешностей проявляются одновременно. Систематической погрешностью называется составляющая погрешности измерения, остающаяся постоянной или закономерно меняющаяся при повторных измерениях одной и той же величины. Их классифицируют в зависимости от причин возникновения и по характеру их проявления при измерениях. В зависимости от причин возникновения рассматриваются четыре вида систематических погрешностей: погрешности метода (теоретические погрешности); инструментальные погрешности; погрешности, обусловленные неправильной установкой и взаимным расположением средств измерения; личные погрешности. По характеру своего поведения в процессе измерения систематические погрешности подразделяются на постоянные и переменные (прогрессивные и периодические). Способ обнаружения систематических погрешностей - построение графика последовательности неисправленных значений случайных отклонений результатов наблюдений от средних арифметических.

Для исправления результатов наблюдений их складывают с поправками, равными систематическим погрешностям по величине и обратными им по знаку. Поправку

определяют экспериментально при поверке приборов или в результате специальных исследований, обыкновенно с некоторой ограниченной точностью.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение измерению.

  2. Назовите способы измерения.

  3. Что называют погрешностью измерения?

  4. Назовите причины возникновения погрешностей.

  5. Классификация систематических погрешностей

  6. Какой из способов обнаружения погрешностей является наиболее действенным?

Тема 3.5. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Студент должен:

знать: правовые основы обеспечения единства измерений, порядок проведения государственного и метрологического контроля и надзора.

Методические рекомендации

При изучении данной темы обратите внимание на порядок проведения поверки СИ. Самостоятельно изучите права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений, ответственность за нарушение действующего законодательства, используя рекомендуемую литературу, ответьте на вопросы. Нормативная база государственной системы обеспечения единства измерений - комплекс нормативных документов, включающих в себя государственные стандарты и другие нормативные документы, определяющие порядок передачи размера единиц величин на всю территорию России и порядок проведения испытаний, поверки и калибровки средств измерений.

Для достижения единства измерений необходимо обеспечить единообразие средств измерений (средства измерений проградуированы в узаконенных единицах измерений, их метрологические свойства соответствуют нормам).

Технической формой надзора за единообразием средств измерений является государственная (ведомственная) поверка средств измерений, устанавливающая их метрологическую годность.

Поверочная схема - это утверждённый в установленном порядке документ, регламентирующий средства, методы и точность передачи размера единицы физической величины от государственного эталона рабочим средствам. Различают государственные, ведомственные и локальные поверочные схемы органов государственной или ведомственных метрологических служб.

Поверке подлежит каждый экземпляр средств измерений и это право Госстандарт РФ предоставляет аккредитованным юридическим лицам (поверителям). Все средства измерения подвергаются периодической плановой инспекционной поверке, а также в случае выхода прибора из строя.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные задачи метрологического обеспечения?

  2. В каком документе описан порядок проведения поверки СИ?

  3. Назовите виды поверочных схем, дайте их характеристику.

  4. Кто имеет права проводить поверку СИ, их права и обязанности.

  5. Какова ответственность за нарушение метрологических правил?

Раздел 4. Оценка и подтверждение соответствия продукции и услуг.

Тема 4.1. Оценка и подтверждение соответствия

Студент должен:

знать: виды деятельности по оценке и подтверждению соответствия, их структурные

элементы, способы подтверждения соответствия.

Методические рекомендации

Необходимо уяснить основные понятия, виды сертификации, систему сертификации,

самостоятельно изучить документы, подтверждающие соответствие стандартам,

используя литературу из предлагаемого списка

Сертификация - процедура подтверждения, посредством сертификата или знака,

соответствия некоторого изделия, системы или услуги требованиям определённого

нормативного документа.

Сертификат соответствия - это документ, изданный по правилам системы сертификации,

сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом

идентифицированная продукция (услуга) соответствует конкретному стандарту или

другому нормативному документу.

Знак соответствия - это защищенный в установленном порядке знак, применяемый в

соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается

необходимая уверенность в том, что данная продукция (услуга) соответствует стандарту.

Сертификация предназначена для защиты потребителей от получения некачественной

продукции или услуги и может быть обязательной или добровольной.

Обязательная сертификация распространяется на продукцию и услуги, от которых зависит

здоровье и жизнь потребителя, безопасность его имущества и окружающей среды.

Номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в России,

определяется Госстандартом РФ в соответствии с законом «О защите прав потребителей»

и включает в себя более 100 групп продукции и услуг.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей для объектов, от

которых не зависит безопасность потребителя, но ограничивается вьдтуск некачественной

продукции, услуг.

Оценка соответствия - систематическая проверка степени соответствия заданным

требованиям. С оценкой соответствия связаны проверка соответствия, надзор за

соответствием, обеспечения соответствия.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определения сертификации.

  2. Назовите виды сертификации, дайте их характеристику.

  3. Что принято называть оценкой соответствия?

  4. Из каких разделов состоит система сертификации?

Тема 4.2. Правила проведения сертификации и декларирования

продовольственного сырья.

Студент должен

знать: правила проведения сертификации и декларирования соответствия продукции и

услуг, правила заполнения бланков сертификатов, особенности проведения

сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов.

уметь: определять правильность заполнения бланков сертификатов и выявлять их

фальсификацию, анализировать стандарты на их пригодность для целей обязательной

сертификации.

Методические рекомендации

При изучении темы запомните процедуру и порядок проведения сертификации продукции и документы необходимые для её проведения, самостоятельно разберите вопросы идентификации продукции.

С 1 июля 1999 года в России введены в действие Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, зарегистрированные в Госреестре Госстандарта РФ. Документ устанавливает правила, процедуры и порядок проведения обязательной сертификации для 11 групп однородной пищевой продукции и продовольственного сырья (зернопродукты, хлебобулочные, молочные продукты, мясную, рыбную продукцию и т.д.). В России приняты 16 схем сертификации

продукции (1, 1а, 2, 2а, 10,10а). Для каждого вида продукции предназначена

определённая схема сертификации. Заявитель также должен предоставить документы, содержащие для отечественной продукции результаты проверки изхготовителя службами государственного надзора (гигиеническое заключение, ветеринарные свидетельства, протоколы испытаний и сертификаты соответствия на используемое сырьё и др.). Перед проведением испытаний орган по сертификации должен идентифицировать заявленную продукцию на принадлежность к заявляемой партии, проверить законность её производства, соответствие указанному наименованию, информации на этикетке и другой документации. Результаты испытаний продукции должны полно и достоверно подтверждать соответствие её требованиям и нормам безопасности, установленным в государственных стандартах, санитарных нормах и правилах и другой НД. На основании заключения испытательной лаборатории и анализа результатов испытаний ОС готовит решение о выдаче сертификата с указанием номера схемы сертификации и лицензии на применение знака соответствия (ГОСТ 50460-92). Сертификат соответствия выдаётся на срок не более чем на три года, или на срок, соответствующий сроку годности продукции.

Практическое занятие

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие группы пищевой продукции подлежат обязательной сертификации?

  2. Для проведения сертификации какой продукции используется схема 9?

  3. Какие документы должен предоставить заявитель для проведения сертификации
    импортируемой продукции?

  4. Для чего проводится идентификация заявленной продукции?

Тема 4.3. Сертификация услуг общественного питания

Студент должен:

знать: систему сертификации услуг общественного питания: её структуру, виды и

категории стандартов, виды безопасности, номенклатуру услуг общественного

питания;

уметь: определять тип и класс предприятий общественного питания.

Методические рекомендации

При изучении темы обратите внимание на перечень требований, предъявляемых к качеству и объёму услуг П. О.П. различных типов и классов. Запомните виды нормативных документов, регламентирующих требования безопасности. Самостоятельно изучите раздел данной темы «особенности проведения добровольной сертификации в общественном питании»

Постановлением правительства РФ от 13 июля 1997 г. утвержден перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, в который входят услуги торговли и общественного питания. При сертификации работ и услуг так же, как и при сертификации продукции, используются бланки установленной формы - заявка, декларация соответствия, сертификаты соответствия и приложение к сертификату.

Важными документами при сертификации услуг общественного питания и торговли являются Правила оказания услуг общественного питания и Правила продажи отдельных видов товаров, утверждённые постановлением правительства РФ. Существует семь схем сертификации, служащих для оценки работ и услуг, при использовании любой из схем допускается применение дополнительных документов, подтверждающих соответствие работы (услуги) установленным требованиям (книги-отзывов, заключения экспертов-дегустаторов и т.д.)

Практическое занятие

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие документы являются основными при сертификации услуг общественного
    питания?

  2. Какие схемы применяются при добровольной сертификации работ и услуг в О.П.

  3. Перечислите требования к качеству услуг общественного питания.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИИ

  1. Анализ структуры стандартов разных видов на соответствие требованиям ГОСТ
    1.5.-2002.

  2. Изучение правовой основы технического регулирования и решение ситуационных
    задач.

  3. Ознакомление с системами национальных единиц измерений и правилами
    перевода их в единицы измерений СИ.

  4. Проведение измерений с помощью мер и весов, применяемых в предприятиях
    общественного питания. Установления наличия поверочных клейм.

  5. Изучения порядка проведения сертификации услуг общественного питания и
    правил заполнения бланков сертификата.

  6. Анализ пригодности стандартов на пищевые продукты для целей добровольной
    сертификации.

  7. Решение ситуационных задач по определению типа и класса предприятий
    общественного питания. (Работа с ГОСТ Р).

14

Список рекомендуемой литературы

Федеральные законы и нормативные документы « О защите прав потребителей» ФЗ-212 от 17.12.1999 г.

« О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. « О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. «О техническом регулировании» ФЗ-184 от 27.12.2002 г. « Об обеспечении единства измерений» от 27.04.1993 г. № 4871-1 « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. № ФЗ-134

Основная

Лифиц И.М Основы стандартизации, метрологии и управление качеством товаров. Учебник. 3-е изд. - М.: Изд. ЮНИТИ, 2006

Николаева М.А. Техническое регулирование и стандартизация. - М: ОЦПКРТ, 2006 Николаева М.А. Основы метрологии. - М.: ОЦПКРТ, 2006 Николаева М.А. Оценка и подтверждение соответствия. - М.: ОЦПКРТ, 2006 Козлова А.В. Стандартизация, метрология, сертификация в общественном питании. -М.: Академия, 2002

Дополнительная

ГОСТ Р 1.0 - 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005

ГОСТ Р 1.2 - 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальной Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005

ГОСТ Р 1.4 - 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организации Общие положения - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005 ГОСТ Р 1.8- 2004 Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005 ГОСТ Р 1.9 - 2004 Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005 ГОСТ Р 1.10 - 2004 Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены. - М,: ИПК Изд-во стандартов, 2005

ГОСТ Р 1.12 - 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005 Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг. Утверждены Госстандартом России 21.08.2003 № 97

OK (MK ИСО/ИНФКО МКС) 001-2000. Общероссийский классификатор стандартов ГОСТ Р 8.563-96 Государственная система обеспечения измерений. Методика выполнения измерений

Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Постановление. Госстандарта России 10.05.2000 № 26

ПР 50.2.003-94. ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций СП 1.1.1058-01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий ГОСТ 2.114-95 Технические условия (общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения технических условий на продукцию) ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

14
Задания для контрольной работы

по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»

Выбор варианта контрольной работы

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре зачётной книжки.

Похожие:

Технологический колледж iconПоложение о порядке перевода, отчисления и восстановления студентов
Уставом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Западнодвинский технологический колледж им. И....

Технологический колледж icon1. Общие положения
Вольский технологический колледж»» (далее колледж). Положение разработано в соответствии с законами РФ «Об образовании», Устава колледжа,...

Технологический колледж iconПоложение п смк 4-03-2013 положение о текущем контроле успеваемости и
Настоящее Положение определяет порядок планирования, организации и проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов,...

Технологический колледж iconИнструкция по технике безопасности
Разработчик: Пирогова А. А., преподаватель гбоу спо «Тверской химико-технологический колледж»

Технологический колледж iconИнструкция по технике безопасности
Разработчик: Пирогова А. А., преподаватель гбоу спо «Тверской химико-технологический колледж»

Технологический колледж iconГапоу рс (Я) «южно якутский технологический колледж» пм. 01. Организация перевозочного процесса
Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров республики саха (якутия)

Технологический колледж iconГаоу дпо «Институт развития образования рт» гапоу «Нижнекамский технологический колледж»
«Межкультурные, межнациональные и межконфессиональные отношения, воспитание толерантности в молодежной среде»

Технологический колледж iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
Якунина М. И., преподаватель иностранного языка огапоу «Старооскольский педагогический колледж»

Технологический колледж iconО Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении
Настоящее положение регулирует деятельность государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Западнодвинский...

Технологический колледж iconС. А. Шарипова преподаватель бу хмао-югры «Няганский технологический колледж»
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск