Программа факультатива «Говорим и пишем правильно»


Скачать 142.97 Kb.
НазваниеПрограмма факультатива «Говорим и пишем правильно»
ТипПрограмма
filling-form.ru > Бланки > Программа



ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТАТИВА

«Говорим и пишем правильно»
                                         

Пояснительная записка

      Рабочая программа  факультативного курса  «Говорим и пишем правильно» для 9 класса  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку.   В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее обучающимся усвоить  трудные случаи правописания,  трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственной итоговой аттестации.

    Данный курс рассчитан на обучающихся  9 класса, получивших базовые умения  владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Данный курс поможет педагогу организовать систематическую и качественную подготовку обучающихся к ГИА.

Предлагаемый курс предназначен для учителей русского языка, работающих в 9 классах общеобразовательных учреждений для подготовки обучающихся к ГИА, рассчитан на учащихся  9 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. 

Программа  разработана с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ГИА 2012, 2013 года, а также перечень заданий КИМов 2012, 2013 года.

При составлении программы «Говорим и пишем правильно» учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.  Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии.   Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие,  так как к этому времени будет изучена значительная  часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания по теме «Сложное предложение».

Курс «Говорим и пишем правильно» способствует:

  • психологической адаптации обучающихся на экзамене;

  • подготавливает к написанию выборочного изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

  • знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене (по результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков)

  • усвоить  трудные случаи правописания,  трудные случаи постановки знаков препинания.

Актуальность данной программы несомненна: русский язык является обязательным предметом для сдачи его при прохождении государственной итоговой аттестации, и поэтому каждый обучающийся 9 класса должен приобрести навыки решения тестовых заданий, раскрывать тему на лингвистическом материале, владеть приемами сжатия текста и др.

Место факультатива в образовательном процессе.

Большинство обучающихся не в состоянии самостоятельно подготовиться к экзамену, несмотря на многочисленные электронные и цифровые ресурсы (демоверсии, электронные тренажеры и т.д.) обучающимся необходимы дополнительные знания, навыки, умения при решении не только тестовых заданий, но и при написании изложения и сочинения.

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может данный курс.

Курс «Говорим и пишем правильно» призван актуализировать и углубить знания, полученные ранее обучающимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускников.

Факультатив также позволит объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, сжатое изложение, которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности обучающихся. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на знания, полученные ранее.

Цели курса: подготовить обучающихся к ГИА; обобщить и углубить знания по разделам  «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»; создать условия для  овладения обучающимися   умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил. 

Задачи курса:

  • дать  представление о структуре экзаменационной работы, форме и уровне сложности этих заданий;

  • развить  умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ГИА;

  • совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях  русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей;.

  • совершенствовать навыки анализа структуры предложения;

  • овладеть основными методами написания сжатого изложения;

  • овладеть основными методами написания сочинения на лингвистическую тему;

  • развить у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.

  • создать условия для   учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.

Каждое занятие предполагает следующие формы работы:

1) повторение теоретического материала (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

2) практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

В основу курса легли разработки и исследования в данной области В.В. Бабайцевой, Н.А.Сениной, Л.И. Мальцевой, И.Б. Голуб,  материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Программа рассчитана на  34 часа, 1 час в неделю и предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С.

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ГИА. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА, знать систему оценивания тестовых работ. Кроме этого,  обучающиеся могут закрепить навыки, полученные в процессе изучения русского языка в школе, и успешно подготовиться к итоговой аттестации.


 Календарно-тематическое планирование факультативного курса

для 9класса «Говорим и пишем правильно»




Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

Дата

проведе-

ния

1

Структура экзаменационной работы в форме государственной итоговой аттестации. Знакомство с демонстрационным вариантом 2014. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.




2

Знакомство с критериями оценки за  выполнение заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Лекция, практикум

Работа в группах, анализ сочинений.




3

Сжатое изложение. Тема и идея текста. План теста. Что такое микротема. Абзацное членение текста.

Лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.




4

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма исключения.

Лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.




5

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма обобщения.

Отработка приема упрощения.

Выбор приемов сжатия.

Практикум

Работа с текстом, создание текста.

оценивание









6

Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов




7

Композиция текста. Учимся формулировать тезис.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов




8

Учимся аргументировать.

Мини-лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов




9

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов




10

Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Мини-лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов




11

Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа




12

Учимся аргументировать.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов




13

Основные языковые средства

Лекция, практикум

Анализ текстов




14

Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа




15

Понимание смысла текста. Задание А1.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




16

Лексическое значение слова. Задание А2.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




17

 Средства выразительности речи. Задание А3.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




18

Фонетика. Навыки фонетического  анализа. Задание А 4.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




19

Орфография. Основные правила правописания корней. Задание А5.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




20

Орфография. Основные правила правописания приставок. Задание А6.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




21

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Задание А7.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




22

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Задание А7.




Работа с тестом, заполнение бланков




23

Лексика и фразеология.

Лексическое значение слова. Задание В1.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




24

Лексика и фразеология. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Задание В1.




Работа с тестом, заполнение бланков




25

Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании. Задание В2.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




26

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание В3.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




27

Простое осложненное предложение. Задание В4.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




28

Пунктуационный анализ простого осложненного  предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. Задание В5.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




29

Типы сложных предложений. Задание В6.




Работа с тестом, заполнение бланков




30

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание В7.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




31

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание В8

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




32

Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задание В9.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




33-34

Тренировочное выполнение заданий ГИА.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков




Содержание курса «Говорим и пишем правильно»

Тема 1Изучение правил сдачи ГИА (2ч.)

Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с демонстрационным вариантом 2014. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Тема 2. Сжатое изложение (3 ч.)

Обработка информации исходного текста, умение точно определять тему, идею текста; составление плана текста, вычленение микротем, абзацное членение текста. Приемы сжатия текста.

Тема 3. Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению (9 ч.)

Подготовка к написанию сочинения (часть С 2). Знакомство с критериями оценки части С 2.

Текст  как  речевое произведение.  Смысловая  и композиционная  целостность

текста. Создание  текстов  различных стилей  и  функционально-смысловых типов речи. Информационная  обработка текстов  различных  стилей  и жанров. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Грамматические  нормы (морфологические нормы). Грамматические  нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы.

Тема 4. Лексика и фразеология (3 ч+2ч.)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема 5. Фонетика (1ч.)

Фонетика.  Звуки  и  буквы. Фонетический анализ слова

Тема 6. Морфология. Орфография(4ч.)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Правописание корней. Виды орфограмм в корне слова.  Правописание словарных слов. Трудные случаи правописания приставок. Слитное,  дефисное, раздельное написание. Правописание  суффиксов различных частей речи  (кроме -Н-/-НН).  Правописание -Н-  и -НН-  в различных  частях  речи. Правописание  личных окончаний  глаголов  и суффиксов  причастий настоящего времени

Тема 7. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (8 ч.)

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.

Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Тема 8. Повторение и закрепление. Работа с демоверсиями (2ч.)

Закрепление навыков решения заданий ГИА проводятся по материалам учебных пособий.

Литература

Для учителя:

  1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2014. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2014 год.

  2. Л.И. Мальцева «Русский язык» 9 класс. Итоговая аттестация. –Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2013 год

  3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год

  4. Методика работы над изложениями: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста. Авторы: О.М.Безымянная,, С.А.Лукьянов.2-издание. стереотипное, Москва., «Глобус».

  5. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2014: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель

6. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

7. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2012 год.

Для обучающихся:

  1. Учебник: Русский язык . 9 класс.  Авторы Л.А.Тростенцова, Т.А.ладыженская и др., Москва, Просвещение, 2013 год.

  2. ГИА-2014.Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 9 класс .Авторы: Е.Н.Зверева, И.П.Цыбулько. М-,изд.»Национальное образование» (ГИА-2014.ФИПИ-школе)

  3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2014 год

  4. Л.И. Мальцева «Русский язык» 9 класс. Итоговая аттестация. –Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2012 год

Интернет ресурсы и электронные пособия

       

  1. Бесплатные интерактивные курсы для подготовки к ГИА

  2. "Интернет-школа Просвещение.RU"

  3. Он-лайн тренажер по подготовке к ГИА .www.hi-edu.ru

  4. Официальные тесты ГИА 

  5. Подготовка к ГИА  

  6. Приемы решения тестовых заданий  "Российский образовательный портал"

  7.  ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Похожие:

Программа факультатива «Говорим и пишем правильно» iconРабочая программа факультатива 10-11классы «Подготовка к егэ по обществознанию»
Программа факультатива предназначена для учащихся 10-11 классов, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в вуз в форме егэ...

Программа факультатива «Говорим и пишем правильно» iconПрограмма факультатива «Делопроизводство на пк» (программа для 10-11 классов)
По своему назначению компьютер – это универсальное автоматическое, программно-управляемое устройство для работы с информацией. Поэтому...

Программа факультатива «Говорим и пишем правильно» iconВ данной колонке пишем обоснование: за что поставили баллы

Программа факультатива «Говорим и пишем правильно» iconВ данной колонке пишем обоснование: за что поставили баллы

Программа факультатива «Говорим и пишем правильно» iconРабочая программа факультатива «Текст. Стилистика. Грамматика»
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...

Программа факультатива «Говорим и пишем правильно» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 «Деловые контакты...
В первую очередь, это определяется тем, что в процессе обучения в вузе, студенты должны овладеть всеми необходимыми видами компетенций,...

Программа факультатива «Говорим и пишем правильно» iconФорма занятий
Целью факультатива является обеспечение подготовки обучающихся 9-а класса к прохождению итоговой аттестации

Программа факультатива «Говорим и пишем правильно» iconРабочая программа факультатива по обществознанию для 11 класса Составитель:...
Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и...

Программа факультатива «Говорим и пишем правильно» iconВашей компании
Напоминаем, от того насколько полно и правильно заполнена анкета, зависит насколько быстро и правильно наш менеджер поймет ваши требования...

Программа факультатива «Говорим и пишем правильно» iconРебята, так как обработка результатов производится с помощью компьютерной...
Ведь правильно решенное задание нужно правильно оформить, поскольку для корректной компьютерной обработки бланков нужен читаемый...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск