Скачать 142.97 Kb.
|
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Говорим и пишем правильно» Пояснительная записка Рабочая программа факультативного курса «Говорим и пишем правильно» для 9 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее обучающимся усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственной итоговой аттестации. Данный курс рассчитан на обучающихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Данный курс поможет педагогу организовать систематическую и качественную подготовку обучающихся к ГИА. Предлагаемый курс предназначен для учителей русского языка, работающих в 9 классах общеобразовательных учреждений для подготовки обучающихся к ГИА, рассчитан на учащихся 9 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. Программа разработана с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ГИА 2012, 2013 года, а также перечень заданий КИМов 2012, 2013 года. При составлении программы «Говорим и пишем правильно» учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания по теме «Сложное предложение». Курс «Говорим и пишем правильно» способствует:
Актуальность данной программы несомненна: русский язык является обязательным предметом для сдачи его при прохождении государственной итоговой аттестации, и поэтому каждый обучающийся 9 класса должен приобрести навыки решения тестовых заданий, раскрывать тему на лингвистическом материале, владеть приемами сжатия текста и др. Место факультатива в образовательном процессе. Большинство обучающихся не в состоянии самостоятельно подготовиться к экзамену, несмотря на многочисленные электронные и цифровые ресурсы (демоверсии, электронные тренажеры и т.д.) обучающимся необходимы дополнительные знания, навыки, умения при решении не только тестовых заданий, но и при написании изложения и сочинения. Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может данный курс. Курс «Говорим и пишем правильно» призван актуализировать и углубить знания, полученные ранее обучающимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускников. Факультатив также позволит объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, сжатое изложение, которое создается на основе предложенного текста. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности обучающихся. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на знания, полученные ранее. Цели курса: подготовить обучающихся к ГИА; обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»; создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил. Задачи курса:
Каждое занятие предполагает следующие формы работы: 1) повторение теоретического материала (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста). 2) практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). В основу курса легли разработки и исследования в данной области В.В. Бабайцевой, Н.А.Сениной, Л.И. Мальцевой, И.Б. Голуб, материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/ Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю и предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С. Ожидаемые результаты В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ГИА. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА, знать систему оценивания тестовых работ. Кроме этого, обучающиеся могут закрепить навыки, полученные в процессе изучения русского языка в школе, и успешно подготовиться к итоговой аттестации. Календарно-тематическое планирование факультативного курса для 9класса «Говорим и пишем правильно» Содержание курса «Говорим и пишем правильно» Тема 1. Изучение правил сдачи ГИА (2ч.) Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с демонстрационным вариантом 2014. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Тема 2. Сжатое изложение (3 ч.) Обработка информации исходного текста, умение точно определять тему, идею текста; составление плана текста, вычленение микротем, абзацное членение текста. Приемы сжатия текста. Тема 3. Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению (9 ч.) Подготовка к написанию сочинения (часть С 2). Знакомство с критериями оценки части С 2. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы. Тема 4. Лексика и фразеология (3 ч+2ч.) Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов. Тема 5. Фонетика (1ч.) Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова Тема 6. Морфология. Орфография(4ч.) Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Правописание корней. Виды орфограмм в корне слова. Правописание словарных слов. Трудные случаи правописания приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени Тема 7. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (8 ч.) Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Тема 8. Повторение и закрепление. Работа с демоверсиями (2ч.) Закрепление навыков решения заданий ГИА проводятся по материалам учебных пособий. Литература Для учителя:
6. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/ 7. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2012 год. Для обучающихся:
Интернет ресурсы и электронные пособия
|
Программа факультатива предназначена для учащихся 10-11 классов, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в вуз в форме егэ... | По своему назначению компьютер – это универсальное автоматическое, программно-управляемое устройство для работы с информацией. Поэтому... | ||
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,... | В первую очередь, это определяется тем, что в процессе обучения в вузе, студенты должны овладеть всеми необходимыми видами компетенций,... | ||
Целью факультатива является обеспечение подготовки обучающихся 9-а класса к прохождению итоговой аттестации | Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и... | ||
Напоминаем, от того насколько полно и правильно заполнена анкета, зависит насколько быстро и правильно наш менеджер поймет ваши требования... | Ведь правильно решенное задание нужно правильно оформить, поскольку для корректной компьютерной обработки бланков нужен читаемый... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |